kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Олимпиада по русскому языку для студентов первых курсов всех специальностей ГБПОУ РО «ТМехК»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение среза знаний по русскому языку для обучающихся первых курсов ГБПОУ РО "ТМехК". Выявление одаренных и талантливых студенов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку для студентов первых курсов всех специальностей ГБПОУ РО «ТМехК»»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАГАНРОГСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»










Методическая разработка


Олимпиада по русскому языку

для студентов первых курсов всех специальностей

ГБПОУ РО «ТМехК»











Составитель: 

 

Преподаватель     русского языка и литературы

Дихтярь О.Н.

 



Цели:

  • Проведения среза знаний обучающихся по русскому языку.

  • Активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

  • Развития интереса к изучению русского языка.

  • Выявления одаренных и талантливых студентов, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;

  • активизации творческой деятельности преподавателей;


Порядок организации и проведения олимпиады 

1. Олимпиада по русскому языку проходит в один (письменный) тур в виде ответов на конкретно поставленные вопросы или решений лингвистических и творческих задач. Время выполнения олимпиадных заданий – полтора часа. Каждый участник должен быть обеспечен комплектом заданий, бланком для ответов. По окончании времени проведения Олимпиады работы участников собираются и сдаются жюри конкурса. Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания.

2. В состав жюри входят преподаватели русского языка и литературы.

3. Итоги олимпиады сообщаются участникам на следующий урок.

4. Студенты, набравшие наибольшее количество баллов, становятся победителями. 







































Олимпиада по русскому языку

ФИО студента _______________________________________________________ группа________


1. Задание: расставьте ударение в словах.

Баловать, диспансер, закупорить, камбала, кладовая, намерение, столяр, силос., красивее, каталог, жалюзи.


2

Установите соответствие между стилями современного русского языка

1

Научный стиль


______

А. статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению, интервью, репортажи, политически выступления, радио- и телепередачи

2

Официально-деловой стиль

______

Б. разнообразные бытовые темы: впечатления о прошедшем дне, воспоминания.

3

Публицистический стиль

_______


В. научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и т.д.

4

Разговорный стиль

_______

Г. доклады о ходе работы, финансовые отчеты, приказы, распоряжения, инструкции по заполнению документов, доверенности, завещания, дарственные


3.Определите стиль и тип речи.

Графит - мягкое темно-серое вещество с металлическим блеском. Плотность его колеблется от 2,17 до 2,3 г/см3. Кристаллическая решетка графита имеет сложное слоистое строение. Расстояние между слоями в кристалле графита больше расстояния между соседними атомами углерода в одной плоскости в 2,5 раза, поэтому связь между атомами углерода в одном слое гораздо прочнее, чем связь между атомами углерода, находящимися в различных слоях. Каждый атом углерода в кристаллической решетке графита образует три прочные ковалентные связи с атомами углерода, расположенными в том же слое. В образовании этих связей участвуют три электрона атома углерода, а четвертый валентный электрон является относительно свободным. Наличие свободных электронов обусловливает электропроводность графита.

_________________________________________________


4. Задание: найдите и исправьте ошибки в предложениях. 

С утра было холодно и ветрено, и Серафима Петровна одела тёплую кофту и завернулась в пуховой платок.___________________________________________

_____________________________________________________________________

Вопреки неблагоприятной сводки, мы решили продолжить путь.______________

_____________________________________________________________________

Он посоветовал журналисту написать статью про то, которое бы вызвало удивление и привлекало внимание._______________________________________

______________________________________________________________________

Увидев, во что превратили люди этот великолепный некогда храм, становится больно и стыдно за своих соотечественников._______________________________

______________________________________________________________________

И Мери, и Бэла страдают благодаря непостоянству Печорина._________________

______________________________________________________________________


5.Задание: 

1.Определите значения  слов.

2. дайте грамматическую характеристику указанных слов. 


Дебаты–__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Фиаско–______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Консенсус -___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



6.  Задание: К приведенным ниже латинским пословицам и поговоркам подберите аналогичные или близкие по смыслу пословицы, поговорки или крылатые выражения, существующие в русском языке:

1) Жареный голубь сам не залетит тебе в рот.

_____________________________________________________________________________

2) Гигиена – подруга здоровья.

_____________________________________________________________________________

3) Даже самые твердые скалы выдалбливаются водой.

_____________________________________________________________________________

4) Далеко от глаз – далеко от сердца.

_____________________________________________________________________________

5) До победы не говори о триумфе.

_____________________________________________________________________________

6) Какая мать, такая и дочь.

_____________________________________________________________________________

7) Каждая лисица свой хвост хвалит.

_____________________________________________________________________________

8) Если живешь в Риме, живи по римским обычаям.

_____________________________________________________________________________


7.   Задание: выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изменив первоначальный замысел, ….

  1. у писателя возник новый план романа.

  2. роман кончался трагически.

  3. героем романа стал другой человек.

  4. автор перенёс действие в деревню.


8.     Задание: какие средства художественной выразительности  использовал А. Фет в данном стихотворении? Подчеркните средство выразительности  и  подпишите его. 

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, немой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.


Земля, как смутный сон немая, 

Безвестно уносилась прочь, 

И я, как первый житель рая, 

Один в лицо увидел ночь.


Я ль несся к бездне полуночной, 

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

 Казалось, будто в длани мощной 

Над этой бездной я повис.



9.   Задание: определите, какими частями речи являются выделенные слова. 

1)Мудрому дай голову, трусливому дай коня.

2) Это не что иное, как ложь.

3) Он хотел не то сказать что-то, не то закричать.

4) Все, не считая вас двоих, были на собрании.

5) Она положила деньги в сумку, не считая их.

6) Его меньше всего интересовала поэзия.









































Ответы и критерии оценивания олимпиадных заданий 

по русскому языку

Задание 1.

БаловАть, диспансЕр, закУпорить, кАмбалА, кладовАя, намЕрение, сИлос,

столЯр., красИвее, каталОг, жалюзИ.

Критерии оценивания: по 0,5 балла  за слово. Максимальное количество баллов- 5,5.


Задание 2.

2

Установите соответствие между стилями современного русского языка

1

Научный стиль


__В____

А. статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению, интервью, репортажи, политически выступления, радио- и телепередачи

2

Официально-деловой стиль

___Г___

Б. разнообразные бытовые темы: впечатления о прошедшем дне, воспоминания.

3

Газетно-публицистический стиль

___А____


В. научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и т.д.

4

Разговорно-бытовой стиль

___Б____

Г. доклады о ходе работы, финансовые отчеты, приказы, распоряжения, инструкции по заполнению документов, доверенности, завещания, дарственные

Максимальное количество баллов 4.


Задание 3.

1) научный стиль; описание

Критерии оценивания: 

за верный вариант 2.5 балла. Максимальное количество баллов-5.


Задание 4.

1)  С утра было холодно и ветрено, и Серафима Петровна надела тёплую кофту и завернулась в пуховой платок.

2) Вопреки неблагоприятной сводкЕ, мы решили продолжить путь.

3)  Он посоветовал журналисту написать статью про то, что бы вызвало удивление и привлекало внимание.

4) Когда я увидел, во что превратили люди этот великолепный некогда храм, мне стало  больно и стыдно за своих соотечественников.

5) И Мери, и Бэла страдают из-за непостоянства Печорина. 

Критерии оценивания:

 за каждую исправленную  ошибку  - 1 балл. Максимальное количество баллов-5.


Задание 5.

Дебаты – дискуссия, прения, обмен мнениями        (сущ., мн.ч.. 2 скл.)

Фиаско – провал, полная неудача, неуспех (сущ., ср.р., нескл.)

Консенсус–1) общее согласие по обсуждаемому или спорному  вопросу, достигнутое без процедуры голосования .     2)Согласие, единодушие (сущ., м.р.,2 скл)

Критерии оценивания: 

за  каждую правильно указанную грамматическую характеристику слов– 1 балл, 

за правильно указанное лексическое значение – 1  балл. 

Максимальное количество баллов-10 баллов.


Задание 6.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Чистота --залог здоровья. 

Вода камень точит. 

С  глаз долой --из сердца вон. 

Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь. 

Яблоко от яблони недалеко падает.

Каждый кулик своё болото хвалит.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

(Возможны синонимичные пословицы)

Критерии оценивания: за верно подобранную пословицу студент получает  1 балл. 

Максимальное количество баллов-8.


Задание 7.

Изменив первоначальный замысел, автор перенёс действие в деревню.

Критерии оценивания:

 за правильно указанное продолжение предложения студент получает 1 балл. 

Максимальное количество баллов-1.


Задание 8.

В стихотворении использованы различные художественные приемы: 

сравнительные конструкции - "земля, как смутный сон немая",  "я, как первый житель рая", "казалось, будто в длани мощной над этой бездной я повис";  эпитеты "хор светил, живой и дружный"; метафоры "хор светил"; риторический вопрос - "Я ль несся к бездне полуночной, иль сонмы звезд ко мне неслись?" и др.  Образ мироздания создается с использованием  лексики высокою стиля "твердь", "бездна полуночная'', "сонмы звезд", "длань мощная", "бездна". 

Критерии оценивания: 

За каждое подчёркнутое и названное средство художественной выразительности - 1 балл, 

 Максимальное количество баллов-8.


Задание 9.

1) Мудрому дай голову, трусливому дай коня.( существительные)

2) Это не что иное, как ложь. (частица)

3) Он хотел не то сказать что-то, не то закричать. (союз сочинительный)

4) Все, не считая вас двоих, были на собрании. ( предлог производный)

5) Она положила деньги в сумку ,не считая их. ( частица и деепричастие)

6) Его меньше всего интересовала поэзия. (наречие)

Критерии оценивания:                                                                                                               

За каждый правильный ответ -1 балл. Максимальное количество баллов -6 .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дихтярь Ольга Николаевна

Дата: 25.05.2025

Номер свидетельства: 670473


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства