общеобразовательное учреждение лицей с. Хлевное
от 28.08.2015г. русского языка и
Протокол №1 от 26.08.2015г.
Данная рабочая программа предназначена для 6 «в» класса, который состоит из 23 обучающихся.
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по русскому языку, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы, базовый уровень), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов, рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. - М.: Дрофа, 2013 и учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку и обязательного минимума содержания учебных программ, учебники входят в Федеральный перечень, обеспечивает преемственность, имеется УМК.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Данная рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы. Программа предназначена для проведения уроков русского языка по учебно-методическому комплексу М.М. Разумовской и др. в 6 классе и рассчитана на 210 часов в год (6 часов в неделю). Из них развитие речи – 40 ч., контрольные, самостоятельные, сочинения, изложения, диктанты, тестирование – 30.
Программа ориентирована на учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс»/ Авт.-сост. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И Капинос; под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014г
Слово как основная единица языка.
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.
Текст: способы и средства связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочет; сложный план.
Стили речи: научный стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
Типы речи: описание места, описание состояния природы, рассуждение-объяснение.
Композиционные формы: аннотация, отзыв, структура научного определения понятая.
Основные требования к выборочному изложению.
Морфология и синтаксис как разделы грамматики.
Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок.
Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Употребление причастий в текстах разных стилей.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей.
Культура речи. Особенности произношения деепричастий в некоторых форм причастий. Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Числительные простые, сложные и составные; их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.
Нормы употребления числительных в устной речи.
Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.
Культура речи. Правильное употребление в речи числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными.
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.
Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении.
Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ем») и т. д.
Повторение, обобщение и закрепление, полученных знаний, умений и навыков.
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности обучающихся |
I | О языке | 1 | |
| Слово – основная единица языка. | 1 | Формирование у уч-ся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия): изучение содержания параграфа, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах сильный-слабый с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
II | Язык. Правописание (повторение изученного в 5 классе) | 17+3 ч. р.р.) | |
| Р.р. Что мы знаем о речи, её стилях и типах. | 2 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, проверочный диктант, построение рассуждения на лингвистическую тему, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Орфография и пунктуация. | 2 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм и пунктограмм на основе художественного текста, стартовое тестирование, анализ текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Употребление прописных букв. | 1 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм на основе художественного текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Буквы ь и ъ. | 1 | Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности):коллективная работа (структурный анализ слова по составленному алгоритму), работа в парах, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Орфограммы корня. | 4 | Формирование у уч-ся умений построения и реализации знаний: работа по алгоритму, работа в парах по составлению рассуждения при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Правописание окончаний | 3 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм по алгоритму на основе художественного текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными. | 3 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): практическая работа в парах сильный - слабый по образцу выполнения задания с последующей взаимопроверкой; групповая работа (написание подробного изложения) с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Самостоятельная работа | 1 | Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы, контроль и самоконтроль изученных понятий; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
| Р.р. Что мы знаем о тексте. | 1 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: анализ текстов по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, составление плана текста, написание сочинения-миниатюры, конструирование и редактирование творческой работы при консультативной помощи учителя, групповое проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
| Контрольный диктант | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий (по вариантам) с последующей взаимопроверкой; индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Анализ контрольного диктанта | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): практическая работа в парах сильный —по образцу выполнения задания с последующей взаимопроверкой; групповая работа с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; работа в парах |
III | Морфология (на основе изученного в 5 классе) | 41+ 16ч.р.р. | |
| Части речи и члены предложения. | 2 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): коллективная работа (объяснение постановки знаков препинания в диалоге); самостоятельная работа (составление схем предложений с прямой речью) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; работа в парах сильный — слабый, групповая лабораторная работа с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по алгоритму проведения морфологического анализа; проектирование способов выполнения домашнего задания. |
| Р.р. Разграничение деловой и научной речи. | 1 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного по алгоритму на основе текста, составления текста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Характеристика научного стиля. | 1 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного по алгоритму на основе текста, групповая работа с дидактическим материалом, составления текста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Морфологические признаки имени существительного | 2 | Формирование у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный-слабый (морфологический разбор слова по образцу выполнения задания; синтаксический разбор), групповая работа (анализ текста (по вариантам) с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Словообразование имён существительных. | 2 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа с интерактивной доской, групповая лабораторная работа (анализ структуры слова и определение способов его образования), проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
| Правописание сложных имён существительных. | 3 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученных орфограмм по алгоритму на основе художественного текста, написание диктанта, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Употребление имён существительных в речи | 2 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа (анализ текста) с последующей самопроверкой, взаимопроверкой, работа в парах (составление словарика языковых особенностей текста),комплексное повторение ранее изученного на основе художественного текста, индивидуальное задание (написание сочинения-миниатюры, словарик образных средств), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Произношение имён существительных | 1 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный-слабый, самостоятельная работа по памятке выполнения задания с последующей самопроверкой, коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта с грамматическим заданием с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя по диагностической карте типичных ошибок; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах |
| Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное» | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа с лингвистическим портфолио (составление памятки проведения работы над ошибками в контрольном диктанте); практическая работа в группах сильный — слабый (конструирование текста с использованием имен существительных по образцу); самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Р.р. Определение научного понятия. | 1 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа (анализ текста научного стиля по алгоритму выполнения задания); самостоятельная работа с дидактическим материалом; практическая работа в парах сильный – слабый при консультативной помощи учителя; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье». | 2 | Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритм написания сочинения-описания: коллективная работа (групповая, проектная) с использованием алгоритма составления плана для описания картины, работа в парах (составление словарика языковых особенностей текста), индивидуальное задание (словарик образных средств) |
| Морфологические признаки имени прилагательного | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т. д.): групповое составление алгоритма определения морфологических признаков имён прилагательных при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по практическому материалу учебника по памятке выполнения лингвистической задачи; проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Словообразование имён прилагательных. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по практическим материалам учебника с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя; групповая лабораторная работа при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания; фронтальная работа с орфограммами( по дидактическому материалу) при консультативной помощи учителя; индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Правописание сложных имён прилагательных. | 3 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый; самостоятельная и и парная работа с дидактическим материалом; составление алгоритма рассуждения на лингвистическую тему; групповая работа по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; лабораторная работа (определение структуры и способа образования имён прилагательных по алгоритму выполнения задания); написание объяснительного диктанта; проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных. | 4 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый; самостоятельная и и парная работа с дидактическим материалом; составление алгоритма рассуждения на лингвистическую тему; групповая работа по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; лабораторная работа (определение структуры и способа образования имён прилагательных по алгоритму выполнения задания); написание объяснительного диктанта; проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Рассуждение-объяснение. | 1 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа (анализ текста научного стиля по алгоритму выполнения задания); самостоятельная работа с дидактическим материалом; практическая работа в парах сильный – слабый при консультативной помощи учителя; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Написание сочинения рассуждения-объяснения | 1 | Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритм написания сочинения рассуждения-объяснения: коллективная работа (групповая, проектная) с использованием алгоритма составления плана для написания рассуждения-объяснения. |
| Употребление имён прилагательных в речи | 1 | Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа с заданием пункта Учимся читать и пересказывать лингвистический текст по алгоритму выполнения задачи; фронтальная беседа по содержанию учебника; индивидуальные задания (анализ поэтического текста); самостоятельное проектирование способов дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Сочинение по картине А.М.Герасимова «Дары осени» | 2 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т. д.): работа в парах сильный – слабый (составление плана к сочинению); групповая работа по составлению текста –описания картины при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Произношение имён прилагательных | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т. д.): составление конспекта статьи учебника ; работа в парах сильный – слабый по составлению лингвистического рассуждения при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; групповое проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах, способов выполнения домашнего задания |
| Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное» | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая работа над ошибками по диагностической карте типичных ошибок пои консультативной помощи ученика-эксперта; творческая работа (составление текста-рассуждения на лингвистическую тему) при помощи консультанта; групповое проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Р.р. Характеристика делового стиля. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая практическая работа; самостоятельная работа (конструирование текста); самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Морфологические признаки глагола | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т. д.): работа в парах сильный — слабый с теоретическим материалом учебника ; составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему ; групповая работа при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Словообразование глаголов. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый при консультативной помощи учителя для составления памятки в лингвистическое портфолио; индивидуальная проектная работа по алгоритму выполнения задания с последующей самопроверкой по диагностической карте типичных ошибок; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания с учетом допущенных ошибок при консультативной помощи учителя |
| Правописание приставок при- и пре-. | 3 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа по дидактическому материалу при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; работа в парах сильный — слабый с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по вариантам; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Буквы ы – и в корне после приставок. | 2 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: групповая работа по материалам учебника с последующей взаимопроверкой, самопроверкой; работа в парах сильный — слабый выполнение грамматического задания с последующей проверкой учителя); коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Текст. Способы связи предложений в тексте. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по материалам учебника; групповая лабораторная работа с последующей взаимопроверкой; составление лингвистического рассуждения по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Текст. Средства связи предложений в тексте. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): лабораторная работа по тексту художественной литературы по вариантам с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; работа в парах сильный — слабый с заданием пункта Учимся употреблять средства языка; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа (подготовка к написанию сочинения по картине по дидактическому материалу с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания); составление рассказа по рисункам; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Употребление глаголов в речи. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая лабораторная работа по материалам учебника и дидактическому материалу с последующей взаимопроверкой; составление лингвистического рассуждения; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Произношение глаголов | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: групповая работа с последующей взаимопроверкой; работа в парах сильный — слабый (выполнение грамматического задания с последующей проверкой учителя);орфографическая работа по алгоритму выполнения задания и самопроверки; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Обобщающее повторение по орфографии | 2 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий (по вариантам); индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол» | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т. д.): работа над ошибками в контрольном диктанте по диагностической карте типичных ошибок при консультативной помощи учителя; групповая работа (составление текста-рассуждения на лингвистическую тему) с последующей взаимопроверкой; индивидуальная работа по учебнику и дидактическому материалу; проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Р.р. Текст. Употребление параллельной связи с повтором. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по материалам учебника; групповая лабораторная работа с последующей взаимопроверкой; составление лингвистического рассуждения по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Текст. Как исправить текст с неудачным повтором. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): лабораторная работа по тексту художественной литературы по вариантам с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; работа в парах сильный —слабый; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
IV | Морфология. | 91 | |
1 | Причастие | (30 ч.+7ч.р.р.) | |
| Что такое причастие. | 2 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): групповая работа по теоретическому материалу учебника ; работа в парах сильный —слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Причастный оборот. | 5 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): групповая работа по теоретическому и дидактическому материалу учебника ; работа в парах сильный —слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; лабораторная работа (анализ художественного текста с причастными оборотами); самостоятельная работа; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. | 5 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): групповая работа по материалам учебника; работа в парах сильный —слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельное конструирование причастий с последующей взаимопроверкой; индивидуальная работа с дидактическим материалом при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; объяснительный диктант; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Способы сжатия текста | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): групповая работа по материалам учебника; работа в парах сильный —слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Обучение способам сжатия текста. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая работа (сжатие текста) по алгоритму выполнения лингвистической задачи при консультативной помощи учителя; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Полные и краткие причастия. | 2 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая практическая работа; групповая проектная работа (анализ текста с полными и краткими причастиями)с последующей взаимопроверкой; индивидуальное задание с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Тестирование по теме «Причастие». | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание теста по теме «Причастие»с последующей взаимопроверкой по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Анализ работ. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая аналитическая работа над типичными ошибками в тестовых заданиях; индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Буквы н и нн в причастиях. | 6 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный —слабый; фронтальная работа с орфограммами (по дидактическому материалу); групповая работа с последующей взаимопроверкой; составление лингвистического рассуждения на тему урока; объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой; самостоятельная творческая работа; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Типы речи. Повествование художественного и разговорного стилей. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная и парная работа с орфограммами по дидактическому материалу, материала учебника; работа в парах сильный —слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; коллективное редактирование текста; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Повествование в рассказе. Рассказ по картинам Н.Радлова | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах (составление плана текста, определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации) при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания; самостоятельное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 5 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный —слабый с теоретическим материалом учебника; групповая работа по вариантам при консультативной помощи учителя; объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой; конструирование словосочетаний с причастиями (с не) при консультативной помощи учителя; самостоятельная работа с тестами с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя; составление сравнительной таблицы по теме «Не с разными частями речи»; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Обобщение по теме «Причастие» | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий (по вариантам); индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Анализ контрольного диктанта по теме «Причастие» | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т. д.): работа над ошибками в контрольном диктанте по диагностической карте типичных ошибок при консультативной помощи учителя; групповая работа (составление текста-рассуждения на лингвистическую тему) с последующей взаимопроверкой; индивидуальная работа по учебнику и дидактическому материалу; проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Р.р. Повествование делового и научного стилей. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый по практическим материалам учебника с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Сжатое изложение. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа с лингвистическим портфолио (составление памятки написания сжатого изложения) при консультативной помощи учителя; работа в парах сильный — слабый (написание сжатого изложения); групповое проектирование способов выполнения домашнего задания |
2 | Деепричастие | (25 ч.+5ч.р.р) | |
| Что такое деепричастие. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по практическим материалам учебника с последующей взаимопроверкой; индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Деепричастный оборот. | 5 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый (составление памятки по теоретическим материалам учебника); работа в группах (комплексное повторение на основе материала учебника, дидактического материала) с использованием составленных на уроке алгоритмов и памяток; конструирование предложений с деепричастными оборотами; работа с тестами с последующей взаимопроверкой; самостоятельная творческая работа; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Правописание не с деепричастиями. | 2 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): групповая работа с лингвистическим портфолио (составление памятки по теоретическим материалам учебника) при консультативной помощи учителя; коллективная работа (составление словарика деепричастий с не (по алгоритму исследования)); творческая работа(конструирование словосочетаний и предложений с деепричастиями) с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Описание места. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по теоретическим материалам учебника для составления памятки; работа с текстами по алгоритму выполнения задания; работа в группах сильный — слабый с материалом учебника, дидактическим материалом; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. | 5 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по теоретическим материалам учебника при консультативной помощи учителя; коллективная работа с последующей взаимопроверкой; самостоятельная творческая работа (составление текста лингвистического рассуждения) с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания; коллективная и самостоятельная работа по вариантам работа с последующей взаимопроверкой; работа в парах сильный —слабый с дидактическим материалом, упражнениями учебника с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Комплексный анализ текста. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): коллективная работа с текстами по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой; творческая работа (лингвистическое повествование на основе по алгоритма выполнения задания); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Употребление причастий и деепричастий в речи. | 4 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный —слабый по упражнениям учебника с последующей взаимопроверкой; групповая работа (составление текста - рассуждения на лингвистическую тему при консультативной помощи учителя с опорой на алгоритм выполнения лингвистической задачи); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Произношение причастий и деепричастий. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; фронтальная устная работа по учебнику; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий (по вариантам); индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Анализ контрольного диктанта по теме «Деепричастие» | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая аналитическая работа над типичными ошибками в диктанте; индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Проверь свою подготовку по орфографии и пунктуации | 2 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа с дидактическим материалом; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Сочинение по фотографии «Кабинет А.С.Пушкина» (или М.Ю.Лермонтова) | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа с лингвистическим портфолио (составление алгоритма написания сочинения-описания картины с использованием презентации); конструирование словосочетаний, предложений, текста для описания с последующим редактированием по диагностической карте речевых ошибок; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Самостоятельная работа по темам «Причастие. Деепричастие». Тестирование. | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание теста по темам «Причастие. Деепричастие» с последующей взаимопроверкой по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Анализ работ. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая аналитическая работа над типичными ошибками в тестовых заданиях; индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
3 | Имя числительное | (16 ч. +2ч. р.р.) | |
| Что обозначает имя числительное. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый (составление памятки для лингвистического портфолио по материалам учебника ) по алгоритму выполнения задания с последующей самопроверкой; групповая работа по вариантам (анализ публицистического текста с именами числительными) при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Простые, сложные и составные числительные. Их правописание. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: индивидуальная и коллективная работа с интерактивной доской (конспектирование материала презентации); самостоятельная работа с тестами с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя; работа в парах сильный — слабый с последующей самопроверкой по памятке самопроверки; творческая работа по вариантам; объяснительный диктант; индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. | 3 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): коллективная работа по теоретическим материалам учебника; работа в парах сильный — слабый (конструирование предложений с количественными числительными на основе памятки); групповая практическая работа по вариантам при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания; составление алгоритма склонения количественных имен числительных; конструирование словосочетаний с количественными числительными и склонение лингвистических единиц ; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Правописание числительных. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): коллективное конспектирование материала по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя; групповая работа; фронтальная устная работа с учебником и дидактическим материалом; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Изменение порядковых числительных. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание лингвистического рассуждения по алгоритму выполнения задачи с последующей взаимопроверкой; фронтальная беседа; объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Употребление числительных в речи. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): комплексный анализ текста; фронтальная устная парная работа с учебником и дидактическим материалом; самостоятельная работа с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по карте типичных ошибок; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Произношение имён числительных. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа с орфограммами по алгоритму выполнения задачи; комплексный анализ текста; фронтальная устная парная работа с учебником и дидактическим материалом; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Систематизация и обобщение изученного о числительном | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа с дидактическим материалом; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Самостоятельная работа по теме «Имя числительное». Тестирование. | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание теста по теме «Имя числительное» с последующей взаимопроверкой по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Анализ работ. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая аналитическая работа над типичными ошибками в тестовых заданиях; индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий (по вариантам); индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное» | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая аналитическая работа над типичными ошибками в диктанте; индивидуальное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Описание состояния окружающей среды. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): отработка нового материала; индивидуальная работа; работа с орфограммами по алгоритму выполнения задания; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Сочинение – описание «Сегодняшний день» | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: урок – презентация (конспектирование материала презентации учителя); коллективная работа (составление плана на тему «Ливень» по алгоритму выполнения задачи); работа в парах сильный — слабый (написание текста «Сегодняшний день»); проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
4 | Местоимение | (20 ч. +6ч. р.р.) | |
| Какие слова называются местоимениями. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): групповая работа с заданием пункта Учимся читать и пересказывать лингвистический текст по алгоритму выполнения задания; объяснительный диктант с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания; работа в парах сильный — слабый по составлению словосочетаний с местоимениями с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| На какие разряды делятся местоимения по значению. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый с теоретическим материалом учебника для составления памятки при консультативной помощи учителя; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Личные местоимения. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый с теоретическим материалом учебника и дидактическим материалом для составления памятки при консультативной помощи учителя; групповая практическая работа с последующей взаимопроверкой; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Возвратное местоимение себя. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по алгоритму выполнения задания; творческая работа при консультативной помощи учителя; фронтальная устная работа по учебнику; самостоятельная работа (конструирование словосочетаний и предложений с возвратным местоимением); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесистый берег» | 2 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): коллективный анализ текста по алгоритму выполнения задания; ); работа в парах сильный — слабый с орфограммами; самостоятельная работа с дидактическим материалом для составления плана к сочинению; групповая работа написание творческой работы с последующим редактированием текста при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Притяжательные местоимения. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): самостоятельная работа по учебнику; коллективная лабораторная работа (анализ текста, морфологический разбор местоимений); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Указательные местоимения. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая работа по учебнику; работа в парах сильный — слабый по вариантам; самостоятельная работа с дидактическим материалом; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Определительные местоимения. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа (составление памятки для лингвистического портфолио по материалам учебника) при консультативной помощи учителя; работа в парах сильный — слабый по составлению словосочетаний с определительными местоимениями с последующей взаимопроверкой; работа в парах сильный — слабый с последующей взаимопроверкой по алгоритму выполнения задания; групповое проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Р.р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; коллективная работа по учебнику по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа с орфограммами; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Вопросительно-относительные местоимения. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; объяснительный диктант с последующей самопроверкой; самостоятельная работа с тестами; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Отрицательные местоимения. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: лабораторная работа по теоретическому материалу учебника; коллективная работа (анализ художественного текста с отрицательными местоимениями) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи ученика-эксперта; объяснительный диктант по алгоритму выполнения задания; работа в парах сильный — слабый с дидактическим материалом и учебником; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Неопределённые местоимения. | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый с теоретическим материалом учебника при консультативной помощи учителя; групповая практическая работа с последующей взаимопроверкой по алгоритму выполнения задания; работа с тестами ; фронтальная устная работа по учебнику при консультативной помощи учителя; составление рассказа на грамматическую тему с использованием неопределённых местоимений; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок |
| Правописание отрицательных и неопределённых местоимений. Практикум. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа с дидактическим материалом; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; коллективная работа по учебнику по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа с орфограммами; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Р.р. Изложение | 2 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): самостоятельная работа (составление плана к изложению); работа в парах сильный — слабый с орфограммами по алгоритму выполнения задания; коллективная работа с дидактическим материалом; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Употребление местоимений в речи. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): комплексный анализ текста; фронтальная устная парная работа с учебником и дидактическим материалом; самостоятельная работа с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по карте типичных ошибок; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Произношение местоимений | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа с орфограммами по алгоритму выполнения задачи; комплексный анализ текста; фронтальная устная парная работа с учебником и дидактическим материалом; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Самостоятельная работа по теме «Местоимение». Тестирование. | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Анализ работ. | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): составление алгоритма выполнения работы над ошибками в соответствии с диагностической картой типичных ошибок; работа в парах сильный — слабый с дидактическим материалом и учебником; творческая работа (составление лингвистического рассуждения по результатам работы над ошибками) при консультативной помощи ученика-эксперта; проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Систематизация и обобщение изученного о местоимении | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа с дидактическим материалом; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение» | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая работа над ошибками в контрольном диктанте по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя: работа в парах сильный — слабый по вариантам (конструирование предложений, текста) с опорой на лингвистическое портфолио; проектирование способов выполнения домашнего задания |
V | Обобщающее повторение изученного | (14+1ч.р.р.) | |
| Словообразование частей речи | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с портфолио; работа с дидактическим материалом по алгоритму выполнения задания; работа в парах сильный — слабый с последующей самопроверкой; самостоятельное составление и выполнение тестовых заданий; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Причастие и деепричастие | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с портфолио; работа с дидактическим материалом по алгоритму выполнения задания; работа в парах сильный — слабый с последующей самопроверкой; самостоятельное составление и выполнение тестовых заданий; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Имя числительное, местоимение | 2 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с портфолио; работа с дидактическим материалом по алгоритму выполнения задания; работа в парах сильный — слабый с последующей самопроверкой; самостоятельное составление и выполнение тестовых заданий; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Проверь свою подготовку по орфографии и пунктуации | 3 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа с дидактическим материалом; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Итоговый контрольный диктант | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя; проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Анализ итогового контрольного диктанта | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая работа над ошибками в контрольном диктанте по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя: работа в парах сильный — слабый по вариантам (конструирование предложений, текста) с опорой на лингвистическое портфолио; проектирование способов выполнения домашнего задания |
| Р.р. Повторение по разделу «Речь» | 1 | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах сильный — слабый при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа с дидактическим материалом; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
| Обобщающее повторение | 3 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с портфолио; работа с дидактическим материалом по алгоритму выполнения задания; работа в парах сильный — слабый с последующей самопроверкой; самостоятельное составление и выполнение тестовых заданий; самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
VI | Резервные часы | 6 | |
| Всего часов | 210 | |
повествованием.
характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
- по орфоэпии:правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарем;
- по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры);
составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
- по морфологии:квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
- по орфографии:характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание
которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису:определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
1. Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов– М. : Дрофа, 2013.
2. Русский язык. 6 класс»/ Авт.-сост. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И Капинос; под ред. М.М. Разумовской, П. А. Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014г.
3. Русский язык. 6 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2013. – 224 с.
№ п/п | Кол-во часов | Наименование раздела и тем | Дата по плану | Дата фактическая |
О языке (1ч.) |
1 | 1 | Слово – основная единица языка. | 1.09 | |
Язык. Правописание (повторение изученного в 5 классе) (17 ч.+3 ч. р.р.) |
2-3 | 2 | Р.р. Что мы знаем о речи, её стилях и типах. | 2.09 3.09 | |
4-5 | 2 | Орфография и пунктуация. | 5.09 | |
6 | 1 | Употребление прописных букв. | 7.09 | |
7 | 1 | Буквы ь и ъ. | 8.09 | |
8-9 | 2 | Орфограммы корня. | 9.09 10.09 | |
10-11 | 2 | Орфограммы корня. | 12.09 | |
12-14 | 3 | Правописание окончаний | 14.09 15.09 16.09 | |
15-17 | 3 | Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными. | 17.09 19.09 | |
18 | 1 | Самостоятельная работа | 21.09 | |
19 | 1 | Р.р. Что мы знаем о тексте. | 22.09 | |
20-21 | 2 | Контрольный диктант и его анализ | 23.09 24.09 | |
Морфология (на основе изученного в 5 классе) (41 ч.+ 16 ч. р.р.) |
22-23 | 2 | Части речи и члены предложения. | 26.09 | |
24 | 1 | Р.р. Разграничение деловой и научной речи. | 28.09 | |
25 | 1 | Р.р. Характеристика научного стиля. | 29.09 | |
26-27 | 2 | Морфологические признаки имени существительного | 30.09 1.10 | |
28-29 | 2 | Словообразование имён существительных. | 3.10 | |
30-32 | 3 | Правописание сложных имён существительных. | 5.10 6.10 7.10 | |
33-34 | 2 | Употребление имён существительных в речи | 8.10 10.10 | |
35 | 1 | Произношение имён существительных | 10.10 | |
36-37 | 2 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное»и его анализ | 12.10 13.10 | |
38 | 1 | Р.р. Определение научного понятия. | 14.10 | |
39-40 | 2 | Р.р. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье». | 17.10 | |
41 | 1 | Морфологические признаки имени прилагательного | 15.10 | |
42-43 | 2 | Словообразование имён прилагательных. | 19.10 20.10 | |
44-46 | 3 | Правописание сложных имён прилагательных. | 21.10 22.10 24.10 | |
47-50 | 4 | Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных. | 24.10 26.10 27.10 28.10 | |
51 | 1 | Р.р. Рассуждение-объяснение. | 29.10 | |
52 | 1 | Р.р. Написание сочинения рассуждения-объяснения | 31.10 | |
53 | 1 | Употребление имён прилагательных в речи | 12.11 | |
54-55 | 2 | Р.р. Сочинение по картине А.М.Герасимова «Дары осени» | 14.11 | |
56 | 1 | Произношение имён прилагательных | 16.11 | |
57-58 | 2 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» и его анализ | 17.11 18.11 | |
59 | 1 | Р.р. Характеристика делового стиля. | 19.11 | |
60 | 1 | Морфологические признаки глагола | 21.11 | |
61 | 1 | Словообразование глаголов. | 21.11 | |
62-64 | 3 | Правописание приставок при- и пре-. | 23.11 24.11 25.11 | |
65-66 | 2 | Буквы ы – и в корне после приставок. | 26.11 28.11 | |
67 | 1 | Р.р. Текст. Способы связи предложений в тексте. | 28.11 | |
68 | 1 | Р.р. Текст. Средства связи предложений в тексте. | 30.11 | |
69-70 | 2 | Р.р. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | 5.12 | |
71 | 1 | Употребление глаголов в речи. | 1.12 | |
72 | 1 | Произношение глаголов | 2.12 | |
73-74 | 2 | Обобщающее повторение по орфографии | 3.12 7.12 | |
75-76 | 2 | Контрольный диктант по теме «Глагол» и его анализ | 8.12 9.12 | |
77 | 1 | Р.р. Текст. Употребление параллельной связи с повтором. | 10.12 | |
78 | 1 | Р.р. Текст. Как исправить текст с неудачным повтором. | 12.12 | |
Морфология. Причастие (30 ч.+7ч.р.р.) |
79-80 | 2 | Что такое причастие. | 12.12 | |
81-85 | 5 | Причастный оборот. | 14.12 15.12 16.12 17.12 19.12 | |
86-90 | 5 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. | 19.12 21.12 22.12 23.12 24.12 | |
91 | 1 | Р.р. Способы сжатия текста | 26.12 | |
92 | 1 | Р.р. Обучение способам сжатия текста. | 26.12 | |
93-94 | 2 | Полные и краткие причастия. | 28.12 29.12 | |
95-96 | 2 | Тестирование по теме «Причастие». Анализ работ. | 30.12 11.01 | |
97-102 | 6 | Буквы н и нн в причастиях. | 12.01 13.01 14.01 16.01 18.01 | |
103 | 1 | Р.р. Типы речи. Повествование художественного и разговорного стилей. | 19.01 | |
104 | 1 | Р.р. Повествование в рассказе. Рассказ по картинам Н.Радлова | 20.01 | |
105-109 | 5 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 21.01 23.01 25.01 26.01 | |
110 | 1 | Обобщение по теме «Причастие» | 27.01 | |
111-112 | 2 | Контрольный диктант по теме «Причастие» и его анализ | 28.01 30.01 | |
113 | 1 | Р.р. Повествование делового и научного стилей. | 30.01 | |
114-115 | 2 | Р.р. Сжатое изложение. | 6.02 | |
Деепричастие (25 ч. +5ч.р.р.) |
116-117 | 2 | Что такое деепричастие. | 1.02 2.02 | |
118-122 | 5 | Деепричастный оборот. | 3.02 4.02 8.02 9.02 10.02 | |
123-124 | 2 | Правописание не с деепричастиями. | 11.02 13.02 | |
125-126 | 2 | Р.р. Описание места. | 13.02 15.02 | |
127-131 | 5 | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. | 16.02 17.02 18.02 20.02 | |
132 | 1 | Р.р. Комплексный анализ текста. | 22.02 | |
133-136 | 4 | Употребление причастий и деепричастий в речи. | 24.02 25.02 27.02 | |
137 | 1 | Произношение причастий и деепричастий. | 29.02 | |
138-139 | 2 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» и его анализ | 1.03 2.03 | |
140-141 | 2 | Проверь свою подготовку по орфографии и пунктуации | 3.03 5.03 | |
142-143 | 2 | Р.р. Сочинение по фотографии «Кабинет А.С.Пушкина» (или М.Ю.Лермонтова) | 12.03 | |
144-145 | 2 | Самостоятельная работа по темам «Причастие. Деепричастие». Тестирование. Анализ работ. | 5.03 | |
Имя числительное (16 ч. +2ч. р.р.) |
146 | 1 | Что обозначает имя числительное. | 7.03 | |
147-148 | 2 | Простые, сложные и составные числительные. Их правописание. | 9.03 10.03 | |
149-151 | 3 | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. | 14.03 15.03 16.03 | |
152 | 1 | Правописание числительных. | 17.03 | |
153-154 | 2 | Изменение порядковых числительных. | 19.03 | |
155 | 1 | Употребление числительных в речи. | 21.03 | |
156 | 1 | Произношение имён числительных. | 22.03 | |
157 | 1 | Систематизация и обобщение изученного о числительном | 23.03 | |
158-159 | 2 | Самостоятельная работа по теме «Имя числительное». Тестирование. Анализ работ. | 24.03 4.04 | |
160-161 | 2 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» и его анализ | 5.04 6.04 | |
162 | 1 | Р.р. Описание состояния окружающей среды. | 7.04 | |
163 | 1 | Р.р. Сочинение – описание «Сегодняшний день» | 9.04 | |
Местоимение (20 ч. +6ч. р.р.) |
164 | 1 | Какие слова называются местоимениями. | 9.04 | |
165 | 1 | На какие разряды делятся местоимения по значению. | 11.04 | |
166 | 1 | Личные местоимения. | 12.04 | |
167 | 1 | Возвратное местоимение себя. | 13.04 | |
168-169 | 2 | Р.р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесистый берег» | 16.04 | |
170 | 1 | Притяжательные местоимения. | 14.04 | |
171 | 1 | Указательные местоимения. | 18.04 | |
172 | 1 | Определительные местоимения. | 19.04 | |
173 | 1 | Р.р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | 20.04 | |
174 | 1 | Вопросительно-относительные местоимения. | 21.04 | |
175-176 | 2 | Отрицательные местоимения. | 23.04 | |
177-178 | 2 | Неопределённые местоимения. | 25.04 26.04 | |
179 | 1 | Правописание отрицательных и неопределённых местоимений. Практикум. | 27.04 | |
180 | 1 | Р.р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов. | 28.04 | |
181-182 | 2 | Р.р. Изложение | 30.04 | |
183 | 1 | Употребление местоимений в речи. | 2.05 | |
184 | 1 | Произношение местоимений | 3.05 | |
185-186 | 2 | Самостоятельная работа по теме «Местоимение». Тестирование. Анализ работ. | 4.05 5.05 | |
187 | 1 | Систематизация и обобщение изученного о местоимении | 7.05 | |
188-189 | 2 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» и его анализ | 7.05 10.05 | |
Обобщающее повторение изученного (14ч.+1ч. р.р.) |
190-191 | 2 | Словообразование частей речи | 11.05 12.05 | |
192-193 | 2 | Причастие и деепричастие | 14.05 | |
194-195 | 2 | Имя числительное, местоимение | 16.05 17.05 | |
196-198 | 3 | Проверь свою подготовку по орфографии и пунктуации | 18.05 19.05 21.05 | |
199-200 | 2 | Итоговый контрольный диктант и его анализ | 21.05 23.05 | |
201 | 1 | Р.р. Повторение по разделу «Речь» | 24.05 | |
202-204 | 3 | Обобщающее повторение | 25.05 26.05 28.05 | |
205-210 | 6 | Резервные часы | | |