kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экзаменационный материал Русский язык 9 класс с казахским языком обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет экзаменационный материал для государственного экзамена по русскому языку в 9 классе с казахским языком обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационный материал Русский язык 9 класс с казахским языком обучения»


филиал НАО РФМШ

г. Астана

Экзаменационный материал по русскому языку 9 класс

(казахский язык обучения)


















Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Шарипханова Г.М.







г. Астана

2016-2017 учебный год

Билет №1

  1. Фонетика как раздел языкознания. Слог. Ударение. Значение букв: е, ё, ю, я

  2. Выполнить синтаксический разбор СП с разными типами связи.

  3. Монолог «Роль языка в жизни общества.»

Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки, ударение, слог.

Слог – это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе

говорения произносятся одним толчком воздуха. Это наименьшая единица речи. Сколько в слове гласный букв, столько и слогов. Слоги бывают открытые и закрытые.

Открытый слог – это слог, который оканчивается на гласный звук (мо-ло-ко)

Закрытый слог – это слог, который оканчивается на согласный звук (кос-тюм).

Ударение- это выделение одного из слогов с большей силой при произношении слова. Всегда падает на гласный звук. В русском языке ударение является подвижным. Всегда в слове только одно ударение. Иногда ударение различает разные слова по значению. В некоторых словах ударение ставится в разных слогах. Оба варианта являются правильными.( замок- замок, атлас- атлас)

Буквы е, е, ю, я имеют два значения:

  1. обозначают один звук и мягкость предыдущего согласного;

  2. обозначают два звука в зависимости от расположения буквы в слове.

Два звука буквы е, е, ю, я обозначают:

  1. В начале слова, н-р: ель- / й э л/;

  2. После гласных: твоя- / т в а й а/;

  3. После –Ъ и –Ь знаков: льет - / л й о т/

Роль языка в жизни общества.

Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, радость, сокровище. Без языка невозможно общение между людьми. Развитие общества, изменения в общественной жизни находят отражение в языке.

Каждый язык представляет собой сложную систему элементами которой являются звуки, слова, предложения. Они тесно связанны между собой и образуют системы в языке: фонетическую, морфологическую и синтаксическую.

Язык тесно связан с мышлением, с сознанием. С помощью языка люди передают опыт из поколения в поколение.


Билет №2

  1. Алфавит. Звуки и буквы. Твердые и мягкие звуки. Звонкие и глухие. Парные и непарные звуки. Чередование согласных в корне слова.

  2. Выполнить разбор СПП с несколькими придаточными.

  3. Монолог « Государственные символы Республики Казахстан».


Алфавит – это буквы, расположенные в определенной последовательности. В русском языке 33 буквы. 10 гласных (а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я). 21 согласных, ь, ъ (не обозначают звуков). Обозначают твердость согласных а, о, у, ы, э. Мягкость согласных обозначают е, ё, ю, я, и.

Буквы – это то что мы видим и пишем.

Звуки – это то что мы слышим.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Звонкие согласные - из шума и голоса.

Глухие согласные - только из шума.


звонкие

б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й.

глухие

п, ф, к, т, ш, с, х, ч, ц, щ.





Только твердые: ж, ш, ц.

Только мягкие: й, ч, щ.

Только звонкие: / р, л, м, н,й/

Только глухие: /х, ч, ц/

Замена одного звука другим при образовании изменении слов называется чередованием. Книга – книжка (г//ж).

Оглушение – звонкий согласный на конце слова и перед глухим заменяется парным ему глухим.

Озвончение - глухой согласный на конце слова и перед звонким заменяется парным ему звонким.


« Государственные символы Республики Казакстан»

Каждое независимое государство имеет свои отличительные символы.

Официальный отличительный знак нашего государство, символ суверенитета нашей страны – Государственный флаг Республики Казакстан. В центре флага на голубом фоне изображено солнце как символ мира. Под солнцем символ свободы- орел, слева – традиционный казахский орнамент.

Основа Государственного герба Республики Казакстан-шанырак. Он - сердце герба и олицетворяет собой очаг, целостность мира, являясь символом первоосновы государства-семьи.

Пятиконечная звезда венчает герб. Она освещает путь в будущее, по которому Казакстан пойдет, как равный среди равных, вместе с другими государствами.


Билет №3

  1. Лексика и фразеология. Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

  2. Выполнить разбор СПП, определить тип придаточного.

  3. Монолог «Казахстан в будущем» (Послание 2050).


Лексика изучает словарный состав языка, (греч. «лексис»-слово) изучающий лексическое значение и употребление слов.

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение и употребление фразеологизмов ( бить баклуши- бездельничать, играть первую скрипку – быть лидером).

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Н-р: летчик, ботаника.

Слова, имеющие несколько лексических значений называются многозначными.

Н-р: Орех 1. Плод некоторых деревьев или кустарников.

2. Дерево или кустарник, приносящие такие плоды.

Прямое- это то что обозначает слово, основное лексическое значение.

Переносное – перенос наименования с одного предмета на другой предмет. В основе сходства переноса. Это вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связанного с ним по смыслу. Например: ветер во


«Казахстан в будущем»

Моя родина – Казахстан. Я с рождения вырос и живу на казахской земле. Вот я в течение девяти лет учусь в казахской школе. Я помню, что девять лет назад Казахстан был намного неразвитым государством. Этот год, уже восемнадцатый год суверенного, независимого Казахстана. Для истории 18 лет это самый короткий срок, и за этот срок наша страна стала крепко на ноги. И сейчас является одной из самых развитых стран в Средней Азии. Мы достигли сегодняшних успехов, благодаря правильно организованной политике нашего президента. Если такую же политику Казахстан будет дальше продолжать, то он будет развиваться и процветать. Он в близком будущем войдет в число 50-тидесяти развитых стран мира. Для этого нам нужна не только хорошая политика, а также хорошие знания. Знание – ключ к развитию. Казахстан в будущем станет одной из ведущих стран мира.


Билет №4

  1. Общеупотребительные слова. Термины. Заимствованные слова. Интернациональная лексика. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

  2. Выполнить синтаксический разбор ССП.

  3. Монолог «Моя Астана»


Общеупотребительные слова – это такие слова, которые употребляют все русские люди, независимо от профессии и место жительства. Например: мать, хороший.

Термины – специальные слова, обозначающие научные понятия.

Заимствованные слова – обогащение русского языка из других языков.

Тюркизмы – это слова , заимствованные русским языком из тюркских языков.

Они чаще всего представляют собой названия предметов домашнего обихода , одежды , кушаний, военной и торговой сферы :караван , курган , колчан, арба, башлык, балык, башмак, лапша, сарафан, халат, туман, утюг, шаровары, бакалея, деньги, (ср. тенге) , арбуз , изюм и др.Характерной особенностью многих тюркизмов является повторение одной и той же гласной :аркан, сундук, карандаш, базар, амбар, урюк и др.

Немецкие слова были необходимы как обозначения новых предметов , понятий из военной , торговой областей :вексель, штемпель, лагерь, штаб, рота,, штурм, галстук, ландшафт и др. Для германизмов характерны начальные сочетания шт, шп :штиблеты, штепсель, шпинат, шпион, шпиль.

Голландскими являются некоторые мореходные термины :верфь, гавань, боцман, лоцман, компас, матрос, флаг, флот и др.

Из французского и итальянского языков заимствовались названия предметов быта , кушаний , одежды :кушетка, браслет, вуаль, жилет, сюртук, винегрет(французские слова, т.е. галлицизмы) , вермишель , макароны, пицца, бумага, газета (итальянские); искусства: актер, афиша, балет, пьеса, режиссер(галлицизмы), ария, браво, маэстро, тенор, соната, карнавал ,новелла, либретто, виолончель(итальянские)

Из английского языка до ХХ в.в русский язык вошли некоторые морские термины :мичман, бриг, шхуна, баржа, и др ; значительное число слов из области общественной жизни , спорта, техники: бойкот, лидер, финиш, баскетбол, футбол, спорт, и др.

Интернациональная лексика – слова, употребляемые всеми независимости от нации

(совпадающие в разных языках во внешней форме, по смыслу совпадают полностью).

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением ( черный- белый, утро- вечер).

Синонимы- слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи ( бежать- мчаться, смеяться –хохотать, метель-пурга-вьюга).

Омонимы – слова одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.

Н-р: посол- должность «дипломат»

посол- соление чего-нибудь.

Омонимы

Омоформы (морфологические омонимы) в какой-то форме: знать-высший свет, сущ.

знать- неопред. форма глагола

Омографы. Пишутся одинаково, но произносятся по разному: уже – наречие; уже- прилагательное в сравнит. степени.

Омофоны. Фонетические омонимы.

Эти слова звучат одинаково, но пишутся по-разному.

Пло/т/ - пло/д/





Паронимы – слова разные по значению, но похожие по звучанию: абонент – абонемент, лесной – лесистый.


«Моя Астана»

Астана стала столицей нашей Родины и резиденцией Президента в 1994 году.

Сейчас это город будущего, город мечты. С каждым днем он все больше развивается и

процветает. Здесь проходит множество спортивных и культурных событий. В Астане строятся

самые современные

здания, которые поражают своей архитектурой. Гости из других стран, приезжая в Астану,

открывают рты от удивления.

Астана с виду выглядит как новый город, город XXI века. За годы независимости Казахстана в

ней появились небоскребы самых удивительных форм, современные парки и скверы,

потрясающе красивые фонтаны и памятники. Символ города — монумент Байтерек, дерево

жизни народа, корнями вросшее в землю, а кроной упирающееся в небо. Чтобы город стал еще

уютнее для жизни, его старательно озеленяют. А по вечерам многие центральные здания

красиво подсвечивают.

Раньше Астана была небольшим городом на пересечении торговых путей. Она называлась

Акмолинском, Целиноградом, Акмолой. Указом Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева

город переименовали в Астану, дав ему новую жизнь — столицы.

Сейчас резиденция Президента находится именно в Астане. Это дворец Ак-орда в начале

прекрасного Водно-зеленого бульвара. Это по-настоящему величественное здание. Именно

Нурсултану Назарбаеву Астана обязана таким своим процветанием.

Неподалеку от Ак-орды находится самый большой шатер в мире — здание торгово

развлекательного центра Хан-шатыр. Он полностью прозрачный и поражает своими

масштабами.

Астана теперь - центр бизнеса в Казахстане. Неудивительно, что многие жители нашей страны

хотят жить именно там. Я знаю многих людей, которые переехали или хотят переехать жить и

работать в столицу. Город бурно растет прямо на глазах и расширяется.


Билет №5

  1. Состав слова. Основа и окончание (корень, приставка, суффикс). Однокоренные слова. Формы слова.

  2. Выпишите из текста предложения с косвенной речью, расставьте знаки препинания.

  3. Монолог «Никто не забыт, ничто не забыто!»


Словообразование – раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.

Слова состоят из значимых частей – морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.

Морфемы

морфемы

определение

роль в слове

примеры

Основа

Это часть изменяемого слова без окончания.

В ней заключено лексическое значение слова. У неизменяемых слов основа равна слову. Основы бывают производные и непроизводные, прерывистой.

Парты

окончание

Это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова.

Связи слов выражает значение рода, числа, падежа, лица.

Ученики

Корень

Это главная, значимая часть слова.

Общее значение всех однокоренных слов.

Замирать

Суффикс

Это значимая часть слова стоящее после корня.

Для слов и его форм: (гл. прош. вр. срав. степень), прич.

Плывун

Приставка

Это значимая часть слова находящееся перед корнем.

Для образования слов.

Поплавок




Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Формами слова называются все видоизменения одного и того же слова.

Необходимо различать формы одного и того же слова и однокоренные слова.

Н-р:

Однокоренные слова форма слова

Сад - сады

Садик - садики

Садовник- садовники


Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.

Основные способы образования слов:

приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую.

Сложные слова образуются:

  1. сложением целых слов: диван-кровать, телефон-автомат;

  1. сложение основ без соединительной гласной: стенгазета, турпоход;

  2. с помощью соединительной гласной: новостройка, железобетон;

  1. сложением основ с одновременным присоединением суффикса: водопроводчик, пятилетка;

  1. слиянием слов : вечнозеленый, долгоиграющий.

Сложносокращенные слова- аббревиатура.


«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Более чем полвека назад отгремели последние залпы второй мировой войны.Возвратились домой миллионы мужчин,изведавших все тяготы,которые когда-либо доставались на долю человека.И много миллионов военых и штатских не вернулись.Сколько людей погибло, совершая этот подвиг, сколько сил и терпения было потрачено, чтобы мы , их потомки, жили в мире и согласие! Они умирали ради нас. Они остались на бесчисленных полях

Сражений, в пепле концлагерных кремационных печей, на суше и на дне нескольких морей. Везде. Сегодня говорят, что не осталось больше тайн, и мы знаем все о мировой войне.Люди военного поколение-особые люди. С фронтов Великой Отечественной они принесли в непростую жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других. Быт советских людей еще долгое время был наполнен отголосками лихолетья.

Жизнь не стоит на месте.Но давайте не будем забвать тех,кто плечом встал на ее защиту и сохранил ее для нас. Давайте пронесем их имена через века,чтобы наши дети и внуки с гордость сказать б заветные слова «Никто не забыт, ничто не забыто!»


Билет №6

1 Способы образования слов. Сложные слова. Сложение как способ словообразования.

2 Расставьте знаки препинания в предложении с обособленным дополнением.

3 Монолог «Природа- наша боль и забота»


Способы образования слов

Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь пополнения словарного состава - образование слов различными способами от иных слов или основ.

Слово, от которого образовано другое слово, называется производящим, а образованное от него слово - производным. Слово , которое не образовано от других слов, называется непроизводным.

Производное слово может стать производящим, если от него образуется новое производное слово. В таком случае получается словообразовательная цепочка однокоренных слов: зелёный - зеленеть - зазеленеть

Слова, образованные путём сложения двух и более основ или слов, называются сложными.

Слова, образованные путём сложения сокращённых частей слов, называются сложносокращёнными.

Способы словообразования

1. Суффиксальный

Суффикс присоединяется к основе производящего слова (новый - новость)

2. Приставочный

Приставка присоединяется к целому производящему слову (гулять - погулять)

3. Постфиксальный

Постфикс присоединяется к целому производящему слову (мыть - мыться)

4. Приставочно-суффиксальный

Приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова (берег - прибрежный)

5. Приставочно-постфиксальный

Приставка и постфикс одновременно присоединяются к целому слову (бежать - разбежаться)

6. Суффиксально-постфиксальный

Суффикс и постфикс одновременно присоединяются к основе слова (ссора - ссориться)

7. Переход из одной части речи в другую

Перейдя из одной части речи в другую, слово меняет свои морфологические и синтаксические свойства: становится другой частью речи и другим членом предложения (учительская(прил.) - учительская (сущ.)

8. Слияние нескольких слов

Слово образуется путём слияния целых слов, составляющих словосочетание (выше указанный - вышеуказанный)

9. Сложение

Соединительная морфема объединяет основу слова и целое слово (светлый, розовый - светло-розовый)

10. Сложение в сочетании с суффиксальным способом

Слово образуется путём сложения нескольких основ с одновременным присоединением суффикса (четыре этажа - четырёхэтажный)

11. Сложение сокращённых слов

Слово образуется путём сложения части основы и целого слова, частей основ нескольких слов, начальных букв слов (заведующий складом - завскладом)

«Природа - наша боль и забота»

Все, что нас окружает, это природа. С того момента как человек появился на этом свете, он начал приручать природу. Все было бы не так плохо если бы человек не начал бы загрязнять эту природу.

Теперь мы полностью несем ответственность за природу. Ведь не зря сказано: «мы в ответе за тех, кого приручили». Приучая природу мы просто обязаны беречь и заботиться о ней. Мы не можем позволять и дальше загрязнять нашу окружающею среду. Подумайте о будущем! Оно ужасно. Если будет и дальше так продолжаться то мы и вовсе исчезнем с земли. То есть своими же руками разрушаем свое будущее.


Билет №7

1. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имён существительных (постоянные и непостоянные).

2. Расставьте знаки препинания в предложении с обособленным обстоятельствомю

3. Монолог «Книга — неиссякаемый сосуд».


Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и имеет общее грамматическое значение предметности, отвечает на вопросы кто? Что? (человек, ребенок, дерево, улица, чистота, совесть, ширь, смех).

все существительные, в зависимости от того, что они называют, делятся на собственные и нарицательные. К нарицательным существительным относятся слова, которые называют однородные (типичные) предметы и явление (страна, река, человек, ученик, созвездие).

Собственные существительные являются индивидуальными названиями предметов (лиц). К ним относятся имена, отечества, фамилия, клички животных, географические названия, названия книг, журналов.

Одушевленные называются существительные обозначающие людей или живых существ; они отвечают на вопрос кто?.

Неодушевленные существительные называют предметы неживой природы, растительного мира, окружающей действительности, понятия (стол, комната, солнце, трава) отвечает на вопросы что?.

Род- это неизменяемый признак существительных. Все существительные делятся на три родовые группы: мужского, женского, среднего рода.

К мужскому роду относятся сущ. С нулевым окончанием в начальной форме (дом, сарай, конь), небольшая группа сущ., обозначающих лиц мужского рода с окончаниями -а/-я (папа, дедушка, дядя), сущ. подмастерье.

К женскому роду относятся сущ. с окончанием –а/-я в начальной форме (дорога, басня), часть сущ. с нулевым окончанием (дочь, сирень).

К среднему роду относятся сущ. с окончанием –о, -е в начальной форме (поле,село), 10 сущ. на –МЯ: бремя, племя, вымя, имя, темя, семя, время, стремя, пламя, знамя.

Склонение- это изменение существительные по падежам и числам. По особенностям падежных окончаний в ед. числе все сущ. распределяются по трем типам склонения.

К 1-му скл. относятся существительные женского. рода с окончаниями –а/-я в начальной форме (трава, земля) и небольшая группа существительных муж. рода с теми же окончаниями (папа, дядя).

Ко 2-му скл. относятся существительные муж. рода с нулевым окончанием в начальной форме (стол, олень, гербарий) и существительные ср. Рода с окончаниями –о/-е (небо, поле, поведение).

К 3-му скл. относятся существительные женского. рода с нулевым окончанием в начальной форме (дочь, тишь, сирень).

Число- это переменный морфологический признак существительных, который указывают на количество предметов. Выделяются следующие группы сущ.:

1. Сущ., имеющие формы ед. и мн. числа. К этой группе относятся конкретные сущ. Значение числа выражается при помощи окончаний (дом – дома, улица – улицы) и определенных формообразовательных суффиксов (стул – стул{й}я, зайчонок – зайчата)

2. Сущ. Имеющие форму только ед. числа. К ним относятся: собирательные сущ. (листва, молодежь, студенчество), отвлеченные сущ. (радость, белизна, нравственность, дружба), вещественные сущ. (бензин, рожь, йод, молоко), имена собственные ( Урал, Волга, журнал « Здоровье»).

3. Сущ., имеющие форму только мн. числа. К ним относятся сущ., обозначающие парные предметы (сани, ножницы, брюки, ворота), отвлеченные сущ. (сутки, сумерки, проводы, будни), вещественные сущ. ( духи, чернила), имена собственные ( Афины, Карпаты).

Падеж- это изменяемый морфологический признак сущ-х, связанный с изменением формы слова. В русском языке шесть падежей (Именит., Родит., Дат., Винит., Творит., Предл.) .


«Книга- неиссякаемый сосуд»

Книга- неиссякаемый источник знаний.

Век живи- век учись! С того времени как человек появился на этот свет он начал учиться и продолжает это делать до сих пор. Чтобы поделиться своим опытом с другими, человек начал записывать все, что он хотел оставить другим.

Читая каждый раз, мы открываем для себя какие-то новые сведенья, интересные новости. Книги можно читать и читать, ведь на свете столько книг, что человек за всю свою жизнь не успеет все их прочитать.

Мы должны успеть получить по больше информации, то есть мы должны успеть прочитать побольше книг. И мы это должны начать сейчас, читайте книги, получайте знания!!!


БИЛЕТ №8

1) Имя прилагательное. Разряды .Степени сравнения прилагательных.

2) Расставить знаки препинания в предложений с обособленным определением.

3) Монолог «В здоровом теле - здоровый дух».

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Общее грамматические значение прилагательных- признак предмета.

Непостоянные морфологические признаки- род, число, падеж, изменяются по родам, числам, падежам.

Начальная форма- И.п., м.р., ед.ч.

Постоянный признак - разряд.

Разряды прилагательных по значению.

Качественные- называют признаки, обозначающие различные качества предмета, по величине (большой, маленький), по возрасту, по цвету, по внутренним качествам, по весу и т.д.Такие признаки могут быть у предмета в большой или меньшей степени (умный- умнее- умнейший). Качественные прилагательные имеют степени сравнения, краткую форму (умён), сочетаются с наречием очень (очень умный)

Относительные- обозначает материал, из которого сделан предмет (деревянный дом), указывает на признак предмета по мечту (московские площади), по времени его существования (зимний день), по значению предмета (спортивная обувь).Эти признаки не могут быть большей или меньшей степени, не имеют краткую форму, не сочетаются с наречием очень.

Притяжательные- обозначает признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (мамино письмо).Эти прилагательные отвечают на вопрос чья? чей? чьё? чьи? Они

не могут быть в большей или меньшей степени, не имеют краткую форму, не сочетаются с наречием очень. Они имеют суффиксы –ий(-ин), -ое(-ев),-ий(-й). Н-р: отцов.

Степени сравнения прилагательных.

Степени сравнения прилагательных имеют только качественные прилагательные.

Сравнительная степень обозначает, что какой-то признак появиться в этом предмете большей или меньшей степени, чем в другом.

Н-р: этот тополь выше клёна…….

Превосходная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак появиться в этом предмете наибольшей степени.

Н-р: Российская государственная библиотека самая крупная библиотека в России.

Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей). Н-р: удобный-удобнее;

Н-р: больше

-ше Н-р: старше

Составная сравнительная степень образуется от полной формы с помощью слов более и менее. У прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по родам, числам и падежам.

Н-р: более громкий голос, более громкое пение, более громкая песня.

Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов –ейш, -айш.

Н-р: спокойный- спокойнейший.

Составная превосходная степень образуется от полной формы с помощью слов самый, наиболее, наименее.

Н-р: самый спокойный, наиболее спокойный.

В здоровом теле- здоровый дух.

Главное богатство- это здоровье. Ведь когда болеешь, то все важное, как казалось, вещи становятся для тебя пустяками. Главное -иметь хорошее, крепкое здоровье. Только тогда человек сможет получить хорошее знание или стать хорошим специалистом. Я бы сказал(а): «Береги честь и здоровье смолоду»,- потому что здоровье важнее всего. А чтобы здоровье беречь нужно заниматься спортом, бегать и делать всевозможные разные упражнения. В наше время многие подростки курят и пьют, тем самым они причиняют зло своему здоровью. Если подростки не понимают и курят, то есть пожилые люди ,которые понимают что курить вредно для их здоровья, но же курят, потому что они уже зависимы на сигаретах и губят жизнь. Чтобы дальше прожить, нужно крепкое здоровье, а для этого нужно заниматься спортом.


БИЛЕТ №9

1) Глагол. НФГ. Наклонения. Времена. Особенности изменения глагола по временам.

2) Расставить и объяснить знаки препинания в предложении с однородными членами.

3) Монолог «Моя будущая профессия»

Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Общее грамматическое значение глагола- это действие. Они называют различные действия:

1. действия, связанные с трудовой деятельностью: копать, рубить, шить и др.

2. действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, решать, говорить, наблюдать и др.

3. действия, называющие перемещение и положения и пространство: идти, лететь, сидеть и др.

4. действия, называющие различные состояние : любить, грустить, ненавидеть, болеть и др.

5. действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает и др.

Синтаксические признаки глагола- в предложении глагол обычно является сказуемым.

Постоянные морфологические признаки: вид (сов. или несов.), переходный- если сочетается с сущ.в В.п.без предлога или в Р.п.- часть от целого. Непереходный- сущ.в кос. п.с предлогами; спряжение (I,II)

Инфинитив- это неизменяемая форма глагола не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, только называет действия. Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать? что сделать?

Окончания инфинитива? –ть, -ти: везти.

Наклонения глаголов.

Наклонение - это грамматическая категория глагола, выражающая устанавливаемое говорящим отношение действия к действительности.

Изъяснительное наклонение- обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъяснительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам.

Глаголы условного наклонения обозначает действия, которые с точки зрения говорящего являются предполагаемыми, возможными или желаемыми.

Условное наклонение образуется от формы прошедшего времени с помощью частицы бы. Глаголы условного наклонения изменяются по числам, в ед.ч., по родам.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые выражают волю говорящего, пробуждение к действию.

Они обычно употребляются в форме 2-го лица ед.ч. и мн.ч. Изменяются по временам.

Формы повелительного наклонения имеют оттенки от мольбы до запрета. В выражении разнообразных значении роль играет интонация.

Времена.

У глагола основное время указывает, когда происходит действия: в прошлом, настоящим или в будущем.

Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило да того, как о нём стали говорить (до момента речи)

Н-р: Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно.

_________ ___________

Образуются от основы инфинитива с помощью суффикса: -л: петь-пел

Иногда образуется форма м.р. прош.вр. без суф. -л (нести- нёс); а в форме ж.р. и с.р.форма мн.ч. -л появляется –л (нес- л- а)

Перед суф. –л пишется та же гласная, то перед –ть в инфинитиве: видеть- видел.

Глагол в форме прошедшего времени изменяется по числам: читал- читали.

Глагол в форме прошедшего времени изменяется по родам. М.р. имеет  окончания, ж.р. -а, с.р.-о. Они по лицам не изменяются.

Глагол в форме настоящего времени обозначают действия, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят (в момент речи)

Формы настоящего времени есть только у глагола несовершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний: вез- у, вез- ёшь, вез- ёте, вез- ут.

Формы будущего времени имеют глаголы несовершенного и совершенного вида. Будущее время может быть простым и сложным.

Формы будущего простого имеют глагол совершенного вида. Они образуются с помощью личных окончаний, как и формы настоящего времени: прочита- ю, прочита- ешь, прочита- ет, прочита- ем, прочита- ете, прочита- ют.

Формы будущего сложного имеют глагол несовершенного вида. Они состоят из 2-х слов: из формы будущего простого от глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: читать- буду читать. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.

«Моя будущая профессия»

Мы все с детства мечтали стать профессионалами какого-нибудь искусства. Я в детстве хотел(а) стать политиком, депутатом. Со временем я понял(а), что это не так уж и легко, как кажется со стороны.

Мы с седьмого класса начали изучать биология, которая очень понравилась и заинтересовала меня. В данное время я поставил(а) перед собой стать врачом или экологом. Я буду после одиннадцатого класса сдавать ЕНТ по биологий. Я верю, что я выиграю грант и буду хорошим специалистом своего дела.


БИЛЕТ №10

1)Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот.

2)Дополнить предложения вводными словами и расставить знаки препинания.

3)Монолог «Моя семья»

Причастие- это особая форма глаголы, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Отвечает на вопросы : какой? Что делающий? Что сделавший?

Общие грамматические значения причастия- признак предмета по его действию.

Морфологические признаки причастия- сочетания в одном слове свойства прилагательного и глагола.

Синтаксические признаки: Сорванный цветок увел- цветок был сорван

_______________________

Причастия согласуется с сущ. в роде, числе и падеже.

* Признаки прилагательного у причастия:

Причастия, как и прилагательные, изменяются: по родам(летящий, летящая), по числам(летящий, летящие) и по падежам(летящий, летящему, летящего)т.е. склоняются.

Причастия согласуется с сущ. в роде, числе и падеже в ед.ч. и в числе и падеже во мн.ч.( прочитанный журнал)

Некоторые причастия могут иметь 2 формы- полную и краткую(прочитанный- прочитан)

Краткие причастия не склоняются.

Полные причастия- определение, краткие причастия- сказуемые.

*Признаки глагола у причастия.

Причастия, как и глагол, могут быть возвратными и невозвратными: одевающий- одевающийся

Вид(сов., несов.): прыгавший(несов.в.),прыгнувший

Время: наст.(толкающий), прош.(толкавший)

Причастия могут быть действительные и страдательными.

Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действиям самого предмета.

Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета действием другого предмета.

Действительные причастия

Страдательные причастия

Наст.вр.

Прош.вр.

Наст.вр.

Прош.вр.

-ущ

-ющ

-ащ

-ящ

-вш

-вши

-ом

-ем

-им

-енн

-ённ




Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: прочитанный рассказ-рассказ прочитан

Причасти с зависимыми от него словами называются причастным оборотом. Н-р: На столе лежало не отправленное мною письмо.

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми: Голубое южное небо, потемневшее от пыли, мутное.


Действительные причастия

Страдательные причастия

Деепричастный оборот


Наст.вр.

Прош.вр.

Наст.вр.

Прош.вр.


Несов.

+

+

+

+

+

Сов.

__

+

__

+

+




«Моя семья» Семья- это одно из священных понятий в жизни человека. Семьи бывают разные: дружные, состоящие из многих людей(или наоборот),недружелюбные. Я родился(ась) в семье 4 января в 1999 году. Я очень рад(а), что вырос(ла) именно в этой семье. Мой отец в основном воспитывал меня. Он был хоть и строгим по отношению к некоторым поступкам, он очень любил нас с сестрой. Моя сестра- сестра которую никогда и некто не заменит. Она помогает мне в трудные для меня минуты, делиться со мной мыслями. А моя мама- самая лучшая мама на свете. После ухода моего отца из жизни она мне заменила моего отца и мать, хоть и она и сама страдает, если даже ей трудно она не показывает этого нам. Я люблю свою семью.


БИЛЕТ №11

1) Деепричастия как особая форма глагола. Деепричастия сов. и несов. вида. Деепричастный оборот.

2) составить к предложениям предложения- синонимы различной конструкции.

3) Монолог «О культуре поведения»


Деепричастия- это особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Как? Когда? и т.д.

Как глагол- обозначает действия

Как наречие- обозначает признак действия.

Общее грамматическое значение деепричастия- обозначает добавочное действия, которое показывает, как совершается действия глагола- сказуемого.

Морфологические признаки- объединение в одном слове свойства глагола и наречия.

Синтаксические признаки- в предложении деепричастия зависимы от глагола и являются обстоятельством.

Признаки глагола:

1)Возвратные и невозвратные: вытираясь- вытирая

2)сов. и несов.: решая задачу –решив задачу

3) Деепричастия распространяются: читать книгу - читая книгу

*Частица не с деепричастием (как и с гл) пишется раздельно: ответил не задумываясь

Признаки наречия:

1)неизменяемые слова

2)В предложении деепричастия зависит от глагола- сказуемого и является обстоятельством.

Деепричастия несов. вида образует глагол несов. вида при помощи суф –а, -я: блестя

Деепричастия сов. вида образуется при помощи суф. –вш, -в, -вши

Деепричастный оборот- это деепричастия с зависимыми от него славами. Может стоять в начале, в середине и в конце предложении. Выделяются запятыми.

«О культуре поведения»

Еще несколько столетий назад английский философ Локк заметил, что у человека невоспитанного отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью. Это меткое и правильное замечание. Мало обладать достоинствами — нужно еще успеть их проявить. Иначе достоинства могут обратиться в недостатки. Культура поведения — составная часть общей культуры, выработанной человечеством. Она предполагает соблюдение основных требований и правил человеческого общежития. Поскольку это касается других людей, культура поведения включает в себя культуру одежды, культуру речи, культуру внешних манер. Знание манер культурного поведения помогает человеку решить, как поступить в том или ином случае, чтобы не вступать в конфликт с другими людьми, найти правильный выход из сложной ситуации, то есть способствует установлению достойных отношений. Культура поведения — это одно из условий создания гармонии между личностью и коллективом, взаимного понимания людей. Я хочу быть воспитанным человеком, поэтому постоянно работаю над культурой поведения и культурой речи.


БИЛЕТ №12

1) Наречие как часть речи. Правописаний наречии(о, е)

2) Дописать окончания глагола и определить спряжения глагола.

3) Монолог «Моё любимое время года»

Наречие- самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак признаков.

Общее грамматические значения- признак действия или признаков.

По значению наречие делятся на:

1)образа действия(как? каким образом?)

2)места(где? куда? откуда?)

3)меры и степени(в какой степени? насколько?)

4)причины(посему? отчего?)

5)времени(когда? как долго?)

6)цели(зачем? для чего?)

Морфологические признаки- неизменяемость пост.: разряд по знач. нар. им. степени сравнения

Синтаксические признаки- обстоятельство

Степени сравнения наречия им. нар. образованно от нар.

Степени сравнения наречия- какой-то признак появляется в большей или меньшей степени: грамотнее, быстрее чем в прошлом

Простая степени сравнения наречия - образуется с помощью суф. -ее(-ей),-е, -ше: весело-веселее, высоко- выше

Сложная степени сравнения наречия- образуется с помощью слов более и менее: более весело

Превосходная степень-какой-то признак проявляется в наибольшей степени и имеет сложную форму: грамотнее всех

Правописания нар.

-не с нар. -о, -е пишется слитно

1)если слово без не употребляется(невзрачно)

2)если слово с не можно заменит близким ему по значению словом без не(нелегко-трудно)

Частица не с нар. пишется раздельно, если в пред. Есть или подразумевается противопоставления(не высоко)

На конце нар. после шипящих под ударением пишется –о(горячо),без уд. пишется –е(зловеще).Искл. ещё.

В нар. на –о(-е)пишется столько ….,сколько их в прилагательном, от которого данное нар. образованно(интересно-интересно)

В нар. с приставками в-, на-, за- на конце обычно пишется –о(заново, начисто)

Дефис пишется:

1) в нар. с приставкой по- оканчивающихся на –ому, -ему –и (по-новому, по- русски)

2) в нар. с приставкой в-, -во оканчивающихся на –ых, -их(во-первых)

3) в нар. образованных повторением слов или однокоренных слов (еле-еле, мало-помалу)


«Моё любимое время года»

Мне нравиться больше всех времен года –весна. Мне нравиться видеть как расцветают деревья, нравиться видеть как вся природа оживляется после трёх месяцев холодной зимы. Казахский народ очень любил весну, с приходом весны они выводили свой скот на луга, кочевали в джайлау. Мне нравиться как вода по ручейку побежит, как соловьи в лесу запоют, как люди начинают сажать свой огород, все сто мне нравиться в природе происходит весной.

Поэтому я люблю –весну.


Билет №13

1.Типы и стили речи. Приведите примеры.

В русском языке три типа речи:

Повествование - рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. В целом текст-повествование отвечает на вопрос «Что произошло?»

Пример текста-повествования. Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего приятеля. Я увидел его издали. Он шёл пешком, с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом. Мы пошли к нему навстречу. Он приближался, держа фуражку, наполненную черешнями. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому: но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел; противник мой не соглашался. Положили бросить жребий: первый нумер достался ему, вечному любимцу счастия. Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства... Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплёвывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моём. Я опустил пистолет. «Вам, кажется, теперь не до смерти, – сказал я ему, – вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать...». – «Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, – извольте себе стрелять, а впрочем как вам угодно: выстрел ваш остаётся за вами; я всегда готов к вашим услугам». Я обратился к секундантам, объявив, что нынче стрелять не намерен, и поединок тем и кончился.

Описание - изображение какого-либо явления, действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. В целом текст-описание отвечает на вопрос «Какой?»

Пример текста-описания. В широкий пролет окна видны были черепичные крыши Берлина – очертанья их менялись, благодаря неверным внутренним переливам стекла, – и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол. Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье легкую изумленную осеннюю синеву (В. Набоков) .

Рассуждение - словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. В целом текст-рассуждение отвечает на вопрос «Почему?»

Пример текста-рассуждения. По моему глубочайшему убеждению, 21-ый век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта обязательна. Технике должна быть отведена служебная роль.

Ведь природа много лет сама управлялась со своими трудностями, рождала жизнь в любых условиях. Природа-чудо из чудес.

И человек-высшая точка в развитии природы. Он не должен бесконечно испытывать терпение своей матери, требовать у природы всего и немедленно. Наконец, есть долг человека перед природой. Человек, как наиболее сознательное явление мироздания, обязан помогать животным, птицам, растениям, даже "неживой природе". Помогать. не ожидая немедленной награды.

Д. С. Лихачев.

2.Сложное синтаксическое целое и средства связи в ССЦ. Синтаксический разбор предложения:

Я люблю сидеть у костра, слушать треск сучьев и думать о том, что жизнь необыкновенно хороша, если ее не бояться и принимать с открытой душой.

3. Составить текст на тему «Моя будущая профессия».

Билет №14

  1. Служебные части речи. Междометия.

  2. Вставьте –н или –нн, обосновывая свой выбор. Произведите разбор слова по составу.

  3. Монолог «Влияние компьютера на человека»

Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

  • К служебным словам нельзя поставить вопрос.

  • Служебные слова не являются членами предложения.

  • Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.

  • К служебным частям речи в русском языке относятся следующие:

предлог (в, на, об, из, из-за);

союз (и, а, но, однако, потому что, чтобы, если);

частица (бы, ли, же, не, даже, именно, только).

Междометия занимают особое положение среди частей речи.


  • Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи).

  • Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух; для выражения чувства холода – бр-р, для выражения страха или боли – ой и т.д.


«Влияние компьютера на человека»

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступивший XXI век является веком информации и научных знаний. Развитие глобального процесса информатизации общества, который охватывает все развитые и многие развивающиеся страны мирового сообщества, в том числе и Россию, приводит к формированию новой информационной среды обитания людей и нового, информационного уклада жизни и профессиональной деятельности.

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.

Состояние информационной среды общества оказывает весьма существенное влияние на состояние психики людей, стереотипы их поведения в обществе и личной жизни, на их моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности.

Это влияние стало особенно заметным в последние десятилетия XX века, когда информационно-коммуникативные процессы в обществе значительно усилились благодаря его всеобщей информатизации, а переход от тоталитарного государства к демократическому породил во многих странах, в том числе и в России, усиление хаотических процессов в информационной сфере. В связи с этим в последние 5-7 лет в обществе начала осознаваться новая глобальная проблема — информационно-психологической безопасности.


Билет №15

1. Словосочетание. Строение словосочетаний. Виды подчинительной связи в словосочетании.

2. Раскройте скобки, объясните правописание не с разными с частями речи.

3. Монолог «Мой Павлодар, мой город ястребиный!»


Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнано, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.

Словосочетаниями не являются:

грамматическая основа

однородные члены предложения

служебная часть речи + существительное

фразеологизм

повторы слов.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением или числительным.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием, седьмой класс.

Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа.

Примеры: ненависть к врагу, крутить головой, любовь к Родине.

Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше.


«Мой Павлодар, мой город ястребиный!»

Павлодар очень красивый город! Там есть очень красивая мечеть-Центральная мечеть имени Мухжур Жусупа Копеева. В ней меня привлекает полумесяц на вершине этой мечети. Так же, мне очень нравится мечеть купца Бижана! Она интересного цвета. А белая мечеть имени Абдулфаттаха Рамазанова меня больше всего привлекает. Очень красиво выглядит белый цвет в таком расположении. В моем городе есть и соборы, особенно я отмечу Благовещенский кафедральный собор. В этом соборе интересная гамма-золотой, синий, красный... Очень интересно! И последнее, про что я расскажу о своем городе, так это Католическая церковь Святой Терезы младенца Иисуса. Почему то, она мне понравилась больше всего. Наверное потому, что очень привлекательное название, именно оно тянет меня в нее! Вот такой мой город.


Билет №16

1.Простое предложение. Типы предложений по цели высказывания, интонации, по наличию и отсутствию главных и второстепенных членов предложений. Типы сказуемых.

2.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание приставок.

3.Монолог «Что такое счастье?»


Простые предложения делятся на виды по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу главных членов, по наличию (или отсутствию) второстепенных членов, по наличию или отсутствию необходимых членов предложения.

ВИДЫ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

По цели высказывания — сообщение, вопрос, побуждение — простые предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.

ВИДЫ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИИ по ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ окраске

Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции (чувства) говорящего и пишущего. Произносятся они при этом с особой интонацией восклицания: Уж постоим мы головою за родину свою!

ВИДЫ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО НАЛИЧИЮ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Грамматическая основа двусоставных простых предложений состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Белая берёза под моим окном при- накрылась снегом точно серебром.

ВИДЫ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО НАЛИЧИЮ ИЛИ ОТСУТСТВИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ

По наличию (или отсутствию) второстепенных членов предложения простые предложения — двусоставные и односоставные — делятся на нераспространённые и распространённые.

Нераспространённые простые предложения в своём составе имеют только главные члены. Например: Катятся ядра, свищут пули... (А. Пушкин); Вечереет. Ночь.

ВИДЫ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО НАЛИЧИЮ ИЛИ ОТСУТСТВИЮ НЕОБХОДИМЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.

Полные простые предложения — это такие предложения, в которых все члены предложения налицо: С запада надвигалась дождевая туча. Постепенно темнело.


«Что такое счастье?»

Что такое счастье для человека?

Каждый человек имеет свое определение счастью. Критерии счастья могут быть совсем разные, но в большинстве случаев люди считают, что счастье это: Семья,Гармония,Самореализация, Любовь,Финансовое благополучие,Успех.

Можно еще долго перечислять, что люди понимают под словом счастье. Но главное здесь то, что у каждого оно свое.Итак, если для вас счастье – это семья и дети, то вы будете стремиться именно к этому. А вот если для вас счастье – это самореализация, то вы будете искать свое призвание в жизни, а найдя его, сделаете все для его реализации. Критерий счастья в виде финансового благополучия будет заставлять вас строить свою материальную независимость. Но при всем этом вы всегда будете бояться потерять, то, что приобрели на внешнем пути. А страх не даст вам полноценно наслаждаться счастьем.Но есть и люди, для которых счастье – это духовное развитие, личностный рост. Такой человек будет много читать, заниматься различными практиками, всячески повышать свою духовность.Для меня главное счастье и богатства это моя семья!


Билет №17

1.Типы односоставных предложений.

2.Выполните фонетический разбор 2-х слов.

3.Монолог «Поэты об осени».


Предложения в русском языке делятся на двусоставные и односоставные по количеству основ: Односоставные, те предложения, где один главный член: Смеркалось. Двусоставное предложение, то , в котором два главных члена предложения: Зима холодная.

Типы односоставных предложений

Назывные . Предложение с главным членом подлежащим: Улица, фонарь, аптека .

Предложения с главным членом сказуемым:определенно – личные – сказуемое выражено глаголом 1 или 2 лица: Пойду посмотрю .

Неопределенно – личные – сказуемое выражено глаголом 3 лица, множественного числа: За окном шумят .

Обобщенно – личные – сказуемое выражено глаголом во 2 лице единственного числа: Без труда не вытащишь рыбку из пруда;

Безличные– форма глагола не выражает лица, а выражает явления природы, состояние живого существа: ему нездоровится.

Полные и неполные предложения

В полных предложениях есть все члены предложения , для того, чтобы полностью понимать смысл.

В неполных некоторые члены опущены, но их можно восстановить из контекста или ситуации:.

Распространенные и нераспространенные предложения

Если в предложении есть второстепенные члены предложения , то оно называется распространенным , а если нет – нераспространенным : Идет дождь

.

«Мой Пушкин»

Пушкин - выдающейся гений русской литературы. Он один из первых сумел возвысить русскую литературу на один уровень с мировой культурой, соединить в своем творчестве Запад и Восток.

Пушкин раскрывал в своем творчестве важные проблемы: судьба России и передовых ее представителей; взаимоотношение государства и человека; роль народа в жизни страны; прошлое, настоящее и будущее России; место человека в современной жизни.

Литературная деятельность Пушкина началась довольно рано. Своими учителями он считал русских поэтов конца XVIII- начала-XIX в.в. – Державина, Жуковского, Батюшкова. Уже в ранних стихотворениях поэт говорил о высоком предназначении поэта и поэзии в обществе. За смелые стихотворения поэта не раз отправляли в ссылку. Но и в ссылке он продолжал напряженно работать, создавать новые произведения, обличающие самодержавие.


Билет №18

1.Обращение. Вводные слова.

2.Выписать словосочетания из данного предложения. Указать способ связи слов в словосочетании.

3.Монолог «Учитель, перед именем твоим...!»


Обращение — это слово или сочетание слов, называющее лицо, к которому обращаются с речью.

Обращения в устной речи служат для привлечения внимания к сообщению и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Такие обращения выражаются существительными одушевленными, реже прилагательными или причастиями в значении таких существительных.

Вводные слова — это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова и предложения при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением) , а на письме — запятыми.

«Учитель, перед именем твоим...!»

Учитель - прежде всего, это человек, который даёт нам знания. Им не обязательно должен быть преподаватель нашей школы или университета, учителями так же являются наши родители. Они дают нам знания с самого нашего рождения: учат ходить, читать, считать и писать, вести себя в обществе. Но первый большой шаг в серьёзную жизнь мы делаем в начальной школе, в этом помогает нам наш первый учитель.

К сожалению, некоторые люди совершенно забывают тех, кто дал им первые, но такие важные знания. Даже забывают имена и вряд ли вспомнят, что сегодня праздник у того, кто так за тебя переживал, когда отпускал в старшие классы и так радовался, узнав о твоей победе на олимпиаде по твоему любимому предмету. Мы не можем видеться со своей первой учительницей каждый день, но мы всегда помним о ней и всей душой благодарим за то, что она сделала для нас.


Билет №19

1.Второстепенные члены предложения.

2.По данной схеме составить СПП.

3.Монолог « Воспитанный человек – это... »


Русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:

Дополнения; определения; обстоятельства.

Приложения рассматриваются обычно как разновидность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.


« Воспитанный человек – это... »

Воспитанный человек-это личность,соблюдающая все норма морали и поведения в обществе, которая уважает интересы других как свои собственные. Опрятность, вежливость, добрата, честность и знание этикета должные стать верными спутниками этого человека. Воспитанный человек не может быть корыстным и жадным. Чувство такта является неотъемлемой частью его жизни. Для того, чтобы быть воспитанным, необходимо совершенствовать каждый день. И при этом суметь сохранить данные навыки, не растеряв их.

Современный воспитанный человек-тот,кто способен не просто совершить поступок, но и отвечать за них. Сегодня вежливость подразумевает также серьезное образование, развитый ум,умение управлять своими эмоциями независимо от того,каким темпераментом ты наделен от природы.


Билет №20

1.ССП. Виды сочинительной связи в ССП.

2.Произведите разбор слов по составу. (6 примеров )

3 .Монолог «ЭКСПО - 2017»


Сложносочиненное предложение - структурно-семантическая разновидность сложного предложения, состоящая из двух или более грамматически равноправных предикативных частей, связанных друг с другом при помощи сочинительных союзов, грамматически и по смыслу.

Вызывает споры вопрос о грамматическом объеме сложносочиненных предложений.

Н-р, Шуршат и плещут волны.

На то, каким является статус предложений с однородными сказуемыми, в специальной литературе существуют две точки зрения:

это сложносочиненное предложение (мнение, изложенное в Грамматика-70 и Русской грамматике-80);

это простое предложение с однородными сказуемыми (мнение большинства синтаксистов).

В литературе прослеживается разное понимание сочинительных отношений между предикативными частями сложных предложений.

Н -р, Волны звучали, солнце сияло, море смеялось.

Многие рассматривают подобные предложения как сложносочиненные на основании того, что бессоюзие может содержать в себе характер сочинительных отношений.

Структурно-семантические признаки сложносочиненных предложений:

Структурные признаки:

Полипредикативность;

Наличие грамматических средств связи предикативных частей - сочинительных союзов.

Структурная неполнота одной предикативной части.


«ЭКСПО - 2017»

ЭXPO 2017 – поистине удивительное событие в жизни нашей страны. Международная выставка, которая является символом индустриализации, демонстрации технических и технологических достижений, появления новых идей и интересных проектов, будет способствовать интеграции Казахстана в мировую экономику. За считанные годы наша Родина провела ряд многих мероприятий, таких как саммит ОБСЕ, Исламская конференция, Азиада. Тем самым показав недюжинные организаторские и творческие способности, высокий научный потенциал. Неудивительно, что теперь мировое сообщество доверило Казахстану проведение Всемирной выставки 2017 в Астане. Тема выставки: «Энергия будущего», которая действительно очень важна и значима, особенно для нашей страны. Современный Казахстан - одно из государств с богатейшими запасами топливно-энергетических ресурсов. Однако нефть, газ, уголь являются исчерпаемыми природными богатствами. К тому же их использование приносит огромный вред человечеству и окружающей среде. Несомненно, что развитие альтернативных источников энергии – наиважнейшая экологическая, экономическая и даже политическая задача.


Билет №21

1.СПП. Типы придаточных предложений в СПП.

2.Выполните словообразовательный разбор. Укажите способ словообразования.

3.Монолог «Заповедные места Казахстана»


СПП, типы придаточных

1) Придаточные изъяснительные

2) Придаточные определительные

3) Придаточные обстоятельственные

Придаточные изъяснительные

1) Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей. Главная часть нуждается в смысловом изъяснении, главная без придаточной выглядит незаконченной.

Примеры: Всё-такси мне кажется, что вы не имеете право так поступать. (кажется что?)

Придаточные определительные

2) Придаточная определительные — отвечает на вопрос какой?; поставленный не от главной части, а от существительного. В придаточной изъяснительной всегда есть слово «который» либо слово, которое можно заменить на него.

Примеры:Она напевала мотивы, которые трогали до слёз. (мотивы какие?)

Придаточная обстоятельственные

3) Придаточная обстоятельственные отвечают на вопросы наречий. Так как вопросов наречий много, то придаточные обстоятельственные разделим на подтипы:

а) Придаточная цели отвечает на вопрос «с какой целью?». В придаточной цели всегда есть слово «чтобы»

Примеры: Для того, чтобы скорей пришёл Новый год, мы стрелки часов перевели вперёд.

б) Придаточная уступки. В придаточной уступки всегда есть союз «хотя» или другой союз синоним (несмотря на то что, что ни , как ни …)

Примеры: У князя глуповатое лицо, хотя многие считали его человеком унылым.

в) Придаточная следствия. В придаточной следствия всегда есть союз «так что». Запятая обязательно ставится перед так.

Примеры: У лодки не было вёсел, так что пришлось грести доской.

г) Придаточная причины. В придаточной причины всегда есть союз «потому что» или его синоним (так как, от того что)

д) Придаточная условия. Есть союз «если», но иногда роль союза «если» может выполнять союз «когда».

Примеры: Если бы знал все последствия, не полез бы в воду.Ах лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной да пыль.

е) Придаточная образа действия. Отвечает на вопрос «каким образом?», указывает способ действия.

Примеры: Он кушал так, как будто три дня не ел.

ж) Меры и степени.

Примеры: Было так темно, что я ничего не видел.

з) Придаточная сравнения.

Примеры: Воздух изредка дрожал, как дрожит возмущённая вода.

и) Придаточная времени. Есть всегда вопрос «когда?»

Примеры: Когда я проснулся, уже рассвело.

к) Придаточная места. Отвечает на вопросы «где? куда? откуда?»


«Заповедные места Казахстана»

Наурзумский заповедник находится в Кустанайской области, занимает 85.6 тысяч га. Организован в 1934 году в целях охраны Наурзумского соснового бора - одного из самых южных массивов сосновых лесов в Казахстане, и озер - мест гнездовья водоплавающих птиц. Здесь преобладают ландшафты бугристых песков с сосновым бором Наурзум-Карагай, примыкающих к лесу типчаковых ковыльных степных равнин, солонцово-солончаковых побережий и акваторий озер Сарымойын, Жарколь, Аксуат, Чушколы. В заповеднике встречаются 25 видов млекопитающих, 150 видов птиц. Для местной фауны характерно совместное присутствие как лесных, так и степных видов. К числу наиболее интересных обитателей заповедника относится очень редкая белая цапля. На озерах гнездится множество водоплавающих птиц и таких редких, как серый гусь и красноголовый нырок. На озерах Аксуат, Сарымойын и других летом собирается на линьку огромное количество водоплавающих птиц со всего Северного Казахстана и из Западной Сибири, осенью на кормежку и отдых их собирается сотни тысяч. Научная работа проводимая в Наурзумском заповеднике, направлена на расширение вопросов, связанных с изучением взаимодействия лесной, степной и озерной фауны. Особое место занимают задачи восстановления соснового бора, значительная часть которого была уничтожена пожаром в 1964 году, развития леса в степной зоне.


Билет №22

1. БСП. Знаки препинания в БСП.

2. Объясните значения данных фразеологизмов, составьте с ними предложения. (4-5 фразеологизмов)

3. Монолог «Искусство в моей жизни»


Знаки препинания в БСП.

Между простыми предложениями в БСП выражаются различные смысловые отношения. В зависимости от этого в БСП используются следующие знаки препинания.

Запятая в БСП.

Сообщается о событиях, которые происходят одновременно или последовательно, предложения тесно связаны между собой, невелики по размеру:Театр уж полон, ложи блещут.

Точка с запятой.

Смысловые отношения такие же, как БСП с запятой, но одна из частей БСП осложнена и в ней уже есть запятые:Слабо шурша, падали листья; вздыхая, шумел лес.

Двоеточие в БСП. потому что ,так как

Он оглянулся: по дороге шел какой-то человек.

Тире в БСП. а, но

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Настанет утро – двинемся в путь.


«Искусство в моей жизни»

Искусством называют умение, мастерство, знание дела, но, пожалуй, чаще всего слово «искусство» мы употребляем в значении «художественное творчество» - создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими.

Любовь к делу, внимание к нему. Труд - залог к успеху в любом искусстве. В примеру, под ораторским искусством подразумевает способность говорить убедительно, этому искусству можно научиться. Сколько бы вы ни читали книг про плаванье, вы не научитесь плавать, если смело не отступитесь в воду. То же самое в области искусства. Искусство в моей жизни отражается характерами как смелость, решительность, целеустремленность.


Билет №23

1.СПП с несколькими придаточными.

2.Определите стиль и тип речи текста, обосновывая свое мнение.

3.Монолог «Школа-страна чудес»


Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида:

1) последовательное подчинение,

2) параллельное подчинение,

3) однородное подчинение.

Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Пример:Я боюсь, что Анна опоздает на экзамен, который должен начаться рано утром.

Схема: [ … ], (союз что … ), (союзное слово который…).

Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Пример:Когда вошла учительница, ребята встали, чтобы поприветствовать её.

Схема: (союзное слово когда … ), [ … ], ( союз чтобы …)

Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

Пример:Я неожиданно почувствовала, как напряжение спало и как легко стало у меня на душе.

Схема: [ … ], (союз как … ) и (союз как … ).


«Школа-страна чудес»

Всё главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты и станешь в последующей жизни. Я учусь в замечательной школе №1 города Аксу. Я уверена, что именно эта школа сможет воспитать и научить. В моей школе самые лучшие учителя. Я думаю, что далеко не каждый человек может впустить к себе в сердце ребёнка, подарить ему любовь, заботу и доброту.Школе, в которой я учусь, семьдесят пять лет. Но, мне кажется, что ни одна новая школа не может передать такую доброту и тепло, которые излучают стены моей школы, годами хранящей звонки перемен, громкие возгласы и смех учеников, строгие, но правильные наставления учителей. Я люблю свою школу и рада, что учусь в ней. Здесь я открыла свой внутренний мир, познала своё внутреннее «Я». Школа — мой второй дом, и каждый раз я прихожу в сюда с улыбкой и хорошим настроением.

В школе проходят лучше годы моей нашей жизни — юность. И часть её я отдаю своей школе Я рада, что моя юность проходит здесь!


Билет №24

1.СП с несколькими частями и разными типами связи между ними. (сочинительная, подчинительная, союзная и бессоюзная связи)

2.Просклонять числительное: тысяча восемьсот шестьдесят семь.

3.Монолог «Трудом велик человек»


Общие понятия

В языке есть сложные предложения с несколькими видами связи:

1) бессоюзной и союзной подчинительной,

2) бессоюзной и союзной сочинительной,

3) союзной сочинительной и подчинительной.

Это сложные предложения, состоящие более чем из двух простых и имеющие соответственно более двух грамматических основ.

Встретив такие предложения, не удивляйся. Помни, частей может быть две и более. Их может быть гораздо больше: даже 13-15 и более. В предложениях из 3 и более частей частотны комбинации:

союзной и бессоюзной связи,

сочинительной и подчинительной связи.

Виды комбинаций

Возможны разные виды комбинаций частей сложных предложений:


Сочинительная и бессоюзная связь:

Уже давно стемнело 1,/ но тишины не было 2:/ в канаве за забором громко расквакались лягушки 3.

Схема:[ … ]1, но [ … ]2: [ … ]3.


Подчинительная и бессоюзная связь:

Когда я проснулся 1,/ уже давно рассвело 2:/ солнце стояло высоко в небе 3.

Схема:[(когда …)1, …]2: […]3.


Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь:

В саду росли старые яблони 1,/ которые уже едва цвели 2,/ но всё равно они радовали глаз 3:/ мне вспоминалось детство 4,/ когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков 5.

Схема:[…, (которые …)2, (но…)3]1: [… (когда)5]4


Сочинительная и подчинительная связь:

Мы общались 1,/ но симпатии между нами не было 2,/ потому что ни он, ни я не могли забыть ту старую ссору 3.

Схема:[…]1, [но…]2, (потому что…3.


«Трудом велик человек»

Не каждому человеку дано ощутить радость труда. Некоторые люди просто родились созерцателями, а не деятелями, и труд для них — обуза, отнимающая силы, время, съедающая силы. Другим не повезло: род деятельности, избранный ими, не соответствует способностям, склонностям, характеру, психологическим данным. Для них труд — мука, рабство, безнадежный плен без перспектив освобождения! Такие люди тянут лямку, кто покорно, кто озлобленно, только ради куска хлеба.

Есть люди, не приспособленные к систематической работе. Они порывисты, работают по вдохновению, периоды подъема перемежаются с периодами апатии. И все-таки, можно ли труд сделать мерилом величия человека? Человечества — наверняка. Все мы стоим на бесконечной, уходящей в глубь веков лестницы, где каждая ступенька — плод труда ремесленника, земледельца, ученого. От нашего отношения к труду, от того, как наше общество относится к рабочему человеку — все равно, каменщику, философу, повару, учителю, — зависит, продолжится ли эта лестница в будущее. Грустно думать, что пока мы только используем то, что придумано и сделано другими людьми в других странах, где давно узнали цену труду.


Билет №25

1.Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата.

2.Найдите в тексте местоимения ,определите их разряд.

3.Монолог «Мой досуг»


Прямая и косвенная речь

Высказывания других лиц, включённые в авторское повествование, образуют так называемую чужую речь, которая бывает прямой и косвенной.

Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.

Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения. Ср.:

Он сказал: «Я хочу пойти с вами».

Он сказал, что хочет пойти с нами.

Он сказал о своём желании пойти с нами.

Вопрос, переведённый в косвенную речь, называется косвенным вопросом и оформляется двумя способами:

Я всё думал, кто бы это был.

Я всё думал: кто бы это был?


Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон, например:

1) прямая речь после слов автора:

Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».

Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»

2) прямая речь до слов автора:

«Я остаюсь дома», — сказал я решительно.

«Почему?» — удивился Антон.

3) слова автора разрывают прямую речь:

«Пойду спать, — решил Мельников. — Очень тяжёлый выдался день».

«Решено, — мечтательно добавил он про себя, — хоть в выходные я наконец высплюсь».

4) прямая речь внутри слов автора:

Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.


Прямая речь может иметь форму диалога. Диалог оформляется двумя способами:

1. реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире:

2. Реплики следуют в строку:


«Мой досуг»

Как вы полагаете, чем люди должны заниматься на досуге? Конечно же, большинство ответит: отдыхать и расслабляться. Но позвольте с вами не согласиться. По-моему, на досуге необходимо отдыхать, но отдых не должен быть бессмысленным и бесполезным. Я считаю, что в свободное от работы время человек должен повышать свой культурный и эстетический уровень, найти время соприкоснуться с миром прекрасного. Посещая театры, выставки, музеи, я получаю гораздо большее наслаждение, чем просиживая у экрана телевизора или компьютера весь вечер. Читая хорошую книгу, я по-настоящему отдыхаю. Многие знают общепринятую истину: в здоровом теле - здоровый дух. Заниматься спортом на досуге не только полезно, но и очень увлекательно. Я очень люблю прогуливаться по набережной, мне нравится быть наедине с природой. Я в восторге от осеннего листопада. Багряные, желтые листья плавно падают под ноги, и я иду по бесконечному разноцветному ковру. Вокруг тихо, спокойно, а на душе легко и радостно. Безусловно, нельзя навязать свое мнение каждому, особенно о том, как следует отдыхать. Но так хочется верить в лучшее и надеяться, что мое поколение сделает свой выбор в пользу прекрасного и вечного. Аааааааа,я закончила! Красавчик:D

P.S.Эридана)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экзаменационный материал Русский язык 9 класс с казахским языком обучения

Автор: Шарипханова Гульмира Муктарамовна

Дата: 14.04.2017

Номер свидетельства: 409227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Экзаменационный материал для 5-х классов по русскому языку в школах с казахским языком обучения. "
    ["seo_title"] => string(108) "ekzamienatsionnyi-matierial-dlia-5-kh-klassov-po-russkomu-iazyku-v-shkolakh-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "208565"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430841988"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Образования деепричастий "
    ["seo_title"] => string(28) "obrazovaniia-dieieprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "185744"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426237067"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Экзаменационный материал (билеты) по русскому языку для 9 класса с казахским языком обучения."
    ["seo_title"] => string(80) "ekzamienatsionnyi_matierial_biliety_po_russkomu_iazyku_dlia_9_klassa_s_kazakhski"
    ["file_id"] => string(6) "407140"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491472250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства