kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающин технологии на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы, учащимся приходится много писать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям, без которых не обойтись на этих уроках. В статье предложены тексты, упражнения и задания, которые должны помочь ученику сохранить здоровье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающин технологии на уроках русского языка и литературы»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы…

В.А.Сухомлинский



Здоровье человека — актуальная проблема во все времена, а в наше время она приобретает первостепенное значение. Состояние здоровья украинских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Состояние здоровья школьников России – катастрофично.

Малоподвижный образ жизни, плохое питание и пристрастие к алкоголю и табаку делают российских школьников самым больным поколением в истории страны.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

Анализ причин "школьных болезней" привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования относятся:

- недостаточная освещенность классов;

- плохой воздух школьных помещений;

- неправильная форма и величина школьных столов;

- стрессовая тактика авторитарной педагогики;

- интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

- несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;

- несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;

- отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа детского учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором является образ жизни, формировать который может и призвана школа.

В настоящее время учителями накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, условия жизни ребенка. Они предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к себе.

Здоровье учащихся находится в тесной связи со здоровьем педагога. У нездорового учителя ниже качество работы, а значит, ученики хуже усваивают материал, больше подвергаются стрессу, быстрее утомляются. Не всем учителям удается компенсировать это самоотверженностью, душевностью, высоким профессионализмом. Не менее важно и то, что, являясь примером для учеников, учитель формирует у них такое же отношение к своему здоровью. Безграмотность учителя в этих вопросах, пренебрежение к физическому и психологическому состоянию не компенсируется призывами заботиться о здоровье и даже проведением уроков здоровья.

Поэтому учитель, в первую очередь, должен бать сам здоров, и должен обращать внимание на индивидуальные особенности здоровья каждого ученика, пришедшего в класс. Учителю необходимо создавать условия для включения ребёнка в учебный процесс и находить методы, адекватные именно его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления и способности к “конструированию” собственного здоровья. Создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат, вести целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.

Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы, учащимся приходится много писать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям, без которых не обойтись на этих уроках.

Одним из компонентов здоровьесберегающих технологий является рациональная организация урока.

Здоровьесберегающие технологии работают на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся.

Во избежание усталости учащихся обязательно нужно чередование видов работ: устная и письменная работа с учебником, самостоятельная работа, творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Эти приемы способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

На каждом уроке необходимо проводить динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности. Также уместно на уроках русского языка и литературы использовать элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений). Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов ведёт к психологической разгрузке.

Уроки литературы предоставляют широкие возможности сохранения здоровья школьников в период обучения в школе, позволяют заботиться не только о физическом, но и духовном, нравственном здоровье ученика. Литература – это главный школьный предмет, который должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование души. Изучение «искусства слова» невозможно без живописи и музыки. Чтение художественных текстов сопровождается музыкальными произведениями композиторов – классиков, иллюстрациями великих художников, таким образом, происходит воздействие на эмоциональную сферу ученика. При анализе художественного произведения акцентируем внимание учащихся на проблемах добра, милосердия, тем самым оказывая влияние на формирование нравственного здоровья.

Уроки литературы можно назвать уроками общения. Анализируя художественные произведения, учитель общается с учениками. Это помогает открыть лучшие стороны детской души. Ребёнок должен одновременно мыслить и чувствовать. Для этого на уроках можно использовать разнообразные виды деятельности: устные ответы, записи в тетрадях, выразительное чтение, ответы на вопросы, то есть следующие виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельный методы работы. Обязательно надо учитывать их среднюю продолжительность и частоту чередования.

При изучении биографий писателей и художников нужно показать тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал: «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Учащиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.

В соответствии с особенностями каждого обучающегося учителю необходимо составлять задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности. К примеру, на уроках литературы можно предложить учащимся тесты трех уровней сложности. Задания первого уровня рассчитаны на знания и воспроизведение текста (например, найти стилистические фигуры и тропы), а задания третьего уровня сложности - целостное восприятие произведения - в единстве формы и содержания (например, определить композиционную роль того или иного эпизода).

На уроках русского языка для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ можно использовать тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. При изучении наклонений глаголов можно рассмотреть режим дня школьника с последующим его обсуждением. Знакомство с числительными даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях русскими спортсменами в разные периоды.

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. И тогда можно согласиться с Николаем Константиновичем Смирновым: «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач».

Учителям, освоившим здоровьесберегающие технологии, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Использование таких технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Физпаузы

Русский язык.

Тема. Знаки препинания в конце предложения.

Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по интонации.

Мы сейчас покажем точку: сделать глубокий вдох, задержать

Раз, два, три – надули щёчки! дыхание на счёт 1-2-3

Дружно прыгнули на строчки – прыжки на двух ногах 5-6 раз

Вот и показали точку!


Спинку все согнули так, наклоны вперёд 4-5 раз

Знак вопроса – нужный знак! медленная ходьба, высоко

Он идёт, как старый дед поднимая ноги

Ста пятидесяти лет!




- На что похожи знаки препинания?

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?


- О каком знаке препинания не говорилось в упражнениях?

- Какое предложение называется побудительным? Какой знак ставим в конце такого предложения?


Тема. Лекиска

Лесоруб рубил дрова: дети выполняют упражнение “топор”

Раз-два, раз-два. 4-6 раз

Прямо постоял немножко, встали прямо

Поскакал на правой ножке. прыжки на правой ноге (4-5раз)

И на левой поскакал. прыжки на левой ноге (4-5раз)

Снова прямо постоял. встали прямо

И опять рубить дрова: дети выполняют упражнение “топор”

Раз-два, раз-два! 4-6 раз



- Что общего в словах лесоруб и дровосек?

- Для чего люди вырубают леса? Чем это опасно для нашей планеты?


Тема. Состав слова.

Правописание суффиксов.

Однокоренные слова.

Ходит Суффикс по дорожке ходьба на месте 3-4 сек.

И играет на гармошке… руки перед грудью, рывки руками

Вот домишко. Это домик. присесть, приподняться

Это дом. Живет здесь гномик. встать

Вот домище великана, подняться на носочки, руки вверх,

Великана Истукана… потянуться

Побежали от него, бег на месте 2-3 сек.

чтоб не тронул никого!!!

Повторить упражнение 2 раза

- Что знаете о суффиксе?

- Может ли суффикс стоять после приставки? Почему?

- Найдите суффикс в словах домишко, домик, домище. На что указывают данные суффиксы?


Тема. Наречие

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.



Тема. Глагол

Наши ручки

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.




Физкультминутка для снятия утомления

с плечевого пояса и рук


1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 – то же в другую сторону, 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.


Физкультминутка для улучшения

мозгового кровообращения


1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой.Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


Физкультминутка для глаз


1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.


Литература.

Тема. Сочиняем сказку

Выполняется под музыку.

Взволновался океан,

Возмутился капитан:

-Что за странный, дикий случай?

Нет ни облачка, ни тучи.

Мой барометр спокоен,

Штиль показывает полный.

Так откуда эти волны?

Всё в порядке, всё в порядке!

Рыбы делают зарядку,

Видно кильку и зубатку,

Две селёдки, три тунца

Приседают без конца.

Вот дельфины, выгнув спины,

Наклоняются дельфины.

В быстром беге кот морской

Соревнуется с треской.

Вот расставив плавники,

Их сгибают окуньки.

И качают головою

Натотения с трескою.

Поднял гирю кит-силач,

Рыба-меч пустилась вскачь.

Всё в порядке, всё в порядке!

Просто рыбы на зарядке.

Тексты


1. Знаешь, как звали первого учёного – врача? Гиппократ, Он жил в Древней Греции. Сделал много важных открытий и написал немало серьёзных сочинений на медицинские темы. А ещё он оставил письмо ко всем врачам, которые будут жить и работать после него. В этом письме Гиппократ подробно рассказал, каким должен быть настоящий медик, как нужно заботиться о тех, кого лечишь. И сам он поклялся всегда следовать тому, о чём писал. Его письмо дошло до нас и называется «Клятва Гиппократа». Мудрый древнегреческий врач призывал заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели. Ты теперь, понятно, уже знаешь, что для этого надо делать:

- беречь нервную систему, соблюдать режим, часто мыться, содержать в чистоте одежду и жилище;

- быть осторожным, не подвергать опасностям здоровье и жизнь;

- правильно питаться, не привередничать и не переедать;

- не лениться, заниматься физкультурой, дружить со спортом.




2. Ребята! Вы, конечно, не раз слышали весёлое, звонкое приветствие «физкультпривет». Так говорят друг другу спортсмены перед соревнованиями. Это приветствие сильных, крепких, здоровых людей. Я надеюсь, что вы тоже хотите подружиться со спортом. А раз хотите, то давайте учить упражнения!

Для начала вы должны освоить самые простые упражнения. Они помогут вам укрепить мышцы, научиться правильно дышать, сохранять равновесие. Вы станете ловкими и смелыми, осанка будет правильная, походка красивая. У вас появятся новые силы, чтобы учиться.



3. Почему мы видим и слышим? Что за великое чудо природы – мозг человека? Над этим думал великий русский учёный Иван Михайлович Сеченов.

Иван Петрович Павлов был физиологом. Его интересовало, как работают лёгкие, сердце, желудок и, конечно, мозг.

И Сеченов, и Павлов, и многие другие учёные заботились о нашем здоровье. Но знаешь, как бы ни старались медики, какие бы чудо-приборы не использовали в работе, у них ничего не получится, если каждый сам не будет внимательно и бережно относиться к своему здоровью.


4. Витамины для здоровья необходимы. Они содержаться во многих продуктах. Так же в наше время существует богатый выбор витаминно-минеральных комплексов и активных добавок. Какой именно выбрать может подсказать вам лечащий врач.

В больнице на основе проведенных анализов должны выяснить, какие витамины в вашем организме находятся в избытке, а каких не хватает. Переизбыток какого-либо витамина может привести к негативным последствиям.

Поэтому для приема витаминов необходимо руководствоваться советами специалистов. Витамины, как и другие лекарства, для здоровья можно приобрести в аптеке. На данный момент наукой открыто множество витаминов, практически целый алфавит здоровья.



5. Уроки здоровья

Все мы знаем выражение «В здоровом теле здоровый дух», но я не совсем с ним согласна и, по моему мнению, надо говорить «При здоровом духе будет здоровым и тело». Без здорового духа сложно получить здоровье тело, может быть только в молодости, когда организм еще крепкий и сильный. Но, все-таки, в последнее время многие люди приходят к выводу, что любая болезнь является отражением наших проблем, и только исцелив душу, можно исцелить и тело. У древних мудрецов есть своя формула здоровья, и самым главным правилом в этой формуле является совершение добра, иногда даже в самых незначительных мелочах. Некоторыми из этих уроков здоровья я сегодня хочу поделиться с вами. И это будет не перечисление физических упражнений, а описание некоторых действий и поступков, совершая которые, можно исцелить свою душу, а затем, соответственно, и тело.

Итак, для того чтобы стать здоровым надо:


Не брать сверх того, что положено.

Желать людям счастья.

Помогать слабым и старым.

Быть способным на искреннее сочувствие.

Быть искренним и сохранять правдивость в словах.

Не выяснять постоянно, кто прав и кто виноват и не вступать в споры.

Не реагировать грубо, сталкиваясь с агрессией и не желать людям зла.

Стремиться к добру и уходить от зла.

Возвышаясь и продвигаясь, надо не терять себя и владеть собой.

Делая добро, не ждать и не надеяться на воздаяние.

Не вмешиваться, если вас не просят, в чужую жизнь и чужие дела.


Вот такие вот уроки здоровья – лекарство от мудрых и древних предков.


Конечно же, это только малая часть упражнений, заданий, текстов, которые могут помочь сохранить здоровье наших школьников, если мы будем их использовать на своих уроках.



Библиографическое описание:


1. Храпова О. П., Лепёхина С. И. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 126-128

2. Брянцева Любовь Владимировна, врач-педиатр. Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы//http://festival.1september.ru/articles/618059/

3. Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы», https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/0586/0007ba2d-859c448a.docx

4. Коржукова А.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. М:«ВАКО», 2012.- 416 с.

5. Статья «Использование современных педагогических технологий». http://uchportfolio.ru/public_files/683082613.doc









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Здоровьесберегающин технологии на уроках русского языка и литературы

Автор: Коршунова Елена Борисовна

Дата: 14.01.2017

Номер свидетельства: 379314


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства