Карточки для подготовки к тестовой части ОГЭ (5 задание Орфографический анализ)
Карточки для подготовки к тестовой части ОГЭ (5 задание Орфографический анализ)
Предлагаю карточки для текущей работы, направленной на повторение тем орфографии и подготовку обучающихся к ОГЭ. Карточки содержат тестовые задания в формате ОГЭ по темам:
- правописание безударных гласных в корне слова,
- правописание приставок,
- правописание суффиксов.
Карточки можно распечатать и раздать учащимся для организации быстрой проверки знаний (3-4 минуты). Правильные ответы сформированы по принципу перфокарт, поэтому проверка также осуществляется очень быстро.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Карточки для подготовки к тестовой части ОГЭ (5 задание Орфографический анализ)»
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
МАКАТЬ (перо в чернильницу) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня.
ПОЛОЖИТЬ (на место) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
ЗАТИРАТЬ (швы на кафеле) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
КОСНУТЬСЯ (темы) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
ВЫРАСТИТЬ (урожай) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
(маленький) РОСТОК — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
ЗАПЕРЕТЬ (на ключ) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
ПРИКОСНОВЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
ГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
ПРИЛОЖИТЬ (старание) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
ВЫРАЩЕННЫЙ (в теплице) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ (наклонение) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
УЛОЖИТЬ (спать) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
(город) РОСТОВ — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
(с) ЗАМИРАНИЕМ (сердца) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ВЫСТИРАТЬ (бельё) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
ЗАДИРАТЬ (нос) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
ОТРАСЛЬ (животноводства) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
РАВНЕНИЕ (в строю) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
(цыплята) ПОДРОСЛИ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
ЗАГОРЕТЬ (под солнцем) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
ЗАРОВНЯТЬ (клумбу) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от значения слова.
БЛИСТАТЬ (умом) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
КОСИТЬ (траву) — написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А-.
РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его значения.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ОБГОРЕТЬ (под солнцем) — написание чередующейся гласной О в корне обусловлено тем, что гласный звук здесь является безударным (не находится под ударением).
ЛОГОТИП — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
РАЗБИРАТЬСЯ (в шкафу) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения.
ЗАПЕРЕТЬ (дверь) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения.
ПОДГОРЕЛ — написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором формы слова, в котором эта гласная находится под ударением.
ПОСТЕЛЕШЬ — в окончании глагола II спряжения в форме 2-го лица единственного числа пишется буква Е.
РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
ПРЕДЛАГАЕТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
КАСАТЕЛЬНАЯ (линия) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
ВЫРАЩЕННОЕ (дерево) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
АПЛОДИСМЕНТЫ — в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные — А, О.
БЛЕСТИТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.
ВЕТЕРАН — в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.
ОЧАРОВАНИЕ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.
ВЫРАСТАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
ПРИМЕРЯТЬ (платье) — написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором эта гласная находится в ударном слоге.
ЗАГОРЕЛЫЙ — в корне слова с чередующейся гласной в безударной позиции пишется буква О.
ЗАБЛИСТАЛ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.
КАТАЛОГ — в корне слова непроверяемые безударные гласные.
РАЗЛОЖИТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется его лексическим значением.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
СТИМУЛИРОВАТЬ (рост) — написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.
КАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
РАСТАЩИТЬ (в разные стороны) — в корне слова с безударной чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А.
СКАКАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
КАТАСТРОФА — в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.
ПОСПЕВАЮЩИЕ (яблоки) — в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
СИДЕТЬ (на лавочке) — в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
ЗАБИРАЮТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
РАЗРАСТАЕТСЯ — в корне слова с безударной чередующейся гласной перед СТ пишется буква А.
ЗАРНИЦА — в корне слова с чередующейся гласной в безударной позиции пишется буква А.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1. ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
2. ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
3. ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4. ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
5. ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ЗАТИРАТЬ (швы на кафеле) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
МАКАТЬ (перо в чернильницу) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня.
КОСНУТЬСЯ (темы) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
ПОЛОЖИТЬ (на место) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
ВЫРАСТИТЬ (урожай) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ЗАПЕРЕТЬ (на ключ) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
(маленький) РОСТОК — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
ПРИЛОЖИТЬ (старание) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от согласной на конце корня.
ПРИКОСНОВЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
ГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ВЫРАЩЕННЫЙ (в теплице) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
(город) РОСТОВ — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
(с) ЗАМИРАНИЕМ (сердца) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ (наклонение) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
УЛОЖИТЬ (спать) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ВЫСТИРАТЬ (бельё) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
ЗАДИРАТЬ (нос) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
ОТРАСЛЬ (животноводства) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
РАВНЕНИЕ (в строю) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
(цыплята) ПОДРОСЛИ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ЗАГОРЕТЬ (под солнцем) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
ЗАРОВНЯТЬ (клумбу) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от значения слова.
КОСИТЬ (траву) — написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А-.
БЛИСТАТЬ (умом) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его значения.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая.
ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
ВЗБУДОРАЖЕНЫ (известием) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
ПРЕВОЗМОГАТЬ — приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
(войти в) ЗДАНИЕ— на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
БЕСПОЛЕЗНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
(хорошо) ОБДУМАТЬ — приставка ОБ- неизменяемая.
(мне) БЕЗРАЗЛИЧНО — неизменяемая приставка БЕЗ-.
РАСТРУБИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ЗДРАВСТВУЙТЕ — Приставка неизменяемая.
ПРИШКОЛЬНЫЙ (участок) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
ВСПОМНИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
ПОДСМОТРЕТЬ — приставка ПОД- неизменяемая.
ПРЕОДОЛЕТЬ — приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
(быть) ЗДЕСЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
ПРИБИТЬ (к стене) — приставка ПРИ- неизменяемая.
ПРЕИНТЕРЕСНАЯ (книга) — приставка ПРЕ- пишется в значении ОЧЕНЬ.
ПРИОТКРЫЛ (дверь) — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
ПРИШКОЛЬНАЯ (территория) — правописание приставки определяется её значением — близость.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
СБИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
ПРИФРОНТОВОЙ (участок) — правописание приставки определяется её значением — близость.
ПРЕГРАДИТЬ (путь) —написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки ПЕРЕ-.
РАСЦЕНИВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
ПРЕСТУПИТЬ (закон) — правописание приставки определяется её значением – очень.
СТЕРПЕТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
СКРЫВАТЬСЯ (от погони) — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.
СЛОЖИТЬ (оружие) — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.
ЗАПИРАТЬ (дверь) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения.
СВИДЕТЬСЯ — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ВОССТАНАВЛИВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
СЛАГАЕМОЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
СБЕЖАТЬ — Приставка неизменяемая.
ЗАГОРЕЛ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
ПРИСЕСТЬ (НА СТУЛ) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
ЗАРЕВО — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
ЗАДИРАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
ВЫРАЩИВАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
РАЗБИВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
ВЫРОВНЯТЬ (ГРЯДКУ) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ПРЕОДОЛЕТЬ (ТРУДНОСТИ)— приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
СЛОЖИТЬ (ВЧЕТВЕРО) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
(ПОЖЕЛАТЬ) ЗДОРОВЬЯ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
ЗАПЕРЕТЬ (НА КЛЮЧ)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
ПРИКАСАЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
БЕСТОЛКОВЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
ОЗАРЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
ОТРАСЛЬ — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
БЕЗДОМНЫЙ — неизменяемая приставка БЕЗ-.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ВЫБИРАТЬ (ПОДАРОК) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
РАСПИСАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
(БОЛЬШОЕ) ЗДАНИЕ— Приставка неизменяемая.
СГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
УЛОЖИТЬ (ВЕЩИ) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
ВЫРАСТИТЬ (в теплице) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
ПРИМОРСКИЙ (КРАЙ) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
ИСКОРЕНИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ВЫГОРЕТЬ (НА СОЛНЦЕ) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
НАДСТРОИТЬ— приставка ПОД- неизменяемая.
РОСТОВ-НА-ДОНУ — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
ПРЕРВАТЬ (РАЗГОВОР) — приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ (выход)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
(находиться) В ЗДАНИИ— на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
ПРОТИРАТЬ (ПЫЛЬ) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
ЗАМИРАТЬ (ОТ СТРАХА) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
ПРИШИТЬ (ПУГОВИЦУ) — приставка ПРИ- неизменяемая.
РОСТОК— написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ПРЕСКУЧНЫЙ (ФИЛЬМ) — приставка ПРЕ- пишется в значении ОЧЕНЬ.
УРАВНЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
ПРИСЛУШАТЬСЯ — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
(КОТЯТА) ПОДРАСТАЮТ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
ПРИДОРОЖНОЕ (КАФЕ) — правописание приставки определяется её значением — близость.
ЗАСТЕЛИТЬ (ПОСТЕЛЬ) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
ЗАРОСЛО (СОРНЯКАМИ) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
СЛЕТАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
СТИРАТЬ (БЕЛЬЁ) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
ПРИУСАДЕБНЫЙ (участок) — правописание приставки определяется её значением — близость.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
ПРЕВОЗМОГАТЬ — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки ПЕРЕ-.
КОСОЙ (ЗАЯЦ) — написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А-.
РАССЧИТЫВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
ВЫМОКНУТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
ПРИСКАКАТЬ — правописание приставки определяется её значением – очень.
(ПИРОГ) ПОДГОРЕЛ — написание чередующейся гласной О в корне обусловлено тем, что гласный звук здесь является безударным (не находится под ударением).
НАСТИГАТЬ (ВРАГА)— написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
СПИСАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
СКАКАТЬ — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.
РАСТИРАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения.
Правописание приставок на з-с
Правописание приставок пре-при
Из предложений 20—22 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С».
(20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.
(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
Из предложений 5—7 выпишите слово, в котором написание приставки определяется её значением «неполнота действия» .
(5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой задвинул краба к самой стене — вот он там и сидел сначала, а потом лежал.
Из предложений 18—20 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от
глухости — звонкости последующего согласного.
– (18)Спасибо за подарок!
– (19)Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.
(20)Колька испуганно дрогнул и выронил книгу.
Из предложений 28—30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорово, юный жених!
(30)Ребята засмеялись. (31)А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.
Из предложений 38—41 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное — хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
Из предложений 12—16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия». Слово «присох» в данном контексте синоним застыл, замер, в этом слове нет неполноты действия.
– (12)Василёк, ты чего присох?! — крикнул Носков. — (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт...
– (14)А я разве не пускаю вас? — ответил Петруха.
(15)Носков злобно прищурился:
– (16)Петруха, против коллектива идёшь!
Из предложений 32—36 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С»
– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.
(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.
Из предложений 29—34 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
(29)Нет, я, кажется, не усну. (30)Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор, аккуратно притворив дверь. (31)Как тихо! (32)Словно и нет войны на земле. (33)Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится над крышей. (34)И что-то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет.
Из предложений 1—4 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами.
Из предложений 1—6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
– (2)А где вас ранило? — спрашивали ребята.
– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой — почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
Из предложений 16—19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С».
(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.
Из предложений 7—10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
(7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?»
(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое...
Правописание приставок
Из предложений 12—15 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
(12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
(14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. (15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул.
Из предложений 3—5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.
(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
Из предложений 9—14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(9)И вдруг мать тихо сказала:
– Смотри, это твой отец...
(10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома. (14)И мальчик поверил.
Из предложений 29—33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
– (29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?
(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила:
Из предложений 25—29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
(29)Почти год держал он меня в отчуждении.
Из предложений 40—43 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С».
(40)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41)Летят, будто стая гусей. (42)Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно. (43)И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата…
Из предложений 37—42 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
– (37)Я просто хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?
– (39)Ты прав, ей плохо. (40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!
Из предложений 21—25 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? — вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: — (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
Из предложений 18—21 выпишите слово, в котором приставка правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия»
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач — всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
Правописание суффиксов прилагательных
Правописание суффиксов наречий
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффикса -ЕНН-, -ОНН-, пишется НН».
Вдруг мальчик как бы запнулся. Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. Всё пропало. И его самого уже нет…
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе наречия пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
—Это правее, километра три отсюда. А вы, видимо, не здешний?
—Будь я здешний, разве бы я заблудился? – раздражённо заметил Сергей.
—Случается… Есть хотите?
—Хочу.
Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН».
Он уже забыл про свою гордость, и ему хотелось закричать. Но тут, к своей великой радости, он услышал, как мать заворочалась в постели. Потом отец сонным голосом спросил:
– Который час?
– Спи, спи, – ответила мать. – Ещё рано.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе наречия пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели – ребятня. Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-, пишется одна буква Н».
Тогда Кэт подошла к рыжей проволоке и дёрнула так, что раздался звон. В два прыжка Урс очутился рядом. Глаза блестели из-за шерстяных сосулек, и желтоватые клыки грозно обнажились. Он хрипло зарычал, но Кэт стояла на месте. Урс отрывисто залаял и бросился на проволоку, которая прогнулась и зазвенела.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
Глаза Ивана Иваныча, интонация, жесты, чёткие слова-приказы и слова ласки были руководством в собачьей жизни. Бим постепенно стал даже угадывать некоторые намерения друга. Вот, например, стоит он перед окном и смотрит, смотрит вдаль и думает, думает. Тогда Бим садится рядом и тоже смотрит, и тоже думает.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
Они минуту помолчали. Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.
– Вот тебе краски. Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. – Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. – Бери, бери и рисуй
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе наречия пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
На перемене я окликнул Княжина.
– Зачем ты записался во все кружки? – спросил я. – о-моему, это несколько легкомысленно. Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?
– Нет, я знаю, – упрямо ответил он. – Но мне надо. Это моя тайна.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».
– А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!
Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняя для них ценное тепло.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
– Лежит без сознания. Раненый он. Осколок зашевелился. В груди.
– Поехали! – решительно сказал врач.
Мальчик и шофёр забрались в кабину. Завыла сирена, разгоняя зевак. И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом, в которой лежал корж. Она ничего не сказала и положила нежданный гостинец перед внуком.
Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Коля сполз со скамейки и пошёл прочь...
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о – -е пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано».
Мы начали стрелять, не жалея патронов, и через минуту к нам подъехало несколько мощных военных машин.
Так мы познакомились с нашим спасителем – комбатом Пугачёвым. По нашим следам он послал одну из машин с солдатами. Мы же с Костей мгновенно заснули, даже раньше, чем нас заволокли в машины, стащили с нас сапоги и мокрую одежду.
«В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».
Неподалёку от вяза на солнцепеке неподвижно стоял седобородый пастух-старик с головою, повязанной выгоревшей красной тряпицей, в длинной до колен, низко подпоясанной рубахе.
«В наречии на -о – -е пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано».
Ольга тихо улыбаясь, вслушивалась в игривый разговор стариков, а Николай тем временем в коридоре приглушенно говорил в телефонную трубку.
Правописание суффиксов причастий
Правописание суффиксов кратких причастий
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».
–Ну да. Оно ведь живое.
И в это время появился сам Димка. Он летел стрелой. Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные ветром.
Ребята повернулись в его сторону.
–Я видел, я, кажется, видел гремучую змею! – сказал Димка. –Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н».
А сами солдаты и офицеры были ростом в полтора сантиметра. У меня была морская пехота и ВДВ в лёгких самоходках, и всё было выверено по фотографиям в журналах «Советский воин» и газете «Красная звезда». Вся эта роскошь занимала две коробки из-под пластинок. Коробки стояли сверху на книгах, отлично входя между верхним обрезом ряда томов и низом следующей полки.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Подтолкнул и тут же скрылся, точно рассчитав свой ход: теперь и я, и Ванька были в полной уверенности, что один из нас и затеял эту драку – вот только непонятно почему. Но могли ли мы, ребятишки, распалённые боем, доискиваться истины, когда война между нами началась?.. Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н».
–Какое стихотворение?
–То, которое задано! – отчеканила она ледяным тоном.
–А вы разве задавали?
–Привык на уроках ворон считать! – завелась она с пол-оборота. – Здоровенный парень, а дисциплина...
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный.
И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетенные косички с большими бантами лежали на плечах.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый. Но больше, чем от хвори, Коля Луковкин страдал от одиночества. Соседние койки были аккуратно заправлены, подушки белели свежими сугробами. Никто не хотел составить Коле компанию. Все были здоровы.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».
Дети! На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу. Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны. Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво. Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.
И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Вместо ответа он сунул мне под нос ладонь, а когда я машинально наклонился, то вдруг хлопнул меня по носу и губам и радостно захохотал. Ни слова не говоря, я выпрямился и ударил его кулаком в лицо. Ударил сильно, он отлетел назад, наткнулся на продавленное кресло и повалился в его истёртую кожаную глубь. Он потрогал ушиб и увидел на пальцах кровь.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н».
Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской. Трудно в ночи довериться двум почти голым людям: мальчику, по груди и плечам которого была ровно размазана кровавая кашка из комарья и мошкары, и огромному мужчине.
–Спускались к старым монастырям, думали, что по воде столько же, сколько посуху, – и не успели засветло, – пояснил отец.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».
Наконец долгожданный мяч, направленный чьей-то завистливой рукой, с силой ударился о запястье. Часы брызнули в разные стороны: отдельно механизм, отдельно стёклышко. С жалким звоном оно стукнулось о землю и подскочило, сверкнув на солнце.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
Помощник, показывая на рисунки, сделанные только что художником, предлагает желающим приобрести их. Желающих не оказывается.
—Недорого... Купите! — предлагает помощник художника. Художник стоит неподвижно. Глаза его опущены. Губы крепко сжаты.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Перед ним лежала, словно в огромной, врезанной в землю раковине, зеркальная водная гладь метров шестидесяти шириной.
Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
Николай отвернулся к окну: то ли от мягкого тона, каким были сказаны слова брата, то ли от внезапного воспоминания – почувствовал жалость к себе.
Из предложений 13—16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
(13)Скоро вы увидите девушку Ассоль, которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом, какой развиваю я на ваших глазах: за ней приплывёт возлюбленный на корабле с алыми парусами. (14)Такое предсказание в детстве она услышала от волшебника Эгля.
(15)Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров. (16)Я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря Ассоль я понял одну нехитрую истину.
Из предложений 4—8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
(4)Утром вставала рано, до свету, – курам задать корма, то да сё, потом младших будила, в школу собирала. (5)А там уроки да перемены. (6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать. (8)Все смеялись и подтрунивали над ним, а Оля была уверена: он своего добьётся.
Из предложений 20—27 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о(-е) пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
– (20)Ну как там наша Нина? (21)Спасут ли... вот горе!
(22)Разве так не бывает, что судьба одного человека, доселе никому не известного, вдруг становится средоточием всеобщего сострадания, и множество людей озабоченно следят за чужой судьбой, которая их волнует и в которой подчас выражена судьба многих.
(23)Чуянов приехал. (24)Воронин ещё издали крикнул ему:
(27)Нина Петрунина лежала спокойно, и Чуянов до конца жизни не забыл её прекрасного лица, веера её золотистых волос, а ноги девушки, уже раздробленные, покоились под громадной и многотонной массой полуразрушенной заводской стены, которая едва-едва держалась.
Из предложений 1—5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».
(1)Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно. (2)Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. (3)И только появление «бесноватой» пробудило в них интерес. (4)Спортивный интерес.
(5)Год назад, когда она переводилась в эту школу, Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, похожей на принцессу настолько, насколько может быть похожей на принцессу девчонка, не отличающаяся благонравным характером.
Из предложений 15–18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН, пишется НН».
(15)Митина вздорность, перепады настроений, чувствительные разговоры, готовность к ссоре, проявляющаяся при первой же возможности, стали казаться мне непременной принадлежностью дружбы.
(16)Наша драгоценная дружба едва не рухнула в первый же школьный день. (17)Когда выбирали классное самоуправление, Митя предложил меня в санитары. (18)А я не назвал его имени, когда выдвигались кандидатуры на другие общественные посты, – то ли от растерянности, то ли мне казалось неудобным называть его, после того как он выкрикнул моё имя.
Из предложений 24—36 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
(24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:
(30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.
(31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял – топнуть. (32)Чтобы уж наверняка.
– (33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.
(34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:
– (36)Вот ваши карточки, бабаня.
Из предложений 23—27 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН».
23)И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. (24)Самым любящим и самым красивым. (25)Никогда он даже не попробует укусить, или оцарапать меня, или просто покинуть. (26)А он смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль, что теперь всё у него будет хорошо, что наконец-то нашёлся настоящий хозяин, которому можно отдать всю силу нерастраченной любви…
(27)Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный кот-калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь.
Из предложений 7—12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН».
(7)Десятеро здоровенных головорезов против маленькой беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди –– сердце. (10)Газовый Баллон с каменным лицом стоял рядом. (11)С интересом ждал, чем всё кончится.