Просмотр содержимого документа
«ОГЭ по русскому языку. Текст как речевое произведение. Анализ текста»
Задание 2. Анализ текста
Задание 2 ОГЭ проверяет умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).
Примерная формулировка задания:
Задание 2 выполняется на основе анализа содержания прочитанного текста.
(1)Ячитал свою толстую библиотечную книгу очень долго–месяц илиполтора.
(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
(3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (6)Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.
(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню.
(13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи
натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён. (15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки. (17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (18)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр, чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (19)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
(20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было необыкновенно, прекрасно
удивительно. (21)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.
(23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка:
«Библиотека временно закрыта».
(24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…
(По А. Лиханову)
*Лиханов Альберт Анатольевич –современный детский и юношеский писатель.Главная тематворчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.
В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?»
(1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.
(3) Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.
(8) Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.
(22) Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.
Правильный ответ: 3 (предложения6- 10)
Как решить такое задание?
Шаг 1. Сжать содержание текста в одно-два предложения.Вот что у нас получается: "Рассказчикдолго читал взятую в библиотеке книгу, она приносила ему радость, ведь шла война, а книга рассказывала о мирном времени".
Шаг 2. Ответ на вопрос.В нашем предложении уже содержится ответ на вопрос: «Почемурассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?» - "В тяжелое военное время книга рассказывала о мире". Находим, в каком из вариантов говорится приблизительно о том же? В ответе 3. Именно в этом предложении говорится о затянувшейся войне и желании прикоснуться к чему-то мирному (помним текст целиком).