Контрольно-измерительный материал по русскому языку в 4 классе
Контрольно-измерительный материал по русскому языку в 4 классе
Контрольно-измерительные материалы по темам дают возможность установить, кто из учащихся и на сколько прочно овладел основами знаний, умений и навыков, обеспечивающими успешность обучения в дальнейшем.
Цель настоящего сборника – представить учителю начальных классов систематизированный материал по всем основным грамматико-орфографическим темам по учебнику «Русский язык» в 4 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительный материал по русскому языку в 4 классе»
Пояснительная записка.
В системе обучения важное значение имеют контрольно-измерительные материалы, позволяющие выявить уровень подготовленности учащихся. Систематическая проверка знаний, умений и навыков учеников позволяет повседневно следить за успешностью продвижения детей в обучении, своевременно обнаруживать и устранять пробелы в знаниях.
Контрольно-измерительные материалы по темам дают возможность установить, кто из учащихся и на сколько прочно овладел основами знаний, умений и навыков, обеспечивающими успешность обучения в дальнейшем.
Цель настоящего сборника – представить учителю начальных классов систематизированный материал по всем основным грамматико-орфографическим темам по учебнику «Русский язык» в 4 классе. Этот материал можно использовать для обработки орфографических умений и навыков и для осуществления контроля за усвоением учебного материала по грамматике и правописанию.
Сборник предназначен для определения условий подготовки учащихся по русскому языку, для проверки знаний, умений и навыков учащихся, умения воспроизводить нужную информацию по памяти, применять полученные знания на практике для оценки уровня овладения Госстандартом начального образования РК.
В сборник включены словарные диктанты, контрольные диктанты, контрольные списывания, тестовые задания по темам учебника «Русский язык. 4 класс» авторов В. К. Павленко, Г. В. Клыпова. А так же тренинги по русскому языку и электронное итоговое тестирование за курс русского языка 4 класса.
Задания могут использовать учителя на уроках в виде проверочных и контрольных работ.
Содержание.
Словарные диктанты ……………………………………………………3
Контрольные диктанты …………………………………………………6
Контрольные списывания ………………………………………………11
Тестовые задания:
Лексика ……………………………………………………………15
Имя существительное……………………………………………..15
Имя прилагательное……………………………………………….16
Местоимение ………………………………………………………17
Глагол ………………………………………………………………17
Имя числительное………………………………………………….19
Синтаксис…………………………………………………………..19
Итоговое тестирование…………………………………………………...21
Литература………………………………………………………………...30
Приложение:
Тренинг по русскому языку.
Электронное тестирование по русскому языку за 4 класс.
Словарные диктанты.
Диктант.
Завод, город, мороз, шубка, варежки, сугроб, ложка, травка, берёзка, рыбка, юг.
Количество материала для одного диктанта определяет учитель.
Диктант.
(написание «не» с глаголами)
Выбери из пословиц глаголы с частицей «не», запиши.
1.Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.
2.Не пугай, зима, скоро весна.
3.Не барахтайся, грибок, полезай в кузовок.
4.Не светило, не горело, да вдруг припекло.
5.Не поднявшись на гору, не увидишь вершины.
6.Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь
7. Не хвались травой, хвались сеном.
8. Не гордись званьем, а гордись знаньем.
Контрольные диктанты.
Улетают журавли.
В осенние дни готовились к отлету журавли. Они покружили над родным болотом и потянулись к югу. Высоко в небе летели птицы. В глухом лесу на краю озера остановились чуткие птицы на отдых. Брезжит над рекой рассвет. Темным и мрачным стоит в эту пору лес. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной.
Грамматическое задание.
1. Определить склонение и падеж имен существительных.
1. вариант. 2. вариант.
к отлету над болотом
над рекой в лесу
до встречи к югу
2. Вставить пропущенную букву:
х…зяйство искус…тво
г….зета в…окзал
д…ревня уч…ник
3. Выписать по одному примеру всех частей речи.
Гуси летят.
Пришла пора прощания. Перелетные птицы потянулись в теплые края. Вожак затрубил сбор. Гуси собрались в кучу и затихли. Вожак медленно расправил крылья и резко поднялся в воздух. Табун взлетел за вожаком. Сильнейший гусь летел впереди. Он разрезал крыльями воздух. Следом двигались старые гуси. Молодежь находилась в конце стаи.
Через десяток километров пути вожак устал. Он опустился ниже, пропустил стадо вперед. Место вожака занял другой сильный гусь. (68 слов)
Грамматические задания.
1. Подчеркнуть предложение, состоящее только из главных членов.
2. Определить падеж имен существительных.
3. Выписать по одному слову с безударными гласными е, я, о в корне, подобрать проверочные слова.
Ягоды под снегом.
Кусты и деревья сбросили листья. Трава засохла. Осенние ветры и дожди поломали тонкие стебли деревьев и кустов. Земля выглядит лишённой жизни. Но это только так кажется. Многие знакомые нам растения сохраняют и зимой под снегом листья зелёными.
Вот кустик брусники. Её плотные листья свежие и зеленые даже зимой. А на лесном болоте под снегом зимуют ягоды клюквы. Говорят, что перезимовавшие ягоды слаще мёда (66)
В уютной квартире, поздним вечером На лесную полянку, ранним утром
Диктант
Я часто провожу выходные дни у своего дяди- лесника Ильи Петровича. У него бывают и мои друзья.
Однажды утром я вышел из лесной сторожки. Вьюга намела ночью высокие сугробы. Надо прочистить тропинку к крыльцу. Хорошо поработать лопатой на свежем воздухе. Кругом полная тишина. Над тобой синее небо. С него глядит на тебя яркое зимнее солнце.
Вся местность покрыта мягким снежным ковром. Красивы деревья в зимнем наряде. Тихо качают они пушистыми ветвями. Задень ветку, и с
нее полетит тебе в лицо мелкий холодный снежок.
Грамматическое задание.
1. Подчеркнуть в тексте местоимения.
2. Выполнить морфологический анализ местоимений.
I вариант II вариант.
С нее | Над тобой
3. Выполнить синтаксический анализ предложения.
I вариант. II вариант.
С него глядит на тебя яркое зимнее Тихо качают они пушистыми ветвями. солнце.
4.*Составить словосочетания с данными местоимениями.
Него, его, ним, им, ему, нему, ее, нее.
Гималайский медведь.
В горных лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь черный, а на груди белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные ноги. Он быстро лазит по деревьям. Медведь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Заберется мишка на черемуху, наломает ветвей и обсасывает с них ягоды. Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в поселок, а из пустого внутри ствола медведь вылезает.
Грамматическое задание.
1 вариант 2 вариант
1. Фонетическийразбор.
ягоды яблоки
2. Разобрать по составу:
наломает привезут
3. Найти глаголы в тексте определить лицо и число.
Гнездо.
Дед осторожно подошел к кусту крыжовника. Он опустил внука на землю. Куст отцвел и сверкал на солнце изумрудными бусинками. Дед наклонился. Из куста взлетел соловей и сел на ближнюю ветку сирени. Соловьиха сидела в гнезде. Она зорко следила за рукой деда живой черной крапинкой глаз. Внук радостно потянулся к гнезду. Но дед остановил его руку и отвел в сторону. Птица оправила крылья, села поудобнее и замерла. Скоро к соловьихе подлетел соловей. Птицы успокоились. Пройдут дни. Весь сад наполнится новыми голосами. А ты любишь слушать пение птиц?
Грамматические задания:
1. Выписать 3-4 имени существительных. Определить склонение, род, число, падеж.
2. Подобрать к существительным прилагательные, указать род, число, падеж.
3. Выписать 3-4 глагола. Указать спряжение, время, число, лицо, вид.
4. Выписать из текста местоимения. Указать лицо и число.
Начало весны.
Уже конец апреля. Солнце стало греть сильнее и жарче. Дни стоят светлые, а ночи теплые. Снег весь растаял и в городе, и в деревне, и в поле. Только в глубине дремучего леса и в соседнем овраге еще лежали узкие полоски рыхлого снега. Болота покрылись водой и стали похожи на озера. Рощи и темные леса успели опушиться зеленым, свежим, липким листом. Из-за далекого синего моря, из чужих стран прилетели к нам птицы. Птицы – наши друзья. Мы должны охранять и заботиться о них. (84 слов)
Грамматическое задание.
1 вариант 2 вариант
1. Произвести синтаксический разбор.
3 предложение последнее предложение текста
2. Составь предложение по схеме.
, и , но
3. Выполнить фонетический разбор.
ясная повеяла
4.* Составить предложение с однородными членами.
Веснушки.
На снежных полях появились рыжие пятна - проталины. Их всё больше
и больше. Всю долгую зиму в лесах и полях пахло снегом. Сейчас новые
запахи. Воском потянуло от сосновой хвои. Чёрные пласты пашни пахнут
землёй. В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой. По пахучим
тропинкам торопятся к цветам первые пчёлы и бабочки.
И сам не удержишься, сунешь нос в ивовые барашки. Запахов всё больше и больше. И станет скоро весь воздух в лесу сплошной запах.
Здравствуй, апрель - месяц пахучих веснушек. (81 слов).
3.К данным словам подобрать местоимения, определить их лицо, число.
подошел (к кому?) вспомнил (о ком?)
посмотрел (на кого?) подарил (кому?)
4.*Подобрать и записать имена прилагательные по данной схеме.
Л.
ск ист
Отважный пингвиненок.
На скале стоял маленький пингвинёнок. У него еще только выросли три пушинки на голове и короткий хвостик. Он смотрел, как купались взрослыпингвины.
Долго стоял пингвиненок. Страшно ему прыгать в воду. Наконец маленький пингвиненок решился и подошел к краю высокой скалы. Его сносил ветер.
Пингвиненок закрыл глаза и бросился вниз. Потом он вынырнул, закружился на месте и быстро вскарабкался на камни.
Это был отважный пингвиненок. Он первым искупался в холодном море. Слова для справок: пингвиненок, вскарабкался.
Грамматические задания:
1 вариант 2 вариант
1. Выполнить синтаксический разбор:
На скале стоял маленький пингвиненок.. Он первым искупался в
холодном море.
2. Раскрой скобки:
Встретиться с кем? (я) Разговаривать с кем? (мы)
Купила у (они) Поехал к (они)
3 .Определить время глагола:
Стоял, наблюдаешь Подошел, пахнет
Птичий обед.
Любит Танюша кормить пернатых друзей. Девочка наготовила еды и понесла в птичью столовую. Потом она тихонько подошла к берёзке, стала глядеть на птиц. К кормушке слетелись синички, воробьи. Был и снегирь в красной рубашке. Голодные птицы быстро клевали корм. Вдруг на столике появилась нарядная птица. Перышки с отливом, на головке пушистый хохолок. Птичка осмотрелась вокруг и стала обедать вместе со всеми.
Вдруг выбежала собака Снежок. Стайка птиц улетела с кормушки. (72 слова.) (По Л.Воронковой.)
Слово для справки: хохолок.
Грамматические задания
I вариант II вариант
1. Выполнить синтаксический разбор предложения:
6 предложение 7 предложение
2. Сделать морфологический разбор:
к березке в красной
3. Фонетический разбор слова:
листья зимуют
4.* Написать мини-сочинение, используя опорные слова:
Был вечер. Солнце висело в низких облаках. Вода казалась Твердой. Синий, фиолетовый, оранжевый цвета перемешались. Ещё не было ветра. Вода вдруг странно закачалась, будто кто-то огромной рукой взялся за байкальские берега и стал раскачивать каменное ложе озера-моря. Навалился ветер. Он вспенивал воду, срывал с нее гребни, закручивал тысячи белых косичек. Всю ночь гудел Байкал. Утром море было тихим и пронзительно синим. Задумчиво глядели в его воды березы и лиственницы.
(По М. Сергееву)
Конь на крыше.
В старину избы часто украшали коньками. Кто был у крестьянина первым помощником? Кто помогал пахать, боронить, возить сено? Конечно, конь! А если нападал враг на русскую землю, то на войну шел добрый конь. И случалось, он выносил с поля боя раненого хозяина, спасая ему жизнь.
Живёт конёк на крыше. Тучи проплывут, дождик польет - и станет конь тёмным. А солнышко выглянет - и в его лучах кажется он розовым, золотым. И как будто еще выше поднимет голову - гордится собой.
(Е.Каменева)
Цветы леса.
Я очень люблю простые лесные цветы. Ранней весной, как только растает снег, мы идём далеко в лес. Там мы любуемся цветами ожившего леса. Эти цветы нравятся больше пышных садовых.
На самом берегу ручья, у зеленого лесного болотца, густо цветут незабудки. Очень красивы эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках как будто отразилась голубизна летнего неба.
Прячась в высоких зарослях камыша, тихо струится живой лесной ручеёк. Колышутся зелёные травинки. Приятно смотреть на чистый голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок.
(И.Соколов-Микитов)
Первый зимний день.
Все было покрыто снегом. В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок. Уже рассветало. Серое зимнее небо занималось с трудом. Солнышку было больно светить.
За одну ночь все кругом изменилось. Теперь лес казался ближе. Река сузилась. Низкие облака ползли над самой землей и только не цеплялись за верхушки елей. Вообще вид был самый печальный. Пушинки снега продолжали кружить в воздухе. Они тихо падали на мерзлую землю.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
Земля-кормилица.
Земля-кормилица. Так называет человек пашню, луг, сад, огород. Человек отвоевывал плодородные участки под посевы у лесов, болот, степей, пустырей. Земля отзывается на нашу заботу. Она щедро награждает урожаем за труд. Мы должны знать и помнить тех, кто прокладывал первую борозду, кто отстаивал наши поля в суровые годы войны. Мы любим реки, озера родного края, высокие горы, красивые долины. Человек на чужбине всегда тоскует по родной земле.
Проказы старухи-зимы.
Разозлилась старуха-зима, задумала всякое дыхание со свету сжить. Шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами окна. Малые ребятишки зимы не боятся. Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят. Щипнет старуха-зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже щеки побелеют. Мальчик схватит снегу, давай тереть - разгорится у него лицо, как огонь. Плачет зима.
(По К. Ушинскому)
Самшит.
Я впервые увидел это удивительное дерево. Растет оно очень медленно, живет до шестисот лет. Его золотистая древесина тонет в воде, потому что тверда и тяжела, как металл. Из самшита можно делать подшипники, челноки для ткацких станков и другие изделия. Горцы в прошлом веке делали из стволов самшита пушки.
Новые, созданные человеком материалы не везде могут заменить самшит. Это чудесное дерево надо хранить и беречь. Таких деревьев на земле осталось мало.
Как белка зимует.
Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка скорее к своему гнезду спешит. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.
В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернется белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. Он несет по земле мелкий колючий снег. А зверьку хорошо в гнезде.
Утихла пурга. Белка вылезла из гнезда и скачет с дерева на дерево. Вот она еловую шишку нашла, сухой гриб.
В дупле старого дерева у зверька кладовая. Там орехи, желуди. На всю зиму запасов хватит.
Я любил природу.
Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выкатилось из-за зеленых вершин. В ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня. Он золотил только верхи утесов, кусты, растущие в их глубоких трещинах. При малейшем дыхании ветра кусты осыпали нас серебряным дождем. Как любопытно всматривался я в каждую росинку на широком листке! Здесь отражались миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее. Они, казалось мне, сходились стеной.
(По М.Лермонтову)
Наши обычаи.
Из многих забытых праздников на Руси самым шумным и разудалым были святки. По разнообразию увеселений, богатству игр и забав ему не было равных.
А начинались они в канун Нового года. Молодежь ходила по улицам и распевала под окнами песни. В песнях прославляли солнце, восхваляли хозяина, желали ему и его семье счастья, обильного урожая. Утром улицы наполнялись кризами ребят, веселыми играми.
По старинным приметам.
Раз в десять лет декабрь теплым бывает, даже снег сгоняет. В начале декабря - много сне га, в начале лета - сильные дожди. Сухой декабрь - сухие весна и лето.
Первый снег плотный и мокрый - к влажному лету, а сухой и легкий - к сухому.
Снег лежит на поле гребнями - к урожаю ржи.
Гром в декабре - к сильным ветрам и сильному морозу.
Если в декабре глубоко промерзла земля, снег сугробами, большой иней - к урожаю.
Левитан.
Мы входим в зал, где висят картины Левитана. Нам кажется, что мы идем вместе с художником по нашей стране. Мы смотрим на подмосковные леса, на стога сена в поле, на деревушки с ветхими избами. Любуемся красотой ранней осени, радуемся весенним дням. Мы видим необъятные просторы Волги, которую Левитан показал и в тихий вечерний час заката, и под ярким золотом солнца. Вот большая дорога уходит в синюю даль. Левитан много ездил, бывал в чужих странах, но всегда тосковал по России.
Родной край.
Можно много писать о родном Мещерском крае. Он богат лесами, торфом, сеном, картофелем, молоком, ягодами. Но не только этим нам дороги родные места. Мы любим их еще за то, что они для нас прекрасны. Вся прелесть их раскрывается постепенно.
До боли в сердце любим мы эту необыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то в глубине сердца будем знать, что защищаем и этот клочок земли. Он научил нас видеть и понимать прекрасное.
(По К.Паустовскому)
Задание: Найдите предложение с однородными членами, расставьте запятые, спишите.
Тесты.
Тема: Лексика.
1. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав языка, называется ...
а) фонетикой;
б) морфологией;
в) лексикой.
2. Лексическое значение слов, данных в словарях.
а) толковый словарь;
б) словообразовательный словарь;
в) словарь фразеологизмов.
3. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется.
а) многозначное;
б) простое;
в) однозначное.
4. В каком словосочетании выделенное слово употреблено в прямом значении?
а) холодная человек;
б) холодный вода;
в) холодный взгляд.
5. Фразеологизм «как в воду глядеть» имеет значение.
а) увидеть дно водоема
б) смотреть в воду
в) предугадать наперёд.
Тема: Части речи. Имя существительное.
1. Имя существительное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2. Имя существительное – это …
а) часть слова;
б) член предложения;
в) часть речи.
3. Имя существительное отвечает на вопрос:
а) какой? какая? какие? какое?
б) кто? что?
в) что делать?
4. Какая часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
a) местоимение;
б) имя прилагательное;
в) имя существительное.
5. Имя существительное изменяется:
а) по числам, родам и падежам;
б) по склонениям и родам;
в) по родам и числам.
6. Имя существительное имеет:
а) род, склонение, падеж;
б) склонение, падеж;
в) род, склонение.
7. В каком падеже имя существительное не имеет предлог:
a) Винительный падеж;
б) Именительный падеж;
в) Родительный падеж.
8. В каком падеже имя существительное бывает подлежащим:
a) Именительный падеж;
б) Дательный падеж;
в) Родительный падеж.
9.Какое имя существительное пишется без мягкого знака на конце:
а) доч…
б) циркач…
в) мыш…
10. Укажи ряд существительных 2- го склонения:
а) день, лось, стол, ночь;
б) лошадь, мать, печь, дочь;
в) отец, озеро, конь, поле.
Тема: Части речи. Имя прилагательное.
1. Имя прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2. Имя прилагательное – это …
а) самостоятельная часть речи;
б) часть слова;
в) служебная часть речи.
3. Имя прилагательное отвечает на вопрос:
а) какой? какая? какие? какое?
б) что делает?
в) кто? что?
4. Какая часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие?
a) имя существительное;
б) имя прилагательное;
в) глагол.
5. Имя прилагательное изменяется:
а) по числам и падежам;
б) не изменяется;
в) по родам, числам и падежам.
6. В каком словосочетании правильно определен падеж имени прилагательного:
а) на высокой березе (Д. п.);
б) у цветущей вишни (Р. п.);
в) от дальней пристани (П. п.).
7. С какой частью речи связано имя прилагательное в роде, числе и падеже:
а) с глаголом;
б) с существительным;
в) с другой частью речи.
8. Определение как член предложения чаще всего выражено:
а) прилагательным;
б) существительным;
в) глаголом.
Тема: Части речи. Местоимение.
1.Укажи ряд местоимений:
а) по, над, мы;
б) я, оно, окно;
в) ты, вы, они.
2. Часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их:
а) местоимение;
б) имя существительное;
в) имя прилагательное.
3. Какие местоимения относятся ко второму лицу:
а) я, мы;
б) ты, вы;
в) он, она, оно, они.
4. Укажи местоимение первого лица множественного числа, предложного падежа:
а) о нас;
б) обо мне;
в) о них.
5. Определи падеж местоимений: у меня, у нас, у тебя, у вас:
а) именительный падеж;
б) родительный падеж;
в) винительный падеж.
Тема: Часть речи. Глагол.
1.Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы.
А) Кто? Что?
Б) Что делали? Что делает? Какая?
В) Что делают? Что сделают? Что будут делать?
2. НЕ с глаголами.
А) пишется слитно;
Б) совсем не пишется;
В) пишется раздельно.
3. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы.
А) Что делать? Что сделать?
Б) Что делать? Что сделают?
В) Что сделаем? Что делать?
4. Найди глагол неопределенной формы.
А) говорю;
Б) напишу;
В) сказать.
5. В форме какого времени стоит глагол в предложении?
В ранний час с аэродромов взлетают самолеты.
А) в форме будущего времени;
Б) в форме настоящего времени;
В) в форме прошедшего времени.
7. Какие глаголы относятся к глаголам 2-го спряжения в виде исключения:
а) слышать, дышать, держать, гнать;
б) писать, читать, раздевать, обнимать;
в) плакать, нападать, падать, звонить.
8. Сколько временных форм имеют глаголы?
а) 2;
б) 3;
в) 4.
9. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
а) проспрягать его;
б) изменить по лицам и числам;
в) изменить по родам.
10. Укажи глагол с Ь перед –СЯ:
а) убирает...ся;
б) катают...ся;
в) умыват...ся.
11. Если глагол отвечает на вопросы: что он делает? что они делают? то какого он лица?
а) 1-го лица;
б) 2-го лица;
в) 3-го лица.
12. Что обозначает глагол?
а) действие предмета;
б) предмет;
в) признак предмета.
13. Укажи предложение с глаголом 2-го лица единственного числа:
а) В наш дом часто приходят гости.
б) А вы делаете зарядку по утрам?
в) Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Тема: Имя числительное.
1. Укажи верное утверждение:
а) числительные – слова, которые называют числа;
б) числительные – слова, которые называют признак предмета;
в) числительные – слова, которые называют количество и порядок предмета при счете.
6. Подбери прилагательное, противоположное по значению: веселый человек
а) молодой
б) остроумный
в) грустный
7. Выбери пару слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в числе:
а) голубое небо
б) стройные береза
в) голые стволы
8. К какому из падежей не подходят вопросы?
а) И.п. – кто? что?
б) Р.п. – кого? чего?
в) П.п. – кем? чем?
9. Выбери верное утверждение: Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
а) Что делаешь? Что сделаешь?
б) Что делать? Что сделать?
в) Что будем делать? Что сделаем?
10. Предложения, которые сообщают о ком-нибудь или о чем-нибудь, называются:
а) вопросительными
б) побудительными
в) повествовательными
11. На конце, каких числительных пишется мягкий знак:
а) 5, 6, 7, 8, 9, 10
б) 1, 2, 3, 4, 11, 17
в) 18, 13, 1, 2, 16, 14
12. От чего зависит род, число, падеж имени прилагательного?
а) от глагола, к которому относится имя прилагательное
б) от существительного, к которому относится имя прилагательное
в) от местоимения, к которому относится имя прилагательное
13. Прилагательные мужского и среднего рода в И. п. и В. п. в безударном положении имеют окончания:
а) –ый, -ий, -ое, -ее
б) –ая, -яя, -ой
в) –ое, -ее, -ой
14. Выбери верное утверждение:
а) имена собственные пишутся с маленькой буквы
б) имена собственные пишутся с большой буквы
в) имена собственные пишутся как с большой, так и с маленькой буквы
15. Какой падеж употребляется всегда без предлога?
а) предложный
б) дательный
в) именительный
16. Укажи в слове «кованый» суффикс:
а) –н
б) –ан
в) -анн
17. Выбери предложение с омонимами:
а) В глубине леса слышится шум.
б) Косяк журавлей возвращается в родные края.
в) Ключ бьет ключом из-под земли.
18. Выбери из группы слов предложение:
а) С, отцом, мы, рыбалка, удочки.
б) Сразу опустели, улицы городские.
г) Поздно, ночь, светит, звезда.
19. Укажи, какие из слов являются числительными:
а) ночевать
б) красный
в) шесть
20. Укажи текст-описание:
а) Лебедя называют царем птиц. У него белоснежное оперение. На длинной гибкой шее маленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы.
б) Наступила осень. Часто льют дожди. Перелетные птицы собираются в теплые края.
в) В детстве у полководца А.В. Суворова было плохое здоровье. Но мальчик твердо решил стать военным. На морозе он раздевался до пояса и натирался снегом. Так он приучил себя переносить холод, голод и жажду.
2 вариант
1. Выбери правильный ответ. Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) что делать?
в) какой?
2. Укажи несклоняемое существительное:
а) дело
б) пальто
в) очки
3. Найди прилагательные в форме ж.р.
а) свежая
б) утреннее
в) свежий
4. Определи порядковое числительное:
а) далекий
б) пятый
в) двадцать пять
5. Выбери правильное окончание и допиши в имя прилагательное:
В глухой…. деревушке жил мальчик.
а) –ой
б) –ая
в) –ое
6. Род, число, падеж имени прилагательного зависят от:
а) существительного, к которому относится имя прилагательное;
б) глагол, к которому относится имя прилагательное;
в) местоимение, к которому относится имя прилагательное.
7. Выбери пару слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в числе:
а) веселые друзья
б) старая крепость
в) высокие липа
8. К какому из падежей не подходят вопросы?
а) И.п. – кто? что?
б) Р.п. – кого? чего?
в) Т.п. – о ком? о чем?
9. Выбери верное суждение. Местоимение – это часть речи, которая …..
а) означает признак предмета…
б) обозначает действие предмета…
в) указывает на предметы, но не называет их
10. Прочитай. Найди «лишнее» слово:
а) иллюзия
б) звездный
в) праздник
11. Выбери верное утверждение:
а) В числительных мягкий знак не сохраняется, если простое числительное входит в состав сложных.
б) В простых числительных от 5 до 10 пишется мягкий знак и он не сохраняется, если простое числительное входит в состав сложных на –дцать.
в) Мягкий знак не сохраняется в сложных числительных на –десят, -сот.