Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочные материалы по русскому языку для обучающихся 7 класса по теме «Союз»»
Контрольно-оценочные материалы по русскому языку
для обучающихся 7 класса по теме «Союз»
Цель: проверить:
• предметные умения, приобретённые в 7 классе по теме «Союз»: владение основными нормами русского литературного языка (грамматическими, орфографическими, пунктуационными); умение применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания; владение умением проверять написанное.
•метапредметные умения: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Вид проверки: тематический.
Тест по теме «Союз» (в двух вариантах) с лингвистическим анализом текста состоит из трёх частей.
Часть 1 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 5 заданий (А1—А5) с выбором ответа. Данные задания имеют цель проверить знания учащихся по морфологии, синтаксису и орфографии.
Часть 2 выполняется тоже на основе прочитанного текста и включает 8 заданий (В 1—В8) с кратким ответом, проверяющих умение учащихся анализировать текст с использованием знаний по словообразованию, морфологии, пунктуации и др.
Часть 3 предусматривает написание сочинения на лингвистическую тему. Для подтверждения приведённых в сочинении рассуждений учащиеся должны привести аргументы и примеры, взятые из текста, при этом необходимо указать номера нужных предложений или использовать цитирование. Такая работа будет способствовать развитию творческих способностей учащихся и поможет им закрепить знания по морфологии и другим аспектам языка.
Оценивание: «5» - от 90% до 100% правильных ответов;
«4» - от 75% до 90% правильных ответов;
«3» - от 50% до 75% правильных ответов;
«2» - ниже 50% правильных ответов.
Вариант 1
Часть 1
Прочтите текст и выполните задания А1—А5, В1—В8, С1
(1) Пароход миновал порог, и сразу Енисей сделался шире, раздольнее, а высота берегов пошла на убыль. (2) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, поэтому река катила свои воды без шума и суеты.
(3) Я стоял на носу парохода и смотрел на родную реку, вдыхая прохладу тихой ночи. (4) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали и до меня. (5) Пароход шёл по Енисею, разрезая, как студень, реку, светлую ночь и тишину её.
(6) Утром над рекою поднялся туман, который выступил и по оврагам, а также окутал берега. (7) Однако вскоре взошло солнце, и тут я увидел остров. (8) В середине его грудились скалы, меж скал темнели кедры, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес.
(9) Берега яркие, в сочной зелени. (10) Так бывает здесь не только в конце весны, но и в начале лета, когда бушует всюду разнотравье, полыхают непостижимо яркие цветы Сибири. (11) В середине лета, к сенокосу, цветы осыпаются, и листья на деревьях блёкнут. (12) Но на кромке острова я увидел живую ленту зелени и синюю полосу, словно окроплённую розовыми и огненными брызгами. (13) Это цвели колокольчики, кукушкины слёзы и дикий мак. (14) Везде по Сибири они уже отцвели и лепестки свои уронили. (15) Но тут? (16) Весна, да и только!
(17) Я побежал на корму парохода, заторопился, чтобы поглядеть на остров ещё хоть минуточку. (18) Он был не похож на другие острова. (19) Он долго оставался под водой, а когда обсыхали его берега, уже всюду было лето и всё отцвело, а потому стало спокойным, серо-зелёным. (20) Но остров не мог без весны — вот и забушевал он, и зацвёл радугой среди реки, так как никто не может сдержать торжества природы. (21) Природа радовалась и буйствовала, не соблюдая никаких сроков.
(22) Остров всё удалялся и удалялся, а мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну. (23) Но остров зарябил птичьими стаями, задрожал в солнечном блеске и пропал вдали.
(24) Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такой же остров. (25) Встречалось много островов то одиноких, то расположенных цепью, однако весеннего острова больше не попадалось.
(26) Вспоминая о весеннем острове, я думаю о нас, людях. (27) Ведь и к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна. (28) В каком облике, в каком цвете — не важно. (29) Главное, что она приходит.
(По В. Астафьеву)
К каждому заданию А1—А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.
А1. Дайте верную морфологическую характеристику слова также (предложение 6).
1) местоимение 3) сочинительный союз
2) наречие 4) подчинительный союз
А2.Укажите предложение, в котором союз Исоединяет части сложносочинённого предложения.
1) предложение 12 3) предложение 3
2) предложение 27 4) предложение 1
А3.Укажите предложение, в котором соединительный союз соединяет однородные подлежащие.
предложение 20 3)предложение 23
предложение 13 4)предложение 21
А4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Так(же), как и вчера, над рекой поднимался туман, (и)так пели птицы , что хотелось плакать.
2) (И)так, туман — явление так(же) хорошо изученное, как молния и гром.
3) Что(бы) ещё прочитать о туманах, которые то(же) привлекают моё внимание.
4) (И)так, туман так(же) выступил по берегам.
А5. Каким членом предложения является слово который (предложение 6)?
дополнение
подлежащее
обстоятельство
не является членом предложения
Часть 2
Ответы к заданиям В1—В8 запишите словами или цифрами, разделяя их, если нужно запятыми.
В1. В предложениях 20 — 21 найдите подчинительный обстоятельственный союз. Напишите этот союз.
Ответ:
В2. В предложениях 26 — 29 найдите подчинительный изъяснительный союз. Напишите этот союз.
Ответ:
В3. Из седьмого (7) предложения выпишите сочинительный противительный союз.
Ответ:
В4. И десятого (10) предложения выпишите разделительный союз, состоящий из двух частей.
Ответ:
В5. Среди предложений 22—25 найдите такое, в котором имеется повторяющийся разделительный союз. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
В6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую, между частями сложноподчинённого предложения.
Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду,(1) что брызги долетали и до меня. Пароход шёл по Енисею,(2) разрезая,(3) как студень, (4) реку,(5) светлую ночь и тишину её.
Ответ:
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую перед союзом, разделяющим части сложносочинённого предложения.
В середине лета,(1) к сенокосу,(2) цветы осыпаются,(3) и листья на деревьях блёкнут. Но на кромке острова я увидел живую ленту зелени и синюю полосу,(4) словно окроплённую розовыми и огненными брызгами.
Ответ:
В8. Среди предложений 9—13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
Часть 3
С1. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Союзы и их функции в предложении».
Вариант 2
Часть 1
Прочтите текст и выполните задания А1—А5, В1—В8, С1
(1) Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (2) Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное занятие, так как мир примет бесконечно разнообразен. (3) Бывает так, что одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом: каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины за Лариным прудом или всё ту же зарубку, сделанную тобой на сосне.
(4) Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. (5) В городах приметы нам не нужны, потому что время узнаётся не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. (6) Предсказания погоды передаются по радио, поэтому в городах большинство наших природных инстинктов не работают, а погружаются в спячку. (7) Но стоит две-три ночи провести в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, а обоняние тоньше.
Приметы связаны не только с цветом неба, но с росами и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба.
Есть приметы простые и сложные. (10) Причём самая простая примета — это дым костра. (11) То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, то стелется туманом по траве. (12) И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, пушистому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.
(13) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. (14) Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. (15) Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. (16) И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.
(17) Это всё несложные приметы. (18) Но есть приметы сложные и точные. (19) Иногда вдруг небо кажется очень высоким, а горизонт сжимается и кажется близким. (20) Это признак будущей ясной погоды.
(21) В безоблачный день реки и озёра мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. (22) Это верный признак близкого и длительного ненастья. (23) Через день-два солнце взойдёт в багровой зловещей мгле, а к полудню чёрные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер, и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.
(По К. Паустовскому)
К каждому заданию А1—А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.
А1. Дайте верную морфологическую характеристику слова поэтому(предложение 6).
1) местоимение 3) сочинительный союз
2) подчинительный союз 4) наречие
А2. Укажите предложение, в котором союз Асоединяет части сложносочинённого предложения.
1) предложение 5 3) предложение 6
2) предложение 19 4) предложение 7
А3. Укажите вариант ответа, в котором правильно перечислены предложения, в которых союз Исоединяет однородные определения.
А. Предложение 21 В. Предложение 14
Б. Предложение 18 Г. Предложение 22
1) АБ 2) АВ 3) БВ 4) БГ
А4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Что(бы) не заблудиться в лесу, ты должен так(же) хорошо изучить приметы, как и твой друг.
(При)том надо заметить, что одна и та(же) примета повторяется из года в год.
(И)так, приметы есть простые, а так(же) сложные.
Готовясь к докладу, я думал так(же) о том, что(бы) нового рассказать о жизни кенгуру.
А5. Каким членом предложения является слово причём(предложение 10)?
дополнение
подлежащее
обстоятельство
не является членом предложения
Часть 2
Ответы к заданиям В1—В8 запишите словами или цифрами, разделяя их, если нужно запятыми.
В1. В предложениях 18—21 найдите подчинительный обстоятельственный союз. Напишите этот союз.
Ответ:
В2. В предложениях 14—16 найдите подчинительный изъяснительный союз. Напишите этот союз.
Ответ:
В3. В предложениях 1—2 найдите подчинительный составной союз. Напишите этот союз.
Ответ:
В4. Из третьего (3) предложения выпишите разделительный союз.
Ответ:
В5. Среди предложений 9—12 найдите такое, в котором имеется повторяющийся разделительный союз. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
В6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую, которая выделяет в составе сложного предложения придаточное предложение, к которому можно задать вопрос почему?
Примет так много,(1) что о них можно было бы написать целую книгу. В городах приметы нам не нужны, (2) потому что время узнаётся не по высоте солнца,(3) не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам,(4) а по часам.
Ответ:
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую перед союзом, разделяющим части сложносочинённого предложения.
Но стоит две-три ночи провести в лесу,(1) и снова обостряется слух, (2) зорче делается глаз,(3) а обоняние тоньше. Приметы связаны не только с цветом неба,(4) но с росами и туманами, (5) с криком птиц и яркостью звёздного неба.
Ответ:
В8. Среди предложений 15—19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного противительного союза. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
Часть 3
С1. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Морфологические признаки союзов».