kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на РМО «Межпредметные связи – важнейший фактор активизации учебно-познавательной деятельности учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Межпредметные связи – важнейший фактор активизации учебно-познавательной деятельности учащихся»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО «Межпредметные связи – важнейший фактор активизации учебно-познавательной деятельности учащихся»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа

(МБОУ Грушевская ООШ)







Выступление

на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы







«Межпредметные связи – важнейший фактор активизации учебно-познавательной деятельности учащихся»












Коваленко Людмила Александровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Грушевской ООШ






2017г

2


                                                 Все, что находится во взаимной связи, 

должно преподаваться в такой же связи.

                                                        Ян Амос Коменский



«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его развития, обучения.

В последнее десятилетие многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определенной суммы знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у школьников целостной картины мира.

В.А.Сухомлинский писал: «О межпредметных связях говорится очень много. Каждому учителю ясно, что надо в своем предмете искать точки соприкосновения с материалом других предметов. Но межпредметные связи заключаются не только в этом. Наиболее глубокие связи лежат не столько в содержании фактического материала, сколько в характере умственного труда».

Проблема межпредметных связей в обучении - это отражение реально существующей всеобщей связи явлений. Межпредметные связи - это, во-первых, целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами, во-вторых, организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений. Все учебные предметы учат языковой норме (правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания (т.е. создавать тексты соответствующего стиля речи - научного, официально-делового,публицистического). Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе.

По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала:

1) понятийно-терминологический;

2) коммуникативно-речевой;

3) учебно-дидактический.

Понятийно-терминологический межпредметный материал.

Общее содержание контактирующих предметов держится на одинаковых понятиях, например:

  •  в русском языке: звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм, сравнительный оборот, обратный порядок слов, а в литературе: звукопись, рифма, антитеза, олицетворение, троп, символ, аллегория, устойчивое выражение, сравнение, инверсия;


  •  в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, новые слова, национальный язык, диалект, а в истории: развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ;


  • в русском языке: имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, а в математике: количество, число, дробь;


Коммуникативно-речевой межпредметный материал русского языка проявляется в общности правописных навыков и речевых умений.  Это общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений, и работа  над связной речью учащихся. Например:

  •  в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис;


  •  в географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.;


  •  в математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д.;


  •  в литературе: рассуждение о поступках героев и т.д.;


  • в изобразительном искусстве: устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д.


Учебно-дидактический межпредметный материал русского языка .

Контекстный материал других наук используется на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Вместе с тем он позволяет показать, что язык выражает все из окружающей жизни, что он служит самым эффективным средством общения, хранения, передачи информации, средством выражения чувств, переживаний.

Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у учащихся при изучении русского языка и литературы.  Кроме того, широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у учащихся такие межпредметные умения, как: систематизация и обобщение знаний об общем объекте изучения; решение задач, требующих комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов.

Использование межпредметных связей в учебном процессе школы выдвигает проблему не только конструирования разнопредметного содержания учебного материала, но и формирования специального представления у учащихся о самом принципе, механизме межпредметного переноса знаний и умений, чтобы учащиеся могли усвоить не только результаты интеграции знаний, но и деятельность по установлению межпредметных связей.

Использование межпредметных связей, облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей, они быстро идут вперед, усваивают много различных сведений, которые они не запомнили бы, если бы изучали их без взаимосвязей.

Уроки русского языка и литературы на межпредметной основе позволяют решить следующие задачи:

  • объединить изучаемые в школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых действиях, явлениях, процессах;

  • вооружить обучающихся навыками     безошибочного орфографического письма, устной и письменной связной речи;

  • создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;

  • развить навыки продуктивного общения, приобретения жизненно необходимого опыта, расширить социальное пространство личности.


Межпредметные связи – важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышение его результативности, устранение перегрузки учителей и учащихся.

На уроках русского языка межпредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений.

  Совокупность межпредметных связей русского языка раскрывает основные социальные функции языка как средства общения и как средства познания.

Допустим, ученикам предлагается написать сочинение «Как я делал кормушку для птиц» или «Как я готовила карнавальный костюм». В этом случае мы апеллируем к опыту учеников, приобретенному на уроках труда.

 Учебник  под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Реализации межпредметных связей в обучении русскому языку по учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова способствует рубрика  «Русский язык на других уроках». В каждый раздел учебника входят  задания типа «На уроке математики, биологии, истории, обществознания, иностранного…», «Язык и литература».

 В ходе работы с подобными упражнениями у ребят формируются общенаучные умения и навыки: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные; развивается умение устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

  Используя межпредметные связи на уроках русского языка, педагог  подготовит учащихся  грамотных в широком смысле этого слова, вооруженных  навыками пользования устной и письменной речи в такой степени, в какой это будет им необходимо для творческой, производственной и общественной деятельности

Наиболее естественно осуществляются связи русского языка и литературы. У этих предметов есть немало общего. Объектом изучения этих учебных дисциплин является словесность. Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка.

В программе по литературе при проведении работы по развитию речи рекомендуется опираться на знания и умения, сформированные в курсе русского языка. На уроках литературы все устные и письменные работы непосредственно связаны с изучением конкретного литературного произведения или произведений, изученных ранее. Межпредметная связь литературы с русским языком направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.

 Связь русского языка с литературой в основной школе осуществляется через различные виды устных и письменных работ. Так основными видами устных работ в 5-9 классах являются пересказ, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная), отзыв. Письменные работы: развернутый   ответ на вопрос, связанный с изучаемым произведением, сочинение – миниатюра.

На уроках литературы учащиеся вспоминают изученные стили речи, языковые особенности характерные для того или иного стиля, учатся понимать их роль в изучаемом художественном тексте (эпизоде), находят средства выразительности в тексте, пытаются объяснить, с какой целью автор использовал их. К 8 классу учащиеся уже знают смысл таких понятий, как гипербола, сравнение, эпитет, аллегория, олицетворение и др. В 8 классе на примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала» более подробно знакомятся с понятием «антитеза», развитие понятия о стиле писателя предполагается при изучении произведений в 9 классе. В старших классах проводится   комплексный анализ художественного текста.

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы устанавливаются прежде всего с историей, изобразительным искусством, музыкой.

Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, ко всему окружающему миру.

Так УМК Г.С.Меркина включает в 8 классе произведения, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории, обсуждается проблема «человек – общество – государство». В 9 классе дается характеристика историко-литературного процесса. Изучая повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учащиеся вспоминают пугачёвское восстание, причины его возникновения, образ Пугачёва.

Ребята готовят небольшие выступления. Обращаясь к истории, я тем самым подготавливаю учащихся к пониманию проблемы, поставленной писателем в данном произведении. Изучая «Житие Александра Невского» и «Житие Сергия Радонежского», нельзя не вспомнить, какое значение имели эти легендарные личности в истории Руси. Учащиеся стараются показать знания в этой области, используя сведения, полученные не только на уроках истории, но и на экскурсиях при посещении лавры Александра Невского г. Санкт-Петербурга и Сергиева Посада.

Живопись способствует более внимательному, целостному восприятию художественного текста, обогащает методику школьного изучения литературы. Знакомство с живописными полотнами помогает раздвинуть горизонты жизни и развить многообразные духовные потребности.

На уроках литературы я часто знакомлю ребят с портретами писателей и поэтов, выполненными мастерами кисти. Живопись нельзя рассматривать просто как вид наглядности. Она является действенным источником познавательной информации, источником формирования общественного и художественного мировоззрения учащихся. А.С.Пушкин - один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники и скульпторы. Пушкин в живописи представлен в разных формах и жанрах. В ходе изучения творчества А.С.Пушкина на уроках литературы я имеет возможность познакомить учащихся с портретами поэта, написанными О.А.Кипренским и В.А.Тропининым с натуры.

Портрет как жанр живописи является самым сложным для анализа. В портрете художник не просто копирует внешний облик человека. Вглядываясь в черты своего героя, он размышляет о нем, стремится постичь его внутренний мир, выразить к нему отношение, т.е. раскрывает его образ.

Знакомство с историей создания этих картин, сопоставительный их анализ позволит учащимся, во-первых, понять как, художникам удалось не потерять то главное, что для всех нас живет в самом слове - Пушкин; во-вторых, увидеть, как каждый из них открыл в нем то, что ему было понятнее и ближе, т.е. увидеть сходство и различие в изображении одного и того же лица, сходство и различие в манере изображения двух художников; в-третьих, составить текст-описание с элементами рассуждения.

На уроках русского языка учащиеся пишут сочинения по картинам. Например, по картине Шишкина и стихотворению М.Ю.Лермонтова «На севере диком», (8 кл.), И.И.Левитана «Весна – большая вода» (7 кл.), А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (6кл.) и многих других. Учащиеся не только рассматривают картины, стараются красочно их описать, но и узнают сведения о жизни и творчестве художников. Ребята и сами могут выступить в роли художников, рисуя иллюстрации к произведениям.

Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью. У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения. Если учитель будет обращать внимание на развитие мышления, воображения и речи школьников средствами музыки, можно ожидать более чуткого отношения школьников к слову, звуку, цвету, своим и чужим эмоциональным переживаниям.

Изучая различные поэтические произведения, я стараюсь знакомить ребят и с романсами, ариями, песнями написанными на слова того или иного поэта. Например, при изучении стихотворения «Парус» М.Ю.Лермонтова на уроке прослушивается романс А.Варламова и песня «Белый парус» на слова Б.Окуджавы.

Межпредметные связи - это особая категория обучения, которая влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Развитие межпредметных связей в практике школьного обучения является важным условием повышения эффективности образовательного процесса.

В данной работе прослеживаются пути реализации межпредметных связей на уроках литературы и языка, которые способствует тому, что фрагментарные знания из разных отраслей наук складываются в систему, лучше усваиваются и надолго остаются в памяти ученика. С помощью многосторонних межпредметных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, а также закладывается основа для комплексного видения и подхода к решению сложных проблем реальной действительности.

Таким образом, межпредметные связи являются важным фактором развития современного процесса обучения и познавательной деятельности учащихся.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коваленко Людмила Александровна

Дата: 04.06.2017

Номер свидетельства: 420406


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства