Технологическая карта
ученика (-цы) 9 класса
______________________________________________________
Задание 1. «Верные и неверные утверждения». Выделите верные утверждения в
1. Грамматика включает в себя морфологию и синтаксис..
2. Синтаксис изучает словосочетания и предложения.
3. Существует два способа связи слов в словосочетании (управление, примыкание).
4. Предложение – это синтаксическая единица.
5. В сложном предложении одна грамматическая основа.
6. Союз а, но, да (=но), однако, зато, же – подчинительные союзы.
7. В ССП с противительными союзами одно явление противопоставляется другому.
8. Предложение День был холодный, но ясный – это ССП с противительным союзом но.
9. [ ] , и [ ] – верная схема ССП с соединительным союзом.
10. ССП с соединительными союзами обозначают явления, которые происходят одновременно или последовательно.
11. и, тоже, также, да (=и), зато, ни…ни – соединительные союзы.
Задание 2. Распределите сочинительные союзы
Сочинительные союзы |
противительные | соединительные | разделительные |
| | |
Союзы: и, а, но, ни…ни, зато, тоже, однако, да (=но), да (=и), также, же
Задание 3. Произведите синтаксический разбор предложения
Солнце село и спряталось за горизонт.
Задание 4. Расставьте знаки препинания. Определите, что они разделяют: однородные члены или простые предложения.
1. Высоко в небе летят журавли и далеко слышен их звонкий крик .
2. Зима уходит и весело чирикают воробьи .
3. Голубеет небо и кричат грачи .
4. Зачирикал громко и тревожно воробей и все воробушки сразу скрылись .
5. Рябчики выпорхнули и расселись по елкам и березкам .
6. Скворцы вывелись и улетели и давно их место в скворечнике занято воробьями .
7. Все вороны поднялись с дерева и помчались темной тучей за филином.
8. Прилетел журавль сел среди кочек и стал разгуливать .
Задание 5. Допишите сложносочиненные предложения.
1)[ Ласточки низко летали над землей], и [ ].
2)[ ] , а [ворона уже свила себе гнездо].
Задание 6. Тестирование.
Главные члены предложения – это:
А) подлежащее и сказуемое
В) определение и дополнение
С) дополнение и обстоятельство.
2. Сложное предложение состоит из:
А) нескольких слов
В) нескольких словосочетаний
С) нескольких простых предложений
3. Укажите предложение с сочинительным соединительным союзом:
А) Все смолкли, зато громче затрещали, разгораясь, ветки.
В)Мне тоже не сиделось на месте.
С) Хвали утро вечером, а жизнь под старость.
4. Сложные предложения делятся на:
А) союзные, бессоюзные
В) обособленные, необособленные
С) главные и зависимые
5. Укажите сложное предложение:
А) Казахстан считается степным краем.
В) Море бушует, и волны разбиваются о берег.
С) Но есть здесь необычный уголок – это Боровое.
6. Сочинительные союзы делятся по значению на:
А) соединительные, противительные, разделительные
В) формообразующие, отрицательные, модальные.
С) первообразные, непроизводные, производные.
7.
1. Выпишите номера простых предложений с однородными членами. Учтите, что запятые не проставлены._______________________________
2. Выпишите номера сложных предложений. Учтите, что запятые не проставлены._________________________________
В тайге водятся волки и рыси.
В березовых рощах сосновых борах растут белые грибы.
Море бушует и волны разбиваются о берег.
Солнце поднялось, но греет неласково.
С утра реку затянуло туманом но рыбаков это не испугало.
Лето собирает а зима подъедает.
Ребята не купались а загорали.
Чуть потянул ветер и полилась река листопада.
Текли воды в реках и шумели ветра.
Ветер согнул тонкую осинку но не сломал.