kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксис и пунктуация. Дидактические материалы для зачёта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические материалы для групповой работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис и пунктуация. Дидактические материалы для зачёта.»

Дидактический материал

5 класс

Синтаксис и пунктуация.

1 Простые и сложные предложения

А) Списывание с грамматическим заданием

Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений

1. В городском парке росли лилии розы тюльпаны.

2. Прил...тели птицы и наполнили лес своим шумом.

3 Лебеди испустили какой-то странный крик взмахнули б..льшими крыльями и пол...тели с х..лодных п..лей в тёплые края

4. Синицы маленькие бойкие умные ло..кие птицы. 5. Лес пахнет дубом и с...сной.


Б) Проверочная работа «Однородные члены предложения»

Дата______________________ ФИ ______________________________

Задание: спишите, расставьте знаки препинания,

подчеркните однородные члены предложения, укажите способ выражения,

составьте схемы .

1. Мороз к…люч…м пухом оковал дубы каштаны г…лубые ели.___________________

2 Дятлы зяблики с…ницы и сол…в…и об…тают в наших л…сах.__________________

3 Сад степь двор всё было в х…лодной тени.__________________________________

4 На лугах расцвели яркие цв..ты маки вас…льки р…машки._____________________

5 Звонко тонко журчит в руч…ях в…да

Вопросы для зачёта


1.Однородные члены предложения(определение,примеры).

2. Знаки препинания при однородных членах предложения(схема,при

3.Обращение.(определение,примеры)

4.Простые и сложные предложения(определения,примевы)

5.Виды сложных предложений(схема,примеры)

6.Союзы(схема,примеры

7.Прямая речь.Пунктуация.

8.Диалог.Пунктуация.



Фонетика Графикаэ. Орфография

Работа в паре

Задание: 1. Сформулируйте,что такое алфавит,

каллиграфия.

2. Расположите в алфавитном порядке вещи,которые «Дама сдавала в багаж» в стихотворении С. Маршака:

… диван,

чемодан,

саквояж,

корзину,

картонку

и маленькую собачонку.

3. Зачем нам нужен алфавит?



Вопрос1.

1.Расскажите о правописании н(нн) в причастиях.
2.Вставьте пропущенные буквы:
стел_щийся туман; развева_щийся флаг; вид_щий цель; сверка_щие 
звёзды; изуча_щий науки.
3.Выберите и объясните н(нн); слитное или раздельное написание (не).
(Не)глажен(нн)ая сорочка; (не)глажен(нн)ая, а мятая сорочка;
(не)глажен(нн)ая мною сорочка.
4.Расставьте знаки препинания.
Обед продолжавшийся около трех часов кончился.


Вопрос 2.

1.Расскажите о правописании не с причастиями.
2.Вставьте пропущенные буквы:
чита_мый журнал; вид_мая цель; освеща_мая тропинка; оберега_мый от 
сырости. 
3.Выберите и объясните н(нн); слитное или раздельное написание (не).
(Не)крашен(нн)ый стол; (не)крашен(нн)ый давно стол; (не)крашен(нн)ые, а
побелен(нн)еы стены.
4.Расставьте знаки препинания.
Остров озаренный солнцем пышно и ярко сиял над водой.


Вопрос4.

1.Расскажите о правописании н(нн) в причастиях.
2.Вставьте пропущенные буквы:
от надвига_щейся тучи, поднимающ_мся облаком, вьющ_юся зелень, о 
моросящ_м дожде.
3.Выберите и объясните н(нн); слитное или раздельное написание (не).
(Не)жарен(нн)ая картошка; (не)жарен(нн)ая мною картошка; 
(не)жарен(нн)ая, а сварен(нн)ая картошка.
4.Расставьте знаки препинания:
Полил дождь не прекращавшийся в течение целого часа.


Вопрос 3.

1.Расскажите о правописании не с причастиями.
2.Вставьте пропущенные буквы:
в стел_щемся тумане, прихрамыва_щей походкой, с улыба_щимся лицом,
люб_щим взглядом, хмур_щий брови мальчик, бре_щийся юноша
3.Выберите и объясните н(нн); слитное или раздельное написание (не).
(Не)гружен(нн)ые вагоны; (не)гружен(нн)ые товаром вагоны;
(не)гружен(нн)ые, а пустые вагоны.
4.Расставьте знаки препинания.
Листва сорванная с деревьев закружилась в воздухе..






Билет 5.

1.Расскажите о правописании не с причастиями.
2.Вставьте пропущенные буквы:
чита_мый журнал; вид_мая цель; освеща_мая тропинка; оберега_мый от 
сырости. 
3.Выберите и объясните н(нн); слитное или раздельное написание (не).
(Не)печен(нн)ый пирог; (не)пропечен(нн)ый, а сырой пирог; 
(не)пропечен(нн)ый в печи пирог.
4.Расставьте знаки препинания.
Два подростка( не)видимые в сумерках спутывали лошадей



Вопрос 6.

1.Расскажите о правописании н(нн) в причастиях .
2.Вставьте пропущенные буквы:
стел_щийся туман; развева_щийся флаг; вид_щий цель; сверка_щие 
звёзды; изуча_щий науки.
3.Выберите и объясните н(нн); слитное или раздельное написание (не).
(Не)морожен(нн)ая рыба; (не)морожен(нн)ая, а свежая рыба;
(не)морожен(нн)ая мною рыба. 
4.Расставьте знаки препинания.
Город растрёпа …ый бурей выглядел косматым и тёмным.




. В каких словах пишется –нн-:

1) жела__ый;

2) зимы студё__ой;

3) беше__ый шторм;

4) сруб нетёса__ый;
5) броше__ое к нашим ногам;

6) она была огорче__а и взволнова__а

7) скоше__ых полей;

8) исписа__ый лист;
9) невида__ых людей;

10) вещей, виде__ых мной.


Объясните выбор –нн-







  С какими словами НЕ с причастиями пишется раздельно?

1) привыкший к никогда (не) стихающему гулу;
2) (не) дописанная страница;
3) ещё (не) названная тема;
4) (не) подкованные на острые шипы лошади;
5) (не) сорванных цветов;
6) стакан (не) допит;
7) (не) высказанный упрёк;
8) (не) доумевающий взгляд;
9) ещё (не) дочитанную книгу;
10) (не) узнаваемый с некоторых пор.


Объясните правописание остальных слов

В каких словах пишется –нн-? Объясните правописание:

1) жела__ый;

2) зимы студё__ой;
3) беше__ый шторм;

4) чурбан нетёса__ый;
5) броше__ое к нашим ногам;

6) она была огорче__а и взволнова__а;
7) скоше__ых полей;

8) исписа__ый лист;
9) невида__ых людей;

10) вещей, виде__ых мной.

Обучающие и развивающие возможности

дидактического материала

(система заданий).

Практическая часть.

В рамках системно-деятельностного подходаустановлена принципиальная возможность формирования мотивации учеников посредством организации деятельности учащихся через отбор и структуирование учебного содержания, организацию деятельности учащихся и учебного сотрудничества. Следует раскрыть учащимся личностный смысл самого процесса обучения ( для чего и ради чего они учатся), значимости процесса учения в школе для реализации профессиональных планов, межличностных и ролевых отношений в социальной практике взрослой жизни. Таким образом, нужна организация как предметности учебной деятельности учащихся, так и системы социальных взаимодействий и учебного сотрудничества. Необходимым условием также выступает специально организованная рефлексия учащимся своего отношения к учению, его результатам, самому себе как к объекту преобразующей учебной деятельности.

Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сот рудничества, задающих новые уровни мотивации, - это стратегия мотивации учения.

Развитие познавательных интересов является важной задачей. Учитывая то, что для значительного числа младших подростков по-прежнему характерна откликаемость на новые стимулы и впечатления, а это является препятствием в развитии любознательности, неоходимо изменить подходы к отбору дидактического материала: не теряя своей занимательности, он должен быть направлен на развитие мотивации учебной деятельности.

Предлагаю рассмотреть некоторые задания и формы работы , способствующие развитию познавательной мотивации учащихся на разных этапах урока.

1 Открытие нового знания ро ФГОС (ввод темы)

5 класс

Приветствую знатоков русского языка и приглашаю на турнир.Победит тот, кто первым преодолеет все препятствия. Победитель получит право назвать тот раздел, который мы будем изучать, и напишет это название на доске.

Задача: неоходимо правильно ответить на вопросы по повторению, чтобы вписать в окошко это таинственное слово.


1.Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет.

2.С какой буквы пишем название падежа, который узнаём по вопросу кто?

3. С какой буквы пишем название неизмняемой части речи (один из вопросов к ней — как?)

4. Первая буква падежа, отвечающего на вопрос кем?

5. Третья буква в названии части речи, обозначающей действие.

6 .Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета.

7. Первая буква в названии части слова, стоящей между корнем и окончанием.

8. Эта буква самый распространённый союз.

9. Звук, который мы слышим на конце слова груз.

Впиши название нового раздела.



















и пунктуация.

Работа в паре.


Прочитайте следующую историю. Впишите недостающее слово.

Стояли на своих местах в словаре а, не, перо, писать, ум.

- Что же из них можно составить , - размышлял ученик. - О, получается прекрасное предложение: Не пером пишут, а умом! В нём можно выделить словсочетания пишут умом , пишут пером. Так слова связываются в цепочку, а раздел языкознания, изучающий соединение слов - словосочетания и предложения — называется …..........................

Закончите мысль:

В разделе науки о языке — синтаксисе — изучаются.............................................................................................

Молодцы. НО подождите, уважаемые рыцари! В названии темы два слова. Что, на ваш взгляд, означает второе?

Словарно-орфографическая работа.

Пунктуация (от латинского пунктум – точка)

Пунктуационный

7 класс

2.Работа в паре.

Задание: сформулируйте тему урока, выписав выделенные слова

Открыаешь настежь двери.

Прогоняешь скуку прочь.

Вскачь пускаешься и веришь,

Что напишешь всё точь- в точь,

Так, как надо: вот шипящий,

Вот за ним есть настоящий,

Без подделки мягкий знак -

без него нельзя никак.

Так в конце он засияет,

Что кому-то «пять» поставит.

Закрепление изученного

6 класс

Орфограмма «О,Ё после шипящих»

1.Мысленно зачёркивая буквы Б. У, Д, вы получите предложение. Запишите его. Это высказывание нашего современника , российского юмориста Стаса Янковского.


Г

Б

Р

А

У

Д

М

О

Т

У

Н

О

С

Т

У

Ь

-

У

Э

Б

Т

О

Д

В

Б

Е

Д

Ж

У

Л

И

Д

Б

В

О

У

С

Т

Ь

Д

У

А

Б

В

Т

Б

О

Р

А

Д

П

О

Б

У

О

Т

Н

О

Ш

У

Б

Е

Б

Н

И

Д

Ю

У

К

Д

Ч

И

У

Д

Т

А

Б

Т

Д

Е

Л

Б

Ю

.



Как вы понимаете этот афоризм? В качестве примеров приведите слова с изучаемой орфограммой.

Выполните пунктуационный разбор.

2 Графический диктант.


Задание: послушай те внимательно слова,

определите, какую букву - О, Е, Ё – нужно писать.

Впишите её в таблицу.

  1. Капюшон, 2) течёт ,3) за крыльцом, 3) щётка, 4) с товарищем, 5) холщовый, 6) шорох, 7) подстрижёт, 8) в большом (доме), 9) бельчонок, 10) чётный, 11) кумачовый, 12) дешёвый, 13) шёпот, 14) быстрым стрижом.

Какой вариант данного задания вы можете предложить классу?


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14
















Взаимопроверка

Оценка:

6 класс

Групповая работа.

В группе есть координатор,он проводит опрос в форме «Светофора» и внутри группы решают по какому маршруту группа будет работать.

Повторение темы «Имя прилагательное»

Работа с текстом.


1. Выборочная работа.

Задание :

        • определите стиль текста ,

        • озаглавьте текст,

        • выпишите из текста прилагательные, определите

разряд прилагательных,

        • выполните грамматическое задание

или сформулируйте задание для группы самостоятельно.

По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник через глухой лес. Много птиц и зверей видел он в лесу. В молодом осиннике, на припёке, пасутся люди, а по лесному оврагу пробирается в своё логово, бежит с добычей старый волк... Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Тёплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветёт на опушках черёмуха, защёлкают над ручьями голосистые соловьи...





Правописание прилагательных.


4.Распределить.


Задание:

*заполните таблицу, распределяя с словосочетания по видам

орфограмм.


Ветер свеж..., в лунн... сиянии, в холодн... воду, из син... воды, в больш...м

овраге, в пахуч...й хвое, пирог горяч..., на весенн... солнышке, день хорош...,

на чуж...й стороне, в тёмн... ночь, хорош...му человеку. С младш...братом, на свеж... воздухе, квас шипуч..., в колюч...м кустарнике, на дальн... планету,

воздух свеж...

Какие словосочетания можно записать в два столбика?


2.Осложнённое списывание.

Задание: * вставьте пропущенные буквы,

* обозначьте орфограмму №19.


1.Солнце в...село (над) прос...ками (в) осенн... дыму.

2.(В) тёмн... осень з...мля укрывает...ся жёлт... л...ствой 3.(В) бел... саду слышит...ся звонкая песенка синицы. 4.Травы прячут син... фиалку, (от) черёмухи л...тит сн...жок.

5.Мы выходим (в) тень прохладн... .



3. Заменить.


Задание: *замените полные прилагательные краткими,

*обозначьте орфограмму №18.


  1. Хороший гербарий

  2. Линючий ситец

  3. Шипучий лимонад

  4. Колючий кустарник

  5. Горячий спор

  6. Дремучий лес

  7. Сыпучий песок

  8. Жгучий мороз

  9. Могучий дуб

  10. Блестящий снег.


4. Заполните таблицу.


Гласные в падежных окончаниях прилагательных

О-е после шипящих в окончаниях прилагательных

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую





5.Восстановить.

Задание: * соедините пословицы,

* обозначьте орфограмму


1. От хорош...го дерева

да малая капля.

2.На чуж...й стороне

её и так заметят.

3.Из больш...й тучи

хороший плод.

4.Не хвались хорош..й работой

лучше больш...го безделья.

5.Маленькое дело

и весна не красна.


Литература.

М.Ю.Лермонтов.


Актуализация опорных знаний.

1 проверка знаний литературоведческих терминов.

а ).Приём «Сложи пазлы»


1) Эпитет

а) сопоставлениепредметов, явлений, действий по каким-либо свойствам

2) Олицетворение

б) художественное определение

3) Сравнение

в) перенесение свойств живого существа на неживое

40 Гипербола

г) преувеличение


      1. Приём «Четвёртое лишнее»


Укажите в каждом ряду лишнее, объясните ваш выбор.


      1. Малиновое варенье, малиновый закат, малиновый звон, малиновые щёки

      2. Серебряный снег, серебряный голос, серебряная брошь, серебряные волосы

      3. Актриса поёт,ветер поёт, душа поёт,сердцё поёт

      4. Снег лежит на ветвях белой бахромой; кружатся снежинки , как маленькие звёздочки; снежные хлопья похожи на белых медвежат; сосны стоят под снегом , словно белые великаны.


Работа в группе


Цель: формирование умения оценивать факты , события, явления и прцессы с помощью разных критериев,выделять причинно-следственные сязи.

Задание: нужно аргументировать ответить на вопросы о причинах судьбы героев литеатурных произведений.


Один из персонажей романа Ж . Верна «Дети капитана Гранта» был высажен на необитаемый остров в наказание за совершённые злодеяния.

«Джон Магале заранее распорядился привести на остров несколько ящиков с консервами, одежду , инстру.менты, оружие, а также запас пороха и пуль. Таким образом, боцман (Айртон) получил возможность работать и , работая, переродиться. У него было всё необходимое, даже книги.»

Однако, когда герои другого романа Ж.Верна «Таинственный остров» через много лет нашли Айртона , он уже потерял человеческий облик, превратился в «белую обезьяну».

  • Почему не оправдалась надежда Джона Магале , что Айртон сможет «работая , переродиться» ?


  • Есть другой герой — Робинзон Крузо, которым все восхищаются.

Почему этому человеку , оказавшемуся в условиях более сложных, чем Айртон, удалось сохранить свой интеллект и человеческое достоинство ?

  1. Приём «шесть критических шляп».

1 группа –белая шляпа: точно, без искажений ,с ж а т о, но не пропуская важныхдеталей, пересказать текст.

2 группа – красная шляпа: высказать своё непосредственное читательское восприятие текста, назвать эмоции, которыевозникают при знакомстве с содержанием

3 группа – синяя шляпа: анализ текста с точки зрения формы и содержания

4 группа – чёрная шляпа – отрицательное в тексте, то, чего не хватает, что не получилось

5 группа – жёлтая шляпа: достоинства текста, удачи автора

6 группа – зелёная шляпа: творческое представление произведения.

Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»



Рефлексия

Мотивация к рефлексии:


  • Что необходимо сделать в конце урока?

  • Назовите ключевые слова урока.

  • Задайте вопросы по теме урока.


Методика «Незаконченное предложение»


Продолжите любое понравившееся предложение:


  • На это уроке я узнал(а), что...

  • Мне было сложно, когда...

  • Я удивился (-лась), когда...

  • Я наконец-то понял(а)...

  • Я понял(а). что теперь могу...

  • У меня получилось...

  • Хотелось, чтобы этот урок...

  • Я оцениваю атмосферу на уроке...




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синтаксис и пунктуация. Дидактические материалы для зачёта.

Автор: Выборнова Наталия Викторовна

Дата: 22.02.2017

Номер свидетельства: 394786


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства