kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольно-измерительный тест по русскому языку 10 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Промежуточная аттестация - это важнейший компонент педагогического процесса, который помогает отследить результативность обучения. Данный тест - это практически пробный вариант ЕГЭ, подготовку к которому мы осуществляем в старших классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительный тест по русскому языку 10 класс.»

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (годовая)

по русскому языку

10 класс


Вариант 1



(1)Ар­хео­ло­ги на­хо­дят в сла­вян­ских зем­лях много кла­дов. (2)Цен­ность клада со­сто­ит не в ко­ли­че­стве со­кро­вищ, а в ка­че­стве юве­лир­ных из­де­лий (среди них по­па­да­ют­ся на­сто­я­щие ше­дев­ры). (3) самым цен­ным для ар­хео­ло­гов яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о жизни и быте древ­них сла­вян, ко­то­рое скла­ды­ва­ет­ся в про­цес­се изу­че­ния най­ден­ных во время рас­ко­пок юве­лир­ных укра­ше­ний.


1. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1) Ар­хео­ло­ги на­хо­дят много кла­дов, цен­ность ко­то­рых опре­де­ля­ет­ся пре­жде всего ка­че­ством юве­лир­ных из­де­лий.

2) Важ­ность юве­лир­ных из­де­лий, най­ден­ных ар­хео­ло­га­ми в сла­вян­ских зем­лях, со­сто­ит пре­жде всего в том, что они дают пред­став­ле­ние о жизни и быте древ­них сла­вян.

3) Самым цен­ным для ар­хео­ло­гов яв­ля­ет­ся не ко­ли­че­ство най­ден­ных юве­лир­ных из­де­лий, а их ка­че­ство.

4) Для ар­хео­ло­гов най­ден­ные в сла­вян­ских зем­лях юве­лир­ные из­де­лия важны пре­жде всего тем, что они дают пред­став­ле­ние о жизни и быте древ­них сла­вян.

5) Среди най­ден­ных в сла­вян­ских зем­лях юве­лир­ных из­де­лий по­па­да­ют­ся на­сто­я­щие ше­дев­ры, и ар­хео­ло­ги уде­ля­ют боль­шое вни­ма­ние их изу­че­нию.


2. Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово.

 По­то­му что

Но

Не­смот­ря на это,

Вско­ре

В связи с этим


3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ЖИЗНЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 ЖИЗНЬ, -и, жен.

1. Со­во­куп­ность яв­ле­ний, про­ис­хо­дя­щих в ор­га­низ­мах, осо­бая форма су­ще­ство­ва­ния ма­те­рии. Воз­ник­но­ве­ние жизни на Земле. Ж. Все­лен­ной. За­ко­ны жизни.

2. Фи­зио­ло­ги­че­ское су­ще­ство­ва­ние че­ло­ве­ка, жи­вот­но­го, всего жи­во­го. Дать ж. кому-н. (ро­дить; высок.; также перен.). Ж. рас­те­ния. Да­ро­вать ж. кому-н. (по­ми­ло­вать осуждённого; высок.). Рис­ко­вать жиз­нью. Спа­сти кому-н. ж. Во­прос жизни и смер­ти (наи­важ­ней­ший). Между жиз­нью и смер­тью (в очень опас­ном для жизни по­ло­же­нии). От­дать ж. за кого-что-н. (по­жерт­во­вать собой). По­ло­жить(класть) ж. за кого-что-н. (уме­реть, уми­рать за кого-что-н.).

3. Время та­ко­го су­ще­ство­ва­ния от его воз­ник­но­ве­ния до конца, а также в какой-н. его пе­ри­од. Корот­кая, дол­гая ж. В на­ча­ле, в конце жизни. Под конец жизни (в её конце). Пре­рва­лась чья-н. ж. Ж. про­жить не поле пе­рей­ти (посл.). Моя ж. в де­рев­не.

4. Де­я­тель­ность об­ще­ства и че­ло­ве­ка в тех или иных её про­яв­ле­ни­ях. Об­ще­ствен­ная ж. Се­мей­ная ж. Ду­хов­ная ж. Ки­пу­чая ж.

5. Ре­аль­ная дей­стви­тель­ность. Про­ве­сти ре­ше­ние в ж. Войти в ж. (осу­ще­ствить­ся).

6. Ожив­ле­ние, про­яв­ле­ние де­я­тель­но­сти, энер­гии. Улицы полны жизни. Боль­ше жизни! (при­зыв дей­ство­вать энер­гич­нее, живее; разг.).


4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

 за­ня­тА

ку­хОн­ный

ис­чЕр­пать

вру­чИт

ку­ли­нА­рия


5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

 

В мире не счесть ма­сте­ров-вир­ту­о­зов, АР­ТИ­СТИЧ­НО вла­де­ю­щих ри­сун­ком, жи­во­пи­сью, ком­по­зи­ци­ей и со­зда­ю­щих ве­ли­ко­леп­ные по­лот­на.

Каж­дый вечер после спек­так­ля у АР­ТИ­СТИ­ЧЕ­СКО­ГО подъ­ез­да тол­пят­ся груп­пы по­клон­ниц в ожи­да­нии сво­е­го ку­ми­ра.

В БЕД­СТВЕН­НОМ по­ло­же­нии на­хо­ди­лись жи­те­ли се­ле­ний, от­ре­зан­ные на­вод­не­ни­ем от внеш­не­го мира.

Иг­руш­ка — одно из ярких про­яв­ле­ний мас­со­вой куль­ту­ры, глу­бо­ко жиз­нен­ное и ДЕ­МО­КРА­ТИ­ЧЕ­СКОЕ.

ДЕ­МО­КРА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ взгля­ды ли­де­ра пар­тии были хо­ро­шо из­вест­ны.


6. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

пара ТУ­ФЕЛЬ

у ОБЕИХ сестёр

ЛЯГТЕ на ков­рик

ЛОП­НУ­ТЫЕ пру­жи­ны

ШЕ­СТЬЮ­СТА­МИ ли­ста­ми


8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная че­ре­ду­ю­ща­я­ся глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

к...ло­рий­ный

д..ку­мент

изл..жение

компл...мент

пок..ление (людей)


9. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

п..иск, нен..ру­ша­е­мый;

ра..бро­сать, и..пу­ган­ный;

пр..сле­до­вать, пр..милый;

с..еден­ный, сер..ёзный;

нап..сле­док, н..сла­ждать­ся.


10. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

до­праш..вать

корч..вать

устойч..вый

розн..чный

удо­ста..вать


11. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

рас­стра..вать

посе..вший

ко­лебл...шься

оза­дач..ть

подта..вший


12. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

 

В саду уста­но­ви­лась ти­ши­на: ни одна птич­ка (НЕ)ЩЕ­БЕ­ТА­ЛА на де­ре­вьях.

Отец стоял с угрю­мым видом, и на лбу его резко обо­зна­ча­лась склад­ка (НЕ)ТЕР­ПЕ­ЛИ­ВО­ГО ожи­да­ния от­ве­та.

Море сли­лось с синим южным небом и креп­ко спит, от­ра­жая в себе ткань об­ла­ков, (НЕ)СКРЫ­ВА­Ю­ЩИХ собою звёзд.

Не­ред­ко труд­но про­ве­сти гра­ни­цу между язы­ка­ми и диа­лек­та­ми, по­сколь­ку (НЕ)ВСЕ их осо­бен­но­сти ещё из­вест­ны язы­ко­ве­дам.

Ничем (НЕ)ИН­ТЕ­РЕ­СУ­ЯСЬ, На­та­лья рав­но­душ­но смот­ре­ла на чер­не­ю­щее небо, на бу­шу­ю­щий океан.


13. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

 

(В)ПРО­ДОЛ­ЖЕ­НИЕ бе­се­ды она в ос­нов­ном мол­ча­ла, и мне было слож­но по­нять, ЗА(ЧЕМ) она при­ш­ла.

(ПО)ТОМУ, как этот че­ло­век дер­жит­ся, видно, что он (ВО)ВСЁМ при­вык быть пер­вым.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и пре­лест­но, что (ВО)КРУГ него – гу­стая раз­но­об­раз­ная рас­ти­тель­ность.

Труд­но даже пред­ста­вить, ЧТО(БЫ) со мной слу­чи­лось, ЕСЛИ(БЫ) па­ро­ход опоз­дал.

(ПО)ТОМУ, как со­сре­до­то­чен­но мол­чал Л. Н. Тол­стой, его близ­кие могли до­га­ды­вать­ся, (НА)СКОЛЬ­КО на­пряжённо ра­бо­та­ет сей­час его мозг.


14. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

 

Ос­нов­ное дей­ствие кар­ти­ны раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на вто­ром плане: в свет­лой ком­на­те за­пла­ка(1)ая дама с ребёнком на руках с моль­бой смот­рит на при­глашё(2)ого док­то­ра в золочё(3)ом пенсне.


15. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

 

1) В саду было мно­же­ство кра­си­вых и ред­ких цве­тов и не­сколь­ко пло­до­вых де­ре­вьев.

2) Ва­си­лий счи­тал­ся не толь­ко опыт­ным но и весь­ма пер­спек­тив­ным со­труд­ни­ком.

3) В вос­кре­се­нье мы опять пойдём гу­лять в парк или от­пра­вим­ся в музей или по­смот­рим новый фильм в ки­но­те­ат­ре.

4) Во дворе дети уви­де­ли толь­ко со­ба­ку на цепи да де­ся­ток кур.

5) Пред­ла­га­е­мый вам учеб­ник будет по­ле­зен как на­чи­на­ю­щим му­зы­кан­там так и про­фес­си­о­на­лам.


16. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 Катя не­мно­го по­мол­ча­ла (1) глядя на пламя в ка­ми­не (2) и (3) ве­се­ло взгля­нув на меня (4) за­го­во­ри­ла опять.


17. Рас­ставь­те все не­до­ста­ю­щие знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

  Я вас любил: лю­бовь еще(1) быть может(2)

В душе моей угас­ла не со­всем;

Но пусть (3)она вас боль­ше не тре­во­жит;

Я не хочу пе­ча­лить вас (4)ничем.

Я вас любил без­молв­но, без­на­деж­но,

То ро­бо­стью, то рев­но­стью томим;

Я вас любил так ис­крен­но, так нежно,

Как (5)дай вам бог(6) лю­би­мой быть дру­гим.

 (Алек­сандр Пуш­кин)


18. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 Ап­па­ра­ту­ра для точ­ных из­ме­ре­ний (1) на при­об­ре­те­ние (2) ко­то­рой (3) фирма вы­де­ли­ла столь вну­ши­тель­ные сред­ства (4) яв­ля­ет­ся со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мой для даль­ней­шей ра­бо­ты над про­ек­том.


19. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

И. Е. Репин при­зна­вал­ся (1) что (2) пока он ра­бо­та­ет над порт­ре­том (3) в его душе живёт влюблённость в того че­ло­ве­ка (4) чей порт­рет он пишет.


(1)Су­ше­ству­ет точ­ное че­ло­ве­че­ское на­блю­де­ние: воз­дух мы за­ме­ча­ем, когда его на­чи­на­ет не хва­тать. (2)Чтобы сде­лать это вы­ра­же­ние со­всем точ­ным, надо бы вме­сто слова «за­ме­чать» упо­тре­бить слово «до­ро­жить». (3)Дей­стви­тель­но, мы не до­ро­жим воз­ду­хом и не ду­ма­ем о нём, пока нор­маль­но и бес­пре­пят­ствен­но дышим.

 (4)По обы­ден­но­сти, по нашей не­за­ме­ча­е­мо­сти нет, по­жа­луй, у воз­ду­ха ни­ко­го на земле ближе, чем трава. (5)Мы при­вык­ли, что мир — зелёный. (6)Льём на траву бен­зин, мазут, ке­ро­син, кис­ло­ты и щёлочи. (7)Вы­сы­пать ма­ши­ну за­вод­ско­го шлака и на­крыть и от­го­ро­дить от солн­ца траву? (8)По­ду­ма­ешь! (9)Сколь­ко там травы? (10)Де­сять квад­рат­ных мет­ров. (11)Не че­ло­ве­ка же за­сы­па­ем, траву. (12)Вы­рас­тет в дру­гом месте.

 (13)Од­на­ж­ды, когда кон­чи­лась зима и ан­ти­фриз в ма­ши­не был уже не нужен, я от­крыл кра­ник, и вся жид­кость из ра­ди­а­то­ра вы­ли­лась на землю, на лу­жай­ку под ок­на­ми на­ше­го де­ре­вен­ско­го дома. (14)Ан­ти­фриз растёкся про­дол­го­ва­той лужей, потом его смыло до­ждя­ми, но на земле, ока­зы­ва­ет­ся, по­лу­чил­ся силь­ный ожог. (15)Среди плот­ной мел­кой трав­ки, рас­ту­щей на лу­жай­ке, об­ра­зо­ва­лось зло­ве­щее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла за­ле­чить место ожога, и толь­ко потом пле­ши­на снова за­тя­ну­лась тра­вой.

 (17)Под окном, ко­неч­но, за­мет­но. (18)Я жалел, что по­сту­пил не­осто­рож­но, ис­пор­тил лу­жай­ку. (19)Но ведь это под соб­ствен­ным окном! (20)Каж­дый день хо­дишь мимо, ви­дишь и вспо­ми­на­ешь. (21)Если же где-ни­будь по­даль­ше от глаз, в овра­ге, на лес­ной опуш­ке, в при­до­рож­ной ка­на­ве, да, гос­по­ди, мало ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23 )По­ду­ма­ешь, вы­сы­па­ли шлак (же­лез­ные об­рез­ки, ще­бень), при­да­ви­ли не­сколь­ко мил­ли­о­нов тра­ви­нок, не­уже­ли та­ко­му выс­ше­му, по срав­не­нию с тра­ва­ми, су­ще­ству, как че­ло­век, ду­мать и за­бо­тить­ся о таком ни­что­же­стве, как тра­вин­ка! (24)Трава. (25)Трава она и есть трава. (26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пу­сты­не... (29)Разве что вот в пу­сты­не её по­мень­ше. (30)На­чи­на­ешь за­ме­чать, что, ока­зы­ва­ет­ся, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страш­ное, жут­кое, без­надёжное

зре­ли­ще!

 (32)Пред­став­ляю себе че­ло­ве­ка в без­гра­нич­ной, бес­трав­ной пу­сты­не, какой может ока­зать­ся после какой-ни­будь кос­ми­че­ской или не кос­ми­че­ской ка­та­стро­фы наша Земля, об­на­ру­жив­ше­го, что на обуг­лен­ной по­верх­но­сти пла­не­ты он — един­ствен­ный зелёный ро­сто­чек, про­би­ва­ю­щий­ся из мрака к солн­цу.

(В. Со­ло­ухин*)

* Вла­ди­мир Алек­се­е­вич Со­ло­ухин (1924-1997 гг.) — рус­ский со­вет­ский поэт и пи­са­тель, пуб­ли­цист.



20. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

  1) Вид земли без травы про­из­во­дит удру­ча­ю­щее зре­ли­ще.

2) Вдали от вид­ных мест траву можно и не бе­речь

3) Че­ло­век - един­ствен­ный зелёный ро­сто­чек, о ко­то­ром стоит пе­ре­жи­вать.

4) Воз­дух и трава - это то, чем нужно до­ро­жить.

5) Ан­ти­фриз вы­зы­ва­ет ожог почвы.


21. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) В пред­ло­же­ни­ях 5−12 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

2) Пред­ло­же­ния 13−14 со­дер­жат по­вест­во­ва­ние.

3) В пред­ло­же­ни­ях 25−29 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4) В пред­ло­же­ни­ях 15-16 пред­став­ле­но опи­са­ние.

5) Пред­ло­же­ние 32 со­дер­жит опи­са­тель­ный фраг­мент.


22. Из пред­ло­же­ния 23 вы­пи­ши­те кон­текст­ный си­но­ним к слову «пу­стяк».


23. Среди пред­ло­же­ний 15−22 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


24. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«О воз­мож­ном бу­ду­щем че­ло­ве­че­ства из­вест­ный пи­са­тель Вла­ди­мир Со­ло­ухин го­во­рит очень эмо­ци­о­наль­но, взвол­но­ван­но, ис­поль­зуя такой троп, как (А)_____ (в пред­ло­же­нии 32). Ещё один троп — (Б)_____ (пред­ло­же­ния 8−12, 23) — по­мо­га­ет ав­то­ру от­ра­зить по­зи­цию тех, кто не ду­ма­ет о не­об­хо­ди­мо­сти со­хра­нять при­ро­ду, и в то же время вы­ра­зить своё от­но­ше­ние к таким людям. В тек­сте ощу­ща­ет­ся тре­во­га ав­то­ра. Её подчёрки­ва­ет троп — (В)_____ («зло­ве­щее чёрное пятно» в пред­ло­же­нии 15). При­зы­вая че­ло­ве­ка за­ду­мать­ся над сло­жив­шей­ся си­ту­а­ци­ей, пи­са­тель ис­поль­зу­ет приём — (Г)_____ («земля есть, а травы нет» в пред­ло­же­нии 30)».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм

2) иро­ния

3) раз­го­вор­ная лек­си­ка

4) эпи­тет

5) ри­то­ри­че­ское вос­кли­ца­ние

6) развёрну­тая ме­та­фо­ра

7) фра­зео­ло­гизм

8) про­ти­во­по­став­ле­ние

9) ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 



25. Сфор­му­ли­руй­те все проблемы, поставленные ав­то­ром тек­ста. Подчеркните главную проблему.




ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (годовая)

по русскому языку

10 класс


Вариант 2


(1)В раз­ру­ше­нии гор участ­ву­ют раз­но­об­раз­ные внеш­ние силы. (2)Днём сол­неч­ные лучи на­гре­ва­ют скалу — камни рас­ши­ря­ют­ся, ночью же, осты­вая, они вновь сжи­ма­ют­ся, и ка­мень не вы­дер­жи­ва­ет и рас­трес­ки­ва­ет­ся, после чего свою раз­ру­ши­тель­ную ра­бо­ту на­чи­на­ет вода, ко­то­рая по­па­да­ет в тре­щи­ны: при за­мер­за­нии она рас­ши­ря­ет­ся, и тре­щи­ны рас­тут; в них про­ни­ка­ют корни рас­те­ний, вы­са­сы­вая вме­сте с вла­гой ве­ще­ства, нуж­ные им для пи­та­ния, и по­сте­пен­но разъ­еда­ют по­верх­ность скалы, к чему при­со­еди­ня­ет­ся и ра­бо­та бак­те­рий, ко­то­рые пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют раз­ру­шен­ные гор­ные по­ро­ды и пре­вра­ща­ют их в почву. (3) про­цес­сы на­зы­ва­ют­ся вы­вет­ри­ва­ни­ем, хотя ветер и не при­ни­ма­ет в них не­по­сред­ствен­но­го уча­стия.


1. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1) Про­цес­сы, вы­зван­ные раз­ру­ше­ни­ем гор, на­зы­ва­ют вы­вет­ри­ва­ни­ем, хотя ветер и не при­ни­ма­ет в них не­по­сред­ствен­но­го уча­стия.

2) Под воз­дей­стви­ем солн­ца, воды, рас­ти­тель­но­сти и бак­те­рий идёт про­цесс раз­ру­ше­ния гор, это и на­зы­ва­ет­ся вы­вет­ри­ва­ни­ем.

3) Солн­це яв­ля­ет­ся ре­ша­ю­щим фак­то­ром, ока­зы­ва­ю­щим вли­я­ние на раз­ру­ше­ние гор.

4) Вы­вет­ри­ва­ни­ем на­зы­ва­ет­ся про­цесс раз­ру­ше­ния гор под воз­дей­стви­ем солн­ца, воды, рас­ти­тель­но­сти и бак­те­рий.

5) Днём камни рас­ши­ря­ют­ся, а ночью сжи­ма­ют­ся, в тре­щи­ны по­па­да­ет вода, при за­мер­за­нии она рас­ши­ря­ет­ся, и тре­щи­ны рас­тут; в них про­ни­ка­ют корни рас­те­ний, к чему при­со­еди­ня­ет­ся и ра­бо­та бак­те­рий.



2. Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово. 

К тому же

Ко­неч­но,

Когда

Все эти

По­это­му


3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СИЛА. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 СИ́ЛА, -ы, жен.

1. Ве­ли­чи­на, яв­ля­ю­ща­я­ся мерой ме­ха­ни­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия тел, вы­зы­ва­ю­ще­го их уско­ре­ние или де­фор­ма­цию; ха­рак­те­ри­сти­ка ин­тен­сив­но­сти фи­зи­че­ских про­цес­сов (спец.). Еди­ни­ца силы. Цен­тро­беж­ная с. С. тя­же­сти. С. тока. С. света. С. инер­ции. С. ветра. Зем­ле­тря­се­ние силой в шесть бал­лов.

2. Спо­соб­ность живых су­ществ на­пря­же­ни­ем мышц про­из­во­дить фи­зи­че­ские дей­ствия, дви­же­ния; во­об­ще фи­зи­че­ская или мо­раль­ная воз­мож­ность ак­тив­но дей­ство­вать. Боль­шая с. в руках. Толк­нуть с силой. Нет боль­ше сил. Это свыше моих сил. Ли­шить­ся сил. Вы­бить­ся из сил. Со­брать­ся с си­ла­ми. При­нять­ся за ра­бо­ту со све­жи­ми си­ла­ми. При­ме­нить силу (фи­зи­че­ское воз­дей­ствие). Силой за­ста­ви­ли (на­силь­но). Дей­ство­вать убеж­де­ни­ем, а не силой. По­ли­ти­ка с по­зи­ции силы (об агрес­сив­ной по­ли­ти­ке).

3. обыч­но мн. Ма­те­ри­аль­ное или ду­хов­ное на­ча­ло как ис­точ­ник энер­гии, де­я­тель­но­сти. Силы при­ро­ды. Твор­че­ские силы на­ро­да.

4. чего. Спо­соб­ность про­яв­ле­ния какой-н. де­я­тель­но­сти, со­сто­я­ния, от­ли­ча­ю­ща­я­ся опре­делённой сте­пе­нью на­пряжённо­сти, устремлённо­сти. С. воли. С. во­об­ра­же­ния.


4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

при­нЯл

начАв

по­зва­лА

тОрты

прИ­был


5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

 Выдры – не­обы­чай­но смышлёные и РАС­СУ­ДИ­ТЕЛЬ­НЫЕ су­ще­ства.

В устье реки вид­не­лись ЯВ­СТВЕН­НЫЕ очер­та­ния ко­раб­ля.

От­би­ра­ло ар­ти­стов для уча­стия в кон­кур­се весь­ма ПРЕД­СТА­ВИ­ТЕЛЬ­СКОЕ жюри.

Зная го­ря­чий, ВЗРЫВ­НОЙ ха­рак­тер отца, мы не хо­те­ли его бес­по­ко­ить.

Он пре­не­бре­гал пра­ви­ла­ми эти­ке­та и был пол­ным НЕ­ВЕ­ЖЕЙ.


6. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

на ТРИ­СТА ПЯТЬ­ДЕ­СЯТ седь­мой стра­ни­це

эта ра­бо­та БОЛЕЕ ЛУЧШЕ

не­сколь­ко МАН­ДА­РИ­НОВ

хо­ро­шие ДОК­ТО­РА

СМОТ­РЯ вперёд


8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная непро­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

в..до­не­про­ни­ца­е­мый

инкв..зиция

бл..ста­тель­ный

пр..сто­ва­тый

прил..жение


9. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

об..гре­ва­тель, н..ис­по­соб­ней­ший;

пр..сле­до­вать, пр..не­бре­жи­тель­но;

бe..по­лез­ный, в..бод­рить;

пред..дущий, по..грать;

из..бра­же­ние, поз..про­шлый.


10. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

при­ветл..вый

обид..ться

ноздр..ватый

че­решн..вый

увещ..вать


11. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Я.

кле..щий

мо..тся

накач..нные (му­ску­лы)

гре..щийся

тащ..тся


12. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

  Глу­би­на идеи в ро­ма­не (не)раз­рыв­но со­че­та­ет­ся с ху­до­же­ствен­но­стью.

(Не)каж­дый может точно сфор­му­ли­ро­вать свою мысль.

Князя Ан­дрея раз­дра­жал хо­лод­ный, (не)про­пус­ка­ю­щий в душу взгляд Спе­ран­ско­го.

Коль нет цве­тов среди зимы, так и гру­стить о них (не)надо.

Ре­бе­нок как ни в чем (не)бы­ва­ло за­снул не­одо­ли­мым сном.


13. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

  Бра­тья оста­лись (НА)ЕДИНЕ и (С)НА­ЧА­ЛА толь­ко по­смат­ри­ва­ли друг на друга.

Даже в по­лу­сон­ном су­ще­ство­ва­нии Илья Ильич не мог, по его сло­вам, рав­но­душ­но вспом­нить арию из оперы В. Бел­ли­ни, ко­то­рая КАК(БЫ) сли­лась с об­ли­ком Ольги Ильин­ской, а ТАК(ЖЕ) с дра­ма­ти­че­ским ито­гом любви Об­ло­мо­ва к ней.

Про­да­вец ТАК(ЖЕ) несёт от­вет­ствен­ность перед по­ку­па­те­лем за по­вре­жде­ние или по­лом­ку груза (ИЗ)ЗА не­над­ле­жа­щей упа­ков­ки, как и по­ку­па­тель перед про­дав­цом за свое­вре­мен­ную опла­ту то­ва­ра.

Ни­ко­лай (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ всего спора мол­чал и толь­ко В(ПОЛ)ГО­ЛО­СА по­про­сил Ма­ри­ну убрать са­мо­вар.

ЧТО(ЖЕ) нужно сде­лать, ЧТО(БЫ) я мог рас­счи­ты­вать на вашу бла­го­склон­ность?


14. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

Мы ви­де­ли толь­ко вспе­не(1)ые греб­ни разъ­ярё(2)ых волн и слы­ша­ли крики встре­во­же(3)ых птиц, беше(4)о про­но­сив­ших­ся над морем.


15. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 

1) Ран­нее утро в самом раз­га­ре и ды­шит­ся по-ве­сен­не­му легко и ра­дост­но.

2) По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух.

3) В ху­до­же­ствен­ном про­мыс­ле ис­поль­зу­ют­ся тра­ди­ци­он­ные об­ра­зы и сим­во­лы приёмы и крас­ки.

4) Птицы были кем-то на­пу­га­ны или вовсе по­ки­ну­ли эти места.

5)Я видел толь­ко бой да слы­шал не­смол­ка­е­мый гро­хот ка­но­на­ды


16. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

Птицы (1) вы­би­рая себе (2) спут­ни­ков жизни (3) при­да­ют боль­шое зна­че­ние от­тен­кам опе­ре­ния. И если у пер­на­то­го ка­ва­ле­ра нет (4) при­су­щей (5) его со­бра­тьям ша­поч­ки, то шансы по­лу­чить бла­го­склон­ность от не­ве­сты не­ве­ли­ки.


17. Рас­ставь­те все не­до­ста­ю­щие знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые). Пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния

В этом году (1) к удив­ле­нию ор­ни­то­ло­гов (2) гуси при­ле­те­ли на гнез­до­ва­ние на две не­де­ли рань­ше по­ло­жен­но­го срока. На по­ве­де­нии птиц (3) ве­ро­ят­но (4) ска­за­лась ано­маль­но тёплая весна.


18. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 Ти­пич­ны­ми ге­ро­я­ми (1) за ра­вен­ство и права (2) ко­то­рых (3) бо­рол­ся про­све­ти­тель (4) ока­зы­ва­ют­ся жен­щи­на или ребёнок.


19. Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

 Вско­ре Ни­ко­лай был про­из­ведён в рот­мист­ры (1) и (2) когда полк был по­став­лен на во­ен­ное по­ло­же­ние (3) опять по­лу­чил свой преж­ний эс­кад­рон (4) в ко­то­ром его пом­ни­ли и лю­би­ли.


(1)3емля — кос­ми­че­ское тело, а мы — кос­мо­нав­ты, со­вер­ша­ю­щие очень дли­тель­ный полёт во­круг Солн­ца, вме­сте с Солн­цем по бес­ко­неч­ной Все­лен­ной. (2)Си­сте­ма жиз­не­обес­пе­че­ния на нашем пре­крас­ном ко­раб­ле устро­е­на столь ост­ро­ум­но, что она по­сто­ян­но са­мо­об­нов­ля­ет­ся и таким об­ра­зом обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность пу­те­ше­ство­вать мил­ли­ар­дам пас­са­жи­ров в те­че­ние мил­ли­о­нов лет.

 (3)Труд­но пред­ста­вить себе кос­мо­нав­тов, ле­тя­щих на ко­раб­ле через кос­ми­че­ское про­стран­ство, со­зна­тель­но раз­ру­ша­ю­щих слож­ную и тон­кую си­сте­му жиз­не­обес­пе­че­ния, рас­счи­тан­ную на дли­тель­ный полёт. (4)Но вот по­сте­пен­но, по­сле­до­ва­тель­но, с изум­ля­ю­щей без­от­вет­ствен­но­стью мы эту си­сте­му жиз­не­обес­пе­че­ния вы­во­дим из строя, отрав­ляя реки, сводя леса, портя Ми­ро­вой океан. (5)Если на ма­лень­ком кос­ми­че­ском ко­раб­ле кос­мо­нав­ты нач­нут су­ет­ли­во пе­ре­ре­зать про­во­доч­ки, раз­вин­чи­вать вин­ти­ки, про­свер­ли­вать ды­роч­ки в об­шив­ке, то это при­дет­ся ква­ли­фи­ци­ро­вать как са­мо­убий­ство. (6)Но прин­ци­пи­аль­ной раз­ни­цы у ма­лень­ко­го ко­раб­ля с боль­шим нет. (7)Во­прос толь­ко раз­ме­ров и вре­ме­ни.

 (8)Че­ло­ве­че­ство, по-моему, — это свое­об­раз­ная бо­лезнь пла­не­ты. (9)3аве­лись, раз­мно­жа­ют­ся, кишат мик­ро­ско­пи­че­ские, в пла­не­тар­ном, а тем более во все­лен­ском, мас­шта­бе су­ще­ства. (10)Скап­ли­ва­ют­ся они в одном месте, и тут же по­яв­ля­ют­ся на теле земли глу­бо­кие язвы и раз­ные на­ро­сты. (11) Стоит толь­ко при­вне­сти ка­пель­ку зло­вред­ной (с точки зре­ния земли и при­ро­ды) куль­ту­ры в зелёную шубу Леса (бри­га­да ле­со­ру­бов, один барак, два трак­то­ра) — и вот уж рас­про­стра­ня­ет­ся от этого места ха­рак­тер­ное, симп­то­ма­ти­че­ское, бо­лез­нен­ное пятно. (12)Снуют, раз­мно­жа­ют­ся, де­ла­ют своё дело, вы­едая недра, ис­то­щая пло­до­ро­дие почвы, отрав­ляя ядо­ви­ты­ми от­прав­ле­ни­я­ми сво­и­ми реки и оке­а­ны, саму ат­мо­сфе­ру Земли.

 

(13)К со­жа­ле­нию, столь же ра­ни­мы­ми, как и био­сфе­ра, столь же без­за­щит­ны­ми перед на­по­ром так на­зы­ва­е­мо­го тех­ни­че­ско­го про­грес­са ока­зы­ва­ют­ся такие по­ня­тия, как ти­ши­на, воз­мож­ность уеди­не­ния и ин­тим­но­го об­ще­ния че­ло­ве­ка с при­ро­дой, с кра­со­той нашей земли. (14)С одной сто­ро­ны, че­ло­век, за­дер­ган­ный бес­че­ло­веч­ным рит­мом со­вре­мен­ной жизни, ску­чен­но­стью, огром­ным по­то­ком ис­кус­ствен­ной ин­фор­ма­ции, от­уча­ет­ся от ду­хов­но­го об­ще­ния с внеш­ним миром, с дру­гой сто­ро­ны, сам этот внеш­ний мир при­ве­ден в такое со­сто­я­ние, что уже под­час не при­гла­ша­ет че­ло­ве­ка к ду­хов­но­му с ним об­ще­нию.

 (15)Не­из­вест­но, чем кон­чит­ся для пла­не­ты эта ори­ги­наль­ная бо­лезнь, на­зы­ва­е­мая че­ло­ве­че­ством. (16)Успе­ет ли Земля вы­ра­бо­тать какое-ни­будь про­ти­во­ядие?

(По В. Со­ло­ухи­ну*)

 

Вла­ди­мир Алек­се­е­вич Со­ло­ухин (1924—1997), поэт, про­за­ик. Раз­мыш­ляя о со­вре­мен­ном че­ло­ве­ке, В.Со­ло­ухин осве­щал про­бле­мы его вза­и­мо­дей­ствия с зем­лей, при­ро­дой, куль­ту­рой, на­сле­ди­ем про­шло­го.


20. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) Жиз­не­де­я­тель­ность че­ло­ве­ка пред­став­ля­ет ре­аль­ную угро­зу нашей пла­не­те.

2) Со­вре­мен­ный че­ло­век не все­гда может чер­пать ду­хов­ные силы в об­ще­нии с при­ро­дой.

3) Си­сте­ма жиз­не­обес­пе­че­ния на Земле не спо­соб­на к са­мо­об­нов­ле­нию.

4) Со­сто­я­ние пла­не­ты Земля и судь­ба че­ло­ве­че­ства за­ви­сят от эко­ло­ги­че­ски ра­зум­но­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка.

5) Толь­ко кос­мо­нав­ты на ор­би­те ведут себя ра­зум­но.


21. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) В пред­ло­же­нии 16 со­дер­жит­ся вывод из 15.

2) Пред­ло­же­ния 3—7 со­дер­жат эле­мен­ты опи­са­ния.

3) В пред­ло­же­нии 5 пе­ре­чис­ле­ны по­сле­до­ва­тель­ные дей­ствия пер­со­на­жа.

4) Пред­ло­же­ние 14 со­дер­жит объ­яс­не­ние вы­ска­зан­но­го в пред­ло­же­нии 13 суж­де­ния.

5) Пред­ло­же­ния 9—12 по­яс­ня­ют мысль, вы­ра­жен­ную в пред­ло­же­нии 8.


22. Из пред­ло­же­ния 3 вы­пи­ши­те кон­текст­ные си­но­ни­мы.


23. Среди пред­ло­же­ний 5—12 най­ди­те такое(-ие), ко­то­рое(-ые) свя­за­но(-ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер(-а) этого(-их) пред­ло­же­ния(-ий).


24. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«В пер­вых двух пред­ло­же­ни­ях тек­ста ис­поль­зо­ван такой троп, как (А)_____. Этот образ «кос­ми­че­ско­го тела» и «кос­мо­нав­тов» яв­ля­ет­ся клю­че­вым к по­ни­ма­нию ав­тор­ской по­зи­ции. Рас­суж­дая о том, как ведёт себя че­ло­ве­че­ство по от­но­ше­нию к сво­е­му дому, В. Со­ло­ухин при­хо­дит к вы­во­ду, что «че­ло­ве­че­ство — это бо­лезнь пла­не­ты». (Б)_____ («снуют, раз­мно­жа­ют­ся, де­ла­ют свое дело, вы­едая недра, ис­то­щая пло­до­ро­дие почвы, отрав­ляя ядо­ви­ты­ми отрав­ле­ни­я­ми сво­и­ми реки и оке­а­ны, саму ат­мо­сфе­ру Земли»)пе­ре­да­ют не­га­тив­ные де­я­ния че­ло­ве­ка. Упо­треб­ле­ние в тек­сте (В)_____ (пред­ло­же­ния 8, 13, 14) подчёрки­ва­ет, что всё ска­зан­ное ав­то­ру да­ле­ко не без­раз­лич­но. Упо­треблённый в 15-м пред­ло­же­нии (Г)_____ «ори­ги­наль­ная» придаёт рас­суж­де­нию пе­чаль­ный финал, ко­то­рый за­кан­чи­ва­ет­ся во­про­сом».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) эпи­тет

2) ли­то­та

3) ввод­ные слова и встав­ные кон­струк­ции

4) иро­ния

5) развёрну­тая ме­та­фо­ра

6) пар­цел­ля­ция

7) во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

8) диа­лек­тизм

9) од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 



25. Сфор­му­ли­руй­те все проблемы, поставленные ав­то­ром тек­ста. Подчеркните главную проблему.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Контрольно-измерительный тест по русскому языку 10 класс.

Автор: Михеева Марина Александровна

Дата: 22.03.2017

Номер свидетельства: 402426


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства