ПОДГОТОВКА К ОБЛАСТНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ (ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЕ). 5 класс
ПОДГОТОВКА К ОБЛАСТНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ (ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЕ). 5 класс
С 2012 года в школах Воронежской области проводится онлайн-тестирование. Чтобы ученики успешно справились с этой контрольной работой, им надо повторить и систематизировать изученный материал. Данный справочник – это помощник и учителю, и ученику. По нему можно организовать как повторение, так и контроль знаний.
В справочнике «Повторим теорию» предложены и те темы, которые не изучены в 5 классе («Словообразование». «Правописание ПРЕ-, ПРИ- и др.), однако предлагаются составителями заданий онлайн-тестирования. С неизученным материалом можно ознакомиться в данном справочнике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2. Заимствованная (слова, вошедшие в русский язык из других языков)
квартира, барабан, фрукт, суффикс, кекс, грамматика
Лексика с точки зрения употребления
1. Общеупотребительная лексика (слова, использование которых свободно, ничем не ограничено)
наблюдать, история, знать веселый, всерьез, лес, дом
2. Ограниченная в употреблении лексика:
1) ДИАЛЕКТИЗМЫ (слова, употребляемые людьми, живущими в определённой местности, чаще сельской)
курень, кочет, гутарить, инда (=даже)
2) ЖАРГОНИЗМЫ (слова, употребляемые социальными группами лиц
предки (=родители), ящик (=телевизор),
3) ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ (слова, употребляемые людьми определённых профессий.
ТЕРМИНЫ(слово или сочетание слов, употребляемых преимущественно людьми определенной отрасли знания, профессии)
пленэр, кегль, коррозия
аффикс, постфикс, гипотенуза
сонорные звуки, фонетика
Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса
1. лексика активного запаса – повседневно используемые слова, значение которых понятно всем говорящим на русском языке
река, парта, глобус, школа, институт
2. лексика пассивного запаса – слова, которые либо устарели, либо в силу своей новизны еще не стали достаточно известными; не всегда понятны носителям языка. ЭТО устаревшая или новая лексика
устаревшая лексика
1) ИСТОРИЗМЫ (слова вышли из употребления, как обозначаемые ими предметы и явления)
камзол, боярин, рекрут, боярин
2) АРХАИЗМЫ заменились более современными синонимами
длань=ладонь
очи=глаза
новая лексика (НЕОЛОГИЗМЫ)
1) общеязыковые появилисьдля обозначения новых понятий
лунит, СМИ, принтер, сканер,
боулинг
2) индивидуальные (авторские)
Глаза звездились (К.Федин)
Лексика с точки зрения стилистической окраски
1) нейтральная
институт, дом, книга, бежать, общество
2) книжная
дерзновенный, прогресс, созидательность,
3) разговорная
домик, жадина, глубинка, вкуснятина, натрудиться
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ –
этоустойчивое неделимое сочетание слов, которое воспроизводится в готовом виде (бить баклуши, мастер на все руки, держать камень за пазухой,звёздный час, заварить кашу, со всех ног).
роль в языке
как и слова, называют предметы, признаки, действия
строение
состоят из двух и более самостоятельных слов. По значению, в отличие от словосочетаний, равны одному слову.
синтаксическая роль
в предложении выступают в роли одного члена предложения
для чего используются
для выразительности речи
ПРИЗНАКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что их зовутся устойчивыми словосочетаниями.
Во что бы то ни стало нельзя произнести во что бы мне не стало или во что ни стало бы то, а беречь как зрачок глаза вместо беречь как зеницу ока.
Есть, конечно, и исключения: ломать голову или голову ломать, врасплох застать и застать врасплох, но такие случаи редки.
Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:
сломя голову – быстро, рукой подать – близко.
Главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл.
Часто прямое выражение превращается в переносное, расширяя оттенки своего смысла.
Трещит по швам – из речи портного приобрело более широкое значение – приходить в упадок.
Поставить в тупик – из речи железнодорожников перешло в общее употребление в значении привести в замешательство.
Помните: используя фразеологизмы, не нарушайте их целостности. Например: принимать участие, играть роль, иметь значение
ПРИМЕРЫ фразеологизмов:
Бить баклуши – бездельничать,
Вилами по воде писано – еще не известно, как будет, исход не ясен,
Водой не разольёшь — о крепкой дружбе
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом
Играть в бирюльки – заниматься пустяками, ерундой
Семь пятниц на неделе – о человеке, который часто меняет свои планы и решения.
Белены объесться - взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости).
После дождичка в четверг – никогда
Аника-воин - хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности.
Задать головомойку (баню) - намылить шею, голову - сильно отругать.
Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами.
Бросить перчатку - вызвать кого-нибудь на спор, соревнование (хотя никто перчаток не кидает)
Волк в овечьей шкуре - злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости
Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть о чем.
Душа в пятки ушла - человек перетрусивший, испугавшийся.
ОСНОВНЫЕ РАЗРЯДЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ
Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению (огромный - громадный, есть – кушать; бродить – шляться).
Антонимы – это слова одной и той же части речи, противоположные по значению (хороший – плохой, высоко – низко, правда – ложь).
Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению (луг – лук, брак – брак
Омофоны - это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению и написанию (гриб – грипп, Роман – роман).
Омографы – это слова, одинаковые по написанию, но различные по значению и звучанию (замОк – зАмок, парИть – пАрить)
Омоформы – это омонимичные формы; слова, совпадающие в своем звучании лишь в отдельных формах (вожу (от водить) — вожу (от возить), лечу (от лететь) — лечу (от лечить), печь (имя существительное)— печь (глагол); стих (стихотворение) — стих (форма прошедшего времени от глагола стихнуть); три (имя числительное) — три (повелительное наклонение от глагола тереть)
Омоформы называют также грамматическимиомонимами.
Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения (единый – единичный, будний - будничный, компания – кампания)
слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе СХОДСТВА двух предметов или явлений по какому-то признаку. Может быть сходство по форме, цвету, объёму, назначению, ощущениям и т.п.
вид метафоры; перенос ПРИЗНАКОВ ЖИВОГО СУЩЕСТВА на явления природы, предметы и понятия
Душа поёт, река играет, туманы сонные легли
Сравнение
изобразительный прием, основанный на СОПОСТАВЛЕНИИ одного явления или понятия с другим или на УПОДОБЛЕНИИ одного предмета другому, одной ситуации – другой.
Сильный, как лев, сказал, как отрезал,
Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория.
Метонимия
перенос названия с одного предмета на другой на основе их СМЕЖНОСТИ;
троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений:
1) между содержанием и содержащим;
2) между автором и произведением;
3) между действием и орудием действия;
4) между предметом и материалом, из которого сделан предмет;
5) между местом и людьми, находящимися в этом месте
Пенящийся бокал (вино в бокале); лес шумит (деревья); читал Пушкина (его произведения); Ты вел мечи на пир обильный (воинов); не то на серебре – на золоте едал (на изделии, сделанном из золота);
город шумел, трещали флаги (люди, населяющие город).
Синекдоха
Один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения:
1) Часть явления называется в значении целого
2) Целое в значении части
Лист сухой валится, Ночью ветер злится
Да стучит в окно. (А.А.Фет)
Его глаза наблюдали за мной (не глаза, а он)
Перифраз
Оборот, который употребляется ВМЕСТО какого-либо слова или словосочетания.
Царь птиц, т.е. орел, царь зверей, т.е. лев
Ирония
Выражение насмешки или лукавства посредством ИНОСКАЗАНИЯ.
Это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот.
Гипербола
Образное выражение, содержащее непомерное ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ какого-либо признака предмета, явления, действия.
Море слёз. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… (Гоголь)
Литота
Образное выражение, содержащее непомерное ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ какого-либо признака предмета, явления, действия
Лошадь величиной с кошку. Жизнь человека — один миг.
В поговорках:
никто и звать никак;
в час по чайной ложке.
СИНТАКСИС
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).
Словосочетание состоит из двух частей: ГЛАВНОЙ И ЗАВИСИМОЙ.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — основная единица связной речи, характеризуемая определенными смысловыми и структурными признаками.
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это грамматическая основа.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком.
Подлежащее отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
СКАЗУЕМОЕ – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ (КАКОЙ) ПРЕДМЕТ? ЧТО ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? КТО ТАКОЙ?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета.
ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (все, кроме именительного) и обозначает предмет.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
ОБРАЩЕНИЕ – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.
МОНОЛОГ – Речь, обращенная к самому себе, к слушателям или — в пьесе — к зрителям.
ДИАЛОГ – это разговор двух или нескольких лиц.
АЛФАВИТ
ФОНЕТИКА
Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков.
Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают: Ъ (твёрдый знак), Ь (мягкий знак).
Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса.
10 БУКВ: А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е 6 ЗВУКОВ: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И]
Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.
Звонкие звуки образуются при участии голоса и шума.
Глухие звуки – это звуки, в образовании которых участвует только шум.
ПАМЯТКА.
Всегда звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости): Р, Н, М, Л, Й
Всегда глухие (не имеют пары по звонкости-глухости): Х, Ц, Щ, Ч
Всегда мягкие (не имеют пары по мягкости-твердости): Й, Ч, Щ
Всегда твёрдые (не имеют пары по мягкости-твердости): Ж, Ш, Ц
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают ДВА (!!!) звука:
1. После гласных (маяк)
2. После разделительного Ь и Ъ знака (вьюга, разъезд)
3. В начале слова (яма, юла)
В остальных случаях смягчает предшествующий согласный (меч)
ВНИМАНИЕ:
1) Буквы Ь и Ъ отдельных звуков не обозначают. В некоторых словах могут встречаться так называемые «непроизносимые» согласные: солнце, вестник
2) В других словах, наоборот, могут произноситься звуки, которые не имеют буквенного обозначения: бульон, соловьи
ПОЗИЦИИ ЗВУКОВ
ГЛАСНЫЕ
сильная позиция
под ударением
слабая позиция
без ударения
СОГЛАСНЫЕ
сильная позиция
не на конце слова (хлеба)
слабая позиция
на конце слова (хлеб)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция. Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н'], тоже смягчается, и мы получаем звук [з']. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз'н'].
Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухими и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухими. Следовательно, происходит ОГЛУШЕНИЕ согласных.
Например, лоДка — ло[Т]ка, скаЗка — ска[С]ка, воЗ — во[С].
Возможно и обратное явление (ОЗВОНЧЕНИЕ), когда глухие согласные в позиции перед звонкими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются. Например, коСьба — ко[З']ба, проСьба — про[З']ба.
Обозначение мягкости согласных на письме
В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:
1. При помощи буквы Ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол'за], лось — [лос'] и др.
2. Посредством букв И, Е, Ё, Ю, Я указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные звуки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л'эс], мёд — [м'от], лил — [л'ил], люк — [л'ук], мял — [м'ал].
3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в'ин'т'ик], слива — [с'л'ива].
ОСНОВНЫЕ СЛУЧАИ ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Чередующиеся гласные
Примеры
0 - А
осмотр - осматривать
Е - 0
везти - возить
Е - нуль звука
день - дня
0 - нуль звука
рот - рта
И - Е - 0 - нуль звука
собирать – соберу – сбор - собрать
0 - Ы - нуль звука
зов - призыв - звать
0 - Ы-У
засохнуть - засыхать - сухо
ОСНОВНЫЕ СЛУЧАИ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Чередующиеся согласные
Примеры
Г - Ж- 3
друг - дружный - друзья
К- Ч - Ц
лик - личный - лицо
Х- Ш
горох - горошина
С - Ш
косить- кошу
Д-Ж-ЖД
водить - вожу - вождение
В -ВЛ
ловить - ловлю
Б - БЛ
любить - люблю
М - МЛ
кормишь - кормлю
П- ПЛ
спать - сплю
Ф-ФЛ
графить - графлю
КОРНИ СЛОВ
С ПОЛНОГЛАСИЕМ И НЕПОЛНОГЛАСИЕМ
ОРО-РА
-ворот- — -врат-
-вороч-— -вращ
- город — - град
- дорог- — -драг-
здоров - — - здрав-
- корот - — - крат –
- сторож - — страж-
ворота - вратарь
поворотить – вращать
городской – Волгоград
дорогой – драгоценный
здоровье – здравие
короткий – краткий
сторожить - стражник
ОЛО-ЛА
ОЛО-ЛЕ
-голос- — - глас
-золот- — – злащ – (злат-)
молод - — - млад
холод - — -хлад-
молок - — -млек-
голосовой – гласный
золотой - злато
молодость – младший
холодный – прохлада
молоко - млекопитающий
ЕРЕ-РЕ
- берег - — - брег
- береч - — - бреж-
- дерево- — - древ-
- серед - — - сред -
берег – прибрежный
беречь – небрежность
деревянный – древесный
середина - среда
МОРФЕМИКА
МОРФЕМА – это части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Это наименьшая значимая часть слов.
ОСНОВА СЛОВА – это часть слова без окончания, выражающая его лексическое значение и включающая в себя все имеющиеся словообразовательные аффиксы (приставка, суффикс, интерфикс, постфикс).
ЗАПОМНИТЕ: Внеизменяемых словах основа равна слову.
КОРЕНЬ – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
ОДНОКОРЕННЫЕ (родственные) СЛОВА – это слова, имеющие общий корень или его разновидность, что обуславливает общее лексическое значение однокоренных слов (друг, дружок, дружный, подружиться).
АФФИКСЫ - это служебные морфемы в основе слова, которые по своим свойствам противопоставлены значимой морфеме – корню. При помощи аффиксов образуются грамматические формы слова (книг-А, книг-Е, книг-У), а также новые слова (книга – книжКа). Поэтому различают словообразовательные и формообразовательные (словоизменительные) аффиксы.
АФФИКСЫ подразделяютсяна
приставки (префиксы),
интерфиксы
суффиксы,
окончания (флексии),
постфиксы.
ПРИСТАВКА(префикс) – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов: писать – ВЫ-писать, автор – СО-автор.
СУФФИКС – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов: изда-ТЕЛЬ, издатель-НИЦ-а.
ИНТЕРФИКС – это словообразовательный аффикс, выполняющий в структуре слова соединительную функцию, так как находится между корнями сложного слова: вод-О-провод, бол-Е-утоляющий, шест-И-дневка, дв-Е-единый, сам-О-лёт,
сорок-А-летие, себ-Я-любие.
ПОСТФИКС - это аффикс, который находится в самом конце слова, обычно после окончания: учим-СЯ, кому-ТО.
Существуют следующие словообразовательные постфиксы:
ОКОНЧАНИЕ (флексия) – значимая часть слова, которая образует ФОРМЫ слова. Это изменяемая часть слова, которая выражает грамматическое значение слова и служит для синтаксической связи слов с другими словами в словосочетании и предложении:
журнал-ов, оживленн-ый.
Нет окончания (и нулевого тоже!!!):
1. У несклоняемых существительных (метро, пальто, кофе)
2. У наречий (быстро, медленно, вскоре, почему)
3. У несклоняемых прилагательных (беж, хаки)
4. У прилагательных в форме сравнительной степени (выше, быстрее)
5. У деепричастия (Что делая? Что сделав? – решая, решив, сказав, думая)
Окончания частей речи в начальной форме
имя существительное в И.п.
имя прилагательное в И.п.
глагол
Кто? Что?
Какой? Чей?
Что делать? Что сделать?
1 скл.
2 скл.
3 скл.
М.Р.
Ж.Р.
СР.
Н.Ф. (инфинитив)
М.Р.
Ж.Р.
М.Р.
СР.Р.
Ж.Р.
-ЫЙ,
-ИЙ,
-ОЙ
-АЯ
-ЯЯ
-ОЕ
-ЕЕ
-ТИ
несТИ
-ТЬ
жиТЬ
-А
-Я
нулевое
-О, -Е
нулевое
нулевое окончание
беречь
жечь
синИЙ
зелёнЫЙ
голубОЙ
синЯЯ зелёнАЯ
краснОЕ синЕЕ
партА,
дядЯ
меч,
полЕ,
яблокО
дочь, мать
НАСТ. BP. /БУД. BP.
1л. -У(-Ю) -ЕМ
- У (-Ю) -ИМ
2 л. -ЕШЬ-ЕТЕ
-ИШЬ-ИТЕ
3 л. -ЕТ - УТ (ЮТ)
-ИТ -AT (ЯТ)
МН.Ч.
-ИЕ
-ЫЕ
синИЕ
зелёнЫЕ
В кратких прилагательных
окончание А, О, И, нулевое:
девушка красивА,
дитя красивО,
мы красивЫ,
он красив
лечУ, летИШЬ, летЯТ,
летИТЕ, живЁШЬ, живЁТЕ
ПРОШ. BP.
Ж.Р.
М.Р.
СР.
-А
нулевое
-О
пришлА
пришёл
пришлО
МН.Ч.
-И
пришлИ
Непродуктивные приставки (в современном языке не образуют новые слова)
• лица, наделенного признаком, названным исходным словом (божество, ничтожество, высочество).
-есть (-ость)
образует существительные со значением отвлеченного признака или состояния (свежесть, бледность, жалость, честность, смелость).
-ец
(-енец, -анец)
образует существительные со значением:
• лица по принадлежности к стране, территории, городу, где оно проживает или откуда происходит (испанец, американец, мексиканец, кировец, новгородец, воронежец, горец);
• лица, характеризующегося каким-либо свойством (мудрец, глупец, хитрец, упрямец);
• предмета или явления, характеризующегося признаком или действием, названным словами, от которых они образованы (резец, рубец, холодец).
-ик (ник)
образует существительные, обозначающие:
• лицо по свойству или признаку, которые определяют его отношение к предмету, занятию (целинник, химик, заочник, отличник, очник)
• предмет, предназначенный для чего-либо (чайник, мобильник, кипятильник, приемник, бумажник);
• предмет, обозначающий книгу или сочинение (задачник, справочник);
• пространство или территорию, покрытые чем-то или содержащие что-то (ельник, малинник).
-ин-
образует существительные со значением:
• видов рыбы и мяса (свинина, буженина,осетрина, баранина);
• одного предмета из ряда одинаковых (горошина, соломина);
• отвлеченных признаков (глубина, седина);
• результата или орудия действия (перекладина, отметина, царапина);
• лица, которое является представителем какой-либо нации, гражданином какого-либо государства, жителем или уроженцем какой-либо страны (грузин, татарин, мордвин).
-ист
образует существительные со значением лица по принадлежности к учреждению, профессии, определенному общественному направлению (связист, баянист, марксист).
-иц- (ниц-)
образует существительные со значением:
• предмета - вместилища чего-нибудь, места (сахарница, больница);
• названия самок животных (волчица, львица).
-их-
образует существительные - названия самок животных (зайчиха).
ич-
указание на лицо по месту жительства (москвич, костромич)
-к-
образуют существительные, обозначающие:
• лиц женского пола от соответствующих имен существительных мужского (спортсменка, студентка);
• предмет (машину, приспособление, орудие, помещение), предназначенный для осуществления действия (задвижка, терка, перегородка);
• предмет - результат действия (записка, настойка);
• действие (вспышка, попытка).
-л-
образует имена существительные со значением:
• лица, которое постоянно или обычно выполняет действие (зубрила, громила, вышибала);
• предмета, предназначенного для осуществления действия (мыло, поддувало);
• предмета, предназначенного для выполнения действия (сеялка, грелка, копилка);
• помещения, предназначенного для осуществления действия (парилка, раздевалка);
• названия лиц, выполняющих действия (гадалка, сиделка).
-льн-
образует:
• существительные со значением места совершения действия (гладильня, купальня, спальня);
• прилагательные со значением предназначенности для выполнения действия (вязальный, родильный, сушильный).
-льник
образует существительные со значением предмета, предназначенного для выполнения действия (холодильник, умывальник).
-льщик (льщиц)
образует существительные со значением лица по роду деятельности, занятию или действию (бурильщик, точильщик);
-тель (итель)
образует существительные со значением:
• лица, принадлежащего к той или иной профессии, занимающегося той или иной деятельностью (учитель, искатель, воспитатель, спасатель);
• предмета (орудия, приспособления, машины), который производит действие (двигатель, выключатель, глушитель).
-ун
образует существительные со значением:
• лица по действию, характерному для него (бегун, крикун);
• животных по характерному для них признаку (грызун, скакун).
-чик (щик, -чиц-)
образует существительные со значением:
• лица по роду деятельности (бетонщик, переводчик, буфетчик);
• предмета (машины, механизма, приспособления), который производит действия (погрузчик, буксировщик).
ёшк-
образует уменьшительно-ласкательную форму предмета (поварёшка, матрёшка)
ушк-
образует уменьшительно-ласкательную форму предмета (матушка)
ц-
вместе с "ь" образует уменьшительно-ласкательную форму предмета (дельце, зеркальце, тельце)
ышк- (юшк-)
образует уменьшительно-ласкательную форму предмета (бревнышко, пустышка, пёрышко, долюшка, полюшко)
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
1. Приставочный способ (присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.)
Вышёл шёл
Прабабушка бабушка
2. Суффиксальный способ (присоединение суффикса к основе исходного слова. Так способом образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые производные слова являются иной частью речи по отношению к мотивирующему слову. Может изменяться звуковой состав слова, происходит чередование звуков.)
Домик дом
Домишко дом
Домище дом
3. Приставочно-суффиксальный способ (присоединение приставки и суффикса одновременно к основе исходного слова. Наиболее часто образуются таким образом имена существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия.)
Пришкольный школа
Подбородок борода
4. Бессуффиксный способ (от мотивирующего слова отбрасывается окончание или одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс)
Работа работать
Взнос взносить
Бег бегать
Синь синий
5. Сложение (способ образования сложных слов, имеющих в своем составе два и более корней. Сложные слова образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть.)
Пароходходить + пар
Самолёт сам + летать
6. Переход одной части речи в другую (образование имен существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных, причастий и числительных. Меняется их синтаксическая функция: они выступают в предложении в качестве подлежащего, сказуемого (или его именной части) и дополнения.)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – часть речи, которая обозначает предмет. Отвечает на вопрос КТО? или ЧТО?
СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1 склонение
2 склонение
3 склонение
ж.р или м.р.
окончание А, Я
ср.р.
окончание О, Е
м.р. нулевое окончание
ж.р.
нулевое окончание
партА, крышА, дядЯ
меч, дом, небО, полЕ
речь, дочь, мать
ПАДЕЖИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
И.п. КТО? ЧТО?
Р.п. КОГО? ЧЕГО?
Д.п. КОМУ? ЧЕМУ?
В.п. КОГО? ЧТО?
Т.п. КЕМ? ЧЕМ?
П.п. о КОМ? о ЧЁМ?
РАЗРЯДЫ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Отвлечённые (=абстрактные) существительные– это существительные типа ЧТЕНИЯ, БЕГ, ХЛОПОТЫ, ЧИСТОТА, ДОВЕРЧИВОСТЬ, образованные от глаголов или прилагательных и обозначающие действия, состояния или признаки предмета. Обычно такие существительные имеют характерные суффиксы - НИ (Е), - ЕНИ (Е),- ОСТЬ, - ОТ, -Б:пение, храбрость, доброта.
2.Вещественные существительные – это существительные, обозначающие вещества в широком понимании, т.е. однородные массы, из которых состоят тела или которыми наполняются ёмкости, полезные ископаемые, пищевые продукты: кислород, вода, аспирин, медь, песок, бетон.
3. Собирательные существительные – это существительные, обозначающие собирательное (нерасчленённое) множество предметов, многие из них имеют характерные слововообразовательные суффиксы –УР-,-СТВ- и др.: аппаратура, студенчество, листва.
4. Конкретные существительные - это существительные, обозначающие предметы или явления действительности: дом, студент, гроза, революция. Конкретные существительныенередко называют считаемыми,поскольку они обозначают предметы и явления, поддающиеся счёту (в отличие от отвлечённых,вещественных, собирательных существительных)
Обратите внимание на существительные ОБЩЕГО РОДА типа неряха, торопыга, злюка, умница, невежа, которые относятся к существительным и женского, и мужского рода.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ:
ОДУШЕВЛЕННЫМИ (КТО?)
мальчик, девочка, лиса, учитель, ученик
НЕОДУШЕВЛЕННЫМИ (ЧТО?)
пальто, парта, дорога, школа
НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ
мальчик, ученик, город, река
СОБСТВЕННЫМИ (названия единичных предметов).
К собственным существительным относятся
1) имена, фамилии, отчества;
2) географические названия;
3) названия литературных произведений;
4) названия исторических событий;
5) названия картин, кинофильмов, спектаклей;
6) названия предприятий;
7) клички животных.
Иван Иванович Иванов
п. Каменка, р.Дон
рассказ «Муму»
Великая Отечественная война
фильм «Спартак», картина «Богатыри»,
фабрика «Октябрь»
Мурка, Мурзик, Шарик
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ –
это часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?
В ПОЛНОЙ ФОРМЕ изменяются по родам, числам, падежам.
В КРАТКОЙ форме отвечают на вопрос КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ?, изменяются по числам и родам (в единственном падеже)
Прилагательные в КРАТКОЙ форме в предложении являются только СКАЗУЕМЫМИ
ГЛАГОЛ –
это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Совершенный вид – ЧТО СДЕЛАТЬ?
Несовершенный вид – ЧТО ДЕЛАТЬ?
Изменяется по временам.
В настоящем и будущем времени – по лицам и числам.
В прошедшем времени – по числам, в единственном числе – по родам.
ОРФОГРАФИЯ
Ии Е ВОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (алгоритм)
1. Определи род, склонение существительного.
2. Определи падеж.
Если 1-ое склонение, Д.п. Если 1-ое склонение, Р.п.
Если 2-ое склонение, П.п. Если 3-е склонение, Р.п., Д.п., П.п.
ЕИ
3. Если существительное оканчивается на –ИЯ, -ИЕ, -ИЙ,
то в женском роде Р.п., Д.п., П.п.
и в мужском роде и среднем роде П.п. И
4. Если это одно из 10 разносклоняемым существительных на –МЯ:
Раздел науки о языке, изучающий правила составления словарей, называется ЛЕКСИКОГРАФИЕЙ.
Слов и фразеологизмов в русском языке неисчислимое множество: это общеупотребительные слова, диалектные слова, профессиональные слова, собственные имена и наименования, устаревшие слова, неологизмы.
Из слов и фразеологизмов учеными-языковедами составляются особые книги, которые называются словарями.
В одних словарях объясняются предметы, явления окружающего мира (это словари энциклопедические), в других — разъясняются (толкуются) лексические значения слов, указываются нормы их правописания, произношения (это словари лингвистические).
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ словарь — особая книга, сборник словарных статей, в которых описываются основные свойства слова. Словарные статьи в словарях располагаются в алфавитном порядке.
Словарная статья лингвистического словаря состоит из следующих частей:
заглавное слово, грамматические формы, толкование лексического значения слова, примеры употребления этого слова в предложении или словосочетании, например:
Орех, -а, м, 1. Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твердой оболочке, Колоть орехи. 2. Дерево (или кустарник), приносящее такие плоды...
В лингвистических словарях слова и фразеологические обороты описываются с разных сторон: с точки зрения лексического значения, происхождения, употребления, правописания, произношения, образования; кроме того, дается грамматическая характеристика слова (пометы).
1. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Среди лингвистических словарей самыми распространенными являются ТОЛКОВЫЕ словари. В них дается наиболее полное представление о слове: разъясняется его значение, указываются основные грамматические признаки, сфера употребления в речи, иногда происхождение, а также написание и произношение. Например:
Мшара, -ы, ж. Обл. Болото, поросшее мхом и кустарником. Идти по мшаре.
Из дореволюционных толковых словарей самым известным является « Толковый словарь живого великорусского языка-» (1-е изд. вышло в 1863 — 1866 гг.) В. И. Даля, который современники назвали энциклопедией русской речи. Этот словарь включает в себя все пласты лексики: книжную, разговорную, профессиональную, просторечную. Много вошло в этот словарь областных слов и оборотов, поэтому словарь Даля не является нормативным словарем литературного языка.
2. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
В нем можно поможет с легкостью найти нужное слово и справиться с любыми трудностями в его написании.
3. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ.
Словарь выявляет словообразовательную структуру наличных в языке слов, показывает членение слов на морфемы
4. ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Содержит объяснение этимологии (происхождения) многих общеупотребительных русских слов и части заимствованных.
5. СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ содержит толкованиезаимствованных слов.