Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку. 5 класс
Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку. 5 класс
Компетентностно-ориентированные задания позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия. От обычных заданий они отличаются тем, что это деятельностной задание. моделирует жизненную ситуацию, строится на знакомом и актуальном для учащихся материале. Задача КОЗ - развитие, главным образом, коммуникативной компетенции учащихся. Использование заданий возможно не толкь для осуществления контроля. но и на этапе изучения нового материала для самостоятельной работы учащихся. В качестве модельных ответов приводятся работы учащихся, т.к. задания были опробированы на уроках в 5 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку. 5 класс»
Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку
5 класс.
Составитель: Киреева Т.В., учитель
русского языка и литературы
Александровской средней школы
Тема: Текст.
Прочитай . Какие предложения являются текстом? Почему?
1)Весь день у нас проходил в заботе о четвероногом друге. Летом мы отдыхали на Иссык-Куле. Отец подарил ему щенка.
2)Наступила долгожданная осень. Деревья в лесу надели свой багряный нарядный убор, а опавшие листья ковром устилают землю. Птицы улетают на юг, где можно переждать суровую зиму.
Модельный ответ.
Текст - предложения под номером 2, т.к. они связаны единой темой «Осень» и грамматически.
Составь текст. Озаглавь.
И сияет роса на траве серебром. А птицы поют радостно и беззаботно. Утренний ветерок пошел гулять по свету. Наступило утро. На небе разливается алая заря. Высокие стебли ковыля колышутся на ветру.
Модельный ответ.
Утро.
Наступило утро. На небе разливается алая заря. Утренний ветерок пошел гулять по свету. Высокие стебли ковыля колышутся на ветру. И сияет роса на траве серебром. А птицы поют радостно и беззаботно.
Найдите в тексте слова, выражающие основную мысль. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте.
Детство начинается с любви к матер... Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты стан...шь взрослым, не буд...т у тебя и любви к Родин... Все будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удо...ства.
Модельный ответ.
Святое чувство.
Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя и любви к Родине. Все будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства.
Составь текст. Обозначь предлоги, союзы.
Ко, мне, в гости, вы, прийти. Столовая, коридор, вы, попасть, из, светлый, в. Проходить, вдоль, длинный, стол, прямо, к, балкон. Балкон, выходить, на, широкая, площадь. На, балкон, посадить, цветы, стоять, кресло. Вы, выходить, на, балкон, и, садиться, в, кресло. Здесь, приятно, отдохнуть, и, почитать, книга. Открыть, книга, и, попасть, в, волшебный, мир.
Модельный ответ.
Курсивом выделены предлоги, подчеркнуты союзы.
Вы пришли ко мне в гости. Из коридора вы попадаете в светлую столовую. Мимо длинного стола проходите прямо к балкону. Балкон выходит на широкую площадь. На балконе посажены цветы, стоит кресло. Вы выходите на балкон и садитесь в кресло. Здесь приятно отдохнуть и почитать книгу. Открываете книгу и попадаете в волшебный мир.
Тема: Словосочетание.
Представь, что к вам приехал друг из Англии. Расскажи ему о Казахстане, используя словосочетания: огромная страна, бескрайние степи, полноводные реки, глубокие озера, высокие горы, разнообразные животные, дружелюбные люди, гостеприимные люди, рады гостям, наша страна.
Модельный ответ.
Казахстан – огромная страна. У нас много бескрайних степей, полноводных рек, глубоких озер, высоких гор. Здесь водится много разнообразных животных и птиц: барсы, архары, куланы, сайгаки, дрофы, лебеди, цапли.
В нашей стране живут дружелюбные, гостеприимные люди. Они всегда рады гостям из других стран. Наша страна – самая лучшая. (Бермухамедова Д.)
Тема: Предложение.
Ученики выписывали из предложений словосочетания и допустили ошибки. Найдите их и объясните, почему они не являются словосочетанием.
1.Теплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль. – Теплый ветер, пролетает над полями, пролетает и поднимает, поднимает пыль, цветочную пыль, ветер пролетает.
4.Берегите природу! Бережно относитесь к чистоте озер и рек! Не жгите костры в лесу!
Коля делал домашнее задание. Из-за болезни он пропустил несколько уроков и решил самостоятельно выучить несколько пропущенных тем. Он открыл учебник. На странице 134 была написана тема: «Предложения распространенные и нераспространенные».
- Странно,- подумал Коля,- распространять можно листовки, рекламные проспекты, товар, информацию. А как можно распространять предложения? Разносить их по домам что ли? Их же никто не купит!
Коля вздохнул и закрыл учебник.
В чем прав и в чем не прав Коля?
Можно ли распространять предложения?
Модельный ответ.
Распространенными предложениями называют те, в составе которых есть второстепенные члены предложения, значит, предложения тоже можно распространять.
Тема: Члены предложения.
1.Допишите.
Подлежащее – это ___________член предложения, который обозначает __________и отвечает на вопросы _________________________.
2.Подчеркните подлежащее, обозначьте, какой частью речи оно выражено.
С давних времен существуют в языке любого народа пословицы и поговорки. Они приучают людей к краткости и простоте речи.
3.Вставьте в текст подходящие подлежащие.
Заночевал ______________на берегу озера. __________выбрал место посуше и развел огонь. Вечерело. Сквозь прибрежные заросли падали на воду ____________заката.
4.Составьте 2 предложения, используя в качестве подлежащих существительное и местоимение.
Модельный ответ.
1. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речии отвечает на вопросы кто? что?
2. С давних времен существуют в языке любого народа пословицы и поговорки (существительное). Они (местоимение) приучают людей к краткости и простоте речи.
3.Заночевал мальчикна берегу озера. Он выбрал место посуше и развел огонь. Вечерело. Сквозь прибрежные заросли падали на воду отблескизаката.
4. И вот мы увидели реку. Вода в ней была чистая и холодная.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
1.Дополни.
Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если подлежащее и сказуемое выражено ______________
__________________ в __________________________падеже.
2.Составь предложения, соединив слова. Расставь, где нужно, знаки.
«Царевна-лягушка» сказка о животных
«Батрак» волшебная сказка.
«Лиса и волк» бытовая сказка
3.Расставь знаки препинания, буквы.
Сентябрь капризный месяц. Он украсил зол…том и б…грянцем с…ды парки. Ос…нь радует ясными погож…ми д…ньками.
4.Продолжи рассказ, объяснив, почему сентябрь называют капризным месяцем.
Модельный ответ.
1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если подлежащее и сказуемое выражено именем существительным в именительном падеже.
2.«Царевна-лягушка» - волшебная сказка. «Батрак» - бытовая сказка. «Лиса и волк» - сказка о животных.
3. Сентябрь – капризный месяц. Он украсил золотом и багрянцем сады, парки. Осень радует ясными погожими деньками.
4.Все чаще дуют холодные ветры. Они приносят скучные долгие дожди. Скоро наступит зима.
Тема: Дополнение.
1.Допишите.
Дополнение – это ____________________член предложения, который отвечает на вопросы ________________________________и обозначает _________________.
2.Подчеркните дополнения, отгадайте загадку.
Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. ( )
Прож…вать в городе( ), прим…рить врагов( ), зап…вать песню ( ), на р…дной ст…р…не ( ), сн…мать фотоа…паратом ( ).
4.Ответьте на вопросы.
Кому нужна чистая вода? Кому необходим небесный простор? Чего ждет природа от человека?
Модельный ответ.
1. Дополнение – это второстепенныйчлен предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.
2.Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. ( Ночь)
3.Проживать в городе(П.п.), примирить врагов (В.п.), запевать песню (В.п.), на родной стороне ( П.п.), снимать фотоаппаратом (Т.п.).
4.Чистая вода нужна рыбам. Небесный простор необходим птицам. Природа ждет от человека заботы.
Тема: Определение.
Определение – это __________________ член предложения, который отвечает на вопросы __________________________ и обозначает __________________________________.
Определите роль ударения в значении слов. Придумайте и запишите со словами словосочетания.
Засыпать - засыпать, духи - духи, стоящий - стоящий, замок - замок, мука -мука, сорок - сорок, пили — пили, село - село, соли - соли, повести - повести, дорогой - дорогой, стоит - стоит, вести -вести, уже - уже.
Модельный ответ.
Засыпать песком – засыпать на кровати, невидимые духи – приятные духи, стоящий на посту – стоящий больших денег, рыцарский замок – дверной замок, тяжкая мука –пшеничная мука, сорок человек – много сорок на дереве, пили чай — пили бревно, село солнце за холмом - большое село, мало соли в супе - соли огурцы, герой повести – повести за собой, дорогой подарок – идти длинной дорогой, стоит сделать – стоит на пути, радостные вести –вести за собой, тропинка стала уже – уже пришел.
Найдите ошибки, которые допустил Коля Ошибкин, подбирая для проверки слова. Докажите, что эти слова не являются однокоренными.
Эти слова не являются однокоренными, т.к. у них разное лексическое значение. Проверочными словами являются: травить – отрава, рядовой – ряд, частичный – часть, число- числа, ползти – полз.
Вставьте пропущенные слова. Поставьте знак ударения. Объясните его значение.
1. Я купил для рыбалки ... стул. 2. Мы слушали его ... речь. 3. В отряд прибыл ... с донесением. 4. Это был интересный,... рассказ о путешествии. 5. Вчера состоялись ... экзамены. 6. Я прочитал ... роман. 7. В ... положили продукты. 8. На корабль надвигался ....
Слова для справок: ледник, складной, связной, переводной.
Модельный ответ.
1. Я купил для рыбалки складной стул. 2. Мы слушали его складную речь. 3. В отряд прибыл связной с донесением. 4. Это был интересный, связный рассказ о путешествии. 5. Вчера состоялись переводные экзамены. 6. Я прочитал переводный роман. 7. В ледник положили продукты. 8. На корабль надвигался ледник.
Прочитайте. Подготовьте сообщение о разделе «Фонетика»: что она изучает? Чем отличаются звуки речи от звуков окружающего мира? Какова роль звука в слове?
Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолёта, звон металла, завывание ветра, шорох камышей, лай собаки, треск сухих веток, пенье птиц, дробь барабана, раскаты грома, шелест листьев... Но в учебнике «Русский язык» об этом нет ни строки. В самом деле, какое отношение к языку имеет скрип дерева?
Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить, - звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение. «Сколько нужно звуков, чтобы составить несколько миллионов слов?» - спросишь ты. Оказывается, всего 42.
Модельный ответ.
Фонетика изучает звуки речи. Только звуки речи создают слова, за которыми закреплено всем известное значение.
Тема: Лексика.
Определи и запиши слова по данным толкованиям их лексического значения.
Название произведения - …
Описание своей жизни - …
Герой казахского народного эпоса - …
Команда, личный состав танка, самолета, корабля - …
Служащая на борту самолета - …
Слова для справок: стюардесса, батыр, заголовок, экипаж, автобиография.
Модельный ответ.
Название произведения – заголовок. Описание своей жизни – автобиография. Герой казахского народного эпоса – батыр. Команда, личный состав танка, самолета, корабля – экипаж. Служащая на борту самолета – стюардесса.
Весенние ручьи говорят, журчат, бегут. У каждого свой голос. Один ручеек шепчет, а другой звонко бурлит. И каждый о своем. Хочешь узнать лесные тайны – сядь и послушай, о чем журчит и поет лесной ручей.
1.Прочитай текст.
2.Найди синонимы в тексте.
3.Напиши мини-сочинение «О чем может рассказать ручей?» А что, если встретились два ручья? Один мчался с городской улицы, а другой из соснового леса.
Введи в свое сочинение диалог – беседу двух ручьев.
Модельный ответ.
Синонимы: говорят, журчат, шепчет, бурлит, поет.
Встретились в поле два ручейка. Один был важный, городской, другой – простой, лесной.
- Куда так торопишься? – спрашивает лесной ручеек.
- Я не чета таким, как ты, - важно ответил городской ручей. – Не видишь, я спешу. Посторонись!
- Хорошо в городе? – робко спрашивает лесной ручеек. – Может, и мне там понравится?
- Очень! – только и ответил городской и помчался дальше.
Посмотрел на него лесной ручеек – и вдруг расхотелось ему в город. Как ты думаешь, почему? (Андреева М.)
Ты читал текст лирической песни «Ямщик, не гони лошадей». Выбери в таблице источник, который поможет тебе уточнить значение слова ямщик. Подчеркни букву верного ответа в бланке.
А
Орфографический словарь.
Б
Толковый словарь.
В
Словарь синонимов.
Г
Учебник математики.
Д
Физическая карта Казахстана
Модельный ответ: Б
Тема: Многозначные слова. Омонимы.
Отгадай загадки, отгадки запиши. Какие это слова?
1)Они обычно для шитья. И у ежа их видел я; бывают на сосне, на елке, а называются …
2)В тетради я бываю косая и прямая, в другом своем значении – я планка для черчения, и, наконец, порою в шеренгу вас построю.
Сочинялка «Делюсь опытом». Напиши 3-4 предложения о том, как ты работаешь с учебником. Выдели приставки.
Модельный ответ.
Когда нам задают приготовить пересказ, я открываю учебник на нужной странице. Сначала я читаю текст про себя, затем – вслух. Потом я пересказываю, подглядывая в учебник. А в последнюю очередь – пересказываю, закрыв учебник. (Мукатаев А.)
Сочинялка «Делюсь опытом». Напиши 3-4 предложения о том, как нужно выполнять домашнее задание по русскому языку.
Модельный ответ.
Прежде чем выполнять домашнее упражнение, выучи правило. Затем прочитай задание к упражнению. Спиши текст, вставь пропущенные буквы, подчеркни. Обозначь орфограмму. Наконец, выполни задания к тексту. (Бут Н.)
Тема: Корни с чередованием.
1.Составьте опорные схемы, отражающие условия написания букв А-О в корнях с чередованием. Зарисуйте их на плакате.
2. Заполните таблицу своими примерами.
Корни с чередованием гласной А-О
А
О
Слова-исключения
- раст-/ -ращ-/ -рос-
-- лаг-/ -лож-
- кас-/ -кос-
- гар- / -гор-
3.Спишите слова, обозначьте изученную орфограмму.
Коснуться, касание, горение, загар, полагать, приложить, расти, рос.
4.Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите, какими частями речи являются данные слова. Все ли слова являются общеупотребительными? Составьте с ними предложения.
6. Подчеркните все слова с ошибками, исправьте их.
Лес был полон жизни, и её голоса заставляли мальчиков часто останавливаться, чутко прислушиваться. Догарала заря. Солнце уже поднималось, нежно косалось стволов, зажигало гарячими бликами вершины крупных сосен, которые одиноко расли на поляни. Под лучами блистела роса. Дрозды сидели на мокушках деревьев и громко распивали.
Модельный ответ.
1.-гор- -гар-
- раст-/ -ращ-/ -рос-
- лаг-/ -лож-
- каса-/ -кос-
2. Заполните таблицу своими примерами.
Корни с чередованием гласной А-О
А
О
Слова-исключения
- раст-/ -ращ-/ -рос-
Расти, выращенный
Вырос
Росток, Ростислав. ростовщик, отрасль
-- лаг-/ -лож-
Полагать
Положить
- кас-/ -кос-
Касаться
Коснуться
- гар- / -гор-
Загар
Загореть
3.Спишите слова, обозначьте изученную орфограмму.
Коснуться, касание, горение, загар, полагать, приложить, расти, рос.
4.Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите, какими частями речи являются данные слова. Все ли слова являются общеупотребительными? Составьте с ними предложения.
Касаться, касание, касательная.
1 и 2 слово – общеупотребительное, 3 – термин.
Девочка касается ветки. Произошло касание мяча. Мы провели касательную к окружности.
Лес был полон жизни, и её голоса заставляли мальчиков часто останавливаться, чутко прислушиваться. Догорала заря. Солнце уже поднималось, нежно касалось стволов, зажигало горячими бликами вершины крупных сосен, которые одиноко росли на поляне. Под лучами блестела роса. Дрозды сидели на макушках деревьев и громко распевали.
Тема: Сложные существительные.
На руки ученику выдается 3 карточки: 2 из них – с парой формообразующих слов,
1 карточка – пустая, куда впоследствии вписывается соединительная гласная. Чтобы составить сложное слово, у простых слов необходимо загнуть или оторвать окончания и суффиксы, не участвующие в образовании нового слова, а между ними вставить пустую карточку и вписать нужную соединительную гласную.
Рыба ловить; пар ходить; сам летать; атом ходить; каша варить; листья падать; буря ломать; снег падать.
Составь описание полезного растения для справочника.
Модельный ответ.
Тысячелистник обыкновенный – невысокое дикорастущее растение темно-зеленого цвета с белыми или розовыми цветами. Растет в степи, вдоль дорог. Растение лекарственное, употребляют его при заболеваниях желудка. (Сеит С.)
Тема: Склонение существительных.
Напишите небольшой текст-повествование на тему «Моё утро» или «Дорога в школу». В текст включите несклоняемые существительные кофе, пальто, шоссе, метро, такси, эскимо, кафе, ателье, пианино, фойе, согласованные с прилагательными.
Модельный ответ.
Мое утро начинается с чашки горячего кофе. Надев теплое пальто, я выхожу к ближнему шоссе, чтобы доехать на работу в быстром такси. Иногда я пользуюсь городским метро. Я работаю в швейном ателье. Во время обеденного перерыва я захожу в маленькое кафе, где стоит большое пианино. После обеда я могу позволить себе вкусное эскимо. (Андреева М.)
Составьте рассказ о достопримечательностях родного края для туристов, приезжающих в Казахстан. Используйте местные географические наименования с определениями-прилагательными. Согласуйте их в роде и числе. При описании используйте иллюстрацию «Озеро Бурабай».
Озеро Бурабай – красивейшее горное озеро, которое находится в местности Жетысу.
В это озеро впадает небольшая речка Иле. Рядом находится высокая гора Коктюбе.
Возле Алматы, в горах Алатау, есть высокогорный каток Медеу. (Ким А.)
Как приготовить молочную рисовую кашу?
Используя имена существительные: рис, крупа, молоко, сахар, соль, масло,- составить текст. Начало: Чтобы приготовить рисовую кашу, нужно…
Модельный ответ.
Чтобы приготовить рисовую кашу, необходимо вскипятить молоко. Пока молоко греется, промываем рис. Когда молоко закипит, добавляем крупу и сахар, соль по вкусу. Варим кашу на медленном огне до готовности. При подаче на стол добавляем масло. Приятного аппетита! (Баскакова И.)
Найди пару.
Делу время, не лежат на мест…
Яблоко от яблон… в опасност…
О дерев… судят по плодам, тот верно Родин… служит.
Добрые вести потех… час.
Кто с честью дружит, недалеко падает.
Друг проверяется а о человек… по его делам.
Модельный ответ.
Делу время, потехе час. Яблоко от яблони недалеко падает. О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам. Добрые вести не лежат на месте. Кто с честью дружит, тот верно Родине служит. Друг проверяется в опасности.
Супермаркет.
Купите товар, поставив в родительном падеже множественного числа.
В зоопарке праздник. У слона Памира день рождения. Для слонов по этому случаю решили приготовить праздничный салат и десерт, а их вольер украсить цветами и ветками. Напишите: 1) из какого количества каких овощей для слонов приготовили салат; 2) из какого количества каких фруктов для слонов приготовили десерт; 3) какое количество цветов и зелени приготовили для украшения вольера.
Информация для работы помещена ниже. Все выделенные слова нужно употребить в родительном падеже множественного числа.
1) Для салата купили овощи в количестве: Морковь – 150 шт. Огурцы – 1 в. (ведро) Перцы – 250 шт. Помидоры – 5 кг Листья салата – 900 г
2) Для десерта купили фрукты в количестве: Яблоки – 5 в. Мандарины – 6 кг Бананы – 10 кг
3) Для украшения клетки приготовили цветы: Растения (ветки) – 50 шт. Лилии – 25 шт.
Украшение клетки изготовили из 50 веток растений, 25 лилий.
Тема: О-е после шипящих.
Словарный материал для наблюдения.
1.За тучей, со свечой, медвежонок, дороженька
2.Пирожок, подушечка, карандашом.
3.Над чертежом, за ландышем, лучок, горошек.
Инструкция.
Прочитайте слово.
Выделите часть слова, где есть орфограмма.
Найдите ударную гласную, поставьте знак ударения.
Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
Обратите внимание, какая гласная буква стоит под ударением в окончаниях и суффиксах, какая – без ударения.
Сделайте вывод.
Запишите.
В окончаниях и суффиксах существительных после__________ под ударением пишем_____, без ударения_______.
Модельный ответ.
1.За тучей, со свечой, медвежонок, дороженька
2.Пирожок, подушечка, карандашом.
3.Над чертежом, за ландышем, лучок, горошек.
В окончаниях и суффиксах существительных после шипящих под ударением пишем о, без ударения е.
Тема: Имя существительное. Повторение.
Напишем письмо.
Своими впечатлениями вы решили поделиться с близкими людьми. Догадайтесь по приветствию, кому адресовано письмо.
1)Привет, …
2)Здравствуйте, мои дорогие…
3)Здравствуйте, уважаемая…
Подбери к каждой фразе адресата.
А. Учитель
Б. Друг
В. Мама и папа
Модельный ответ.
1)Привет, Саша!
2)Здравствуйте, мои дорогие мама и папа.
3)Здравствуйте, уважаемая Нина Ивановна.
Тема: Рассуждение.
1.Прочитайте. Выделите в правиле ключевые слова.
Рассуждать – значит доказывать. Рассуждение –это тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
2. Представьте, что вам нужно рассказать о пеликанах не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого высказывания вы смогли бы отразить на одном снимке, а в каком случае – на нескольких снимках? Содержание какого отрывка текста вам вообще не удастся передать на снимке? Почему?
1)На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось нежным розовым цветом. К голове был как будто приклеен клюв с кожаным мешком. (По К Паустовскому)
2)Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинув клюв, щёлкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притоптывать утиной лапой. (По К. Паустовскому)
3)Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и наличием подкожных воздушных мешков.
3. Определите типы текстов предыдущего задания и докажите свой ответ, используя данные ниже опорные выражения.
Образец: Я думаю, что это высказывание является (описанием, повествованием, рассуждением), потому что …
Думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему, так как, потому что, следовательно, значит, поэтому, таким образом.
4.Подберите синонимы к слову приковылял и антонимы к слову громадная.
5.Объясните, почему слово честный пишется с буквой т. Какой тип текста вы используете в своем ответе? Запишите ответ в тетради.
6.Какими типами текста вы воспользуетесь в сочинениях на данные темы? Есть ли связь между формулировкой темы и типом текста?
«Зачем мне нужна собака?» «Моя собака». «Как я однажды потерял собаку».
«Моя любимая игрушка». «Как я играл». «Почему я люблю играть в …?»
Модельный ответ.
1.Рассуждать - значит доказывать. Рассуждение -это типтекста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
2. На одном снимке – 1, на нескольких снимках -2. Содержание 3 отрывка не удастся передать на снимке, потому что автор не описывает, а рассуждает.
3. Я думаю, что 1 высказывание является описанием, потому что автор описывает внешний вид пеликана.
Я считаю, что 2 высказывание является повествованием, потому что в нем рассказывается о поведении птицы.
Мне кажется, что 3 отрывок является рассуждением, потому что автор доказывает, почему пеликаны не могут нырять.
5.Слово честный пишется с буквой т, т.к. проверочное слово – честь. Тип текста – рассуждение.
6.Какими типами текста вы воспользуетесь в сочинениях на данные темы? Есть ли связь между формулировкой темы и типом текста?
«Зачем мне нужна собака?» - рассуждение, «Моя собака»- описание, «Как я однажды потерял собаку» - повествование.
«Моя любимая игрушка»- описание, «Как я играл»- повествование, «Почему я люблю играть в ...?»- рассуждение.
Тип текста зависит от формулировки темы.
Тема: Имя прилагательное.
Зима, но уже тепло. Погода -----. Небо ------.Из облаков падает то -----дождь, то---- снег. Дует ----ветер и раскачивает --- ветви ----деревьев. Везде -----лужи и ----сугробы ----снега. И все –таки радостно на душе, потому что весна пытается вступить в свои права.
- В чем особенность данного текста?
- Вставьте имена прилагательные и прочитайте текст.
- Что изменилось?
- Сделайте вывод о роли прилагательных в речи.
Модельный ответ.
Зима, но уже тепло. Погода пасмурная. Небо хмурое. Из облаков падает то холодный дождь, то мелкий снег. Дует сильный ветер и раскачивает голые ветви больших деревьев. Везде огромные лужи и последние сугробы серого снега. И все –таки радостно на душе, потому что весна пытается вступить в свои права.
С прилагательными текст более полный и яркий.
1.Прочитайте текст.
2. Составьте план.
3.Выпишите прилагательные, согласовав их с существительными.
4.Проанализируйте любое прилагательное как часть речи.
5.Изложите в форме мини-сочинения (3-5 предложений) свое мнение о людях, бросающих домашних животных.
6.Определите, какое решение является оптимальным: что нужно сделать, чтобы не было бездомных животных?
Многие хотят иметь собаку. Собака – это не только радость, но и забота. Ее надо выводить гулять, значит, нужно вставать на час раньше. Надо вывести и днем – ведь она жив… существо. А если в это время захочется пойти в кино, на стадион? Собаку надо обучать. Многие не выдерживают. Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз. Тощ…, зл…, с потухшими глазами бродят собаки по дорогам, по пустырям. Кто-то обрек их на это, у кого-то не дрогнула рука, не дрогнуло жесток… сердце…
4.Жестокое – прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
1)(Какое?) жестокое. Н.ф. – жестокий.
2)Пост.: качественное, непост.: в полной форме, в среднем роде, именительном падеже, единственном числе.
3)Какое? жестокое.
5.Людей, бросающих своих домашних питомцев на произвол судьбы. и людьми назвать нельзя. Как можно бросить существо, которое тебе доверяет? Тем самым вы совершаете предательство, ведь собака не может отвечать сама за себя, они привыкла доверять вам – и вдруг такой удар.
6.Я считаю, чтобы не было бездомных животных, нужно наказывать тех, кто бросает собак и кошек, ставить их на учет и больше никогда не разрешать заводить домашних животных. А для брошенных животных организовывать приюты и заставить их бывших владельцев платить за них. (Мукатаев А.)
Тема: Краткие и полные прилагательные.
1.Спишите текст поздравительной открытки для своей учительницы к 8 Марта. Данные в скобках полные прилагательные замените краткими.
Дорогая…!
Поздравляем Вас с праздником… . Будьте всегда (здоровые) и (жизнерадостные), (полные) энергии и творческих планов.
Мы благодарим Вас за большой и нелегкий труд учителя, за Вашу отзывчивость и заботу о нас.
Будьте всю жизнь так же (внимательные) и (чуткие) к людям, (молодые) душой.
Ваши ученики.
2.Напишите поздравительную открытку своей маме.
Модельный ответ.
1.
Дорогая Галия Курмангалиевна!
Поздравляем Вас с праздником Восьмое марта. Будьте всегда здоровы и жизнерадостны, полны энергии и творческих планов.
Мы благодарим Вас за большой и нелегкий труд учителя, за Вашу отзывчивость и заботу о нас.
Будьте всю жизнь так же внимательны и чутки к людям, молоды душой.
Ваши ученики. (Макишева К.)
2.
Дорогая мамочка!
Поздравляю тебя с праздником 8 Марта. Будь всегда молодой, здоровой, счастливой.
Спасибо, что ты есть!
Твоя дочь Марина. (Андреева М.)
В предложениях неверно использована полная форма прилагательных. Исправьте предложения, запишите. Подчеркните основы предложений.
1.Он в этом виноватый. 2.Костюм для него в…ликий. 3.Этот ученик способный к мат…матике. 4.Я абсолютно во всем согласный с Вами. 5. Мой друг очень похожий на своего отца. 6.Зайц… в лесу очень робкие и осторожные.
Модельный ответ.
1.Он в этом виноват. 2.Костюм для него велик. 3.Этот ученикспособен к математике. 4.Я абсолютно во всем согласен с Вами. 5. Мой друг очень похож на своего отца. 6.Зайцы в лесу очень робки и осторожны.
Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
1)Прочитайте предложения
2)Превратите группу предложений в текст.
3)Запишите текст, выделите окончания прилагательных.
4)Проанализируйте одно предложение, выполнив его синтаксический разбор.
5)Изложите в форме мини-сочинения своё мнение: Зачем нужна школа?
6)Определите возможные критерии оценки. Хорошая школа - …
1.Замерла жизнь в школе. 2.Притихли классы. 3.Учителя запирают двери учительской и, усталые, идут домой. 4.Наша школа находится на Вольной улице. 5.Название школы как нельзя лучше подходит к характеру учеников школы. 6.Но вот наступает вечерний час. 7.Школа отдыхает от топота ног. 8.Школе необходима передышка! 9.Просторными становятся её коридоры.
Модельный ответ.
2-3. Наша школа находится на Вольной улице. Название школы как нельзя лучше подходит к характеру учеников школы. Но вот наступает вечерний час. Замерла жизнь в школе. Притихли классы. Просторными становятся её коридоры. Учителя запирают двери учительской и, усталые, идут домой. Школа отдыхает от топота ног. Школе необходима передышка!
4. Замерлажизнь в школе. (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено).
5.Школа нужна, чтобы в ней можно было учиться. Если человек не будет ходить в школу, он останется глупым и не сможет получить хорошую профессию, а потом даже не сможет помочь своим детям решить задачу. Поэтому нужно учиться, нужна школа!(Суховерков И.)
6. Хорошая школа- это школа, где много места, тепло и уютно; где хорошие, добрые учителя; где интересные уроки; куда хочется идти каждый день.
Тема: Роль прилагательных.
1)Прочитайте текст.
2)Озаглавьте его в соответствии с содержанием.
3)Вставьте пропущенные слова и буквы.
4)Выполните морфологический разбор одного прилагательного.
5)Ответьте письменно: почему писатели широко используют прилагательные?
6)Оцените значимость прилагательных для речи. (Мини-сочинение «Если бы не было прилагательных…»)
В лесной овраг вл…вается Вертушинка, вертится, бежит среди ___________ берегов.
Многое можно увидеть здесь.
Вот на упавшем листик… осины неведомо куда путешествует _________ шмель. Быстрое т…чение ручья несет __________ путешественника среди множества препятствий. С куста на куст перекинул над ручьем свою __________ п…утину охотник-паук.
Мелкая рыбешка р…звится в _________ воде неглубоких затонов.
Слова для справок: высокие, крутые, желтобрюхий, мохнатый, серебристая, холодная, прозрачная.
Модельный ответ.
Лесная речка.
В лесной овраг вливается Вертушинка, вертится, бежит среди высоких крутых берегов.
Многое можно увидеть здесь.
Вот на упавшем листике осины неведомо куда путешествует мохнатый шмель. Быстрое течение ручья несет желтобрюхого путешественника среди множества препятствий. С куста на куст перекинул над ручьем свою серебристую паутину охотник-паук.
Мелкая рыбешка резвится в прозрачной холодной воде неглубоких затонов.
В лесной – прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
(В какой?) в лесной. Н.Ф. – лесной.
Пост.: относительное, непост.: в мужском роде, в винительном падеже, единственном числе.
В какой? в лесной.
Писатели широко использую прилагательные, потому что так текст становится более ярким, красивым, понятным.
Если бы не было прилагательных, наша речь была бы скучной, некрасивой. Мы не смогли бы хорошо описать какой-то предмет или рассказать о чем-нибудь. Прилагательные делают нашу речь яркой, запоминающейся. Сразу начинаешь представлять, о чем тебе рассказывают. (Мундт В.)
Тема: -тся, -ться в глаголах.
1)Прочитайте текст.
2)Объясните соседу по парте, как пишутся глаголы на –тся, -ться.
3)Сравните их, выпишите в два столбика: с –тся и –ться.
4)Составьте характеристику воспитанного человека.
5)Напишите свое мнение: Трудно ли быть воспитанным человеком?
6)Какое качество воспитанного человека вы бы поставили на первое место?
Не только детям, но и очень многим взрослым людям хоче… (тся, -ться), чтобы все относились к ним внимательно, по-доброму.
Вежливому, хорошо воспитанному человеку некогда скучать. Он не лени…(-тся,-ться) почистить обувь и сходить в магазин за хлебом или за молоком… Вежливый человек всегда заботи…(-тся, -ться) о близких и друзьях, готов помочь им.
И это очень правильно. Ведь если хорошо разобра…(-тся, ться), все люди на белом свете помогают друг другу, трудя.(-тся, -ться) друг для друга.
Почему же нам не быть внимательными, вежливыми, добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно! Нетрудно здорова… (тся, -ться) с людьми при встрече.
Нетрудно быть опрятным, причесанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой обща…(тся. ться).
Модельный ответ.
2)Чтобы проверить написание глаголов на –тся, -ться, нужно задать вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак, то в глаголе тоже будет писаться мягкий знак.
3)-тся: хочется, не ленится, заботится, трудятся.
-ться: разобраться, здороваться, общаться.
4)Воспитанный человек – это человек, который всегда опрятно выглядит, помогает родным и друзьям, здоровается при встрече, умеет общаться.
5)Воспитанным человеком быть трудно, потому что нужно постоянно следить за собой, как ты говоришь, как выглядишь. Нужно постоянно помнить о людях, с которыми ты общаешься, следить за своей речью. Нужно помогать всем, не надеясь на благодарность. (Мукатаев А.)
6)На первое место я бы поставил вежливость.
Тема: Вид глаголов.
1)Прочитай текст.
2) Спиши, вставь буквы.
3)Найди глаголы, определи их вид.
4) Определи тип текста, докажи.
5)Напиши продолжение рассказа.
6)Сравни свое продолжение с авторским.
Кот Барсик боялся обыкновенных сер… мышей. Однажды в квартир… по…вились нов… ж…тели. Это были бел… мыш… . Пос…лили их в стеклянн… банке. Не раз обнюхивал кот ж…лище бел… мышей, но всегда удалялся прочь. Однажды он перевернул банку.
Модельный ответ.
Кот Барсик боялся (несовершенный вид) обыкновенных серых мышей. Однажды в квартире появились (совершенный вид) новые жители. Это были белые мыши. Поселили (совершенный вид) их в стеклянной банке. Не раз обнюхивал (несовершенный вид) кот жилище белых мышей, но всегда удалялся (несовершенный вид) прочь. Однажды он перевернул (совершенный вид) банку.
Мы подумали, что Барсик осмелел и теперь съест мышей. Но на удивление всем Барсик подружился с белыми мышами.
Данный текст представляет собой повествование, т.к. в нем рассказывается о происходивших событиях.
Тема: Чередование е-и в корнях глаголов.
Неожиданно донесся запах подснежника!
Ст…ит на з…мле цв…ток, крохотная капля голубого неба, простой вес…ник радости и счастья. Для каждого, счас…ливого и несчас…ного, он сейчас украшение жизни.
Вот и так и среди нас живут скромные люди с чистым сер…цем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и укр…шают жизнь, вмещая в себе все лучшее: доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.
Прочитайте текст.
Выпишите слова с орфограммами, вставьте буквы, объясните.
Выпишите глаголы, определите их вид.
Составьте план к тексту.
Ответьте: какие еще качества вы считаете украшением человека?
Напишите мини-сочинение о человеке, который является украшением жизни.
Модельный ответ.
2) Стоит – стоя, на земле - земли, цветок- цвет, вестник- весть, счастливого, несчастного- счастье, сердцем, украшают - украсит.
3)Донесся – совершенный вид, стоит- несовершенный вид, живут – несовершенный вид, украшают- несовершенный вид, кажется- несовершенный вид.
4)План.
1.Запах подснежника.
2.Подснежник – капля неба.
3.Люди с чистым сердцем – украшение жизни.
5)Украшением человека я считаю такие качества, как честность, доброжелательность, спокойствие, любовь ко всему живому.
6)Украшение жизни – это моя мама.
Я всегда тороплюсь домой, потому что знаю, что меня ждет мама. Я всегда могу с ней поделиться, поговорить, посоветоваться. Мама всегда меня подержит, она спокойно и уверенно решает мои проблемы, и оказывается, что и проблемы-то не было. Моя мама очень добрая, честная. Я ей во всем доверяю.
Вот такие люди, как моя мама, и украшают нашу жизнь. (Макишева К.)
1)Прочитайте текст.
2)Выпишите слова с пропущенными буквами, вставив их. Объясните графически.
3)Выполните разбор предложения: Сережа долго выбирал картинку.
4)Выпишите и разберите любые два словосочетания.
5)Придумайте конец рассказа, запишите.
6)Какие подарки дарите вы своим мамам и бабушкам?
Серёжа любит делать бабушке подарки своими руками.
В этот раз он решил выж…чь красивый рисунок. Серёжа долго выб…рал картинку. Он расст…лил на столе старую клеёнку, чтобы не прожечь стол. Затем долго и тщательно прот…рал заготовку. Теперь можно начинать выж…гать. К приходу бабушки подарок был готов. Бабушка, зам…рев, с восторгом смотрела на тонкую берёзку, искусно выжженную внуком.
5)Бабушка долго благодарила своего внука за подарок и повесила картину на самом видном месте.
6)Своей бабушке и маме я стараюсь дарить подарки, сделанные своими руками.
Тема: Время глаголов.
1.Прочитай.
2.Вставь подходящие по смыслу глаголы, определи их время.
3.Ответь на вопрос в конце текста письменно.
Шёл по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) он большой, (ч т о сделает?) на Луну, (что сделает?) какой-нибудь подвиг.
Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?). Это маленький котёнок (что сделал?) в яму и (что делает?) там. Мальчик (что сделал?) и (что сделал?) дальше. Он опять (что делал?) о полётах на Луну, о подвигах.
Будет ли этот мальчик космонавтом?
4.Восстанови правило.
Глаголы прошедшего времени употребляются в речи для описания действий, происходивших в … Они изменяются по … , а в единственном числе – по ….
Модельный ответ.
Шёл по улице мальчик и мечтал. Вот вырастет (будущее время) он большой, полетит (будущее время) на Луну, совершит (будущее время) какой-нибудь подвиг.
Вдруг слышит мальчик: кто-то плачет (настоящее время). Это маленький котёнок упал (прошедшее время) в яму и пищит (настоящее время) там. Мальчик посмотрел (прошедшее время) и пошел (прошедшее время) дальше. Он опять мечтал (прошедшее время) о полётах на Луну, о подвигах.
Будет ли этот мальчик космонавтом?
Этот мальчик навряд ли будет космонавтом, потому что он жестокий и бесчувственный. А если в космическом корабле случится авария и нужна будет помощь товарищу? Этот мальчик тоже может пройти мимо. (Хакимов А.)
Восстанови правило.
Глаголы прошедшего времени употребляются в речи для описания действий, происходивших в прошлом. Они изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.
Тема: Спряжение глаголов.
1. Сформулируйте правило, как определить спряжение глаголов с безударным окончанием.
2.Выпишите глаголы из первого абзаца, определите спряжение.
3.Поставьте данные глаголы в 3 лице множественного числа.
Арлан открыл учебник по русскому языку и прочитал задание. Надо было поставить глаголы: строит, ездим, боремся в 3-м лице множественного числа. «Как же написать: строют или строят, ездют или ездят, борются или борятся?» -подумал Арлан.
- Бабушка, - спросил он, - как определить спряжение глаголов с безударным окончанием?
Надо поставить глагол в неопределённой форме и посмотреть, какая гласная стоит перед -ть. Если стоит гласная -и-, то это - глаголы II спряжения. И не забудь, что ко II спряжению относятся еще 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть и 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать. Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
«Строят, ездят, борются», - написал Арлан и подумал: «Эх, надо было вначале выучить правило, а потом выполнять упражнение. Тогда бы выполнил домашнее задание сам».
Модельный ответ.
1.Чтобы определить спряжение глагола с безударным окончанием, нужно поставить глагол в неопределенную форму: мел…шь – молоть и посмотреть, на что оканчивается глагол. Затем вспомнить правило: ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ить (кроме брить, стелить, зиждиться), 7 глаголов на –еть (ненавидеть, зависеть, смотреть, терпеть, обидеть, видеть, вертеть) и 4 глагола на –ать (гнать, держать, слышать, дышать).
Т.к. глагол молоть заканчивается на –оть, он относится к 1 спряжению, в окончании слова мелешь пишется буква е.
Расскажите о том, как Ануар помогал бабушке собирать урожай. Используйте в рассказе глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени.
Модельный ответ.
Наступила осень. Ануар и его бабушка решили собрать урожай яблок. Яблоня была высокая, просто так яблоки не достанешь. Тогда Ануар придумал: он принесет лестницу. Ануар быстренько залез на лестницу и собрал весь урожай. Бабушка долго хвалила внука. (Захаркин В.)
1)Прочитай текст.
2)Выпиши глаголы, распределив их в два столбика: 1 и 2 спряжение.
3)Найдите в тексте ответ на вопрос: Почему казахи были несчастны?
4)Каких легендарных батыров ты знаешь?
5)Допиши продолжение рассказа. Как Райымбек-ата спас свой народ?
6)Сравни свой рассказ с подлинной легендой.
Казахи — народ, вынужденный скитаться на собственной земле, притесняемый и гонимый могучими завоевателями, но, несмотря на это, сохранивший язык и творческое наследие предков. Рушатся города, сметается всё огнём и мечом захватчиков, землю враги усеяли костями и залили кровью и слезами за несколько веков; по пустыне бредут несчастные люди - изгои, но Бог хранит их, он дал им легендарных батыров, один из них — Райымбек-ата, который спас народ от полчищ джунгар.
Модельный ответ.
2) 1 спряжение
2 спряжение
сметается
рушатся
усеяли
хранит
залили
бредут
спас
3)Казахи были несчастны, потому что они были вынуждены скитаться, их притесняли и гнали враги.
5)Подошли казахи к реке, идти дальше некуда. Выхватил Райымбек –ата свой меч, крикнул грозно - и понеслись казахи на врага, как будто грозный дух в них вселился. Дрогнули враги и отступили. (Сеит С.)
6)Подошли казахи к реке, идти дальше некуда. Впереди река, позади – джунгары наступают. Что делать? Взял Райымбек- ата свой посох, ударил о землю – и расступилась река, пропустила казахов. А когда подошли враги, река опять сомкнулась. Так спасся народ от врагов.
1.Прочитайте текст, сформулируйте его тему.
2.Вставьте пропущенные буквы.
3.Обозначьте спряжение глаголов.
4.Выполните синтаксический разбор предложения: Как редко сажа...м мы деревья и цветы!
5.Ответьте на вопрос: Почему нужно быть добрым к лесу?
6.Напишите мини-сочинение: «Лес – наш друг» или «Чем мы можем помочь лесу?»
Как мало все мы - взрослые и дети - забот...мся о нашем друге. О лесе. Как редко сажа...м мы деревья и цветы! Как часто топч...м, не задумываясь, траву.
Лов...м стрекоз и бабочек, которые потом умира...т у нас в коробках. А ведь стрекозы лов...т мух и комаров. Значит, они защища...т от них нас, людей. А бабочки, как и шмели, и пчёлы, опыля...т цветы. Чтобы на каждом стебельке созрело семя.
Деревья, травы, крохотный лесной ручей и узкая тропинка меж цветами - всё это дар...т нам с тобой лес. Он очень добрый. А если лес, по которому ты идешь, не истоптан, не изломан, не измучен недобрыми людьми, он ещё по дар... т тебе и пригоршни ягод, и заячью кислицу.
Нужно учиться слушать лес, нужно учиться видеть его чудеса. Нужно быть добрым к тем, кто в нём живёт, ко всему тому, что в нём растёт.
(Л. Васильева)
Модельный ответ.
1)Тема – о доброте к лесу.
2-3) Как мало все мы - взрослые и дети - заботимся (2 спряжение) о нашем друге. О лесе. Как редко сажаем (1 спряжение) мы деревья и цветы! Как часто топчем (1 спряжение), не задумываясь, траву.
Ловим (2 спряжение) стрекоз и бабочек, которые потом умирают (1 спряжение) у нас в коробках. А ведь стрекозы ловят (2 спряжение) мух и комаров. Значит, они защищают (1 спряжение) от них нас, людей. А бабочки, как и шмели, и пчёлы, опыляют (1 спряжение) цветы. Чтобы на каждом стебельке созрело (1 спряжение) семя.
Деревья, травы, крохотный лесной ручей и узкая тропинка меж цветами - всё это дарит (2 спряжение) нам с тобой лес. Он очень добрый. А если лес, по которому ты идешь (1 спряжение), не истоптан, не изломан, не измучен недобрыми людьми, он ещё подарит (2 спряжение) тебе и пригоршни ягод, и заячью кислицу.
Нужно учиться (2 спряжение) слушать (1 спряжение) лес, нужно учиться (2 спряжение) видеть (2 спряжение) его чудеса. Нужно быть добрым к тем, кто в нём живёт (1 спряжение), ко всему тому, что в нём растёт (1 спряжение).
4) Как редкосажаеммыдеревья и цветы! (Предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными дополнениями).
5)Нужно быть добрым к лесу, потому что лес защищает нас от жары, дает древесину, ягоды, просто отдых. В лесу живут разные животные, которые тоже нуждаются в защите леса, т.к. без леса они жить не смогут.
6)Как мы можем помочь лесу?
Это так просто! Идешь в лес за грибами или ягодами – не рви лишнего, не жадничай. Увидел красивый цветок – не надо его срывать, оставь, пусть он растет и дает жизнь другим цветам. Не рви ветки, не ломай деревца, ведь они маленькие и беззащитные. Ни в коем случае не разводи огонь: ты потом не сможешь с ним справиться. Не бросай мусор в лесу после еды – унеси его с собой. Не разоряй птичьих гнезд, звериных нор. Помни: лес не терпит тех, кто сует свой нос, куда не надо. И самое главное: научи этим правилам своих друзей, потому что один ты ничего не сделаешь! (Макишева К.)
Тема: Морфологический разбор глагола.
1.Прочитайте текст, сформулируйте его тему.
2. Выпишите глаголы, вставляя пропущенные буквы.
3. Определите вид, время, спряжение глаголов.
4.Выполните морфологический разбор любого глагола.
5.Ответьте на вопрос: Знаешь ли ты, кем были твои дедушка, бабушка, кем работают твои мама и папа?
6.Напишите мини-сочинение: «Моя семья – мое богатство»
Ты, конечно, зна…шь о том, что мама, папа, бабушка, дедушка и остальные члены твоей семьи – твои самые верные друзья. Они всегда с тобой рядом.
И как бы ни были они утомлены, а иногда даже больны, они всегда тебя накорм…т, напо…т, выслуша…т. Дадут тебе добрый совет.
Всё, что есть в доме и у тебя самого, куплено на деньги, заработанные твоими родителями. Ведь твои мама, папа, бабушка, дедушка всю свою жизнь не устают трудиться.
Взгляни внимательно на руки твоей бабушки или твоего деда. Сколько работы передел…ли они за свою жизнь! Быть может, они стро…ли дома? А может, водили в море корабли? Может быть, учили в школе детей? Или лечили людей? Или растили хлеб, сады?
Как-нибудь ласково попроси их рассказать тебе об этом. Послушав их рассказ, ты ещё лучше поймёшь, какие замечательные люди живут в твоей семье.
Модельный ответ.
1.Тема – семья.
2-3.Знаешь (несовершенный вид, настоящее время, 1 спряжение), накормят (совершенный вид, будущее время, 2 спряжение), напоят (совершенный вид, будущее время, 2 спряжение), выслушают (совершенный вид, будущее время, 1 спряжение), переделали (совершенный вид, прошедшее время, 1 спряжение), строили (несовершенный вид, прошедшее время, 2 спряжение).
4.Поймешь – глагол, обозначает действие.
1)(Что сделаешь?) поймешь. Н.ф. – понять.
2)Пост.: совершенный вид, 1 спряжение; непост.: в будущем времени, единственном числе, 2 лице.
3)Что сделаешь? поймешь.
5.Моя мама работает бухгалтером, папа – шофером. Мои бабушка и дедушка сейчас на пенсии. Раньше дедушка был инженером, а бабушка – учительницей.
6.Моя семья – мое богатство.
Ни один человек не может прожить без семьи. Семья – это главное, потому что без заботы и поддержки мамы и папы, бабушки и дедушки ты прожить не сможешь.
Дома тебя всегда ждут, накормят, выслушают, дадут совет. Без заботы близких прожить очень трудно. И родным твоя забота тоже очень нужна.
Как хорошо, когда есть куда возвращаться! Как хорошо, когда есть семья! (Мукатаев А.)
Тема: Стили речи.
Ты – редактор школьной газеты, просматриваешь новости. На первой полосе тебе нужно разместить события общегосударственного значения, на второй – местного значения, на третьей – узкопрофессионального значения. Распредели события по значению информации, используя предложенные таблицы. Ответы внеси в бланк. Таблица 1. Значения информации
1
Общегосударственного значения
2
Местного значения
3
Узкопрофессионального значения
Таблица 2. События
А
Подвели итоги городского конкурса «Лучшая организация питания в учреждениях образования».
Б
24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулёзом.
В
15 марта в городе Костанай стартовала благотворительная акция «Подарок Ветерану»
Г
Нурсултан Назарбаев сегодня официально вступил в должность президента Республики Казахстан.
Модельный ответ.
1
2
3
Б, Г
В
А
Объявление.
У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление. Составь текст объявления. В объявлении напиши название породы собаки, цвет, 2 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок. Модельный ответ.
В объявлении написано название породы собаки – 1 балл. В объявлении указан цвет собаки – 1 балл. В объявлении указаны 2 дополнительные приметы собаки – 2 балла, указана 1 примета – 1 балл. В тексте нет ошибок – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Тема: Обобщение изученного в конце года.
Это был всего лишь р...дничок. Из-под камня в пространстве не больше детской ладони струилась ключевая вода. Порой она вскипала сердитыми струйками, и тогда видно было, как вихрились п…счинки в ее размеренном, безост...новочном биеньи. Целого века не хватило бы наглядеться на него. Отсюда начинался ручей, и сперва его можно было хоть рукой отв.. .сти, но уже через полсотни шагов р...ждалось его самостоятельное журчанье по щебенке. То была колыбель реки, разделившей северную низменность на две половины, так что полстраны было окроплено ж...вой водой из этого оврага.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.
Озаглавьте текст.
Найдите предложение, в котором выражена главная мысль.
Подберите синоним к слову наглядеться.
Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв. Докажите правильность своего выбора.
Выпишите примеры различных частей речи.
Разберите по составу слова: вскипала, песчинки, детской.
Напишите небольшое сочинение о знакомом вам источнике или водоеме: роднике, ручье, реке, озере.
Модельный ответ.
Жизнь родничка.
Это был всего лишь родничок. Из-под камня в пространстве не больше детской ладони струилась ключевая вода. Порой она вскипала сердитыми струйками, и тогда видно было, как вихрились песчинки в ее размеренном, безостановочном биеньи. Целого века не хватило бы наглядеться на него. Отсюда начинался ручей, и сперва его можно было хоть рукой отвести, но уже через полсотни шагов рождалось его самостоятельное журчанье по щебенке. То была колыбель реки, разделившей северную низменность на две половины, так что полстраны было окроплено живой водой из этого оврага.
Синоним: наглядеться – насмотреться.
Его – 3 буквы, 4 звука, т.к. буква е в начале слова обозначает два звука.
В нашем селе есть река. Это Тобол. Река эта сейчас стала мелкой, тихой. А бабушка рассказывала, что в ее детстве река была полноводной и очень глубокой, но, когда разрушилась плотина, она обмелела. Несмотря на это, в реке водится много разной рыбы: ерши, плотва, караси, окуни, щуки, налимы. У каждого на реке есть любимые места, куда летом мы ходим купаться. Как хорошо, когда в жару можно окунуться в прохладную воду!
Наша река – самая лучшая! (Суховерков И.)
Тема: Типы речи.
Ученик должен написать сочинение на тему: " Что такое настоящая дружба". Помогите ему выбрать начало сочинения и определить тип речи.
1.Заполните графу "Типы речи". Определите тип речи, который будет использовать ученик.
2.Выберите начало сочинения и его номер внесите в соответствующую колонку.
3.Распределите номера оставшихся текстов в соответствующие колонки.
4.Какое бы название вы придумали к этим текстам? Запишите ответ.
5.Объясните ученику, чем отличаются типы речи друг от друга.
1)Старый друг лучше новых двух.(Пословица).
2)Моего друга зовут Петька. Мы с ним вместе играем в компьютерные игры, вместе любим гулять, ходим в школу. Однажды с нами произошло такое…
3)Мой друг старше меня на 3 года. Он очень сильный, высокий. Глаза у него голубые, большие.
Бланк для выполнения задания
Типы речи
№ текста
Заголовок
Особенности
Модельный ответ.
Типы речи
Рассуждение
Повествование
Описание
№ текста
1
2
3
Заголовок
Мой преданный друг.
Случай на реке.
Портрет друга.
Особенности
Доказывается или опровергается какое-то утверждение.