Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку для студентов первых курсов всех специальностей ГБПОУ РО «ТМехК»»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТАГАНРОГСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка
Олимпиада по русскому языку
для студентов первых курсов всех специальностей
ГБПОУ РО «ТМехК»
Составитель:
Преподаватель русского языка и литературы
Дихтярь О.Н.
Цели:
Проведения среза знаний обучающихся по русскому языку.
Активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Развития интереса к изучению русского языка.
Выявления одаренных и талантливых студентов, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
активизации творческой деятельности преподавателей;
Порядок организации и проведения олимпиады
1. Олимпиада по русскому языку проходит в один (письменный) тур в виде ответов на конкретно поставленные вопросы или решений лингвистических и творческих задач. Время выполнения олимпиадных заданий – полтора часа. Каждый участник должен быть обеспечен комплектом заданий, бланком для ответов. По окончании времени проведения Олимпиады работы участников собираются и сдаются жюри конкурса. Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания.
2. В состав жюри входят преподаватели русского языка и литературы.
3. Итоги олимпиады сообщаются участникам на следующий урок.
4. Студенты, набравшие наибольшее количество баллов, становятся победителями.
Установите соответствие между стилями современного русского языка
1
Научный стиль
______
А. статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению, интервью, репортажи, политически выступления, радио- и телепередачи
2
Официально-деловой стиль
______
Б. разнообразные бытовые темы: впечатления о прошедшем дне, воспоминания.
3
Публицистический стиль
_______
В. научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и т.д.
4
Разговорный стиль
_______
Г. доклады о ходе работы, финансовые отчеты, приказы, распоряжения, инструкции по заполнению документов, доверенности, завещания, дарственные
3.Определите стиль и тип речи.
Графит - мягкое темно-серое вещество с металлическим блеском. Плотность его колеблется от 2,17 до 2,3 г/см3. Кристаллическая решетка графита имеет сложное слоистое строение. Расстояние между слоями в кристалле графита больше расстояния между соседними атомами углерода в одной плоскости в 2,5 раза, поэтому связь между атомами углерода в одном слое гораздо прочнее, чем связь между атомами углерода, находящимися в различных слоях. Каждый атом углерода в кристаллической решетке графита образует три прочные ковалентные связи с атомами углерода, расположенными в том же слое. В образовании этих связей участвуют три электрона атома углерода, а четвертый валентный электрон является относительно свободным. Наличие свободных электронов обусловливает электропроводность графита.
_________________________________________________
4. Задание: найдите и исправьте ошибки в предложениях.
С утра было холодно и ветрено, и Серафима Петровна одела тёплую кофту и завернулась в пуховой платок.___________________________________________
6. Задание: К приведенным ниже латинским пословицам и поговоркам подберите аналогичные или близкие по смыслу пословицы, поговорки или крылатые выражения, существующие в русском языке:
7. Задание: выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изменив первоначальный замысел, ….
у писателя возник новый план романа.
роман кончался трагически.
героем романа стал другой человек.
автор перенёс действие в деревню.
8. Задание: какие средства художественной выразительности использовал А. Фет в данном стихотворении? Подчеркните средство выразительности и подпишите его.
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, немой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
9. Задание: определите, какими частями речи являются выделенные слова.
1)Мудрому дай голову, трусливому дай коня.
2) Это не что иное, как ложь.
3) Он хотел не то сказать что-то, не то закричать.
Консенсус–1) общее согласие по обсуждаемому или спорному вопросу, достигнутое без процедуры голосования . 2)Согласие, единодушие (сущ., м.р.,2 скл)
Критерии оценивания:
за каждую правильно указанную грамматическую характеристику слов– 1 балл,
за правильно указанное лексическое значение – 1 балл.
Максимальное количество баллов-10 баллов.
Задание 6.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Чистота --залог здоровья.
Вода камень точит.
С глаз долой --из сердца вон.
Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Каждый кулик своё болото хвалит.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
(Возможны синонимичные пословицы)
Критерии оценивания: за верно подобранную пословицу студент получает 1 балл.
Максимальное количество баллов-8.
Задание 7.
Изменив первоначальный замысел, автор перенёс действие в деревню.
Критерии оценивания:
за правильно указанное продолжение предложения студент получает 1 балл.
Максимальное количество баллов-1.
Задание 8.
В стихотворении использованы различные художественные приемы:
сравнительные конструкции - "земля, как смутный сон немая", "я, как первый житель рая", "казалось, будто в длани мощной над этой бездной я повис"; эпитеты "хор светил, живой и дружный"; метафоры "хор светил"; риторический вопрос - "Я ль несся к бездне полуночной, иль сонмы звезд ко мне неслись?" и др. Образ мироздания создается с использованием лексики высокою стиля "твердь", "бездна полуночная'', "сонмы звезд", "длань мощная", "бездна".
Критерии оценивания:
За каждое подчёркнутое и названное средство художественной выразительности - 1 балл,