Просмотр содержимого документа
«Задания по готовым текстам с иллюстративным материалом по проверке уровня подготовленности к ОГЭ по русскому языку.»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №12"
Авторская методическая разработка
Задания по готовым текстам с иллюстративным материалом по проверке уровня подготовленности к ОГЭ по русскому языку.
Работа учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Нуриахметовой Рузили Мунавировны
г. Березники - 2022
Вариант №1.
1)Дым стелется по лощине, перемешивается с лесным туманом, с запахом хвои, перестоялых грибов, прибитых дождями листьев. 2)Дорога бежит низиной, и над тянется пахучая белесая пелена.
3)Лесник чуть припадает на одну ногу ( был на войне), но лесная форма, строгая и нарядная, сидит на нём очень ладно.
4)Лесной полумрак. 5)Тишина, и вдруг чей-то невидимый бег между соснами.
(В.Песков)
Задания.
1. Назовите типы обособления в данном тексте.
2. Докажите, что предложение №1 простое.
3. Назовите признаки сходства и отличия предложений №2 и №5.
4. В слова "прибитых", "припадает" одна и та же приставка имеет одно и то
же значение?
5. Переделайте предложение №1 так, чтобы в нём было обособленное
определение.
6. Словосочетание "с запахом хвои" на управление переделайте на
согласование.
7. Выпишите слово на чередование гласной в корне, выполните
орфографический разбор.
Вариант №2.
1)День был тёплый. 2)Над озером висела голубоватая дымка и было тихо-тихо. 3)Мы слышали, как в лодке переговариваются гребцы, как тенькает какая-то птица и как с шорохом рушится от тепла лёд.
(В.Песков)
Задания.
1. Почему в предложениях №2, 3 перед союзом И не ставится запятая?
2. Подчеркните грамматические основы в предложениях №2 и №3.
6. Укажите номера предложений, в которых дано составное именное
сказуемое.
7. Определите тип сложного предложения №3.
Вариант №3.
1)Сказочная картина! 2)Яркое летнее солнце светило сквозь толщи льда. 3)Синева в пещере была то очень густой, то нежной, как кисея. 4)Кое-где сверху свисали игольчатые сосульки, в других местах стены пещеры покрывал бархат инея. 5)В этом почти нереальном мире, осторожно ступая, шли люди - несколько наших полярников, американцы и трое норвежцев в ярких малиновых куртках.
6)Пустоты в айсберге во время штормов вылизал океан. 7)Через несколько лет айсберг будет съеден водой. (В.Песков)
Задания.
1) Словосочетание "сквозь толщи льда" на управление переделайте на
согласование.
2) Выпишите номер предложения, осложнённого двумя типами обособления.
Объясните графически.
3) Укажите номера предложений, в которых дано составное именное
сказуемое.
4) В предложении №5 подчеркните грамматическую основу.
5) Выпишите номера предложений с согласованными неоднородными
определениями.
6) Подберите синоним к слову "нереальном" (предложение №5).
1)Есть во Вьетнаме сказочно красивое место - залив Халонг.
2)Через изломы скалы я любовался заливом. 3)В утренний час был он очень красив. 4)Вода из залива уходила в тёмную глубь пещеры. 5) Там что-то таинственно хлюпало. 6)А на просторе всё было залито светом. 7)Летали похожие на стрижей птицы, на ближней скале негромко верещали обезьяны. 8)Было такое чувство, что мир только что создан.
9)Во Вьетнаме Халонг - символ красоты, рождённой природой.
(В.Песков)
Задания.
1) Почему в предложениях №1, 9 ставится тире? Объясните графически.
2) Укажите номер предложения, осложнённого обособленным определением.
3) Укажите номер СПП. Определите тип придаточного.
4) Укажите номера предложений, в которых дано составное именное
сказуемое.
5) Словосочетание "в глубь пещеры" на управление переделайте на
согласование.
6) Подберите синоним к слову "негромко".
7) Объясните написание в суффиксе полного страдательного причастия НН.
Выпишите это причастие.
Вариант №5.
1)Стог сена - украшенье любого пейзажа. 2)У любого человека этот маленький складец сушёной травы рождает тёплое чувство. 3)У художников это любимый объект для картины. 4)Почему? 5)Потому что стога - это память о лете, итоги труда на лугу, это запас на зиму тепла, залог благополучия.
6)Всему, что родила земля на лугах и полянах, к августу полагается быть в стогах.
(В.Песков)
Задания.
1) Подберите к словосочетанию "стог сена" текстовой синоним.
2) Уместно ли употребление в данном тексте слова "память"?
3) Почему в предложениях №1, 5 стоит тире. Объясните графически.
4) Назовите предложение, в составе которого есть односоставное безличное.
5) В каких предложениях есть составные именные сказуемые?
6) Словосочетание "украшенье пейзажа" на управление переделайте на
на согласование.
7) Выпишите слово с чередованием гласной в корне слова. Объясните
графически.
Вариант №6.
1)Мать говорит, что в год, когда я родился, заросли тальников, ольхи и черёмухи подходили с реки к нашему дому, хотя дом стоял от воды почти в километре. 2)В зарослях находили приют соловьи. 3)Соловьиная трель по ночам была такой громкой, что приходилось закрывать окна, иначе спавший в подвешенной к потолку люльке младенец вздрагивал и ревел... 4)Я соловьёв возле дома уже не помню. 5)Но дорожки к реке в поредевших зарослях лозняка, перевитого хмелем, в памяти сохранились. 6)Лет в пять, замирая от страха, я осилил такую дорожку. 7) И с того лета речка для меня стала самым желанным местом.
(В.Песков)
Задания.
1) Определите количество грамматических основ в предложении №1.
2) Выпишите слово, написание приставки в котором зависит от последующей
звонкой согласной.
3) Подберите синоним к слову "ревел".
4) Выпишите слова с чередованием гласной в корне слова. Объясните
графически.
5) В каких предложениях есть составные именные сказуемые?
6) Укажите номера предложений, осложнённых обособленным