kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс упражнений по русскому языку для слабоуспевающих обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс упражнений по русскому языку  нацелен на работу со слабоуспевающими обучающимися.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений по русскому языку для слабоуспевающих обучающихся»

          Правописание безударной гласной в корне.

Карточка 1.

Спишите . Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что?

П..тнистый, кр..чать, ст..кольный, ..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.

Подчеркните безударные гласные.

Карточка 2.

1 вариант

Запишите слова, подберите проверочные.

Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.

2 вариант

З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.

Хв..сты, р..га, сл..ны, вр..чи, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, м..сной, л..ства, кр..чать, т..мнота, д..ждливый, цв..тет, скр..пит.

Карточка 3.

Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте проверочные слова.

1 вариант

С..сновые д..ревья, м..рская в..лна, б..льшой мальчик, д..ждливая ос..нь, ст..льная л..нейка, з..леная тр..ва.

2 вариант

Ш..рокая площадь, высокая с..сна, ст..льные рельсы, пл..хая погода, з..леные п..ля, д..лекий путь, в..здушные ш..ры, ч..совая стрелка.

Карточка 4.

1 вариант

К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные  буквы.

г...лодать - ............................... ст...рожка- ....................................

в...здушный - .......................... в...сёлый - ....................................

д...лёкий - ............................ ч...совщик - ....................................

ш...стёрка - ............................ кр...кливый - ...................................

2 вариант

Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к...рмушка - ( о,а) - ............................... д...ревья - (е,и) - ..................................

уг...щать - (а,о) - ................................... ст...рожить - ( а,о) - ..............................

ш...лестеть - (е,и) - .................................... ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) - ..................................... м...рской - (о,а) - ...............................

т...пло - (е,и) - .......................................... ж...мчужина - (и,е) - .............................

Карточка 6.

1 вариант

Спишите предложения, вставив пропущенные гласные.

Ст..ляр сделал стол. Дв..рняжка стережет двор. С..довник вырастил сад. В к..рмушке был корм. В с..лонку насыпали соли. Из к..нюшни вышел конь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 вариант

Спишите текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 вариант

Спишите текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 вариант

Спишите , исправив ошибки.

Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5 вариант

Спишите , исправив ошибки.

Шмел прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.

___________________________________________________________________ 

___________________________________________________________________

Карточка 7.

1 вариант

Из  данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Ветры, дуют, х..л..дные.

Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые

Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 вариант

Из  данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Зима, пришла, настоящ..я, вот, и.

М..ро.., но.., и, щиплет, щеки.

Р..бята, надели, м..ховые, и, ша..ки, шу..ки.

Во, детей, дв..ре много!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 вариант

Из  данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Пришли, х..л..да.

Р..бята, оделись, т..пло.

Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.

Теперь, м..ро.., им, не страшен.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 8.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах 

корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо;- .................................

Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л; - ....................................

Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город); - ........................................

Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул; - ......................................

Карточка 9.

Вставить безударные гласные:

П...стух, др...зды, сн...жинка, кр...чал, м...стечко, стр...ительная, к...менистая, ст...яла, л...сная, л...сица, цв...точек, тр...пинка, гр...бник, б...р...говая, р...чной, выст...вка, б...льной, п...ньки

____________________________________________________________________

Карточка 10.

Спиши текст, в скобках напиши проверочные слова.

Лес.

В л...су (.............) живёт рыжая л...са ( ...............). Лисий дом - н...ра ( ....................). У н....ры ( .............) играют весёлые л...сята (........). Л....сица (.................) учит их лисьим повадкам.

____________________________________________________________________

Карточка 11.

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В з...л...тые ...сенние дни г...товились к ...тлету жур...вли. П...кружились ...ни над р...кой, над р...дным б...лотом. Вот п...т...нулись птицы в д...лекие страны. На в...стоке п...к...залась ранняя зорька.

Карточка 12.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

К...рова, г...зета, скв....рец, б...лет, д....кабрь, н...род, м....локо, пятн...ца, к....рабль, д....ревня, в...кзал, м...роз, к...пуста, р...кета, м....дведь, п....льто, к...стёр, к...мандир, р...сунок, л...пата, м...лина, р...бята, в....гон, п...года, к...ртина, ...втобус, м...сяц, п...суда.

____________________________________________________________________

Карточка 13.

Вставить безударные гласные. С одним из слов составь предложение.

Г...лубка, пл...щадка, см...льчак, в...здушный, др...жать, зар...дить, в...шневый, заскр...пел, д...лекий, п...лезный, ск...листый, т...желый, р...зьба, д...ржал, д...мой, т...нул.

_______________________________________________________________

Карточка 14

Вставить пропущенные буквы:

М...роз, площ...дь, с...пог, т...традь, стор...ж, бер...г, леб...дь, в...р...бей, с...л...вей, за...ц, яг...да, гру...а, су..ота, свит..р, ...гаж, ж...лезо, д...рога, п...рог, б...седка, к...ртина, п...сок, р...бята, а...уратный, д...ревня, з...втр...к, се...одня

Выполнить звуко-буквенный  разбор лебедь.

Карточка 15.

Вставить пропущенные буквы, составь предложение со словом дождливый.

Б...да, б....льшой, гл....зной, гр....бной, д....лёкий, дл...ннее, д...ждливый, з....лёный, зв....риный, к...лючий, кр....вой, л....сной, м....сной, м....рской, н...бесный, п...рнатые, пр....мой, п...следний, р....гатый, скр....пучий, ст....ловая, тр....скучий, т....нистый, т....жёлый, х....лодный, цв....тной, ч....рвяк.

Карточка 16.

Вставить безударные гласные

Поб...жал по д...ске, обр...нил в...л...синки, гн...здо под к...рнями, л...тят не сп...ша, з...л...тое к...льцо, б...жит б...гом, др...зды в гн...зде, на п...лянке около р...ки, к...рмил ч...рв...ками, ск...зала с...стра, прин...сла в...ды.

____________________________________________________________________

Карточка 17.

Вставь пропущенные буквы:

В.да,  вр.чи,  м.ря, тр.ва, в.лна,  ст.лбы, тр.па,  стр.на, гр.чи, гр.за,  д.жди,  гл.за, дв.ры,  з.нты,  сл.ны, ств.лы,  к.ты,  р.га, п.ля,  н.сы,  сн.пы, с.ды, хв.сты, х.лмы.

____________________________________________________________________



Деепричастие

1. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

расправь, выпав, пройдя, разговаривая,

бегая, присмотревшись, забыв, глядя,

стремглав, выполнив, радуясь, укрыв,

навзничь, объевшись, белая, двигая.

2. Сколько деепричастий в предложении?

Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

2,

3,

4,

5.

3. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?

увидев – деепричастие совершенного вида, невозвратное,

наткнувшись – деепричастие совершенного вида, возвратное,

вспоминая – деепричастие несовершенного вида, невозвратное,

расставаясь – деепричастие несовершенного вида, невозвратное

4.  Найти предложение, в котором нет деепричастия.

Мама сидела, откинувшись в кресле.

Я открыл окно и залюбовался видом.

Разложив игры, дети сели в кружок.

Устав, она не хотела идти домой.

5. Деепричастие обозначает:

признак предмета по действию;

добавочное действие;

предмет;

действие предмета.

6. В деепричастии объединяются значения двух частей речи:

глагола и прилагательного;

глагола и наречия;

существительного и глагола;

глагола и причастия.

7. Деепричастия образуются при помощи суффиксов:

-а, -я, -вши, -ши;

-ущ (-ющ);

-ащ (-ящ);

-ова, -ева, -ыва, -ива.

8. Синтаксическая роль деепричастия в предложении:

сказуемое;

подлежащее;

определение;

обстоятельство.

9. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

Не замечая меня, лебеди плавали у берега.

Отошедший от станции поезд резко затормозил.

Наевшись, вороненок успокоился.

10. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

Прочитав книгу «Дубровский», мной овладела жалость к Владимиру.

Выйдя из берегов, луга оказались затопленными.

Маленькие дети спали, уткнувшись носом  в подушку.

Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

11. Буква И пишется в слове:

раска__вшись,

увид__л,

замет__в,

наде__вшийся.

12. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

Усеянное звездами небо манило к себе.

Потрескивая, горел костер.

Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

Черный дым, который поднялся из-за леса, застилал горизонт.

13. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

Ленька растянулся на траве, положив голову на котомку и крепко уснул.

Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.

С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

14. Укажите ошибку в определении грамматических признаков слова.

Колотый – причастие, страдательное прошедшего времени.

Поклонившись – деепричастие несовершенного вида.

Пройдя – деепричастие совершенного вида.

Прославляющий – причастие, действительное настоящего времени.

15. Укажите номера предложений с деепричастным оборотом.

Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.

Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны.

Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.

16. Деепричастием является:

внушаемый,

внушая,

внушающий,

внушивший.

17. Деепричастием является:

задумавший,

задумал,

задумавши,

задуманный.

18. На месте каких цифр должны быть запятые?

Кот (1) удобно (2) устроившись на диване (3) безмятежно спал.

1 , 2 , 3 ,

2 , 3 ,

3 ,

1 , 3.

19. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены):

В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шёл на прогулку.

Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его.

Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошёл через курилку к выходу.

Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ.

20. Как можно продолжить предложение:

Работая над сочинением,

Сначала составляются тезисы.

Вы не должны отвлекаться.

Вас не должно ничто отвлекать.

Вам нужны будут дополнительные материалы.

21.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

 Солнце прячется в листве, весело играя.

Прикорнув за широкой спиной отца, я клюю носом.

Лежа на берегу ручья, я смотрю в небо.

Синея блещут небеса.

22.Найдите деепричастие совершенного вида:

глядя,

прочитав,

улыбаясь,

балуясь.

23. Найдите деепричастие:

увидел,

принявший,

спеша,              

свежо.

24. От какого глагола нельзя образовать деепричастие:

крыть,  

лить,  

жить,  

плыть.

25. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот.

В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов.

Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд.

На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.

Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожжённые, на скатерть.


Тест по теме " Имя прилагательное" 6 класс.

Часть 1.

Раскрой, где нужно, скобки. выбери и отметь правильный вариант.

А1.В каком(-их) прилагательном (-ых) не пишется слитно, так как прилагательное без не не употребляется?

А) невезучий 1) А и Г

Б) негодный 2) Б

В) ненастный 3)

Г) недобрый 4) Б и В

А2.Какое слово называет признак предмета?

Среди тишины послышался тихий говор. (Н.Гоголь)

1) первое

2) второе

3) третье

4) четвертое

5) пятое

А3.В каких предложениях не пишется раздельно?

А) Ёлочка оказалась (не)высокой, а совсем маленькой.

Б) Ёлочка оказалась (не)высокой, но пушистой.

В) Ёлочка оказалась (не)высокой.

Г) Ёлочка оказалась вовсе (не) высокой.

1) А и Б

2) Б и В

3) А,Б и Г

4) А и Г

А4.Какому прилагательному свойственны краткая форма и форма степеней сравнения?

1) требовательный

2) московский

3) соловьиный

4) деревянный

А5.Сколько раз надо написать ь в скороговорке?

Тощ... хвощ... из рощ...

Полож... в хвощ.да в борщ...

1) один раз- в слове полож...- глаголе повелительного наклонения

2) один раз- в слове тощ...- кратком прилагательном

3) один раз- в слове рощ...- форме родительного падежа множественного числа имени существительного 1 склонения

4) три раза- в словах хвощ., хвощ..., борщ...- именах существительных мужского рода 2 склонения.

А6.Сколько н пишется в именах прилагательных?

А) Стекля...ый, олвя...ый, дерев...ый.

Б) Ветре...ый, соля...ый, песча...ый.

В) Багря...ый, ю...ый, сви...ой.

1) А ) две н, Б) одна н, В) одна н

2) А) одна н, Б) одна н, В) две н

3) А ) две н, Б) одна н, В) две н

А7. Укажите верное объяснение написания не.

(Не) широкая, но быстрая речка пленяла своей живописностью.

1) НЕ с прилагательным пишется раздельно, так как есть противопоставление.

2) ) НЕ с прилагательным пишется раздельно, так как прилагательное употребляется без не.

3) НЕ с прилагательным пишется раздельно, так как нет частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не.

4) НЕ с прилагательным пишется слитно, так как прилагательное можно заменить синонимом без не, а союз но не указывает на противопоставление (прилагательные широкий и быстрый не являются антонимами).

Прочитай текст и выполни задания А8 и В1-В3.

(1) Когда занавес последний раз опустился, Попов, посмеиваясь, сказал:

(2)- Я вижу, Артемий Никитич, вам театр не понравился. Зря время потеряли.

(3) - Не понравился? Мне?- Артемка всплеснул руками.- Да я бы всю жизнь здесь просидел!

(4)- А ты сторожем сюда наймись,- сказал какой-то парень в чесучевом пиджаке и сдвинул Артемке на нос фуражку.

(5)- Ну вот еще!- Артемка поправил фуражку.- Сторожем...Я, может, сам актером буду...

(6)Возвращались безлюдной темной улицей. (7)С обеих сторон горели огоньки в еще открытых лавчонках. (8) Ситцевая рубашка Артемки смутно виднелась в сгустившихся сумерках.(9)По дороге Артемка то прижимал к груди руку, то отбрасывал её и басил, подражая только что виденному герою пьесы.

(По повести И.Д.Василенко "Артемка")

А8. Какое суждение неверно отражает характер героя повести?

1)Артемка- искренний и мечтательный мальчик, который очень хочет стать актером.

2) Артемка талантлив и впечатлителен; ему очень нравится театр.

3) Артемка не способен к восприятию прекрасного и хочет лишь угодить взрослому человеку.

4)Артемка добрый и веселый, не обижается на шутки.



Часть 2.

В1. Из предложений 4-7 выпиши прилагательное, в котором о или е после шипящих пишется пишется в суффиксе.

В2.Найди в тексте все прилагательные и выпиши их.

В3.Из предложений 5-9 выпиши прилагательное, в котором пишется о или е после ц в суффиксе.









Тестовые задания по теме «Правописание имен числительных»


 1. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками;

2) шестьюстами учениками;

3) свыше пятисот шестидесяти тысяч километров;

4)  в двух тысячи восьмом году.

2. В каком числительном Ь пишется в середине слова?

1) 18;          2) 60;          3) 15;          4) 19.

3.         В каких словах не пишется Ь в середине слова?

1)сем...десят; 2)трид...цать; 3) пят...сот; 4)четыр...мя.

4. В каком числительном Ь не пишется в середине слова?

1) 16;          2) 60;          3) 600;          4) 80.

5. Какое сложное числительное от 11 до 19 пишется с нн?

1)15;  2)13;  3)11; 4)16; 5)18.

6.         В каком числительном на конце пишется буква а?

1) девяност... ; 2)трист... ;   3) ст…

7. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1) пятидесятью;

2) шестьюдесятью;

3) восемьюдесятью.

8. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1) девятистам;

2) шестиста;

3) семистам.

9.         Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1)    двумстам;

2)  двухста;

3)  двумястами.

10.       В написании какого числительного допущена ошибка?

1)    двухтысячный год;

2)  до две тысячного года;

3)  к двухтысячному году;

4)  две тысячи седьмой год.

11.       Укажите верное написание составного количественного чис­лительного в В.п.:

1)     одна тысяча восемьсот пятьдесят три;

2)  одну тысячу восемьсот пятьдесят три.

12.       Укажите верное написание составного количественного чис­лительного в Т.п.:

1)    одной тысячи восьмисот пятидесяти тремя;

2)  одной тысячей восьмисот пятидесятью тремя;

3)  одной тысячей восемьюстами пятьюдесятью тремя.

13.       Укажите верное написание числительного:

1)     с восьмистами девяноста шестью;

2)  с восемьюстами девяносто шестью;

3)  с восемьюстами девяноста шестью;

4)  с восемьюста девяноста шестью.

14.       Укажите правильное написание числительного полтора:

1)    полтора метрам;

2)  полутора метрам;

3)  полуторам метрам.

15.       Укажите правильное написание числительных в Р.п.:

1)    сто сорок рублей;

2)  ста сорока рублей.



Тренировочные упражнения на тему «Правописание наречий»

 Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Шагнуть влев..., справ... обгоняет грузовик, уйти засветл..., задолг... до приказа, добраться затемн..., вытереть досух..., изредк... интересоваться, начать занов..., засидеться допоздн..., вылизать дочист..., наскор... перекусить, надолг... запомнить.

 Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

1. Окна вагона часто были наглух... залеплены снегом (Гайд.).

2. На выходе из села открылись направ... и налев... чудесные виды (Сол.).

3. Мать тотчас же отняла у них Гека, потому что испугалась, как бы сгоряч... его не стукнули о деревянный потолок (Гайд.).

4. И справ..., и слев... низина клубилась туманом (Наг.).

5. Такой привилегией он пользовался издавн..., вероятно, как больничный старожил.

6. У Кати для раздумья времени было досыт... (А. Т.).

7. Медведь взревел и замертв... упал (Крыл.).

8. Я занов... переписал рассказ (Пауст.).

9. Изредк... с пустынной станции доносились гудки единственного маневрового паровоза (Пауст.).

10. Шацкий сначал... дичился меня, потом привык и начал разговаривать (Пауст.).

11. Я с жаром предавался охоте и почти всегда возвращался рано или по крайней мере засветл... (П.).

12. Он мычал и бил всех наотмашь направ... и налев... (Пауст.).

13. Лошадь все воротила вправ..., и потому Василий Андреевич все время сворачивал ее влев... (Л. Т.).

14. Я спокойно шел, спуская Жульку бегать перед собой справ... налев... и обратн..., слев... направ... (Пришв.).

15. Через два часа наступление возобновилось сызнов... (Ш.).

16. Обыкновенно свой маршрут я никогда не затягивал до сумерек и останавливался на бивак так, чтобы засветл... можно было поставить палатки и заготовить дрова на ночь (Арс.).

17. Я еду и от нечего делать читаю вывески справ... налев... (Ч.).

 Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Запрост..., досыт..., начист..., набел..., затемн..., насух..., искос..., надолг..., дотемн..., намертв..., изредк..., воедин..., сызнов..., добел..., докрасн..., сдур..., сгоряч..., направ..., слев... Степь выжидающ... молчала. В палисаднике стало свеж... и пахуч.... Горяч... билось сердце. Докладчик говорил слишком общ.... Угрожающ... надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляющ... сияло солнце. Учиться блестящ.... Войскам становится невмоч.... Двери открыты настеж.... Он ушел проч.... Уснули далеко за полноч....

 

Упражнение 4. В соответствии с правилом написания наречий, оканчивающихся на шипящую, запишите следующие словосочетания.

Удалиться проч..., ударить наотмаш..., выйти замуж..., отворить окно настеж..., пуститься вскач..., ждать невтерпеж..., сплош... зарасти сорняками, упасть навзнич...

 Упражнение 5. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж... ворота тяжелые (Бл.).

2. Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.).

3. Ты напроч... уходишь, чужая (Нар.).

4. Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь (Посл.).

5. Офицер ударил Остапа наотмаш... хлыстом поперек лица (Пауст.).

6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош... ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.).

7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок.

8. Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.).

9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

 Упражнение 6. Выберите правильный вариант написания наречия.

1) Все равно (не/ни)куда спешить. 2) Он (не/ни)сколько не был похож на мать. 3) (не/ни)откуда было ждать помощи. 4) Вам (не/ни)зачем рисковать. 5) В молодости ему было все (не/ни)почем. 6) Друзья (не/ни)мало не сомневались в успехе.

 Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. Братья (н...)сколько не сомневались, что отец не будет шутить и сдержит свое слово (М.-С.).

2. Думать было (н...)когда, уходить (н...)куда (Б. П.).

3. Он (н...)где не мог найти работы (Пауст.).

4. До этого случая Шамет слышал много солдатского вранья, но сам (н...)когда не врал (Пауст.).

5. Только казакам (н...)(от)куда взяться (Сер.).

6. (Н.-.)сколько раз я замечал сверху, из сада, Анфису на берегу Быстрой Сосны (Пауст.).

7. Местность кругом была ровная, прятаться было (н...)где (Б. П.).

8. В Головлеве он (н...)(от)куда не встречал не только прямого отпора, но и даже малейшего косвенного ограничения (С.-Щ.).

9. Честно говоря, детские и юношеские годы (н...)когда не обходятся без экзотики (Пауст.).

10. Где (н...)когда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (Н.).

 Упражнение 8. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Им всегда (н...)когда, (н...)куда пойти, (н...)зачем беспокоиться, (н...)куда не выходить, (н...)где остановиться, (н...)где не задерживаться, (н...)как не мог прийти, (н...)сколько не обидеться, (н...)о чем не спорить, (н...)чуть не огорчиться, (н...) (от)куда ждать помощи, (н...)(от)куда не ждать вестей, (н...)чему не радоваться.

 



Упражнение 9.  Раскройте скобки, используя одну из частиц.

1. По окончании школы сын объявил родителям, что (ни, не)куда из деревни не уедет и уезжать ему (ни, не)куда и (не, ни)зачем. 2. (Ни, не)откуда не доносилось ни звука. 3. Здесь (ни, не)когда жил старый граф. 4. Путникам (ни, не) где было переночевать. 5. Он (ни, не) откуда не мог получить помощи. 6. Мальчик с полдороги вернулся домой, хотя ему (ни, не)зачем было возвращаться. 7. Волк, евши, (ни, не)когда костей не разбирает. 8. Вот этого я (ни, не)как не понимаю. 9. Отступать (ни, не)куда. 10. Там (ни, не)когда гулял и я (П.). 11. Все было тихо, огней (ни, не)где не было видно.

 Упражнение 10. Спишите предложения, раскрыв скобки.

1. Недоразумения часто бывают (от)того, что люди не понимают друг друга.

2. Он умеет находить смешные стороны в людях и любит (по)этому поводу острить.

3. Местоимения с предлогами и местоименные наречия созвучны по произношению, (по)этому очень важно их различать.

4. Туристы решили остановиться на ночлег (за)тем лесом.

5. (От)того леса до ближайшей деревни километров двадцать.

6. Сначала мы разобьем палатки, приготовим дрова, а(за)тем на костре будем готовить ужин.

7. (По)чему ты готовишься к экзамену: по учебнику или по конспекту?

8. (От)чего ты мало читаешь?

9. (От)чего бы ты скорее отказался: от туристического похода или от отдыха на берегу моря?

10. (По)чему ты так решил?

11. И (за)чем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? (Л.).

12. Скажика мне, красавица, (от)чего я видел тебя сегодня на кровле? (Л.).

13. Вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю (от)чего, она произвела на меня самое неприятное впечатление (Л.).

 

Упражнение 11. Перепишите и раскройте скобки.

(В)дали виден лес — (в)дали голубой скрылся пароход; (в)высь поднимается дым — (в)высь небесную взлетел голубь; (в)век не забыть мне друга — (в)век электроники; (в)накидку носит пальто — (в)накидку из парчи одета; (во)время прийти — (во)время летнего отпуска; (к)верху поднять голову — (к)верху палатки прикрепить флажок; (на)лицо были ошибки — (на)лицо упала прядь волос; (на)завтра будет веселье — (на)завтра перенести совещание; (на)верх подняться — (на)верх горы взобраться.

 Упражнение 12. Перепишите, раскрывая скобки.

В тайге темнеет быстро. И несмотря на то, что мы это знали, все-таки темнота застала нас (в)расплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы (мало)помалу продвигались (в)перед. Было совершенно темно, но, как ни странно, от прожорливых комаров и мошек спасения не было так же, как и днем.

Целый день мы шли (в)низ по течению реки, но река исчезла в темноте, где(то) (с)лева, и нам приходилось идти (на)угад. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки оставалось, (по)видимому, недалеко. И действительно, когда мы (по)одиночке перешли по узкой жердочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой. Не теряя ни минуты и в душе радуясь, что расчет наш оправдался и мы (в)пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их (крест)накрест. Товарищ мой уже не смотрит (ис)подлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда(то) (на)память.

С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кедров, как будто предвещая (на)завтра дождь и где(то) (в)дали кричит какая (то) ночная птица.

 

Упражнение 13.  Выделенные слова и словосочетания замените наречиями с приставкой по-. Составьте с некоторыми из них предложения.

Образец: жить как прежде - жить по-прежнему.

Сделать иначе; разделить на всех одинаково; поступить со знанием дела; простить как друга; светить как летом; вести хозяйство как крестьянин; дружить искренне; говорить на немецком языке; занятие, видимо, не состоится; поступить как товарищ; одеваться на французский манер.

 Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Зной был нестерпим (по) прежнему (Т.).

2. Все замерли в ожидании, что (вот) вот выскочит заяц (Пришв.).

3. [Плыла] очень пестро (по) египетски раскрашенная нильская барка (Леск.).

4. Однако ж мы как (то) понимали друг друга (Ланч.).

5. Зеленоватая волна скользила мимо, (чуть) чуть вспухая и урча (Т.).

6. У Якова других родных не было, мать его (данным) давно умерла (Т.).

7. Он обладал чудовищной силой, с ножом ходил на медведя (один) (на) один (Гил.).

8. В лесу этом всякого зверя (видимо) (не) видимо (Пришв.).

9. Завязав лапти (крест) (на) крест, он поднес сургуч к огню (Фед.).

10. Эти слова я (перво) (на) перво разучу (Ш.).

11. Там, говорят, (тьма) тьмущая людей и машин (Закр.).

12. (Только) только я взялся за ручку двери, раздался выстрел (Пришв.).

13. По ясному небу (едва) едва неслись высокие и редкие облака (Т.).

14. Бабы взялись за оглобли, мужики принажали сзади, и так (мало) (по) малу поставили воз на дорогу (Пришв.).

15. В это время в лесу (только) только начинается красивая борьба за свет (Пришв.).

16. Когда в комнате (мало) мальски согрелось, я записал свои наблюдения зимы (Пришв.).

17. Вот и певчий дрозд - поет как хорошо, но поет (один) одинешенек (Пришв).

 

Упражнение 15. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Я требовал, (во) первых, комнату, где бы мог раздеться, (во) вторых, стакан вина, (в) третьих, обоза для моего провожатого (П.). 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Ты (по) пусту повредил бы ей и себе (Гонч.). 4. Откинув циновку, гляжу я вперед - (по) прежнему вьюга крутится (П.). 5. Сначала он ехал какой-то неизвестной дорогой, а потом покатил (по) прежнему пути. 6. Дуняша слушала, приоткрыв (по) детски рот (М.Г). 1. В городе было не (по) праздничному тихо (М. Г.). 8. Дома в Москве уже все было (по) зимнему; топили печи... (Ч.). 9. (По) видимому, своим словам пастух придавал немало значения (Ч.). 10. «Старички» ходили (по) двое и (по)трое в зале, заломив истрепанные кепи на затылок (Купр.). 11. Все дела совершались (по) домашнему, (по)соседски... (Купр.). 12. Дни еще только (по) весеннему ласковы... (Купр.). 13. На такой плешине, (по)моему, и должен был находиться бекас (Пришв.). 14. Долго (по) пустому ходили охотники и расстреляли весь свой задор (Пришв.). 15. Сначала все было (по) прежнему тихо (Кор.). 16. Одет он был (по) дачному: без воротничка, полотняные туфли (Эр.).

 Упражнение 16. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

(Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест (на)крест, точь (в)точь, бок (о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, упасть навзнич..., ударить наотмаш..., дожидаться было невтерпеж..., подойти (с)лев..., посмотреть (на)прав..., известен (из)давн..., пропасть (без)вести, решить (в)тайне, купить (в)рассрочку, разделить (на)двое, выпрыгнуть (на)ходу, решиться (на)днях, закрыть (с)наружи, писать (до)востребования, жить (за)границей, выстрелить (в)упор, расстались (по)приятельски.

 Упражнение 17. Спишите предложения, раскрыв скобки.

(В)начале осени стояли ясные, солнечные дни. (В)начале мы шли лесом, потом вдоль реки. Жить в чужом городе (с)начала нам было трудно и непривычно. Эта книга мне понравилась (с)начала. Книги были завернуты (в)плотную бумагу. Они (в)плотную подошли к главному вопросу дискуссии. (На)утро они вернулись из похода. Всю работу мы отложили (на)утро. Недавно мы ходили (на)встречу с актерами театра и кино.(На)встречу мне бежали люди.

 Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

1. Жили в палатке (в)четвером.

2. Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь (до)нельзя (П.).

3. (По)ныне тропы эти не хожены.

4. Шли долго и (на)пропалую.

5. (В)двоем шагать по жизни легче.

6. Партизаны бились (в)рукопашную (Г.Марков).

7. Величием своей судьбы Москва гордиться (в)праве (С.Щипачев).

8. Отдохнули мы (в)досталь.

9. (В)перемежку с лесами шли поля.

10. Наши истребители шли (на)перехват немецким бомбардировщикам.

11. (На)веки вечные мы вместе.

12. (На)верх горы поднимался отряд туристов.

13. (В)низу плещется река.

14. Работы развернулись (во)всю.

15. (В)миг влетела в разбитое окно ласточка.

16. Стреляли(на)угад.

17. Леса здесь размахнулись на многие километры (в)доль и (по)перек (З. Кур.).

18. Ребятишки бросились (в)рассыпную.

19. (С)верху открывается чудесный вид.

20. Путники шли (в)слепую.

21. (За)частую приходилось трудно.

 

Упражнение 19. Перепишите, раскрывая скобки. Пишите слова то слитно, то раздельно.

Смеялся (до)упаду, шли (по)двое, взял (в)рассрочку, согласился (по)неволе, встал (с)(по)(за)ранку, это было (в)диковинку, работа не(по)плечу, переваливался (с)боку (на)бок, шел(в)слепую, (в)обход зверя, (по)тихоньку скрылся, (с)места (в)карьер, шли след (в)след, отдохнули (на)славу, вопрос поставил меня (в)тупик, не (к)стати это, явился (на) дом, шли (по)одному, (в)меру погулял,(без)вести пропал, (без)толку говорил.

 Упражнение 20. Раскройте скобки, поставив, где нужно, дефис.

(По)январски морозно, настроен (по)боевому, (по)хорошему,(по)всюду, (по)вашему получилось, (по)болгарски, едва(едва)успел,(волей)неволей пришел, (по)тихоньку, на(шиворот)на выворот, куда(то) пошли, (кое)как успели, (по)просту, (по)(за)вчера, (по)лисьи хитер, (в)пятых, (по)верху, где(либо) найду, (по)этому, (по)казацки, (по)парно, (полным)полно грибов, (по)крепче, (как)никак, (по)дешевле, (тихо)смирно сидел, (по)белее, снова (таки).

 Упражнение 21. Определите лексическое значение выделенных наречий и объясните способ их образования.

1. Русский мещанин издревле воспитывался в недоверии к разуму и даже во вражде к нему.

2. Меня не худо бы спроситься, ведь я ей все-таки сродни; по крайней мере искони отцом недаром называли (Гр.).

3. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начало Кирилу Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши - и отроду того не слыхивали (П.).

4. И дедушке иногда казалось, что время повернуло вспять, что ему, дедушке, снова сорок лет (Кат.).

5. Герасиму и Андрею посчастливилось не только встретиться в Холмогорах, но и жить в одной избе и, как встарь, по-дружески беседовать, вспоминая далекие годы детства, побеги из вотчины Колычева и Ливонские походы (Костыл.).

6. А вижу я - винюсь перд вами, что уж и так мой бедный слог пестреть гораздо меньше б мог иноплеменными словами, хоть и заглядывал я встарь в Академический Словарь (П.).

7. Между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом, а новостей извне получается мало (Гонч.).

8. Два окна были занавешены кисеей цвета чайной розы, извне их затеняла зелень деревьев (M.Г.).


Упражнение 22.  От данных слов образуйте все возможные наречия. Подчеркните словообразовательные элементы.

Верх, высь, век, глубь, даль, конец, начало, низ; вечный, давний, долгий, косой, новый, правый, простой, редкий, светлый, скорый.

 

Упражнение 23. Выделенные слова и словосочетания замените синонимичными наречиями и объясните их написание.

Образец: бесполезная работа - работа впустую, попусту.

Находиться недалеко от чего-либо; наиграться в достаточной мере; разбить на мелкие кусочки; пуститься со всех ног; рассориться окончательно; бежать, обгоняя друг друга; броситься в разные стороны; забыть что-либо, торопливо собираясь; пить чай, откусывая сахар; совсем сгореть; знать с молодых лет; идти, не разбирая дороги; идти ощупью, ничего не видя; есть сухую пищу; напрасно потратить силы; стоять вытянувшись.

 

Упражнение 24. Пользуясь орфографическим словарем, напишите следующие наречия, раскрывая скобки. С выделенными словами составьте предложения.

(Без) промаху, (без) устали, (без) просвета, (без) разбору, (в) слух, (в) разнобой, (в) складчину, (до) зарезу, (до) верху, (за) панибрата, (на) спех, (на) слух, (на) память, (на) слово, (на) ходу, (на) удачу, (с) разбегу, (с) разлету, (с) разгона, (с) размаху.

 

Упражнение 25.  В данных примерах выделите наречия и омонимичные им сочетания, объясните написание.

Свернуть (в) бок, устремиться (в) высь, (в) дали зеленеющих полей, встретиться (в) тайне, держать секрет (в) тайне, подняться (в) высь небесную, разбить неприятеля (на) голову, надеть шапку (на) голову, надеяться (на) удачу, (на) силу одолеть сон, заметить (в) шутку, вытянуть жребий (на) удачу, превратить ответ (в) шутку, надеяться (на) силу ветра, забраться (на) верх березы, встать (с) лишком рано, рубить (с) плеча, шуба (с) плеча.

 

Упражнение 26. Перепишите, раскрывая скобки.

1. (От) роду не видел я такого печального кладбища (П.).

2. Захар открыл (в) половину дверь, но войти не решался (Гонч.).

3. Вы еще молодой человек, а я уже старая женщина и (в) праве вам давать советы (Т.).

4. Плата самая умеренная, и я надеюсь, что жалованье ваше (в) скорости будет совершенно к тому достаточное (Дост.).

5. Коль рубить, так уж (с) плеча (А.К.Т.).

6. Контрабас пил чай (в) прикуску, а флейта (в) накладку (Ч.).

7. С оружием (на) перевес, как в атаке, выскочил из леса Томилин (М. Г.).

8. Учитель что-то кричал (в) догонку (М. Г.).

9. Я осторожно подошел и полюбовался на Ярика (с) боку (Пришв.).

10. Ростислав шестнадцати лет (от) роду бросил войсковое реальное училище и ушел на войну (Фед.).

11. Учительница, нагнувшись (в) (пол) оборота к Клаве, отметала крылом птицы подоконник (Фед.).

12. (В) конец обессилев, я отшвырнул лопату (Наг.).

 

Упражнение 27. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Подчеркните наречия и слова, к которым относятся наречия.

1. Еловой породе деревьев тень (в) начале бывает даже нужна. 2. «Не гонитесь, - говорил он [Антипыч], - как звери, (по) одиночке за счастьем, гонитесь дружно за правдой». 3. Оно и (в) правду было чему подивиться в лесу... 4. Какие разные времена, какие разные леса, какие разные деревья в лесах и как (по) разному люди их понимают! 5. До сих пор, если (с) верху посмотреть на северные леса, то кажется лес сплошным от самой Москвы и до северных морей. 6. Сколько-то времени идешь без надежды и учишься (по) неволе понимать глубоко природу северного дерева - ели. 7. Собрались (мало) (по) малу и другие соседи... 8. И всему у нас поверили: неслыханный сбор клюквы был (на) лицо. 9. Вася быстро решил трудную задачу и сидел в ожидании учителя: Фокин всех обходил (по) очередно. 10. Он [Вася] уже стал привыкать к тому, что учитель отличает его, и сейчас этим вопросом (в) тайне ого не так правда к себе тянула, как хотелось удивить Ивана Ивановича.

(М.Пришвин)

 

Упражнение 28. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий, определите их синтаксическую функцию.

I. 1. Мы в этот раз увидели его [дерево] новыми глазами и оценили (по) новому. 2. Что же касается Дмитрия Пожарского, то с его могилы (куда) то увезли только мраморный мавзолей, а останки князя и (по) ныне в Суздале. 3. Машина то рвалась (в) перед со скоростью ста километров, то, переваливаясь (с) боку (на) бок и с обочины на обочину, проб...ралась по раз...е...женным песчаным колеям не быстрее пешехода. 4. Тут было (от) чего волноваться. 5. Тропинка, которую я выбрал, обогнула большой песчаный карьер... и вывела на просторную луговину, по которой там и тут, то группами, то (в) одиночку росли деревья. 6. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как (тот) час густое желтое облако окружало нас. 7. (Не) слышно подошел и встал (с) зада нас человек. 8. Из убегающей (в) даль и почти сплошной желтизны (кое) где могучими округлыми купами поднимались ветлы. 9. Р...скошные (в) начале, луга постепенно перешли в луг умирающий, покрытый кочками. 10. У церкви ограда (на) половину разрушена. 11. Я как отхлебнул, сразу понял, что молоко если не (на) половину, то (на) треть разбавлено водой. 12. Действительно, в норе был рак. Через этого рака и Шеридарь сделалась ближе, понятней: (точь) (в) (точь) как на нашей Ворше, раз должен там сидеть рак, значит, он сидит.

(В.Солоухин)



II. 1. Там, (высоко) высоко, может, и бродили какие ветерки, у нас (в) низу было совсем тихо (Сол.). 2. Прошлое уходило (куда) то (в) даль, теряло свою цену (Ч.). 3. (На) утро, позавтракав молоком с хлебом и яйцами (в) смятку, пошли искать председателя колхоза (Сол.). 4. (В) переди стоящее село и стало нашей целью (на) завтра (Сол.). 5. Это были зарева (в) дали догоравших окрестностей... Над огнем вились (в) дали птицы, казавшиеся кучею темных мелких крестиков на огненном поле (Г.). 6. (С) начала маленькие елочки шли, потом выше, выше... (Сол.). 7. Потолок (в) середине обуглен, и бумага с него оборвана (Сол.). 8. Ранним утром, когда все спали, я вышел (на) цыпочках из душной, жаркой избы (Сол.). 9. Пальто Захара пришлось ему как раз (в) пору (Л.). 10. Он толкнул своего соседа.(в) бок (Т.). 11. И какой далекой, давней нам с тобой покажется война (в) миг, когда толкнем рукою ставни, сдернем шторы черные с окна (О.Б.). 12. Я (в) раздумь... побрел домой (Т.).

 

Упражнение 29. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните слитное или раздельное написание.

1. Как подумаешь сейчас, (на) верху своей жизни, о суетливой беготне молодежи за материалами для литературы... (Пришв.).

2. (В) перед, конечно, (в) перед, но каждый из нас в жизни что (нибудь) терял, и приходилось за ним возвращаться (на) зад (Пришв).

3. (В) переди на солнце от легкого ветра волновалась пересекающая просеку паутина... (Пришв.).

4. Когда косят сено, перепела убегают (на) край и собираются в последнем уголке... (Пришв.). 5. Надо иметь (в) виду характеристики лесных грибов (Пришв.).

6. Его черные глаза следили за мною (из) дали с упреком и неудовольствием... (Купр.).

7. Уже несколько раз принимался идти крупный, короткий, благодатный дождь, после которого (на) глазах растет молодая трава... (Купр.).

8. Уже (с) утра я себя чувствовал нехорошо, хотя еще не мог ясно определить, в чем заключалось мое нездоровье (Купр.).

9. Когда же поздним вечером я возвращался домой, то (на) середине пути меня вдруг схватил и затряс бурный приступ озноба (Купр.).

10. (К) вечеру мне стало хуже (Купр.).

11. Про доктора она [Олеся] заставила меня рассказать несколько раз (под) ряд (Купр.).

12. Высокие, стройные сосны обступали нас с обеих сторон, образуя гигантский, уходящий (в) даль коридор (Купр.).

13. Его одежда изобличала притязание (на) вкус и щегольскую небрежность (Т.).

14. Я посмотрел ему (в) след, пока его рогатый картуз не скрылся за ветвями (Т.).

15. Гончие (тот) час присмирели (Т.).

16. Гости бросились (на) встречу раздраженному помещику (Т.).

17. Бедняк [собака] поднялся тихо, сронил хлеб долой с носа и пошел, словно (на) цыпочках, в переднюю, глубоко оскорбленный (Т.).

18. Маша легонько повернула голову и начала (ис) (под) лобья на меня поглядывать, украдкой, дико, быстро. Она вдруг приподнялась, разом отворила окно, высунула голову и (с) сердцем закричала проходившей бабе... (Т.).

19. Она (на) ходу посмотрела на него через плечо - и отправилась дальше, (в) развалочку, словно дразня его (Т.).

20. «Это она со мной прощается (на) веки», - и залился [Чертопханов] слезами (Т.).

21. Яфф, по словам камердинера, (на) кануне уехал в Москву (Г.).

22. «Вот тут», - говаривал он [Недопюскин], показывая (на) середину груди, повыше желудка.

23. Но почтеннейшему благодетелю оно [имение] большой пользы не принесло, ибо (в) скорости было продано... (Т.).

24. На нем не было шапки: он держал ее (под) мышкой (Т.).

 

Упражнение 30. Перепишите, раскрывая скобки.

1. (По) утру не суди о погоде на день.

2. Наговорил Егор с гору, да все (не, в) пору.

3. Разок надоумить можно, а (на) век ума не дашь.

4. (Не, во) время гость пуще злодея.

5. На миру и горе (в, пол) горя.

6. (Не, в) пору гость - одна злость.

7. (В) след гостя не потчуют.

8. (От) чего лентяй гладок? (От) того, что на отдых падок.

9. Нельзя жить (в, пол) сердца и работать (в, пол) силы.

10. Думай (в) вечеру, делай (по) утру.

11. Коротко да ясно, (от) того и прекрасно.

12. Трудовая денежка (до) веку кормит.

13. Чего жена не любит, того мужу (во) век не едать.

14. Делаешь (на) спех, сделаешь (на) смех.

15. Мороз и железо рвет и (на) лету птицу бьет.

16. Человек не всегда таков, каким (с) виду кажется.

17. Кто (с) первоначалу прытко берет, тот к концу язык высунет.

18. Без хозяина и железо (в) двойне ржавеет.

19. Сытому коню и овраг (ни, по) чем и гора - ровная дорога.

20. (На) тощак и песня не поется.

21. Кому и намек (не, в) домек.

22. Для дорогого гостя и дверь (на) стеж...

23. Рысь пестра (с) наружи, а человек -(из) нутри.

24. Кто ростом мал, тот (в) миг проскочит, а кто велик - перешагнет.

25. Упрямый (в) брод не ходит, только (в) плавь.

26. И опытный и не дурак иногда попадает (в) просак.

27. Худая славушка пройдет - никто (за) муж... не возьмет.

(Пословицы и поговорки)

 

Тест по теме "Правописание наречий"


1.                  В каком слове на конце пишется А?

1)                 вправ...

2)                 сначал...

3)                 занов...

4)                 запрост...

 

2.                  В каком слове на конце пишется А?

1)                 засветл...

2)                 наскор...

3)                 досух...

4)                 накрепк...

 

3. В каком слове на конце пишется О?

1) изредк...

2) снов...

3) наглух...

4) докрасн...

 

4. В каком варианте наречие пишется через дефис?

1) в...трое

2) в...третьих

3) в...догонку

4) в... начале подумай

 

5. В каком варианте наречие пишется через дефис?

1) он в...правду честен

2) говорить по...корейски

3) действовать в...тайне

4) выступать по...очереди

 

6. В каком варианте наречие пишется через дефис?

1) сделать на...спех

2) жить по...старому

3) выучить на...зубок

4) в...новь запел

 

7. В каком варианте наречие пишется раздельно?

1) кое... где

2) по...переменно

3) ударить с...боку

4) не победить в...одиночку

 

8. В каком варианте наречие пишется раздельно?

1) в...право

2) с...разбегу

3) давным...давно

4) тот...час

 

9. В каком варианте наречие пишется раздельно?

1) в...правду важный

2) по...одиночке

3) сдал во...время

4) на...лету

 

10. В каком варианте наречие пишется слитно?

1) играть в...открытую

2) на...совесть

3) в...последствии

4) кофе по...турецки

 

11. В каком варианте наречие пишется слитно?

1) уйти без...спросу

2) сказать по...существу

3) беседовать в...полголоса

4) испугаться до...смерти

 

12. В каком варианте наречие пишется слитно?

1) говорить на...чистоту

2) поднять на...смех

3) работать на...износ

4) решить по...своему

 

13. В каком варианте наречие пишется слитно?

1) за...рубежом

2) по...маленьку

3) за...границей

4) мало...помалу

 

14. В каком варианте наречие пишется слитно?

1) в...припрыжку

2) по...совести

3) справа...налево

4) по...осеннему холодно

 

15. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

1) по...итальянски, вверх...вниз, по...праву гордимся

2) жить по...старому, бежать в...припрыжку, далеко...далеко

3) дурак...дураком, умчаться в...даль морскую, выстрелить в...упор

4) все ни...почем, по...человечески, из...редка





Ответы:

1. - 2)
2. - 3)
3. - 3)
4. - 2)
5. - 2)
6. - 2)
7. - 4)
8. - 2)
9. - 4)
10. - 3)
11. - 3)
12. - 1)
13. - 2)
14. - 1)
15. - 3)

Правописание причастий


1. B каком слове пишется буква Ю?
      а) вер...щий в чудо
      б) но...щий зуб
      в) чист...щий порошок
      г) жал...щая оса


2. B каком слове пишется буква У?
      а) чин...щий мебель
      б) вяж...щее средство
      в) ссор...щиеся дети
      г) стро...щийся объект

3. В каком слове пишется одна Н?
      а) закопчен...ые стены
      б) трава подстрижен...а
      в) передела…ый
      г) слышан...ая мною история


4. В каком слове пишется одна Н?
      а) свежезаморожен...ые овощи
      б) швы отстрочен...ы
      в) перевязан...ая рука
      г) вязан...ые бабушкой носки


5. В каком слове пишется одна Н?
      а) общепризнан...ое мнение
      б) сушен...ые в печи грибы
      в) стилизован...ый интерьер
      г) морожен...ая рыба


6. В каком слове пишется одна Н?
      а) обоснован...ый вывод
      б) избалован...ый ребенок
      в) площадь оцеплен...а
      г) асфальтирован...ая улица

7. В каком предложении содержится слово с двумя НН?
      а) Участки застроен...ы.
      б) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.
      в) Во двор въехала гружен...ая машина.
      г) Поля засеян...ы пшеницей.


8. От глаголов 1 спряжения страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса:

а)-ОМ;

б)-ЕМ;

в)-ИМ.


9. Укажите слово с суффиксом -ИМ-.

1) вычисля....мый 2) ободря....мый 3) отдава...мый 4) ненавид...мый


10. Укажите слово с суффиксом -ЕМ-.

1) множ...мый 2) слыш...мый 3) украша...мый 4) движ...мый


11. Укажите слово с суффиксом -ИМ-.

1) ощуща...мый 2) увлека....мый 3) приглаша...мый 4) вид...мый


12. Укажите слово с суффиксом -ЕМ-.

1) муч...мый 2) завис...мый 3) колебл...мый 4) вид...мый


13.Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

а) (не)годующий

б) (не)написанная ещё книга

в) (не)полученная посылка

г) (не)сваренный картофель


14.Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера слов, пишущихся с НЕ слитно.


(1) (Не)кошеная трава; никем (2) (не)кошеная трава; (3) ещё (не)скошенная трава; трава (4) (не)скошена; (5) (не)доумевающий взгляд; никем (6) (не)рассказанная история; (7) (не)законченная рукопись; (8) (не)завершённое в срок строительство; хата (9) (не)выбелена; окно (10) (не)вымыто.

а) 2,3,4,9 в) 5,6,7,8

б) 3,7,10 г)1,5,7


15. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.

а) (не)сказано ни слова, (не)видящий ничего, (не)подготовленный к работе

б) (не)законченный эксперимент, (не)законченный в срок эксперимент

в) (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер

г) эксперимент (не)закончен, (не)прекращающиеся метели


16. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

а) рукопись (не)сдана, (не)сданная вовремя рукопись

б) (не)сданная рукопись, ещё (не)крашеная скамья

в) обстоятельства (не)выяснены, (не)выясненные обстоятельства

г) роман (не)закончен, (не)законченный роман


17. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: Мы бредём по дорожкам, где ещё (не)кошена трава.


а) (Не)кошена - пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется слитно

б) (Не)кошена – пишется раздельно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно

в) (Не)кошена – пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово

г) (Не)кошена – пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями пишется слитно


18. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастиями в предложении:

С утра (не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя.


а) (Не)топленная – пишется раздельно, так как НЕ с причастиями всегда пишется раздельно

б) (Не)топленная – пишется слитно, так как при причастии есть зависимое слово

в) (Не)топленная – пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово

г) (Не)топленная – пишется слитно, так как НЕ с полными причастиями всегда пишется слитно


19. Укажите слово с ошибкой.

а) неразвитый куст в) ещё не развитый куст

б) куст неразвит г) куст не развит


20. Укажите слово без ошибки.

а) не сминаемая ткань

б) ткань не сминаема

в) несминаемая от длительной носки ткань

г) не сминаемая синтетическая ткань











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплекс упражнений по русскому языку для слабоуспевающих обучающихся

Автор: Долгополова Ирина Валерьевна

Дата: 22.02.2024

Номер свидетельства: 646211


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства