kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПОДГОТОВКА К ОБЛАСТНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ (ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЕ). 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 2012 года в школах Воронежской области проводится онлайн-тестирование. Чтобы ученики успешно справились с этой контрольной работой, им надо повторить и систематизировать изученный материал. Данный справочник – это помощник и учителю, и ученику. По нему можно организовать как повторение, так и контроль знаний. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПОДГОТОВКА К ОБЛАСТНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ (ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЕ). 8 класс »

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза В.П.Захарченко

Каменского муниципального района






СУЯЗОВА И.А.




ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ



ПОДГОТОВКА

К ОБЛАСТНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

(ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЕ)





8 класс


















п.г.т. Каменка 2015


Оглавление


1.

Определения:

1)Логическое ударение

2) пунктуация

3) синтаксис

4) словосочетание


3

3

3

3

2.

Основные единицы синтаксиса

3

3.

Основные виды связи между словами и предложениями

3

4.

Основные значения словосочетаний

3

5.

Словосочетания именные, глагольные, наречные, местоименные

3

6.

Свободные и несвободные (цельные) словосочетания

4

7.

Наиболее употребительные цельные словосочетания

4

8.

Способы связи слов в словосочетании (управление, согласование, примыкание)

5

9.

Предложение. Признаки предложения. Группы предложений (по цели высказывания, по интонации и т.п.)

6

10.

Члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, приложение, дополнение, обстоятельство (термины)

6-7

11.

Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения.

7

12.

Сказуемое. Типы сказуемого. Способы выражения.

8-10

13.

Согласованные и несогласованные определения

Как различать определяемое слово и приложение (Что есть что?)

Прямые и косвенные дополнения

Группы обстоятельств

10

11

11-12

12

14.

Синтаксические функции инфинитива (неопределенной формы глагола)

12

15

!!! Односоставные предложения

13

16

Полные и неполные предложения. Эллиптические предложения.

13

17

Порядок слов в предложении: прямой и обратный (инверсия)

13

18.

!!! Согласование подлежащего и сказуемого

14

19.

Осложнённое предложение

15

20

Однородные члены. Знаки препинания при них

16

21

Знаки препинания при обобщающих словах

18

22.

Однородные и неоднородные определения

17

23

Обособленные члены предложения. Обособление:

определений;

обстоятельств;

дополнений (значение замещения, включения, исключения);

уточняющие члены предложения;

сравнительные обороты

17

18

18

19

20

20

24

Запятая при союзе КАК

20

25

Вводные слова. Значение вводных слов. Знаки препинания.

22

26

Обращение. Знаки препинания при обращении

23

27

Сочинительные союзы

25

28.

Наклонение глаголов

25

29.

Алгоритмы нахождение обособленных определений, дополнений, обстоятельств, приложений.

25

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ – это ударение смысловое, оно может падать на любое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно выделяет в предложении самое главное.


ПУНКТУАЦИЯ – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.


СИНТАКСИС – это раздел науки о языке (раздел грамматики), в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.


ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА:

  • словосочетание,

  • предложение,

  • текст


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ СЛОВАМИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ

  • подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчинённую) части. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

  • сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны

части сочинительных словосочетаний и сложносочиненных предложений.

Основным средством связи при подчинении слов является ОКОНЧАНИЕ зависимого слова.

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это соединение (сочетание) двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения.


ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

  1. определительные: между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);

  2. объектные:

а) между действием и предметом, на которое оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину);

б) между действием и орудием действия (стучать молотком);

  1. обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия (уехал из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни)


ПО ХАРАКТЕРУ ГЛАВНОГО СЛОВА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ДЕЛЯТСЯ НА:

1. ИМЕННЫЕ (с главным словом существительным, прилагательным, числительным): новый дом, книга с картинками, участник встречи, чёрный от загара, очень полезный;


2. ГЛАГОЛЬНЫЕ (с главным словом глаголом, причастием, деепричастием): совершить подвиг, поехал отдохнуть, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь;


3. НАРЕЧНЫЕ (с главным словом наречием): совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло;


4. МЕСТОИМЕННЫЕ (с главным словом местоимением): каждый из нас, мы с тобой.



ПО СТЕПЕНИ СМЫСЛОВОЙ СПАЯННОСТИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

ДЕЛЯТСЯ НА:

1) синтаксически СВОБОДНЫЕ;

2) НЕСВОБОДНЫЕ (нечленимые, т.е. ЦЕЛЬНЫЕ).


СВОБОДНОЕ словосочетание — это результат свободного соединения говорящим двух знаменательных слов. Каждое из слов, образующих свободное словосочетание, обладает полноценным лексическим значением, причём в свободных словосочетаниях грамматически главное слово является главным и по смыслу, а зависимое конкретизирует, уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении выполняет самостоятельную синтаксическую функцию, является отдельным членом предложения.


Синтаксически ЦЕЛЬНЫЕ словосочетания — это словосочетания, в которых грамматически зависимое слово оказывается главным по смыслу. Главное слово таких словосочетаний является семантически (информативно) недостаточным, и в результате цельные словосочетания в предложении выступают как один его член.


НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

1. Словосочетания с главным словом числительным: три пальмы, три девицы, пять штук, пять ошибок.

2. Словосочетанием с главным словом местоимением-числительным или наречием: сколько лет, несколько минут, много имен.

3. Словосочетанием с главным словом – существительным, образованным от числительных: сотни дорог, десятки километров,

4. Словосочетанием с главным словом – существительным часть: часть молодёжи

5. Словосочетания, в состав которых входит предлог ИЗ, с общим значением избирательности: один из учеников, двое из класса, кто-нибудь из нас, любой из нас и др.

6. Словосочетания, в состав которых входит предлог С, с общим значением совместности: мать с сыном, мы с тобой, берёзки с клёнами, нам с матерью.

Сравните:

Мать с сыном пошлА гулять.

Мать с сыном пошлИ гулять.


ПРИМЕЧАНИЕ:

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием!!!



СПОСОБЫ СВЯЗИ СЛОВ В ПОДЧИНИТЕЛЬНЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

СОГЛАСОВАНИЕ – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.

УПРАВЛЕНИЕ – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.

ПРИМЫКАНИЕ - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу, а также интонацией и порядком слов.




способ (тип) связи

Примеры

Какой частью речи является зависимое слово

характеристика связи

согласование

Частые встречи Летящий мяч. Наше право.

Всякий человек

Любое решение Третий ряд

Красавица дочка.

Профессор Петров

Прилагательное

Причастие

Согласуемое местоимение

Порядковое числительное Согласуемое существительное

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное

управление

Начало игры

Жарко у печки Попросить её (кого?)

Существительное (часто с предлогом). Местоимение в функции существительного.

Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).


примыкание

Ходить пешком

Спать стоя

Просил остаться.

Желание знать.

Хотел вернуться

Стать лучше

Его книга

Её глаза

Их мечты

Наречие

Деепричастие

Неопределенная форма глагола

Сравнительная степень прилагательного Притяжательными местоимениями ЕГО, ЕЁ, ИХ

Главное слово не способно диктовать зависимому слову свою форму, потому что зависимое не изменяется.


Алгоритм

1. Определите главное и зависимое слово.

2. Определите, чем выражено зависимое слово.

3. Если зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола, простой сравнительной степенью прилагательного (не сказуемое), несклоняемым существительным (метро, пальто, кафе), притяжательные местоимения их, её, его.


то это ПРИМЫКАНИЕ


4. Если другими частями речи, то смотрим


Изменяются оба слова Изменяется главное слово, а зависимое слово остаётся в определённом косвенном падеже


СОГЛАСОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ


О сегодняшнем дне (изменяются оба слова согласование)


Сделать хорошо (зависимое слово = наречие примыкание)


Учиться в школе (изменяется главное, а зависимое слово стоит в определенном падеже и выражено существительным управление)


Умение веселиться (зависимое слово = н.ф. глагола примыкание)



ПРЕДЛОЖЕНИЕ


ПРЕДЛОЖЕНИЕ – основная единица синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему.

ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Является высказыванием о предмете речи. Сообщение, вопрос и побуждение – разновидности высказывания.

2. Служит единицей общения.

3. Обычно имеет грамматическую основу.

4. Характеризуется интонационной законченностью.


В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ – одна грамматическая основа.

В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ – две и более грамматических основ.


ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

1. повествовательные; 2. побудительные; 3. вопросительные.


ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ (ПО ИНТОНАЦИИ)

1. восклицательные; 2. невосклицательные.


ПО ХАРАКТЕРУ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ

1. односоставные; 2. двусоставные.


ПО НАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. распространенные; 2. нераспространенные


В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛНОТЫ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. полные; 2. неполные


ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ - главный член предложения, который указывает на то, к чему относится информация, содержащаяся в сказуемом, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?


СКАЗУЕМОЕ - это главный член предложения, который обозначает признак подлежащею и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ ОН? и т.д.


ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:

  • определение (и приложение как разновидность определения),

  • дополнение,

  • обстоятельство.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?


ПРИЛОЖЕНИЕ - это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).


ДОПОЛНЕНИЕ - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.


ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.


ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО


1. Части речи, обозначающие предмет или лицо, в им. п. (сущ., мест., субстантивированные прилагательные и причастия, числительные)

Снова пришел тихий розовый вечер. Никто не рыдает и не смеется. У меня на Чукотке есть близкие. Окружавшие молчали. Семеро одного не ждут.

2.Инфинитив

Влюбиться не значит любить. Идти было весело и очень интересно.

3.Синтаксически неделимое словосочетание (с разными значениями: количественным, совместности, избирательности, приблизительности и др.)

Тысячи колоколов торжественно зазвонили. Маша с летчиком медленно пошли по росе. Никто из них не хотел начинать разговор первым. До берега было около двухсот шагов.

4. Фразеологическое сочетание

Млечный Путь серебристой тканью разостлался по небу.

5. Любая часть речи в значении существительного

Вот раздалось «ау» вдалеке.

6. Целое предложение

Ее «Мне без тебя так грустно» еще долго звучало в моей душе после расставанья.

Примечание. При обозначении приблизительного количества с использованием слов больше, меньше, свыше, около и т. п. подлежащее выражается словосочетанием, не имеющим в своем составе именительного падежа. Сравните: Двадцать лет прошло с тех пор. — Больше двадцати лет прошло с тех пор.







СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО

По значению сказуемое делится на глагольное и именное. В зависимости от строения и способа выражения глагольное сказуемое бывает ПРОСТЫМ и СОСТАВНЫМ; именное сказуемое всегда будет составным.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СКАЗУЕМЫХ

1) ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

2) СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

3) СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

Простое глагольное сказуемое — это сказуемое, выраженное глаголом в форме одного из наклонений.

Способы выражения простого глагольного сказуемого

1. Глагол в форме одного из наклонений (в состав сказуемого могут входить частицы)

Месяц скрылся уже за близким горизонтом черных гор. Тучи как бы смазываются, сливаются. Никогда не думайте, что вы уже все знаете.

2. Междометный (усеченный) глагол

Сапоги мои — скрип да скрип под березою, сапоги мои — скрип да скрип под осиною...

3. Инфинитив в значении изъявительного наклонения

Так ты кусаться, окаянная!

Примечание. Простое глагольное сказуемое может быть выражено аналитической формой глагола, т. е. глаголом в будущем времени.

Например: Еще я долго буду петь (Есенин).

Простое глагольное сказуемое считается осложненным, если оно выражено двумя глаголами, один из которых лексически неполноценен, или двумя повторяющимися глаголами: Вот я его обрадую так обрадую. Помнить-то я помню, да только смутно. Он возьми да и пригласи меня к себе на вечер (Гоголь), а также в тех случаях, когда сказуемое выражено фразеологическим оборотом или устойчивым сочетанием слов. Например: Между прочим, бабушка в нем души не чаяла (Барто); Фрунзе отдал приказ Чапаеву выступить со своей дивизией на юг (Фурманов); Студенты принимали активное участие в акции протеста.


СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ имеет две части: вспомогательную и основную. Основная часть всегда состоит из инфинитива, выражающего основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная же часть выражает модально-временное значение сказуемого и дополняет его основное содержание.

Способы выражения составного глагольного сказуемого

Вспомогательная часть

Основная часть

Примеры

1. Фазовые глаголы (начать, продолжать, кончить, прекратить и др.)

Инфинитив

Владимир начинал сильно беспокоиться.

2. Модальные глаголы (мочь, желать, хотеть, решать, предполагать, стремиться, намереваться и др.)

Инфинитив

Хочу я с небом примириться. Рассудок пытался возмутиться — и не возмущался.

3. Глаголы, выражающие эмоциональную оценку действия (любить, ненавидеть, бояться)

Инфинитив

Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра.

4. Краткие прилагательные с модальным значением (должен, намерен, готов, обязан, рад, способен) или в самостоятельном употреблении, или с глаголом быть как показателем прошедшего или будущего времени

Инфинитив

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели. Я должен был только передать вам письмо.

5. Устойчивые сочетания с модальным значением (изъявить желание, иметь намерение, иметь право, находить нужным и др.)

Инфинитив

Ты не имеешь права настаивать на этом. Он был не в силах отменить приказ.


Составное глагольное сказуемое может быть осложненным, если в его состав входят два инфинитива. Например: Посередине дороги он еще раз заставил себя перестать думать о невозможном (Симонов); Он не мог решиться уехать.

Примечание. Следует иметь в виду, что сочетание инфинитива с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим: Стал он кликать золотую рыбку (Пушкин).

Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом: Матушка в слезах наказывала мне свое здоровье (Пушкин).

При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством: Я опять пришел сюда прибой (Пришвин).


СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ также имеет две части: вспомогательную и основную.

Вспомогательная часть составного именного сказуемого может быть выражена различными видами глагольных связок.

1. Отвлеченная, или незнаменательная, связка (глагол быть). Отвлеченная связка может быть нулевой (для передачи значения настоящего времени)

Озеро было таинственное. Справедливостьэто основа доверия ребенка к воспитателю. Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой.

2. Полузнаменательные связки (делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т. д.)

Дни становятся короче. На курсах она считалась отличным стрелком.

3. Знаменательные связки (приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и др.)

Он пришел угрюмый. Я сидел погруженный в глубокую задумчивость. Кити стояла испуганная, робкая, пристыженная и оттого еще более прелестная.

Способы выражения именной части составного именного сказуемого

1. Существительное в форме именительного или творительного падежа

Его (Есенина) поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. В искусстве слова все являются учениками друг друга.

2. Прилагательное:
а) в краткой форме;
б) в полной форме в им. п.;
в) в полной форме в творит. п.;
г) в форме сравнительной степени


Мне мил стихов российский жар.
Осенние зори хмурые, медленные.
Небо всегда было ярким и темным.
Настроение солдат становилось все грознее.

3. Причастие в полной или краткой форме

Охвачено сердце тревогой смутной.
Я ушел смущенный ее поступком.

4. Местоимение

Вишневый сад теперь мой.
Я не такой.

5. Числительное

Дважды двачетыре. Возраст дуба — две тысячи лет.

6. Наречие

Дуня уже замужем.
Окна были настежь.

7. Инфинитив

Курить — здоровью вредить.

8. Предложно-падежные формы существительных

Небо было в тучах.
Низкая и узкая комната была без окон.

9. Неделимое (или фразеологическое) сочетание

Варя была с заплаканными глазами.
Ермолай был человек престранного рода.
Он был тертый калач.


Составное именное сказуемое может быть осложненным. В этом случае его вспомогательная часть состоит из двух компонентов и имеет форму составного глагольного сказуемого, но выражает только грамматическое значение, а основное лексическое значение передается третьим компонентом — именной частью. Например: В человеке все должно быть прекрасно... (Чехов); Человек должен быть человечен не только в своей радости, но и в страдании (Паустовский); Шаги его перестали быть слышны (Л. Толстой).

Чаще всего осложненное составное именное сказуемое имеет следующий состав: краткое прилагательное с модальным значением /модальный или фазовый глагол/ + глагол-связка в форме инфинитива + именная часть.


ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


ОПРЕДЕЛЕНИЯ (какой? чей?)

1. Согласованные: согласуются в роде, числе и падеже с определяемым словом (красивый человек, моя книга, первый класс).

!!! Они связаны с определяемым словом по типу связи – согласование.


1. Прилагательные в полной форме

Ветер гнал упругие кусты.

2. Причастия в полной форме

Есть освежающая прелесть в однообразии зимы.

3. Местоимение-прилагательное

Нелюдимо наше море.

4. Числительное:

а) порядковое

б) один

Второй урок по словесности был в пятом классе.

В 20-е годы Москва имела одну асфальтированную улицу.


!!! 2. Несогласованные определения – это определения, которые связываются с определяемым словом по способу управления или примыкания.


1. Существительное в косвенном падеже

Но скоро гаснет луч зари.

2. Притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ

Отец её когда-то занимал видное место в Москве.

3. Прилагательное в сравнительной степени

Видывал я мосты и побольше.

4. Наречие

Началась самая бешеная скачка вперегонку.

5. Неопределенная форма глагола (инфинитив)

На мгновение Андрея охватило желание отвернуться.

6. Синтаксически неделимое словосочетание

Тут был порог в три ступеньки.

7. Несклоняемое прилагательное

На ней было платье цвета хаки.



ПРИЛОЖЕНИЕ это определение, выраженное существительным и согласованное с определяемым словом в падеже.


КАК РАЗЛИЧАТЬ

ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО и ПРИЛОЖЕНИЕ?

1. Нарицательное существительное + фамилия: Врач Иванова


2. Нарицательное неодушевленное сущ. + собственное неодушевленное сущ.:

1) обозначающее географическое название: река Волга, город Воронеж,

2) обозначающее название предмета: журнал «Итоги», газета «Труд»


3. Собственное существительное + нарицательное, которое обозначает


1. признак предмета (девушка-красавица)

2. степень родства (внук-шофер)

3. звание (лейтенант Иванов)

4. профессию (девушка – врач)

5. национальность (девушка-грузинка)

6. качество, свойство (петух-драчун, завод-гигант)

7. возраст (девочка-подросток)

9. социальное положение (сосед-бедняк)


ДОПОЛНЕНИЯ (вопросы косвенных падежей)


1. ПРЯМЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ:

1) В.п. без предлога;

2) Р.п. без предлога при отрицании;

3) Р.п. без предлога как часть предмета)

Например: читал (что?) книгу, не досмотрел фильма, выпил чая)

2. КОСВЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ (все остальные)


ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

1. Места (Где? Откуда? Куда?) вдали, здесь, там


2. Времени (Когда? До каких пор? Как долго?): вчера, долго


3. Причины (Почему?): спроста, сгоряча, поневоле, оттого


4. Цели (Зачем? От чего? С какой целью?): назло, затем


5. Образа действия (Как? Каким образом?): хорошо, плохо


6. Меры и степени (В какой мере? В какой степени?): вдвое, очень, настолько, насколько, слегка


7. Уступки (Несмотря на что? Невзирая на что? Вопреки чему?): Несмотря на дождь, мы пошли в лес.


8. Условия (при каком условии?): При большой настойчивости вы добьетесь успехов.


9. Сравнения (как?): На соснах застыла ручьями золотая смола. Кошка стала жадно грызть корку, как пойманную мышь.


СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ИНФИНИТИВА


член предложения

примеры

1. Подлежащее

Повторять да учить – ум точить.

Играть в хоккей его главное увлечение. Удивительное и приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Смеяться полезно. Все преувеличивать было его страстью.


2. Сказуемое в безличном предложении

Поднять паруса! Всем приготовиться.

3. Сказуемое (или входит в состав сказуемого)

У сестренки стали слипаться глаза. Радушный хозяин принялся меня угощать


4. Дополнение

Брат просил Павку (о чём?) приехать во что бы то ни стало. Строжайше б запретил я этим господам на выстрел (что?) подъезжать к столицам. Я прошу вас (о чем?) говорить по существу дела


Примечание: Инфинитив является дополнением, если спрягаемый глагол имеет полноценное лексическое значение, а действия глаголов относятся к разным лицам: Отец учил меня (чему?) ходить на лодке с шестом.


5. Определение

Грушенька взяла с него обещание (какое?) прийти за нею в двенадцатом часу. Неожиданно появилась возможность (какая?) поскорее уехать из этого города. Была у него заветная мечта (какая именно?) – перебраться в столицу.


6. Обстоятельство

В Павлышскую школу ездят (зачем? с какой целью?) учиться из разных стран.


Примечание: При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив сл значением цели является обстоятельством.



ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Односоставные предложения - это предложения, представленные одним грамматическим составом: или подлежащим, или сказуемым.


ТИПЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:

1. С главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ:

  • НАЗЫВНЫЕ (или номинативные) - подлежащее выражено существительным, местоимением, количественно-именным сочетанием, стоящих в форме именительного падежа (Улица, фонарь, аптека. Вот мое любимая картина.).


2. С главным членом - СКАЗУЕМЫМ:

  • ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ - сказуемое выражено глаголом в 1-м или 2-м лице, есть указание на определенное лицо (Сидите тихо! Пойду посплю.);

  • НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ - сказуемое выражено глаголом в 3-м лице множественного числа, действие совершается неопределенными лицами (За окном громко и весело пели);

  • ОБОБЩЁННО-ЛИЧНЫЕ - сказуемое выражено глаголом во 2-м лице единственного числа, реже - в 1-м или 3-м лице множественно числа, можно мысленно представить подлежащее все, кто, каждый (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

  • БЕЗЛИЧНЫЕ - форма глагола-сказуемого не выражает лица, выражают явления природы, физическое и психическое состояние живого существа и т.д. (Было холодно. Мне нездоровится.).


ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Выделяют предложения полные и неполные. В полных предложениях есть все члены предложения, для того чтобы полностью понимать их смысл. В неполных же предложениях некоторые члены опущены, но их можно восстановить из контекста или ситуации.


ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ предложения (ЭЛЛИПСИС)

Неполные предложения с отсутствующим сказуемым, которое не требует восстановления, так как смысл предложения понятен, называются ЭЛЛИПТИЧЕСКИМИ. В эллиптических предложениях, помимо подлежащего, обычно есть обстоятельство и/или дополнение, относящееся к отсутствующему сказуемому. Например: темная ночь; Татьяна медведь (Пушкин).


ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ


Может быть ПРЯМОЙ и ОБРАТНЫЙ порядок слов в предложении.


Прямой порядок слов в предложении


подлежащее сказуемое


согласованное обстоятельство дополнение,

определение образа действия остальные обстоятельства


При ПРЯМОМ ПОРЯДКЕ слов члены предложения обычно располагаются так:

  • в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы.


  • приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.


  • согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.


  • несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек.


  • обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.


ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется ИНВЕРСИЕЙ.


!!! СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее, т. е. в том же роде, лице и числе.

Например: Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились); Ножницы лежали на столе; Петино пальто стало старым.


2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы, например: Ряд столов стоял в аудитории, а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц.

Например: Большинство учеников отсутствовало.

Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы.

Например: Большинство студентов сдали зачет.

Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.


3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу из п. 2. Сравните: Двадцать человек пришли на экзамен. — Прошло пять лет.


4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа.

Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.


5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т.д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа.

Например: На столе лежат три учебника; Тридцать два студента работали летом в стройотряде.

Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер.

Например: Продано двадцать два костюма; В другой класс будет переведено три или четыре ученика.


6. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре).

Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.


ЗАПОМНИТЕ: при подлежащее — иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу.

Например: ЮНЕСКО объявило о своем решении или ЮНЕСКО (организация) объявила о своем решении.


7. При подлежащем, выраженном относительным местоимением КТО (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа.

Например: Все, кто не потерял головы, были против. Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам


Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Труд»). В подобных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие.

Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.


ЗАПОМНИТЕ: как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.


2. Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации и т. д.), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным. Например: Озеро Байкал — cамое глубокое в мире; Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный материал.


ЗАПОМНИТЕ: если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу. Например: «Известия» сообщают; Эльбрус покорен.


ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:

1) однородные члены предложения;

2) обособленные члены предложения;

3) вводные и вставные конструкции;

4) обращения.


ОДНОРОДНЫМИ называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения).

Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.


Знаки препинания при однородных членах предложения.


Ставится запятая

1. при отсутствии союзов

Все вдруг заговорили шумно, радостно.

2. При соединении одиночным противительным союзом

(НО, А, ДА = НО, ЗАТО = НО)

Мал золотник, да (=но) дорог.

3. при соединении повторяющимися союзами (могут повторяться союзы И, ДА, ИЛИ, ТО, НЕ ТО, НИ)

Простим горячке юных лет и юный жар,и юный бред.

4. при отсутствии

первого из повторяющихся союзов

Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость.

5. при парном соединении союзами

Волна и камень, лед и пламень не столь различны меж собой.

6. при соединении двойными союзами: КАК …ТАК И;

ХОТЯ…НО И;

НЕ ТОЛЬКО…НО И;

НЕ СТОЛЬКО…СКОЛЬКО

У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах. Успехи мои хотя и медленны, но благонадёжны.

Не ставится запятая

1. в устойчивых выражениях (равных

слову)

Издали и так и сяк, а вблизи ни то ни сё.

( = словам КАК-ТО, НИКАК)

И днем и ночью кот ученый все ходит

по цепи кругом. ( = слову ВСЕГДА)





Знаки препинания при ОБОБЩАЮЩЕМ слове


Ставится двоеточие

Ставится тире


Перед однородными членами


: , ,


: , и

Всё вокруг переменилось: и погода, и характер леса.


После однородных членов

, -

, и -



В степи, за рекой, по дорогамвезде было пусто.



ОДНОРОДНЫЕ и НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Однородные определения

Неоднородные определения

1. характеризуют предмет

характеризуют предмет

с одной стороны:

1) по цвету,

2) форме,

3) размеру,

4) вкус,

5) материал.

1. с разных сторон.

2. объединены общим понятием.

3. одно из них имеет значение причины.

4. одиночное определение + стоящее за ним определение, выраженное причастным оборотом

5. выступают в роли эпитетов.

2. стоящее впереди определение относится не к сущ., а к словосочетанию этого существительного с ближайшим определением

6. между определениями можно поставить союз И.

3.между такими определениями

нельзя поставить союз И.


ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОБОСОБЛЕНИЕ — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения. Поэтому обособленными членами предложения являются члены предложения, выделенные по смыслу с помощью интонации. На письме они выделяются чаще всего запятыми. Обособленными могут быть любые второстепенные члены предложения: определения, приложения, обстоятельства, дополнения.


ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ выражаются причастными оборотами, одиночными и однородными причастиями и прилагательными, а также оборотами, состоящими из прилагательных или существительных с зависимыми словами.

Например: Книги, прочитанные в детстве, помнятся всю жизнь; А лес, молчаливый, темный, тянулся на много верст вокруг (Бунин); Я прожил жизнь, полную неожиданностей (Паустовский); Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками, был героем дня (Тургенев).















ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОСОБЛЯЮТСЯ

СОГЛАСОВАННЫЕ

НЕСОГЛАСОВАННЫЕ

1) ПОСЛЕ определяемого слова

  • причастный оборот;

  • прилагательное + З.С.

  • ряд однородных определений если

определяемому слову предшествует еще одно определение (Если предшествующего определения нет, обособление зависит от

степени их связи с определяемым словом)

2) ДО и ПОСЛЕ личного местоимения

3) ДО и ПОСЛЕ,

если оторвано от определяемого слова

другими членами предложения

1) ДО и ПОСЛЕ собственного существительного или личного местоимения

  • существительное в косвенном падеже

2) ПОСЛЕ определяемого слова

  • сравнительная степень прилагат-го

3) определение, выраженное ИНФИНИТИВОМ

ДО определяемого слова, если

имеет добавочное значение

(Почему? Несмотря на что? Когда?)

После определяемого слова, если

имеет уточняющее значение и ПЕРЕД ним без ущерба для смысла можно подставить слова а именно какой?

4) ПОСЛЕ определяемого слова,

если несоглас-ое опред-ие, выраженное сущ-ым в косвенном падеже, входит в ряд однородных членов предл-я с предшествующими или последующими согласованными опред-ями.



ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

1. Деепричастные обороты (ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?) – ВСЕГДА!!!

Встречая утро, перекликались фазаны.

2. одиночное деепричастие (не имеет значение наречия) указывает на время, причину, условие и т. д.

Ручей бежит,/ сверкая и журча/.

3. , (деепричастие + который )

Вот книга, (прочтя которую вы многое узнаете.)

4. судя по всему в роли

по совести говоря вводного слова

По совести говоря, можно было сделать лучше.

5. существительные с производными предлогами

а) всегда обособляется

несмотря на

невзирая на + существительное


б) Обычно обособляются

при наличии

при отсутствии + существительное

при условии обозначает условие


в) благодаря

согласно + сущ-ое обозначает

ввиду причину

вследствие



г) по причине

по случаю + сущ-ое

за неимением

в силу существительное


д) вопреки + существительное


означает уступку


6. сравнительный оборот


Несмотря на грибной дождик, день был солнечный, яркий.






/При наличии хорошей погоды/, мы пойдем в лес. (условие)


Иллюминатор,/ согласно боевой обстановке/, был тщательно занавешен. (причина)



Я поехал на почтовых, а он,/по причине тяжелой поклажи/, не мог за мной

следовать.


Стоянка наша в порту, /вопреки ожиданиям многих/, затянулась.


Морозило сильнее, /чем с утра/. С утра поползли серые, / как дым,/ облака.

Ночью лететь было безопаснее, /нежели днем/.



ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

Обороты со значением ВКЛЮЧЕНИЯ, ИСКЛЮЧЕНИЯ и ЗАМЕЩЕНИЯ называют предметы, включённые в однородный ряд, или, наоборот, исключённые из него, или предметы, замещающие другие. Они выделяются или не выделяются запятыми по условиям контекста: в зависимости от степени их распространения, места расположения в предложении. Такие обороты включают предлоги и предложные сочетания: КРОМЕ, НАРЯДУ, ПОМИМО, ВКЛЮЧАЯ, ИСКЛЮЧАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, СВЕРХ, ВМЕСТО и др. + существительное в косвенном падеже.

ОБОСОБЛЕНИЕ дополнения с предлогом КРОМЕ

обособляется

1. Обороты со значением ВКЛЮЧЕНИЯ в ряд подобных предметов

КРОМЕ + СВЕРХ (кого-то, чего-то)

КРОМЕ СТУДЕНТОВ, на конференцию приехали и преподаватели.

2. Оборот со значением ИСКЛЮЧЕНИЯ из ряда подобных предметов

КРОМЕ = ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ

КРОМЕ ЧАЕК, в море никого не было.

3. Оборот со значением вводного слова КРОМЕ КАК.

4. Оборот КРОМЕ ТОГО обособляется и после союза

И, КРОМЕ ТОГО, …

Но, КРОМЕ ТОГО, …

Мы зла никому, КРОМЕ КАК медведям, не делаем. КРОМЕ ШУТОК, неужели вам нравятся такие книжки. Бакланов, КРОМЕ ТОГО, очень сильный человек.

5. Обособляется оборот с предлогом КРОМЕ при отрицательных местоимениях НИКТО, НИЧТО или местоимениях КТО, ЧТО

Никто, КРОМЕ солнца и голубого неба, не глядит на нас. Кто, КРОМЕ нас самих, должен заботиться об охране природы.

НЕ обособляется

1. Чаще всего НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ дополнение со значением включения.

КРОМЕ ЗАРПЛАТЫ они получали и премиальные.


ОБОСОБЛЕНИЕ дополнения с предлогом ВМЕСТО (значение замещения)

обособляется

1. Запятая ставится, если оборот с предлогом ВМЕСТО синтаксически не связан со сказуемым.

ВМЕСТО ОТВЕТА, Кирилу Петровичу подали письмо

не обособляется

1. Обособление НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, если оборот связан со сказуемым.

ВМЕСТО голых УТЁСОВ я увидел около себя зелёные горы и плодоносные деревья.

2. Не обособляется, если предлог ВМЕСТО можно заменить предлогами ЗА, ВЗАМЕН

Вместо шубы надел пальто. Пошел дежурить на кухню ВМЕСТО товарища.


Обособление уточняющих членов предложения,

оборотов со значением пояснения и присоединения.



Уточняющие члены предложения

Пояснительные обороты

Присоединительные

обороты



1. конкретизируют,

сужают значение слова,

к которому относятся


где именно?

когда именно?


Здесь, /позади церкви,/ стояла старая усыпальница князей.


Летом, /в июне/, я окончила школу.

2. «расширяют» значение.


Мы встретились

на пляже, /у моря/.


1. поясняют СМЫСЛ

предшествующего

высказывания, перед

которым есть или

подразумеваются слова

то есть,

а именно,

или ( = то есть)


Новая столица, /её архитектура, её жители и нравы,/ должны стать образцом для всей страны


обособляются запятыми,

тире, реже двоеточием.

1. дополняют сообщения,

возникающие в процессе

высказывания.


2. присоединяются

словами

особенно,

например,

главным образом,

в частности,

притом,

да и,

да и вообще


Раздались крики разносчиков, продающих всякие журналы, даже русские.



Запятая перед союзом КАК

Ставится

1. , (как ). (Сложноподчиненное предложение с придаточным)


2. как = в значении словно, будто, подобно = сравнение


3. ,как = потому что

так как = причина

будучи


4. такой, как;

так, как


5. , как и,


6. ,Как всегда,

, как теперь,

, как обычно, выделяется

, как прежде, оборот

, как правило,

, как нарочно,

, как исключение, и др.


7. не кто иной, как

не что иное, как


8. , как + будто, бы, будто бы,

1. Никто не мог сказать, как называется это растение.

(Придаточное)


2. Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют. (Сравнение)


3. Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руки косу. (Причина)


4. Начиналась весна, такая же чудесная, как в прошлом году.


5. В поэзии, как и в живой речи, все решает интонация.


6. Вижу, как теперь, самого хозяина.





7. Это был не кто иной, как наш старый знакомый – дьячок местной церкви.


8. Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспоминая, что накануне получил её из её рук, как бы на защиту моей любимой.

Не ставится

1. как = в качестве



2. как = Т.п. сущ-го

Наречие






3. как + сказуемое


4. Приравнивание, отождествление


5. совсем точь-в-точь

совершенно именно + как

вроде прямо

не просто

почти


6. Фразеологический оборот

1. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (Т.е. в качестве жениха)


2. Как град посыпалась картечь. (=градом). Как дети наивен. (= по-детски)

3. Пол ногами мягкая, чуть скольз-

кая хвоя как ковер.


4. Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей.


5. Ты поступил не как товарищ.

Было светло почти как днём.


6. Француз стоял как вкопанный.

Крепок как дуб.


Примечание:

1. Если наречие так с частицей же и союз как и оказываются в предложении рядом, то они сливаются в один сложный союз и запятой не разделяются.


Например: Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, а потом в пажеском корпусе.


2. С тех пор как в начале предложения сложный союз не разделяется;

До тех пор как в середине предложения запятая ставится один раз:

В то время как либо перед всем союзом, либо в середине.


Например: С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме горя.

Она не заставляла меня клясться в верности, не спрашивала меня, любил ли я других с тех пор, как мы расстались.











































I. Вводные слова, словосочетания, предложения.


значения

вводные слова

примеры


1. Разная степень уверенности

Конечно, бесспорно, безусловно, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, кажется, вероятно, очевидно, возможно, верно, без сомнения, без всякого сомнения, казалось бы, видимо, по-видимому, подлинно, в самом деле, действительно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю, должно быть, может, может быть, наверное, пожалуй, по всей вероятности и др.

Дождь, кажется, кончился.


2. Различные чувства

К счастью, к радости, к общей радости, на счастье, на радость, к стыду, к несчастью, по несчастью, на беду, удивительное дело, к ужасу, к сожалению, к удивлению, к досаде, чего доброго, к огорчению, странное дело, нечего греха таить, не ровен час и др.

Дождь, к счастью, закончился.


3. Источник информации

По сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо), по-моему, по-твоему, по сообщению (кого-либо), на мой взгляд, по слухам, по преданию, слышно, дескать, мол, помнится, говорят, сообщают, передают и др.

По-моему, дождь кончился.


4. Порядок мыслей и их связь

Во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, таким образом, напротив, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, в частности, таким образом, главное, впрочем, между прочим, кроме того, сверх того, кстати, кстати сказать, к слову сказать, повторяю, подчеркиваю, скажем, стало быть, наконец, значит, следовательно, наоборот, например, к примеру и др.

Итак, дождь кончился.

Вскоре, однако, сомнения рассеялись.


5. Замечания о способах оформления мыслей

Одним словом, словом, иначе говоря, лучше сказать, попусту говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, что называется

Одним словом, всё обошлось благополучно.



6. Слова, обращенные к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому

Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, представьте себе, помилуйте, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др.

Верите ли, я все-таки сделала это.


7. Указывают оценку меры того, о чем говорится.

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.


Мы, самое большее, завтра сделаем то, что обещали.


8. Выражают экспрессивность высказывания.


По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, страшно вспомнить, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др.

Завтра, страшно вспомнить, будет десять лет, как мы знакомы.


Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях


ставятся


не ставятся

запятая

тире

скобки

в начале или в конце обособлен-

ного оборота


Из-за закрытой двери кабине-

та доносился

громкий голос,

/несомненно

принадлежащий

Прохору Петровичу/.


независимо от места в предл-и


Возможно, я отношусь к языку с преувеличенной строгостью и благоговением.


Мы перестали его

встречать: уехал, должно быть.


Моя душа; я помню, с детских лет чудесного искала.


Как говорится, дело мастера боится.

в середине предл-я

а) распространенные

вводные предл-я


Волга как это мы

знаем на примере не

одного великолепно-

го волжанина, будь то Горький или Шаляпин — сама по себе располагает к широте, к ощущению природы, к

могучему внутреннему движению.


б) при вопросительной или восклицательной

интонации


Этого клянусь вам! — никогда не бывало с ним.


Было решено помнишь? — что я приду к нему через несколько дней.


в середине предл-я - вводные предл-я,

содержащие добавочные и попутные замечания и пояснения


Его черная, ничем

не прикрытая голова

(впрочем, его волосы

могли заменить любую шапку) так и мелькала в кустах.

Различайте!

вводные конструкции

(не являются членами предложения)

Словом, Гаврика терзали сомнения.


Все вокруг, казалось, спало тихим сном.


Все неприятное, к счастью, осталось позади.


Я, по-вашему, опять неправ?

и члены предложения

Словом можно убить, словом можно спасти... "(Шеф.)


От снега все казалось мягким и пушистым.


К счастью ведет много дорог.


По вашему виду не скажешь, что вам грустно.



ОБРАЩЕНИЕ – это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой интонацией: Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью (Пушкин). Обращения обычно выражаются одушевленными существительными, а также прилагательными и причастиями в значении существительных. Например: Жизнью пользуйся, живущий (Жуковский).


Знаки препинания при словах, грамматически не связанных

с членами предложения

1. Знаки препинания при обращении

ставятся

не ставятся


запятая

восклицательный знак

1) после частицы О


0 Волга! После многих лет я вновь принес тебе привет.

Как хорошо ты, о море ночное!

2) при глаголе в пове-

лительном наклонении

(в значении пожелания)


Приходи к нему лечиться и корова, и волчица


при звательной интонации (ослабленной)

при звательной восклица-

тельной интонации


независимо от места

в предложении

в начале и в конце

предложения


а) одиночные


О,

Милая, ты услышь меня.

,О,

Откуда ж, приятель, песня твоя?

,О.

Прямее веди нас, дорога.

О!

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смер-

ти спас.

,0!

Как недогадлива ты,

няня!



б) распространенные


Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.


Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье.


Летите к нам стайкой веселой, крыла-

тые наши друзья.


Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета.


Распахни мне объятья твои, густолистый развесистый лес!




в) разделенные членами предложения


Отколе, умная, бредешь ты, голова?

Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!


г) несколько обращений

,О, …,О

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая.

,О,…,О

Иди, любимый, мой, иди, родной!


д) повторяющиеся

0, 0, .

Девушки, гляньте, девушки, утрите слезы.

О,…О!

Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью.

Различайте!


обращения

Ветер, ветер, ты могуч...


Русый ветер, какой ты счастливый.

члены предложения

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.


Я ветер не люблю.





СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ


Соединительные

Противительные

Разделительные

Да (= и); и:

ни – ни;

тоже, также

не только, но и;

как, так и.

но; а; да (= но);

зато (= но); между тем;

однако (=но);


Или;

либо;

то-то;

не то - не то.


Особая группа сочинительных союзовприсоединительные:

то есть, или (= то есть), а также и др.


НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ


Изъявительное

Условное

(= сослагательное)

Повелительное

Указывает на реальность глагольного действия в прошлом, настоящем или будущем:

течёт, тёк, будет течь.

Действие выполняется при условии:

сделал бы

Приказ, просьба, совет:

работай, пойдёмте, иди,

пусть идёт



Изъявительное наклонение указывает на реальность, а повелительное и сослагательное наклонение – на ирреальность (необходимость, желательность, возможность) действия.


АЛГОРИТМЫ

1.

Нахождение определения

1. Выбираем предполагаемое определение и определяем, к какому слову оно относится.

2. Определяем, каким членом предложения является выбранное слово или сочетание слов.

3. Определяем, чем оно выражено.

4. Определяем, какую информацию несёт определение.

5. Определяем, как называется данный второстепенный член предложения и надо ли его обособлять.

2.

Нахождение приложения

1. Выбираем предполагаемое приложение и определяем, к какому слову оно относится.

2. Определяем, каким членом предложения является выбранное приложение.

3. Определяем, чем оно выражено.

4. Определяем, какую информацию несёт приложение.

5. Определяем, как называется вид определения, выраженный именем существительным

3.

Нахождение дополнения

1. Выбираем предполагаемое дополнение и определяем, к какому слову оно относится.

2. Определяем, каким членом предложения является выбранное слово или сочетание слов.

3. Определяем, чем оно выражено.

4. Определяем, какую информацию несёт дополнение.

5. Определяем, как называется данный второстепенный член предложения и надо ли его обособлять.

4.

Нахождение обстоятельства

1. Выбираем предполагаемое обстоятельство и определяем, к какому слову оно относится.

2. Определяем, каким членом предложения является выбранное слово или сочетание слов.

3. Определяем, чем оно выражено.

4. Определяем, какую информацию несёт обстоятельство.

5. Определяем, как называется данный второстепенный член предложения и надо ли его обособлять.



26




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПОДГОТОВКА К ОБЛАСТНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ (ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЕ). 8 класс

Автор: Суязова Ирина Анатольевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198444


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства