kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Характеристика основных приёмов компрессии (сжатия) текста. Памятка к подготовке написания сжатого изложения (ОГЭ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика основных приемов компрессии текста:

Среди содержательных приёмов компрессия (сжатия) текста основными являются:

  1. разделение информации на главную н второстепенную,
  2. исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);
  3. свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика основных приёмов компрессии (сжатия) текста. Памятка к подготовке написания сжатого изложения (ОГЭ)»

Характеристика основных приемов компрессии текста:

Среди содержательных приёмов компрессия (сжатия) текста основными являются:

  1. разделение информации на главную н второстепенную,

  2. исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);

  3. свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

Информация текста

Главная

(та, без которой не понятен авторский замысел исходного текста, то есть ключевые слова в нем)


Второстепенная

(повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста)

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Исключение:

исключение повторов;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приема

Чувства - это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства — это неотъемлемая часть нашей личности.

(По материалам Интернета)

Чувства - это внутреннее отношение человека к окружающему. Неотъемлемая часть нашей личности.

  • исключение одного или нескольких из синонимов;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приема

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(По Е. Киселёвой)

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

  • исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приема

Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

(По В.И. Курбатову)

Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно. - безнадёжные люди.

исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приема

Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сипа толкала его натягивать брезентовую робу; надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

(Из учебной литературы)

Почему Куприн так часто менял

свои профессии?

Комментарий: наиболее важным из трех предложений является первое Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому мы можем использовать прием исключения предложений: оставить только первое из трех.

  • исключение однородных членов при обобщающем слове;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приема

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они.

по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании - короче говоря,

в любых областях человеческого знания и деятельности.

(По В. И. Курбатову)

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.

  • исключение одного или нескольких предложений.

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приема

Взаимоотношения подростков и родителей — тема для научно-популярных психологических

и педагогических статей банальная. Кажется, что все, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.

(По А. Прихожан)

Взаимоотношения подростков и родителей -

тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. Исключается все, без чего текст остается понятным и цельным.

2. Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приема

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(С. Газарян)

Многие утверждают, что слушать музыку домалучше, чем в зале: никто не мешает.

  • замена прямой речи косвенной;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приема

«Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы», - ответила горничная на вопрос великой балерины. (По В. Носовой)

Горничная ответит, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приема

Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков,ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

(По Ю.М. Логману)

Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, связанный с будущим страны:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

3. Упрощение: слияние нескольких предложений в одно;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приема

Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

(По С. Львову)

Домашнее чтение вслух очень сближает,

поскольку это невольно влечёт за собой

обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приема

Уметь дружить и любить - большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определенные испытания, проверку на прочность.

(По материалам Интернета)

Уметь дружить и любить - большое искусство. Об этом часто говорят психологи.

  • замена сложноподчинённого предложения простым;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приема

Настроение преимущественно зависит не

от событий как таковых, а от того, как

мы их воспринимаем.

(Из периодической печати)

Настроение зависит не от самих событий, а от га восприятия нами.



  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением:

А) замена придаточного определительного синонимичным определением;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приема

Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.

(Из периодической печати)

Автомодели. снабженные электродвигателя ми, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.


Б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приема

Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (С. Соловьёв)

Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будушем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о там, что было.

  • сокращение количества частей сложного предложения.

Первый абзац исходного

Микротема, затронутая в

Вариант сжатого изложения

текста до сжатия

этом абзаце

первого абзаца текста

По мнению психологов, на­

Настроение зависит не от

Настроение зависит не от

строение преимущественно

самих событий, а от их

самих событий, а от их вос-­

зависит не от событий как та-­

восприятия нами: напри­-

приятия нами. 21 Оно являет­-

ковых, а от того, как мы их

мер, от оценки нашего по­

ся нашей оценкой собствен­-

воспринимаем. 2 Ведь на­

ведения в конкретной жиз-­

ного поведения. 31 Действуя

строение показывает, как мы

ненной ситуации.

во вред себе, мы чувствуем

оцениваем то, что произошло,


себя несчастными. Пове­-

и как воспринимаем свое по­-


дение, делающее нас сильнее,

ведение в это время. 31 Если


улучшает настроение.

мы в какой-то ситуации дей-­


Стало: 31 слово

ствовали во вред себе, своей



личности, то возникают непри­-



ятные переживания, мы начи­-



наем чувствуем себя несчаст­-



ными. 4}_ Поведение, которое



делает нас сильнее, способст­-



вует нашему развитию, и тогда



настроение улучшается, воз­-



никает радость.



Было: 68 слов





Что подлежит компрессии:

  • подробности

  • повторы

  • детали

  • конкретные примеры






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Успенская Лариса Викторовна

Дата: 15.04.2023

Номер свидетельства: 629659


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства