kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление "Метод учебного проекта в специальных (коррекционных) классах 8 вида как средство формирования информационной компетенции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Метод учебного проекта позволяет  не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а  актуализировать их, обобщать, структурировать  и осознанно применять на практике.  Метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Проецируя основные положения метода учебного проекта на специфику организации обучения в условиях коррекционной школы (классов),  учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и речи, имеется возможность применения метода проектов в работе учителя русского языка. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы,  повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.   

Большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему  информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у школьников информационной компетенции. А именно,  как научить детей с нарушением интеллекта, во-первых,  искать источники информации, во-вторых, извлекать из найденных источников необходимую информацию, в-третьих, выделять главное, в-четвёртых, устанавливать связи в информационном поле, в-пятых, усваивать полученную информацию в виде новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Метод учебного проекта в специальных (коррекционных) классах 8 вида как средство формирования информационной компетенции" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Тейсин Амурского муниципального района Хабаровского края


Метод учебного проекта на уроках письма и развития речи в коррекционных классах 8 вида как средство формирования у обучающихся информационной компетенции.

Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. От образовательного учреждения требуется не только дать обучающимся знания по конкретным дисциплинам, но и научить применять их в повседневной жизни (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций («Концепция модернизации российского образования на период 2010 года»). С целью достижения требуемых от системы образования результатов был разработан и утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Его логичным продолжением явился проект специального ФГОС, разработанный институтом коррекци-онной педагогики РАО. Проект СФГОС обращает особое внимание на формирование навыков жизненной компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья, что делает актуальным внедрение в практику работы компетентностного подхода – совокупности приемов и способов обучения, направленных на формирование компетенций обучающихся. На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с нарушением интеллекта и, соответственно, проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими. В итоге приводит к трудностям в дальнейшей социализации в обществе этих детей. Метод проектов – один из способов реализации компетентностного подхода в образовании. Актуальность метода проектов в современной педагогике и его широкое применение обусловлены выраженной направленностью на активизацию умственной деятельности учащихся, формирование у них общей и трудовой культуры и культуры речевого поведения, что способствует в целом успешной социализации выпускников.

Метод учебного проекта позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике. Метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Проецируя основные положения метода учебного проекта на специфику организации обучения в условиях коррекционной школы (классов), учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и речи, имеется возможность применения метода проектов в работе учителя русского языка. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.

Большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у школьников информационной компетенции. А именно, как научить детей с нарушением интеллекта, во-первых, искать источники информации, во-вторых, извлекать из найденных источников необходимую информацию, в-третьих, выделять главное, в-четвёртых, устанавливать связи в информационном поле, в-пятых, усваивать полученную информацию в виде новых знаний.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

     В коррекционной школе (в классах коррекции) это трудно сделать, потому что у детей снижены познавательные интересы,  но если эту работу начинать с начальной школы, постепенно приучая к ней детей, то положительных результатов можно добиться.

Дети коррекционных классов, в большинстве случаев, положительно  относятся к урокам письма и развития речи в занимательной форме.  Однако это еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебной  и речевой  деятельности.

Их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные. Трудности  в речевом плане пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным. Поэтому, приступая к использованию элементов проектной технологии, обязательно надо учитывать психофизические особенности и способности школьников.

У школьников с нарушением интеллекта отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования  речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие чего нарушается контроль над собственной  речью. Работа на уроках письма и развития речи как в специальной (коррекционной) школе, так и в классах коррекции VIII вида характеризуется большим своеобразием, которое определяется особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта, а также механизмами, структурой дефекта у этих детей. В ходе работы выявлена прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности.

Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность  коррекционной работы.

Следовательно, очень важно для учителя русского языка сформировать у школьников сознательную речевую  активность (выработать потребность в речи) и  саморегуляцию речевой деятельности.

В нашей общеобразовательной школе уже несколько лет успешно применяется метод учебного проекта на уроках русского языка не только с детьми, обучающимися по общеобразовательным программам, но и со школьниками, обучающимися по программе коррекционной школы. Накоплен положительный опыт учителей русского языка.

            Этот метод обеспечивает выработку у детей чёткого механизма понимания своих речевых проблем, умения ставить близкие и далёкие цели, планировать работу, применять необходимые знания и умения в новых условиях.

Проектная деятельность в работе учителя рассматривается как совместная

       учебно-познавательная,

       творческая,

       игровая деятельность детей с учителем

Эта деятельность имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Главной целью применения метода учебного проекта является повышение эффективности коррекции системного недоразвития речи у школьников с нарушением интеллекта, что является одним из условий повышения саморегуляции речевой деятельности, формирование информационной компетенции детей.

Уровень развития устной и письменной речи школьников с нарушением интеллекта может быть существенно повышен, если  коррекционную работу проводить через применение на уроках письма и развития речи элементов исследования и учебного проекта У детей повышается мотивацию к учебно-познавательной   и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности,  активно  развивается эмоционально-волевая сфера.  В конечном счёте, это позволяет успешнее решать проблему качества успеваемости, формирования коммуникативных и информационных навыков учащихся коррекционных классов.

При разработке содержания коррекционной работы учитывается комплексный и дифференцированный подход, системность и концентричность предлагаемого материала (постепенное усложнение речевого материала, последовательный переход от практического владения к осознанному усвоению материала, уровень самостоятельности выполнения заданий).

Для формирования организационных навыков на уроках можно применять специальные организационные методы:

       проблемное введение в тему урока;

       постановка цели совместно с учащимся;

       совместное планирование выполнения практического задания;

       самоанализ и самооценка, рефлексия (осознание детьми своих собственных действий, эмоционального настроя и волевых усилий).

Выработка у детей саморегуляции речевой деятельности осуществляется через применение различных  Памяток, проекты которых можно поручать детям уже с 5 класса. Например, при изучении темы «Правописание НЕ с глаголами» можно предложить работу в паре: составить памятку для учащихся младших классов «Как надо вести себя на переменках (в лесу, на улице …)», используя частицу НЕ.

В обязательном порядке уроки письма и развития речи насыщаются специфическими заданиями и упражнениями с использованием информационно-коммуникативных технологий, с посещением школьной библиотеки для выполнения самостоятельной работы по поиску информации по теме проекта.

В процессе осуществления проектной деятельности у детей в той или иной степени постепенно формируются такие умения и навыки как:

       выделение проблемы (в чем трудность);

       умение ставить цель;

       постановка вопроса;

       планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия;

       построение устного доклада (презентация продукта деятельности);

       подготовка письменного отчета о проделанной работе;

       слушать и понимать других; выражать себя;

       находить информацию, используя контекстный поиск.

При выборе темы, цели, задач предстоящего проекта необходимо ориентироваться на характер речевого нарушения, этап коррекционной работы, зоны актуального и ближайшего развития ребенка. Проект не должен быть самоцелью педагога. Задача учителя состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта, так сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны и, что не менее важно, интересны и значимы для обучающихся.

Структуру проекта принято обозначать пятью «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Но реализации собственно проекта предшествует серьезная подготовительная работа, в результате которой должны появиться:

• паспорт проекта - документ, в котором отражаются тема, идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология, указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации;

• программа проекта – своеобразный маршрутный лист с указанием этапов, мероприятий со сроками, местом и результатом их проведения, ответственными;

• средства обеспечения (материально-технические, методические и др.), необходимые для осуществления проекта.

. Проиллюстрируем опыт реализации проекта «В журналисты я б пошел, пусть меня научат» с обучающимися коррекционного класса (8 кл.). Данный проект был реализован в рамках общешкольной Недели русского языка. По продолжительности данный проект являлся краткосрочным, поскольку осуществлялся в течение 3 уроков письма и развития речи, по характеру контактов – внутришкольным, по числу участников – групповым, по характеру деятельности – прикладным. Кроме обучающихся в данном проекте участвовали учителя и библиотекарь, в роли интервьюируемых выступили работники школы.

Проект «В журналисты я б пошел …» был подчинен ведущей педагогической идее - включение обучающихся в урочные и внеурочные виды продуктивной деятельности, соответствующие их возрастным особенностям, позволит повысить эффективность формирования коммуникативной и информационной компетенции школьников. Актуальность проблемы обусловлена тем фактом, что нарушения речи у детей, обучающихся по программе коррекционной школы VIII вида оказывают серьезное влияние на результативность процесса обучения и процесс социализации в целом, коррекционная работа, осуществляемая лишь в условиях классно-урочной системы, оказывается недостаточной для достижения оптимального результата. Основная образовательная задача была сформулирована следующим образом: «Закрепить умение грамматически правильно оформлять устное и письменное высказывание». Кроме этого проектом предполагалось решить и другие задачи: познакомить с понятием «интервью», правилами его ведения и оформления; способствовать формированию ценностного отношения к русскому языку в целом, формирование коммуникативной компетенции. Конечный результат (продукт) проекта рассматривался в двух составляющих:

• внешний (очередной выпуск школьной газеты «Грамотеи»);

• внутренний (обучающиеся расширили свой кругозор знаниями о некоторых сторонах правильного ведения интервью, получили возможность попробовать себя в роли журналистов, участвовать в продуктивной деятельности).

В ходе подготовки были определены средства, необходимые для обеспечения проекта:

• для изготовления газеты - листы форматом А-3, фотоаппарат, фломастеры, ручки, карандаши, выставочный стенд, газеты, журналы ( в качестве образцов), компьютер, цветной принтер;

• для поощрения участников-обучающихся - блокноты «Личный блокнот журналиста»;

В качестве информационного обеспечения (источника информации) мы определили толковый словарь под редакцией С.Ожегова, журналы, газеты со статьями, содержащими интервью. В отличие от проектов, реализуемых с нормально развивающимися обучающимися, проекты в специальных (коррекционных) классах VIII вида, безусловно, имеют ряд особенностей, среди которых - дозировка объема заданий, пошаговое сопровождение обучающихся педагогами. Поэтому тематика интервью была определена мною, темы распределялись не свободным выбором, как это было бы возможно в массовой школе, а с учетом возраста и тяжести дефекта обучающихся, в том числе речевого. Перейдем к рассмотрению проекта по этапам его реализации, хотя их границы весьма и весьма условны.

Первый этап проекта – постановка проблемы – осуществляется с обучающимися на первом уроке. Во время урока вскрываются конверты с заданиями для ребят. Задания могут быть следующими: «Дорогие ребята, вам предстоит взять интервью у учителя русского языка (указываются фамилия, имя и отчество работника школы) на тему «Ваш профессиональный выбор» и оформить страничку школьной газеты. Желаем творческих успехов!» или «Приветствуем юного журналиста 8 класса! Тебя ждет интересное дело – нужно встретиться с библиотекарем нашей школы (указываются фамилия, имя и отчество работника школы), взять у нее интервью на тему «Книга в Вашей жизни» и оформить страничку школьной газеты. Удачи!». Можно предложить задание –взять интервью у школьников разных классов и оформить страничку в газете. Наша школа общеобразовательная с включением классов , обучающихся по программам коррекции 8 вида) После того как задания прочитаны обозначается проблемное поле с помощью вопросов: «Что такое интервью?», «Как нужно оформить интервью?» … «У кого можно получить ответы на все эти вопросы?» В ходе беседы ребята подводятся к мысли о том, что получить нужную информацию можно в библиотеке и решают, что сначала нужно обратиться к библиотекарю школы. Продолжение работы проходит в школьной библиотеке, в которой обучающиеся получают ответы на вопросы, знакомятся с интервью, посещенными в газетах и журналах, предложенными библиотекарем. Существует и другие вопросы, ответы на которые нужно получить: «Нужно ли заранее договариваться о встрече с интервьюируемым?», «Какие «вежливые» слова использовать при постановке вопроса?», «Как заканчивать интервью?» Таким образом, кроме академических знаний, ребята расширяют область своей жизненной компетенции. Следующие три этапа проекта осуществляются микрогруппами - два обучающихся под руководством учителя русского языка На втором этапе проекта - этапе проектирования деятельности - ребята решают, о чем конкретно они будут спрашивать своего интервьюируемого работника школы, сколько вопросов будут задавать, формулируют эти вопросы (устно и письменно), распределяют вопросы между собой, договариваются с работником школы о месте и времени встречи. На этом этапе также возникают проблемные ситуации, например, как фиксировать ответы? Возможны несколько путей: запись на диктофон, видеосъемка, краткая запись на бумаге. Выбирается тот способ, который адекватен возрасту и особенностям детей, важно не давать им готового решения, поскольку именно процесс поиска решения особенно важен для развития юных журналистов. Педагог обращает внимание на использование «вежливых» слов в вопросах. Для отработки навыка правильного грамматического структурирования важно уделить время на запись вопросов, само- и взаимопроверку выполненной работы, при необходимости – коррекцию написанного.

Третий этап условно обозначается как «поиск информации». Именно сейчас ребята выполняют основную часть своего редакционного задания - берут интервью. Исходя из особенностей восприятия и мышления обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида, мы рекомендуем заранее познакомить интервьюируемых с вопросами, с целью обеспечения процесса взятия интервью необходимой наглядностью (книги, словари, газеты, журналы и т.д.). При такой предварительной подготовке «журналисты» не только услышат ответ на свой вопрос, но и будут иметь возможность увидеть рабочее место библиотекаря, его работу с читателями, учитель русского языка может показать свою лабораторию. Оформление результатов (продукта) – следующий этап проекта - одно из самых сложных его звеньев. Порядок оформления страницы школьной газеты дифференцируется в зависимости от возможностей и возраста обучающихся, но обязательно с помощью учителя. Для презентации результатов - пятого этапа проекта - микрогруппы объединяются вновь. Страницы школьной газеты вывешиваются на общешкольном стенде.. Презентация выполненной работы проведена многовариантно:

• в формате стендовой экскурсии в последний день Недели русского языка. Это можно сделать на общешкольном вечере : «журналисты» рассказывают о самых интересных фактах из истории русского языка, которые стали им известны в ходе интервью (в этом случае необходимо заранее подготовить выступления);

• демонстрируется слайдовая презентация работы «журналистов», комментарии даются одним из «журналистов» Презентацией проект не заканчивается, предстоит еще один важный этап - рефлексия. Уже в текстах Джона Дьюи, американского философа и педагога, которого считают основоположником метода проектов, появилось понятие «опыт». Это довольно серьезная философская категория, но дать определение опыта непросто. Можно приблизительно определить опыт так: это такие действия или события, результат которых стал впоследствии условием последующих действий и событий. Другими словами, то, что происходит с нами, может происходить, не оставляя следа, а некоторые события могут научить, заставить почувствовать, оставить свой след. И тогда они становятся частью опыта (например, споткнулся человек, поморщился и пошел дальше или споткнулся, заметил выбоину на дороге и стал ее потом обходить). Получается, что опыт появляется не там, где мы просто что-то делаем, с нами что-то происходит, а только там, где в дополнение к этому возникает и остановка, обдумывание, анализ. При этом главное – факт остановки и фиксация внимания, факт рефлексии. Проектная деятельность как практическая деятельность школьников может стать основанием для приобретения опыта.. Сам по себе проект не обеспечивает опыта: да, он расширяет возможности совершать действия, он увеличивает число происходящих событий, но все это не тождественно опыту. Само по себе проектирование не гарантирует приобретение опыта, осмысленного отношения ко всей совокупности проектных действий. А раз нет опыта, он не приобретен, проект остается случаем из жизни – приятным или неприятным, творческим или не очень. Поэтому в дополнение к собственно проектированию необходима организация специальной рефлексивной сессии – сбора проектной группы по обсуждению хода реализации проекта. Именно на этом этапе выявляются важнейшие точки развития проектного замысла, определяется степень достижения планируемых результатов.

Опыт реализации проекта «В журналисты я б пошел …» позволяет сделать вывод о том, что систематичное использование этого метода учителем русского языка , работающего с учениками, обучающимися по специальной (коррекционной) программе VIII вида позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование навыков жизненной компетенции. "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» (Бернард Шоу)

Конечно, у детей с нарушением интеллекта сразу не получается ничего. Всей  работе приходится обучать, но шаг за шагом кропотливой системной работы дают свои положительные результаты.







Список используемой литературы

1.     Бгажнокова  И.М. Психология умственно отсталого школьника.

М.: Просвещение,  1987.

2.      Воронкова   В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

М.: Школа – Пресс, 1997.

3.      Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2001.

4 Малофеев, Н. Н. Единая концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Дефектология, № 1. – 2010.М.: изд. АРКТИ, 2005.4.     Лалаева  Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1999.

5.      Метиева  Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов.// Дефектология,2001,№ 6.

6.      Рубинштейн С.Я.  Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986.

7.     Пахомова  Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ерёмкина Галина Ивановна

Дата: 23.07.2014

Номер свидетельства: 110497


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства