Тематический зачёт по теме «Лексика и фразеология»
1. Укажите неверное утверждение.
1. Части речи выделяются на основе определённой общности лексического и
грамматического значений слова.
2. Лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой.
3. Омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимов.
4.Среди неологизмов встречаются устаревшие слова.
5.Историзмы и архаизмы составляют пассивный запас русского языка.
6. Фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы.
2. Придумайте и запишите с/сочетания с приведенными ниже словами, чтобы они употреблялись в переносном значении.
Лететь, острый, шептать, быстрый, серебряный, шуметь. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3. Подберите сначала синонимы, а затем антонимы к именам прилагательным в каждом словосочетании.
1. Близкое расстояние - ______________________________________________
Близкий друг -______________________________________________________
2. Грубая ткань-______________________________________________________
Грубый голос_-______________________________________________________
3. Жгучее солнце -_______________________________________________________
Жгучая боль -_______________________________________________________
4. Расположите синонимы в порядке усиления значения: ХОЛМ, ПРИГОРОК, ГОРКА, ВОЗВЫШЕННОСТЬ, ГОРА._____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ОШИБКА, ОПЛОШНОСТЬ, ПОГРЕШНОСТЬ, ПРОМАХ__________________________
_____________________________________________________________________________
5. Подберите к словам из левого столбика соответствующие по употреблению слова из правого столбика.
1. Воинская - а/ наука ; б/ обязанность; в/ разведка.
2. Годичные - а/ оценки; б/ кольца; в/ доходы.
3. Проступок - а/ неблаговидный; б/ честный; в/ невольный.
4. Цветовая - а/ фотография; б/ гамма; в/ ручка.
5. Одеть - а/ пальто; б/ ребёнка; в/ на голову.
6.Укажите строку, в которой все слова заимствованные.
1. Фельдфебель, комфорт, лекарь, земля.
2. Ватрушка, жнец, мичман, галстук.
3. Медальон, мольберт, либретто, гитара.
4. Пудинг, квас, одуванчик, хоккей.
7. Укажите строку, в которой все слова являются старославянизмами.
1.Глава, хождение, ворота, ягненок.
2 Голова, хожу, врата, агнец.
3. Голова, хождение, ворота, ягненок.
4. Глава, хождение, врата, агнец.
8. Определите лексическое значение слов:
БРИФИНГ - __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
МЕНЕДЖЕР__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРОДЮСЕР _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
САЙТ ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Определите значение фразеологизмов:
ГОВОРИТЬ ПОД РУКУ ________________________________________________________
НИ РЫБА НИ МЯСО___________________________________________________________
ПОЛОЖА РУКУ НА СЕРДЦЕ ___________________________________________________
КАК С ГУСЯ ВОДА ___________________________________________________________
ПРОЩЕ ПАРЕНОЙ РЕПЫ______________________________________________________
10. Укажите соответствие антонимических фразеологизмов левого и правого столбиков.
1 Семи пядей во лбу 6. Как кошка с собакой
2. Дойная корова 7. Не робкого десятка
3. Китайская грамота 8. Олух царя небесного
4. Заячья душа 9 Бездонная бочка
5 . Проще пареной репы. 10 Душа в душу.
11. Укажите предложения, в которых используется антитеза для создания художественных образов.
Люблю я пышное природы увяданье…
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Не знаю, жить мне много или мало, иду я к свету иль во мрак ночной…
Пришёл мой час, пришла моя пора. Свалилась с плеч тяжёлая гора.
Минувшего нельзя нам воротить, грядущему нельзя не доверяться.
Дома новы, но предрассудки стары.
О как мучительно тобою счастлив я…
8) Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем…