kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольно-оценочные материалы по русскому языку для обучающихся 7 класса по теме «Союз»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по теме «Союз» (в двух вариантах) с лингвистическим анализом текста состоит из трёх частей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочные материалы по русскому языку для обучающихся 7 класса по теме «Союз»»

Контрольно-оценочные материалы по русскому языку

для обучающихся 7 класса по теме «Союз»


Цель: проверить:

• предметные умения, приобретённые в 7 классе по теме «Союз»: владение основными нормами русского литературного языка (грамматическими, орфографическими, пунктуационными); умение применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания; владение умением проверять написанное.

•метапредметные умения: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Вид проверки: тематический.


Тест по теме «Союз» (в двух вариантах) с лингвистическим анализом текста состоит из трёх частей.

Часть 1 выполняется на основе прочитанного текста и со­держит 5 заданий (А1—А5) с выбором ответа. Данные зада­ния имеют цель проверить знания учащихся по морфологии, синтаксису и орфографии.

Часть 2 выполняется тоже на основе прочитанного текста и включает 8 заданий (В 1—В8) с кратким ответом, проверя­ющих умение учащихся анализировать текст с использова­нием знаний по словообразованию, морфологии, пунктуа­ции и др.

Часть 3 предусматривает написание сочинения на линг­вистическую тему. Для подтверждения приведённых в сочи­нении рассуждений учащиеся должны привести аргументы и примеры, взятые из текста, при этом необходимо указать номера нужных предложений или использовать цитирова­ние. Такая работа будет способствовать развитию творче­ских способностей учащихся и поможет им закрепить зна­ния по морфологии и другим аспектам языка.

Оценивание:  «5» -  от 90% до 100% правильных ответов;

                        «4» - от 75% до 90% правильных ответов;

                        «3» - от 50% до 75% правильных ответов;

                        «2» - ниже 50%  правильных ответов.


















Вариант 1

Часть 1


Прочтите текст и выполните задания А1—А5, В1—В8, С1

(1) Пароход миновал порог, и сразу Енисей сделался шире, раздольнее, а высота берегов пошла на убыль. (2) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало те­чение, поэтому река катила свои воды без шума и суеты.

(3) Я стоял на носу парохода и смотрел на родную реку, вдыхая прохладу тихой ночи. (4) Нос парохода время от вре­мени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали и до меня. (5) Пароход шёл по Енисею, разрезая, как студень, реку, светлую ночь и тишину её.

(6) Утром над рекою поднялся туман, который выступил и по оврагам, а также окутал берега. (7) Однако вскоре взош­ло солнце, и тут я увидел остров. (8) В середине его грудились скалы, меж скал темнели кедры, местами выгоревшие, а по­низу острова кипел вершинами лес.

(9) Берега яркие, в сочной зелени. (10) Так бывает здесь не только в конце весны, но и в начале лета, когда бушует всю­ду разнотравье, полыхают непостижимо яркие цветы Сиби­ри. (11) В середине лета, к сенокосу, цветы осыпаются, и ли­стья на деревьях блёкнут. (12) Но на кромке острова я уви­дел живую ленту зелени и синюю полосу, словно окроплён­ную розовыми и огненными брызгами. (13) Это цвели коло­кольчики, кукушкины слёзы и дикий мак. (14) Везде по Си­бири они уже отцвели и лепестки свои уронили. (15) Но тут? (16) Весна, да и только!

(17) Я побежал на корму парохода, заторопился, чтобы по­глядеть на остров ещё хоть минуточку. (18) Он был не похож на другие острова. (19) Он долго оставался под водой, а ког­да обсыхали его берега, уже всюду было лето и всё отцвело, а потому стало спокойным, серо-зелёным. (20) Но остров не мог без весны — вот и забушевал он, и зацвёл радугой сре­ди реки, так как никто не может сдержать торжества приро­ды. (21) Природа радовалась и буйствовала, не соблюдая ни­каких сроков.

(22) Остров всё удалялся и удалялся, а мне хотелось на­смотреться на нечаянно встреченную весну. (23) Но остров зарябил птичьими стаями, задрожал в солнечном блеске и пропал вдали.

(24) Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такой же остров. (25) Встречалось много островов то одиноких, то расположенных цепью, однако весеннего острова больше не попадалось.

(26) Вспоминая о весеннем острове, я думаю о нас, людях. (27) Ведь и к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна. (28) В каком облике, в каком цвете — не важно. (29) Главное, что она приходит.


(По В. Астафьеву)


К каждому заданию А1А5 даны 4 варианта ответа, из кото­рых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.



А1. Дайте верную морфологическую характеристику слова также (предложение 6).

1) местоимение 3) сочинительный союз

2) наречие 4) подчинительный союз


А2.Укажите предложение, в котором союз И соединяет части сложносочинённого предложения.


1) предложение 12 3) предложение 3

2) предложение 27 4) предложение 1


А3.Укажите предложение, в котором соединительный союз соединяет однородные подлежащие.


  1. предложение 20 3)предложение 23

  2. предложение 13 4)предложение 21


А4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?


1) Так(же), как и вчера, над рекой поднимался туман, (и)так пели птицы , что хотелось плакать.

2) (И)так, туман — явление так(же) хорошо изученное, как молния и гром.

3) Что(бы) ещё прочитать о туманах, которые то(же) привлекают моё внимание.

4) (И)так, туман так(же) выступил по берегам.


А5. Каким членом предложения является слово который (предложение 6)?

  1. дополнение

  2. подлежащее

  3. обстоятельство

  4. не является членом предложения



Часть 2


Ответы к заданиям В1—В8 запишите словами или цифрами, разделяя их, если нужно запятыми.



В1. В предложениях 20 — 21 найдите подчинительный обстоятельственный союз. Напишите этот союз.

Ответ:

В2. В предложениях 26 — 29 найдите подчинительный изъ­яснительный союз. Напишите этот союз.

Ответ:

В3. Из седьмого (7) предложения выпишите сочинитель­ный противительный союз.

Ответ:

В4. И десятого (10) предложения выпишите разделитель­ный союз, состоящий из двух частей.

Ответ:

В5. Среди предложений 22—25 найдите такое, в котором имеется повторяющийся разделительный союз. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

В6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую за­пятую, между частями сложноподчинённого предло­жения.

Нос парохода время от времени так глубоко зарывал­ся в воду,(1) что брызги долетали и до меня. Пароход шёл по Енисею,(2) разрезая,(3) как студень, (4) реку,(5) светлую ночь и тишину её.

Ответ:

В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запя­тую перед союзом, разделяющим части сложносочи­нённого предложения.

В середине лета,(1) к сенокосу,(2) цветы осыпаются,(3) и листья на деревьях блёкнут. Но на кромке острова я увидел живую ленту зелени и синюю полосу,(4) словно окроплён­ную розовыми и огненными брызгами.

Ответ:

В8. Среди предложений 9—13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Часть 3



С1. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистиче­скую тему: «Союзы и их функции в предложении».





































Вариант 2

Часть 1


Прочтите текст и выполните задания А1—А5, В1—В8, С1

(1) Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (2) Находить приметы или самим создавать их — очень увле­кательное занятие, так как мир примет бесконечно разноо­бразен. (3) Бывает так, что одна и та же примета сохраняет­ся в лесах год за годом: каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины за Лариным прудом или всё ту же за­рубку, сделанную тобой на сосне.

(4) Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. (5) В городах приметы нам не нужны, пото­му что время узнаётся не по высоте солнца, не по положе­нию созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. (6) Предсказания погоды передаются по радио, поэтому в городах большинство наших природных инстинктов не работают, а погружаются в спячку. (7) Но стоит две-три ночи провести в лесу, и снова обостряется слух, зорче дела­ется глаз, а обоняние тоньше.

  1. Приметы связаны не только с цветом неба, но с росами и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба.

  2. Есть приметы простые и сложные. (10) Причём самая простая примета — это дым костра. (11) То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, то стелется туманом по траве. (12) И вот к прелести ночного костра, к горько­ватому запаху дыма, треску сучьев, пушистому пеплу присо­единяется ещё и знание завтрашней погоды.

(13) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова солнце поднимется в глубо­кой тишине, в синих прохладных туманах. (14) Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. (15) Она бывает та­кой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. (16) И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

(17) Это всё несложные приметы. (18) Но есть приметы сложные и точные. (19) Иногда вдруг небо кажется очень высоким, а горизонт сжимается и кажется близким. (20) Это признак будущей ясной погоды.

(21) В безоблачный день реки и озёра мертвеют, как буд­то из них навсегда ушла жизнь. (22) Это верный признак близкого и длительного ненастья. (23) Через день-два солнце взойдёт в багровой зловещей мгле, а к полудню чёрные обла­ка почти коснутся земли, задует сырой ветер, и польются то­мительные, нагоняющие сон обложные дожди.


(По К. Паустовскому)


К каждому заданию А1А5 даны 4 варианта ответа, из кото­рых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.



А1. Дайте верную морфологическую характеристику слова поэтому (предложение 6).


1) местоимение 3) сочинительный союз

2) подчинительный союз 4) наречие


А2. Укажите предложение, в котором союз А соединяет части сложносочинённого предложения.

1) предложение 5 3) предложение 6

2) предложение 19 4) предложение 7


А3. Укажите вариант ответа, в котором правильно пере­числены предложения, в которых союз И соединяет однородные определения.


А. Предложение 21 В. Предложение 14

Б. Предложение 18 Г. Предложение 22


1) АБ 2) АВ 3) БВ 4) БГ


А4. В каком предложении оба выделенных слова пишут­ся слитно?


  1. Что(бы) не заблудиться в лесу, ты должен так(же) хо­рошо изучить приметы, как и твой друг.

  2. (При)том надо заметить, что одна и та(же) примета повторяется из года в год.

  3. (И)так, приметы есть простые, а так(же) сложные.

  4. Готовясь к докладу, я думал так(же) о том, что(бы) но­вого рассказать о жизни кенгуру.


А5. Каким членом предложения является слово причём (предложение 10)?


  1. дополнение

  2. подлежащее

  3. обстоятельство

  4. не является членом предложения


Часть 2


Ответы к заданиям В1—В8 запишите словами или цифрами, разделяя их, если нужно запятыми.



В1. В предложениях 18—21 найдите подчинительный обстоятельственный союз. Напишите этот союз.

Ответ:

В2. В предложениях 14—16 найдите подчинительный изъяснительный союз. Напишите этот союз.

Ответ:

В3. В предложениях 1—2 найдите подчинительный со­ставной союз. Напишите этот союз.

Ответ:

В4. Из третьего (3) предложения выпишите раздели­тельный союз.

Ответ:

В5. Среди предложений 9—12 найдите такое, в котором имеется повторяющийся разделительный союз. На­пишите номер этого предложения.

Ответ:

В6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую за­пятую, которая выделяет в составе сложного предло­жения придаточное предложение, к которому мож­но задать вопрос почему?

Примет так много,(1) что о них можно было бы написать целую книгу. В городах приметы нам не нужны, (2) пото­му что время узнаётся не по высоте солнца,(3) не по поло­жению созвездий и даже не по петушиным крикам,(4) а по часам.

Ответ:

В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запя­тую перед союзом, разделяющим части сложносочи­нённого предложения.

Но стоит две-три ночи провести в лесу,(1) и снова обо­стряется слух, (2) зорче делается глаз,(3) а обоняние тоньше. Приметы связаны не только с цветом неба,(4) но с росами и туманами, (5) с криком птиц и яркостью звёздного неба.

Ответ:

В8. Среди предложений 15—19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного противительного союза. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Часть 3



С1. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистиче­скую тему: «Морфологические признаки союзов».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Яцышена Ирина Михайловна

Дата: 25.08.2024

Номер свидетельства: 655344


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства