2.3. Дополните фразеологизмы словами, обозначающими части человеческого тела(6 баллов)
Держать … востро
Пускать пыль в ….
Положить … на полку
Встать поперёк …..
Как свои пять …..
….. кровью обливается
2.4. Замените словосочетания одним словом (5 баллов):
музыкант, играющий на виолончели –
житель Тирасполя –
человек, любящий книги –
веселый человек –
зубной врач –
2.5. Определите, какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова? Составьте с ними словосочетания, указывая часть речи (5 баллов)
Стих, пила, жаркое, жгут, печь.
2.6.Определите род имён существительных и составьте сними словосочетания (прилагат. + существительное) - (5 баллов):
шампунь, рояль, мозоль, шимпанзе, тюль.
2.7.Вставьте в слова нужные орфограммы (5 баллов), выполните синтаксический разбор указанного предложения (4 балла), озаглавьте текст и определите его стиль (2 балла).
Хорошо летним ра(н, нн)им утром б…жать на речку купа(ть,т)ся. В траве крох…тные капельки сверкают в луч…х утре(нн,н)его солнца.* Кажется, что в тр…везат…рялись обломки хрусталя и игра…т красными, зелеными, син…ми огнями.
III. Викторина по литературе. (20 баллов)
3.1. Как называются сказки, героями которых являются представители разных социальных слоев, а в основе сюжета лежат реальные жизненные конфликты, разрешаемые при помощи смекалки или везения героя-простака? Приведите примеры.(2б)
3.2. (2б) дайте определение слова ФОЛЬКЛОР (1 балл)
3.3. Какой персонаж описан в данном отрывке? Назовите автора и его произведение. (3 балла)
«Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.»
3.4. Из каких произведений взяты эти строки? Назовите автора. (8 баллов)
1)«Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики…»
2) Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье,
И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
3) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
4) Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне…
3.5.Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество. (2б)
а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения.
б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
3.6. Какое средство художественной выразительности применил А. С. Пушкин в строках: Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела... (1 балл)
3.7. Соедините фамилии писателей и произведения, ими написанные. (3 балла)