Выступление "Метод учебного проекта в специальных (коррекционных) классах 8 вида как средство формирования информационной компетенции"
Выступление "Метод учебного проекта в специальных (коррекционных) классах 8 вида как средство формирования информационной компетенции"
Метод учебного проекта позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике. Метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Проецируя основные положения метода учебного проекта на специфику организации обучения в условиях коррекционной школы (классов), учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и речи, имеется возможность применения метода проектов в работе учителя русского языка. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.
Большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у школьников информационной компетенции. А именно, как научить детей с нарушением интеллекта, во-первых, искать источники информации, во-вторых, извлекать из найденных источников необходимую информацию, в-третьих, выделять главное, в-четвёртых, устанавливать связи в информационном поле, в-пятых, усваивать полученную информацию в виде новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление "Метод учебного проекта в специальных (коррекционных) классах 8 вида как средство формирования информационной компетенции" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Тейсин Амурского муниципального района Хабаровского края
Метод учебного проекта на уроках письма и развития речи в коррекционных классах 8 вида как средство формирования у обучающихся информационной компетенции.
Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. От образовательного учреждения требуется не только дать обучающимся знания по конкретным дисциплинам, но и научить применять их в повседневной жизни (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций («Концепция модернизации российского образования на период 2010 года»). С целью достижения требуемых от системы образования результатов был разработан и утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Его логичным продолжением явился проект специального ФГОС, разработанный институтом коррекци-онной педагогики РАО. Проект СФГОС обращает особое внимание на формирование навыков жизненной компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья, что делает актуальным внедрение в практику работы компетентностного подхода – совокупности приемов и способов обучения, направленных на формирование компетенций обучающихся. На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с нарушением интеллекта и, соответственно, проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими. В итоге приводит к трудностям в дальнейшей социализации в обществе этих детей. Метод проектов – один из способов реализации компетентностного подхода в образовании. Актуальность метода проектов в современной педагогике и его широкое применение обусловлены выраженной направленностью на активизацию умственной деятельности учащихся, формирование у них общей и трудовой культуры и культуры речевого поведения, что способствует в целом успешной социализации выпускников.
Метод учебного проекта позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике. Метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Проецируя основные положения метода учебного проекта на специфику организации обучения в условиях коррекционной школы (классов), учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и речи, имеется возможность применения метода проектов в работе учителя русского языка. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.
Большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у школьников информационной компетенции. А именно, как научить детей с нарушением интеллекта, во-первых, искать источники информации, во-вторых, извлекать из найденных источников необходимую информацию, в-третьих, выделять главное, в-четвёртых, устанавливать связи в информационном поле, в-пятых, усваивать полученную информацию в виде новых знаний.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
В коррекционной школе (в классах коррекции) это трудно сделать, потому что у детей снижены познавательные интересы, но если эту работу начинать с начальной школы, постепенно приучая к ней детей, то положительных результатов можно добиться.
Дети коррекционных классов, в большинстве случаев, положительно относятся к урокам письма и развития речи в занимательной форме. Однако это еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебной и речевой деятельности.
Их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные. Трудности в речевом плане пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным. Поэтому, приступая к использованию элементов проектной технологии, обязательно надо учитывать психофизические особенности и способности школьников.
У школьников с нарушением интеллекта отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие чего нарушается контроль над собственной речью. Работа на уроках письма и развития речи как в специальной (коррекционной) школе, так и в классах коррекции VIII вида характеризуется большим своеобразием, которое определяется особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта, а также механизмами, структурой дефекта у этих детей. В ходе работы выявлена прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности.
Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность коррекционной работы.
Следовательно, очень важно для учителя русского языка сформировать у школьников сознательную речевую активность (выработать потребность в речи) и саморегуляцию речевой деятельности.
В нашей общеобразовательной школе уже несколько лет успешно применяется метод учебного проекта на уроках русского языка не только с детьми, обучающимися по общеобразовательным программам, но и со школьниками, обучающимися по программе коррекционной школы. Накоплен положительный опыт учителей русского языка.
Этот метод обеспечивает выработку у детей чёткого механизма понимания своих речевых проблем, умения ставить близкие и далёкие цели, планировать работу, применять необходимые знания и умения в новых условиях.
Проектная деятельность в работе учителя рассматривается как совместная
учебно-познавательная,
творческая,
игровая деятельность детей с учителем
Эта деятельность имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Главной целью применения метода учебного проекта является повышение эффективности коррекции системного недоразвития речи у школьников с нарушением интеллекта, что является одним из условий повышения саморегуляции речевой деятельности, формирование информационной компетенции детей.
Уровень развития устной и письменной речи школьников с нарушением интеллекта может быть существенно повышен, если коррекционную работу проводить через применение на уроках письма и развития речи элементов исследования и учебного проектаУ детей повышается мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности, активно развивается эмоционально-волевая сфера. В конечном счёте, это позволяет успешнее решать проблему качества успеваемости, формирования коммуникативных и информационных навыков учащихся коррекционных классов.
При разработке содержания коррекционной работы учитывается комплексный и дифференцированный подход, системность и концентричность предлагаемого материала (постепенное усложнение речевого материала, последовательный переход от практического владения к осознанному усвоению материала, уровень самостоятельности выполнения заданий).
Для формирования организационных навыков на уроках можно применять специальные организационные методы:
проблемное введение в тему урока;
постановка цели совместно с учащимся;
совместное планирование выполнения практического задания;
самоанализ и самооценка, рефлексия (осознание детьми своих собственных действий, эмоционального настроя и волевых усилий).
Выработка у детей саморегуляции речевой деятельности осуществляется через применение различных Памяток, проекты которых можно поручать детям уже с 5 класса. Например, при изучении темы «Правописание НЕ с глаголами» можно предложить работу в паре: составить памятку для учащихся младших классов «Как надо вести себя на переменках (в лесу, на улице …)», используя частицу НЕ.
В обязательном порядке уроки письма и развития речи насыщаются специфическими заданиями и упражнениями с использованием информационно-коммуникативных технологий, с посещением школьной библиотеки для выполнения самостоятельной работы по поиску информации по теме проекта.
В процессе осуществления проектной деятельности у детей в той или иной степени постепенно формируются такие умения и навыки как:
выделение проблемы (в чем трудность);
умение ставить цель;
постановка вопроса;
планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия;
подготовка письменного отчета о проделанной работе;
слушать и понимать других; выражать себя;
находить информацию, используя контекстный поиск.
При выборе темы, цели, задач предстоящего проекта необходимо ориентироваться на характер речевого нарушения, этап коррекционной работы, зоны актуального и ближайшего развития ребенка. Проект не должен быть самоцелью педагога. Задача учителя состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта, так сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны и, что не менее важно, интересны и значимы для обучающихся.
Структуру проекта принято обозначать пятью «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Но реализации собственно проекта предшествует серьезная подготовительная работа, в результате которой должны появиться:
• паспорт проекта - документ, в котором отражаются тема, идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология, указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации;
• программа проекта – своеобразный маршрутный лист с указанием этапов, мероприятий со сроками, местом и результатом их проведения, ответственными;
• средства обеспечения (материально-технические, методические и др.), необходимые для осуществления проекта.
. Проиллюстрируем опыт реализации проекта «В журналисты я б пошел, пусть меня научат» с обучающимися коррекционного класса (8 кл.). Данный проект был реализован в рамках общешкольной Недели русского языка. По продолжительности данный проект являлся краткосрочным, поскольку осуществлялся в течение 3 уроков письма и развития речи, по характеру контактов – внутришкольным, по числу участников – групповым, по характеру деятельности – прикладным. Кроме обучающихся в данном проекте участвовали учителя и библиотекарь, в роли интервьюируемых выступили работники школы.
Проект «В журналисты я б пошел …» был подчинен ведущей педагогической идее - включение обучающихся в урочные и внеурочные виды продуктивной деятельности, соответствующие их возрастным особенностям, позволит повысить эффективность формирования коммуникативной и информационной компетенции школьников. Актуальность проблемы обусловлена тем фактом, что нарушения речи у детей, обучающихся по программе коррекционной школы VIII вида оказывают серьезное влияние на результативность процесса обучения и процесс социализации в целом, коррекционная работа, осуществляемая лишь в условиях классно-урочной системы, оказывается недостаточной для достижения оптимального результата. Основная образовательная задача была сформулирована следующим образом: «Закрепить умение грамматически правильно оформлять устное и письменное высказывание». Кроме этого проектом предполагалось решить и другие задачи: познакомить с понятием «интервью», правилами его ведения и оформления; способствовать формированию ценностного отношения к русскому языку в целом, формирование коммуникативной компетенции. Конечный результат (продукт) проекта рассматривался в двух составляющих:
• внешний (очередной выпуск школьной газеты «Грамотеи»);
• внутренний (обучающиеся расширили свой кругозор знаниями о некоторых сторонах правильного ведения интервью, получили возможность попробовать себя в роли журналистов, участвовать в продуктивной деятельности).
В ходе подготовки были определены средства, необходимые для обеспечения проекта:
• для изготовления газеты - листы форматом А-3, фотоаппарат, фломастеры, ручки, карандаши, выставочный стенд, газеты, журналы ( в качестве образцов), компьютер, цветной принтер;
• для поощрения участников-обучающихся - блокноты «Личный блокнот журналиста»;
В качестве информационного обеспечения (источника информации) мы определили толковый словарь под редакцией С.Ожегова, журналы, газеты со статьями, содержащими интервью. В отличие от проектов, реализуемых с нормально развивающимися обучающимися, проекты в специальных (коррекционных) классах VIII вида, безусловно, имеют ряд особенностей, среди которых - дозировка объема заданий, пошаговое сопровождение обучающихся педагогами. Поэтому тематика интервью была определена мною, темы распределялись не свободным выбором, как это было бы возможно в массовой школе, а с учетом возраста и тяжести дефекта обучающихся, в том числе речевого. Перейдем к рассмотрению проекта по этапам его реализации, хотя их границы весьма и весьма условны.
Первый этап проекта – постановка проблемы – осуществляется с обучающимися на первом уроке. Во время урока вскрываются конверты с заданиями для ребят. Задания могут быть следующими: «Дорогие ребята, вам предстоит взять интервью у учителя русского языка (указываются фамилия, имя и отчество работника школы) на тему «Ваш профессиональный выбор» и оформить страничку школьной газеты. Желаем творческих успехов!» или «Приветствуем юного журналиста 8 класса! Тебя ждет интересное дело – нужно встретиться с библиотекарем нашей школы (указываются фамилия, имя и отчество работника школы), взять у нее интервью на тему «Книга в Вашей жизни» и оформить страничку школьной газеты. Удачи!». Можно предложить задание –взять интервью у школьников разных классов и оформить страничку в газете. Наша школа общеобразовательная с включением классов , обучающихся по программам коррекции 8 вида) После того как задания прочитаны обозначается проблемное поле с помощью вопросов: «Что такое интервью?», «Как нужно оформить интервью?» … «У кого можно получить ответы на все эти вопросы?» В ходе беседы ребята подводятся к мысли о том, что получить нужную информацию можно в библиотеке и решают, что сначала нужно обратиться к библиотекарю школы. Продолжение работы проходит в школьной библиотеке, в которой обучающиеся получают ответы на вопросы, знакомятся с интервью, посещенными в газетах и журналах, предложенными библиотекарем. Существует и другие вопросы, ответы на которые нужно получить: «Нужно ли заранее договариваться о встрече с интервьюируемым?», «Какие «вежливые» слова использовать при постановке вопроса?», «Как заканчивать интервью?» Таким образом, кроме академических знаний, ребята расширяют область своей жизненной компетенции. Следующие три этапа проекта осуществляются микрогруппами - два обучающихся под руководством учителя русского языка На втором этапе проекта - этапе проектирования деятельности - ребята решают, о чем конкретно они будут спрашивать своего интервьюируемого работника школы, сколько вопросов будут задавать, формулируют эти вопросы (устно и письменно), распределяют вопросы между собой, договариваются с работником школы о месте и времени встречи. На этом этапе также возникают проблемные ситуации, например, как фиксировать ответы? Возможны несколько путей: запись на диктофон, видеосъемка, краткая запись на бумаге. Выбирается тот способ, который адекватен возрасту и особенностям детей, важно не давать им готового решения, поскольку именно процесс поиска решения особенно важен для развития юных журналистов. Педагог обращает внимание на использование «вежливых» слов в вопросах. Для отработки навыка правильного грамматического структурирования важно уделить время на запись вопросов, само- и взаимопроверку выполненной работы, при необходимости – коррекцию написанного.
Третий этап условно обозначается как «поиск информации». Именно сейчас ребята выполняют основную часть своего редакционного задания - берут интервью. Исходя из особенностей восприятия и мышления обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида, мы рекомендуем заранее познакомить интервьюируемых с вопросами, с целью обеспечения процесса взятия интервью необходимой наглядностью (книги, словари, газеты, журналы и т.д.). При такой предварительной подготовке «журналисты» не только услышат ответ на свой вопрос, но и будут иметь возможность увидеть рабочее место библиотекаря, его работу с читателями, учитель русского языка может показать свою лабораторию. Оформление результатов (продукта) – следующий этап проекта - одно из самых сложных его звеньев. Порядок оформления страницы школьной газеты дифференцируется в зависимости от возможностей и возраста обучающихся, но обязательно с помощью учителя. Для презентации результатов - пятого этапа проекта - микрогруппы объединяются вновь. Страницы школьной газеты вывешиваются на общешкольном стенде.. Презентация выполненной работы проведена многовариантно:
• в формате стендовой экскурсии в последний день Недели русского языка. Это можно сделать на общешкольном вечере : «журналисты» рассказывают о самых интересных фактах из истории русского языка, которые стали им известны в ходе интервью (в этом случае необходимо заранее подготовить выступления);
• демонстрируется слайдовая презентация работы «журналистов», комментарии даются одним из «журналистов» Презентацией проект не заканчивается, предстоит еще один важный этап - рефлексия. Уже в текстах Джона Дьюи, американского философа и педагога, которого считают основоположником метода проектов, появилось понятие «опыт». Это довольно серьезная философская категория, но дать определение опыта непросто. Можно приблизительно определить опыт так: это такие действия или события, результат которых стал впоследствии условием последующих действий и событий. Другими словами, то, что происходит с нами, может происходить, не оставляя следа, а некоторые события могут научить, заставить почувствовать, оставить свой след. И тогда они становятся частью опыта (например, споткнулся человек, поморщился и пошел дальше или споткнулся, заметил выбоину на дороге и стал ее потом обходить). Получается, что опыт появляется не там, где мы просто что-то делаем, с нами что-то происходит, а только там, где в дополнение к этому возникает и остановка, обдумывание, анализ. При этом главное – факт остановки и фиксация внимания, факт рефлексии. Проектная деятельность как практическая деятельность школьников может стать основанием для приобретения опыта.. Сам по себе проект не обеспечивает опыта: да, он расширяет возможности совершать действия, он увеличивает число происходящих событий, но все это не тождественно опыту. Само по себе проектирование не гарантирует приобретение опыта, осмысленного отношения ко всей совокупности проектных действий. А раз нет опыта, он не приобретен, проект остается случаем из жизни – приятным или неприятным, творческим или не очень. Поэтому в дополнение к собственно проектированию необходима организация специальной рефлексивной сессии – сбора проектной группы по обсуждению хода реализации проекта. Именно на этом этапе выявляются важнейшие точки развития проектного замысла, определяется степень достижения планируемых результатов.
Опыт реализации проекта «В журналисты я б пошел …» позволяет сделать вывод о том, что систематичное использование этого метода учителем русского языка , работающего с учениками, обучающимися по специальной (коррекционной) программе VIII вида позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование навыков жизненной компетенции. "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» (Бернард Шоу)
Конечно, у детей с нарушением интеллекта сразу не получается ничего. Всей работе приходится обучать, но шаг за шагом кропотливой системной работы дают свои положительные результаты.
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
М.: Школа – Пресс, 1997.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2001.
4 Малофеев, Н. Н. Единая концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Дефектология, № 1. – 2010.М.: изд. АРКТИ, 2005.4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1999.
5. Метиева Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов.// Дефектология,2001,№ 6.
6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.