Вариант экзаменационного материала по русскому языку системы СПО
Вариант экзаменационного материала по русскому языку системы СПО
Авторская работа варианта промежуточной аттестации по русскому языку системы СПО, разработанная на основе материала еженедельного издания "Сто человек, которые изменили ход истории". Экзамен приближен к ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(1)Жизненный путь Альберта Эйнштейна был полон парадоксов. (2) Будущего гениального физика в школе считали ленивым, малоспособным, нерадивым учеником. (3)Когда же он получил мировое признание и стал гордостью немецкой науки, его, как еврея, нацисты вынудили покинуть страну. (4) Являясь убежденным сторонником мира, Эйнштейн, автор нескольких эпохальных открытий, косвенно способствовал изобретению атомной бомбы. (5) И наконец, лауреат Нобелевской премии в области оптики, для большинства людей он был и остается создателем знаменитой теории относительности.
Напишите номер предложения, в котором содержится ГЛАВНАЯ информация
1
данного текста.
ответ________________________
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПАРАДОКС. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
2
1.ПАРАДО́́КС - а, мн. нет, м. [Мысль, высказанная в такой фразе, что одна часть её противоречит другой(Классический пример - парадокс "Брадобрей": парикмахер бреет только тех жителей своей деревни, которые не бреются сами; должен ли он брить самого себя?) //Говорить парадоксами.
2.ПАРАДО́́КС - Нарезной чок; особая сверловка охотничьего ружья, у которого весь ствол гладкий, а конец дульного среза имеет широкие пологие нарезы; применяется для стрельбы пулей и дробью.
Основная идея, смысл чего-н.В чем п. вашего выступления, произведения?
3. ПАРАДО́́КС - Явление, кажущееся невероятным и неожиданным. II прил. парадоксальный, -ая, -ое (к 1 знач.). Жизнь полна парадоксов
4. ПАРАДО́́КС - В логике - противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям. Парадоксальный вывод.
ответ _______________
3
В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово:
запертА досУг звОним чЕрпать насорИт
ответ _______________
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
4
Участнику деловой или туристической поездки в США для оформления визы необходимо ПРЕДСТАВИТЬ пакет соответствующих документов.
Дефицит кальция в организме помогут ПОПОЛНИТЬ прежде всего такие продукты, как молоко, творог, сыр.
Участие в командных играх и других интересных спортивных мероприятиях дарит нам ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд бодрости.
При раскатывании теста необходимо периодически СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.
ответ _______________________________________________
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и напишите слово правильно.
5
БУХГАЛТЕРЫ килограмм ЯБЛОКОВ оплатить ПРОЕЗД
мало ОТМЕТОК в ОБЕИХ сумках
ответ _____________________________
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
6
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
К…снуться Р…стов В…негрет
Ум…лчать Заст…лить
ответ __________________
7
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1) по..кладка, о..бойный, на..строчный
2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный
3) на..граться, сверх..нвестиции, из..скать
4) бар..ерный, под…езд, обез..яна
ответ __________________
8
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Корн…вой Талантл…вый Корч…вать
Крош…чный Ищ…шь
ответ __________________
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
9
Маленький Альберт Эйнштейн (не) был вундеркиндом, и многие учителя сомневались в его умственной полноценности.
Замкнутый (не) разговорчивый Альберт часто становился объектом насмешек в школе.
Однако «(не)радивый» гимназист любил читать научно-популярные книги и занимался самообразованием.
Альберт (не)навидел тиранию и коллективные занятия, поэтому наставники, которые с хлыстом в руках выстраивали учеников в ряды, вызывали у него отвращение.
ответ ________________________________________________
Из предложений 1 – 4 выделенного в рамку текста (об Альберте Эйнштейне)) выпишите наречие.
10
ответ __________________
11
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Когда учен(1)ого просили показать его лабораторию, Эйнштейн отвечал: «Единствен(2)ое, что необходимо для мыслен(3)ого эксперимента, это ручка и лист бумаги»
ответ __________________
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
12
ЧТО (БЫ) избежать военной повинности, обязательной в довоенной Германии с 16-ти лет, Эйнштейну ВСЕ (ЖЕ) пришлось присоединиться к родителям и переехать в Италию.
(В) ОТЛИЧИЕ от Германии, в швейцарской Кантональной школе, где продолжал учебу Альберт, (НЕ) СМОТРЯ ни на что процветал дух свободы и демократии.
(В) ТЕЧЕНИЕ ста дней удачного 1905 года Эйнштейн опубликовал три гениальные теории, которые (ПО) ИСТИНУ стали эпохальными открытиями.
ЕСЛИ (БЫ) Эйнштейн мог предотвратить атомную бомбардировку любимой им Японии, он, участник ее создания, БЫЛ (БЫ) самым счастливым человеком.
ответ _____________________________________________________
13
Расставьте знаки препинания. Укажите номер предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Отец Эйнштейна не был адептом ортодоксального иудаизма и жесткого воспитания и не приучал детей к строгостям типичной верующей еврейской семьи.
В 1911 году ученый не только вступил в еврейский интеллектуальный кружок но и стал ярым сторонником создания еврейского государства в Палестине.
После бегства в Америку пацифистская позиция Эйнштейна неожиданно и кардинально изменилась.
Эйнштейн пережил и две мировые войны и период гонения и бремя всемирной славы.
ответ __________________
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
14
Получив в 1921 году Нобелевскую премию за открытие закона фотоэффекта (1) Эйнштейн довольно сдержанно встретил это известие (2) и передал ее денежную часть первой жене Милене (3) в память об их юношеской мечте завоевать премию сообща.
ответ __________________
15
В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ВВОДНОМ СЛОВЕ.
По свидетельствам очевидцев(1) Эйнштейн (2) узнав (3) что Америка сбросила бомбу на японский город Хирасиму (4) упал в обморок.
ответ __________________
16
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Альберт Эйнштейн (1) который считал(2) что все планеты вызывают искривление пространства (3) доказал (4) что световые лучи (5) огибая это искривление(5) отклоняются.
ответ __________________
17
Определите способ образования слова ПРИЗНАНИЕ (предложение 3).
ответ _______________________________________
18
Замените словосочетание эпохальных открытий построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
ответ _______________________________________
19
Выпишите ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ предложения
Жизненный путь Альберта Эйнштейна был полон парадоксов.
ответ _______________________________________
Перепишите данное предложение с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ, сделайте его схему.
20
Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия писал ученый Н(н)о вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей.
Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ, стоящим в начале предложения. Напишите номер этого сложного предложения.
ответ _______________________________________
Укажите правильное объяснение постановки ТИРЕ в предложении. Напишите номер этого предложения.
Один из символов ХХ столетия – гениальный ученый Альберт Эйнштейн.
Тире разделяет обобщающее слово и однородные члены предложения.
Тире разделяет части сложного предложения.
Тире обозначает место пропуска членов предложения.
Тире разделяет подлежащее и сказуемое.
ответ _______________________________________
Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, придаточные которого имеют ОДНОРОДНОЕПОДЧИНЕНИЕ. Напишите номер предложения, сделайте соответствующую схему.
ответ _________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите, какие СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ используется в предложении:
В 11 лет Альберт поступил в элитную мюнхенскую гимназию, где, как в немецкой армии, процветала палочная дисциплина.