kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Введение стандарта второго поколения во многом изменяет школьную жизнь ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и расширять, применять в жизни.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Введение стандарта второго поколения во многом изменяет школьную жизнь ребенка.»

Введение стандарта второго поколения во многом изменяет школьную жизнь ребенка.

ФГОС второго поколения шагнул в основную школу

Несколько лет назад наша школа стала пилотной площадкой по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в начальную школу, а в 2014-2015 учебном году  ФГОС перешел и в основную школу. Теперь учащиеся 5 классов обучаются по новым стандартам, из которых один класс уже обучался по ФГОС второго поколения, а другой только делает первые шаги в новом направлении. В нашей школе созданы все условия для перехода на ФГОС ООО.

Что же нового происходит в образовательном процессе  нашей школы?

На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов остались прежними. Изменился подход к обучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и расширять, применять в жизни.   

Ученик будет больше рассуждать, сравнивать, проводить аналогии, писать эссе, решать практико – ориентированные жизненные задачи. Изменилась и система оценивания. Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли он его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появилась возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ, создание портфолио достижений.

Введение стандарта второго поколения во многом изменяет школьную жизнь ребенка. Чтобы соответствовать требованиям ФГОС второго поколения, школа стремительно оснащается современным оборудованием, вводятся новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создается новая открытая информационно-образовательная среда, далеко выходящая за границы школы.

Новые требования предъявляются и к учителям, которые прошли курсы повышения квалификации по внедрению ФГОС второго поколения. На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию личности учащегося – это главная цель каждого урока. Важно не просто передать знания школьнику, а сформировать у него умение учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Таким образом, можно сказать, что принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не только предметный, но и личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

В Стандарте второго поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

  • личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),

  • метапредметные (умение учиться),

  • предметные умения (конкретные умения для определенного учебного предмета).

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Рабочая программа

Тема урока

Основное содержание урока

Планируемые результаты

Обучающийся научится

Обучающийся может научиться

Тематический блок (количество часов)

Личностные результаты: 

Метапредметные результаты: 

1.





2.







Технологическая карта

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А. Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?



Теперь, составляя технологическую карту урока, уделяю больше внимания практической части и применяю больше нестандартных методов. Детям понравилось, что на уроке не просто сухо преподнесены задания, а обязательно даются обоснование, интересные примеры и пища для размышления. Например, начиная с первых уроков, в центре которых стоит понятие «язык», дается текст о том, что удивительного создал разумом и руками человек и что самое удивительное и мудрое из всего перечисленного – это язык.  Перед детьми ставится вопрос, почему же язык – самое удивительное и мудрое, что создал человек?

Учащиеся, работая в группах, решают проблему, подбирая русские пословицы и поговорки о роли языка (речи, слова), при этом объясняя их значение. Обобщая высказывания, обсуждают результаты: язык – это средство общения. Последующие задания дают возможность показать ученикам, как важно в общении произносительная культура, обнаруживаем, что язык – средство передачи знаний, опыта, мудрости от данного поколения к другому. При проведении беседы «Что будем делать, чтобы хорошо знать русский язык?», объясняем важность орфографически грамотного письма, побуждаем к формулированию вывода о том, что существуют как устные, так и письменные формы речи. Составляем с учащимися мини-сочинения на тему «Зачем людям нужна речь?», оцениваем их, а потом и всю работу в целом на уроке при помощи смайликов в тетрадях.

С первых уроков начинаются формироваться:

личностные УУД: дети положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения; осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимают значение речи для человека; приобретают мотивацию к процессу образования;

познавательные УУД: осознают познавательную задачу, выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; читают и слушают, извлекая нужную информацию, находят ее в учебнике; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,  делают обобщения, выводы, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность;

регулятивные УУД: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют действия, замечают ошибки; самостоятельно планируют необходимые действия, операции; оценивают свою работу;

коммуникативные УУД: слушают и отвечают на вопросы; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; осуществляют совместную деятельность в парах рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; умеют задавать уточняющие вопросы; строят небольшие монологические высказывания.

Контроль результатов учебной деятельности осуществляется в виде устных ответов, листов обратной связи, выполнения упражнений, вопросов для уточнения информации, мини-сочинений, оценивания учащихся за работу на уроке.

Передо мной стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет меня перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Следует также отметить, что успех в работе с детьми по формированию универсальных учебных действий зависит от использования ИКТ, от общего доверительного настроя на уроке, а также от компетентности учителя при выборе учебной программы и учебно- методического комплекта, как оптимального средства освоения её содержания на каждом уроке. Я работаю по программе Е.Быстровой.

В соответствии с поставленными целями, своими задачами считаю:

- активизацию познавательной активности учащихся, через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ;

- развитие умений рассуждать и мыслить через решение продуктивных заданий;

- развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;

- развитие умений работы с текстами через работу с учебником и историческими источниками.

Изменения в деятельности педагогов. При подготовке к уроку учитель теперь затрачивает гораздо больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но это имеет и свои преимущества. Сейчас помимо учебника и методических рекомендаций учитель может воспользоваться ресурсами Интернета. Свои наработки учитель оформляет в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте школы для просмотра родителями, использоваться при дистанционном обучении детей.

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Педагоги имеют возможность давать уроки в паре друг с другом, а также, если есть необходимость, совместно с психологами или логопедами, проводить занятия в параллельных классах.

Изменения касаются и деятельности самих учеников. Самостоятельной работе детей на современных уроках отводится больше времени, чем ранее, характер ее стал исследовательским, творческим. Учащиеся не только выполняют задания, но  и учатся формулировать учебные задачи, определять цели. Учитель формирует у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.

Поэтому учителям в современных условиях необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования и новые подходы к организации обучения





Реализация требований к базовому уровню образования школьников всецело зависит от процесса управления качеством образования в школах. Целенаправленное управление качеством образования возможно только при наличии достоверной и развернутой информации о ходе процесса образования и его результатах. Именно изучение, определение и оценка параметров, характеризующих состояние и качество обучения, и выявление факторов, причин, влияющих на это состояние, определяют специфику диагностики как средства изучения результативности процесса образования, как формы самоконтроля учителя и школы, как основы коррекции образовательного процесса.

Диагностика призвана не только определять и констатировать уровень обученности школьников русскому языку и литературе, она предполагает мониторинг качества процесса обучения русскому языку и литературе и при необходимости корректирование содержания или формы организации этого процесса.

Главная задача диагностики уровня обученности – своевременное выявление конкретных пробелов учащихся и установление причин их появления, точная и объективная оценка знаний, умений и читательских навыков и определение системы мер по коррекции образовательного процесса.

Эффективность диагностической работы по русскому языку и литературе во многом зависит от четкости целевых установок контроля, от отбора заданий и их разнообразия, от рационального сочетания заданий воспроизводящего и творческого характера, от внутрипредметной системности и от своевременной и целенаправленной работы по ликвидации выявленных пробелов и их причин

Цель исследования : в соответствии с новыми образовательными стандартами разработать тренировочно-диагностические материалы по русскому языку в 5 -7 классах, позволяющие проверить уровень усвоения основных разделов и тем, совершенствовать систему современных средств оценивания результатов обучения русскому языку с целью предварительной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации .

Решаемая проблема:

Современное общество предъявляет высокие требования к учебному процессу.

Новая форма государственной аттестации учащихся по русскому языку требует качественно новых форм и методов работы учителя и учащихся в урочное и внеурочное время. Пересмотра требует и система проверки и оценивания знаний, умений и навыков учащихся средней школы, поскольку подготовку к государственной итоговой аттестации нужно начинать именно в среднем звене. В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки новых контрольных, проверочных, диагностических и тренировочных работ по русскому языку, которые бы не только отслеживали усвоение материала по определенной теме, но и нацеливали учащихся на предварительную подготовку к новым формам аттестации, то есть были разработаны в соответствии с требованиями содержания федерального компонента государственного стандарта по русскому языку для основной школы, а также кодификаторов элементов содержания экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе и контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

Использование новых информационных технологий становится неотъемлемой частью школьной жизни. Но “погоня за техническими новинками” не должна становиться самоцелью, необходимо, чтобы нововведения стали органичной частью системы учебно-воспитательной работы, проводимой на уроках русского языка, в центре которой было и остаётся слово.

Привлечение на уроках русского языка новых технологий может способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, если сочетать их классическими видами упражнений.

Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охватывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистический анализ языковых явлений. Разноаспектный анализ текста – один из наиболее эффективных приемов повторения, обобщения и закрепления учебного материала и в то же время один из самых сложных элементов в структуре итогового экзамена. Помимо традиционных видов языкового анализа (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического, пунктуационного), разноаспектный анализ текста содержит вопросы композиционной и смысловой целостности текста, его стиля, типа, средств связи предложений, изобразительно-выразительных средств и предоставляют возможность учащемуся высказать свое отношение к затронутой в тексте проблеме. Таким образом, комплексный анализ текста позволяет подготовить учащихся не только к выполнению аттестационных заданий с выбором ответа и кратким ответом (задания типа А и В, то есть базового и повышенного уровня сложности), но и к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения по поставленной в тексте проблеме. При этом задания могут носить разноуровневый характер по объему и сложности охватываемого материала. Комплексный анализ текста способствует воспитанию филологической культуры школьников, так как степень понимания текста – показатель общего развития человека, его интеллектуального уровня, самостоятельности его суждений.

Задания, связанные с разноаспектным анализом текста, должны включаться в урочную деятельность, начиная с 5 класса. Данная проектная работа предполагает разработку тренировочно-диагностических материалов, содержащих комплексный анализ текста, для 7 класса, поскольку контрольно-измерительные материалы ЕМЭ и ЕГЭ содержат довольно большое количество заданий в части А и В, связанных с материалом, изучаемым в 7 классе (задания по орфографии и пунктуации, опирающиеся на знание причастия, деепричастия, наречия, служебных частей речи; задания, проверяющие владение учащимися морфологическими и синтаксическими нормами, связанными с названными частями речи; морфологический анализ слова).

Способы реализации поставленной цели:

Изучение нормативно-правовых документов, которые будут определять содержание тренировочно-диагностических заданий (обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку, программы основного общего и среднего образования по русскому языку, спецификация и кодификатор элементов содержания экзаменационной работы по русскому языку в 9 и 11 классах).

Подбор текстов разных типов и стилей речи в соответствии с программой по русскому языку в 5-7 классах, проверяющих уровень овладения орфографическими и пунктуационными умениями и навыками по изучаемым темам.

Составление примерного плана и структуры заданий для разноаспектного анализа текста (данный план в ходе реализации проекта может быть подвергнут изменениям):

  • определение типа или стиля речи исходного текста, аргументация собственной точки зрения;

  • краткая формулировка основной мысли текста или поднимаемой в тексте проблемы;

  • нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств;

  • задания по фонетике (орфоэпии);

  • задания по морфемике (словообразованию);

  • задания по морфологии, опирающиеся преимущественно на изучаемые в курсе 5 - 7 классов;

  • задания по синтаксису, также связанные с теоретическими сведениями, получаемыми в 5 - 7 классах;

  • коммуникативное задание: сочинение-рассуждение небольшого объема на основе исходного текста (может быть не в каждом варианте заданий, так как его выполнение потребует увеличения времени, отводимого на выполнение работы, и специальной подготовки учащихся).

Составление заданий к каждому тексту таким образом, чтобы два (или более) текста можно было использовать как два варианта одной и той же диагностической или контрольной работы, то есть в них должны содержаться задания одного типа и одного уровня сложности, которые выполняются на материале разных текстов.

Применение новых подходов к традиционным упражнениям списыванию, осложнённому различными задачами, письму по памяти, разнообразным видам диктантовработе со словарём, орфографическим задачам, творческим работам и др., так как

“понимание правила и запоминание учениками его словесной формулировки является лишь начальной фазой, отправным пунктом усвоения, - писал Д.Н.Богоявленский, - дальнейшая судьба этого процесса зависит от той деятельности, в которой регулирующую функцию выполняет правило. В качестве такой деятельности и выступают упражнения, следующие за объяснением правила” [Богоявленский 1957].

Используемые ресурсы: учебники по русскому языку (5 – 7 классы); учебно-методические пособия по русскому языку, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ; пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному (муниципальному) экзамену; дидактические материалы по русскому языку для 7 класса и др.

Необходимые и ожидаемые изменения: в процессе работы с составленными учебно-диагностическими материалами проверяются орфографические и пунктуационные навыки учащихся, а также их аналитические и коммуникативные умения; данная система работы позволит учащимся адаптироваться к требованиям и новым формам аттестационной работы по русскому языку в 9 и 11 классах, нацелит их на подготовку к единому муниципальному (государственному) экзамену по русскому языку.

Создаваемый продукт: учебно-методическое пособие для подготовки учащихся 5 - 7 классов к новым формам аттестации (брошюра в печатном и электронном вариантах).

Теоретическая база исследования

Большое место в обучении орфографии занимают диктанты различных видов.

Диктант – это вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а учащиеся пишут самостоятельно, без посторонней помощи, и руководствуются только ранее полученными знаниями по грамматике и орфографии. При проведении диктантов важно добиваться, чтобы учащиеся не только безошибочно записывали диктуемое, но и умели обосновывать правильность написанного, выделять орфограммы.

Виды диктантов по русскому языку

По цели проведения.

  • Обучающий.

  • Контрольно-обучающий.

  • Контрольный

 

По структуре текстов (приложение 1)

Словарный.

  • Диктант по вариантам трудности одной орфограммы.

  • Диктант на сопоставление нескольких орфографических правил.

  • Диктант на основе тематической группы слов или на основе лексико-грамматической группы слов.

По связному тексту.

По характеру записи диктуемого (приложение 2)

  • Без изменения диктуемого.

  • С изменением диктуемого.

  • Выборочный.

  • Распределительный.

  • Восстановленный.

  • С графическим изображением диктуемого.

  • В виде схемы.

  • В виде условных изображений.

Цифровой.

По времени объяснения диктуемого(приложение 3)

  • Предупредительный.

  • Комментируемый (комментированное письмо).

  • Объяснительный.

По степени изменения текста (или осложнённости дополнительным заданием)(приложение 4)

  • Творческий (с грамматическим заданием).

  • Свободный.

  • С продолжением.

По способу восприятия текста (приложение 5)

  • Зрительный.

  • Слуховой.

  • По памяти.

В работе по усвоению правила и формированию орфографической и пунктуационной зоркости в целом должна соблюдаться постепенность в нарастании трудностей и усилении роли самостоятельности учащихся. Эти требования касаются и объяснений, которыми сопровождается диктант. Объяснения, основывающиеся на применении правила и проводимые обычно перед письмом, в процессе письма или после написания, имеют огромное обучающее значение.

Тестирование по русскому языку (Приложение 6)

Контроль в виде тестирования приобретает широкое распространение. Тестовая форма проверки качества знаний учащихся экономична повремени, позволяет включить в здания требования стандарта. К тому же основная часть содержания ЕГЭ представлена в форме тестов.

Чтобы узнать и зафиксировать реальный уровень подготовки по русскому языку, целесообразно ежегодно проводить тестирование в декабре и апреле в 5-,7-,9- классах. Декабрьская диагностика отражает уровень усвоения образовательных стандартов:

  • в 5-м классе – на основе базовых знаний, полученных в начальной школе;

  • в 7-м классе – на этапе завершения курса орфографии;

  • в 9-м классе – на момент завершения курса основной школы.

Цель апрельского тестирования – выявить степень усвоения материала, заложенного в декабрьских тестах и изученного позже.

Задания тестов разработаны в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования, программными требованиями. Время проведения тестирования – 45 минут.

Систематическое рубежное тестирование дает возможность учителям узнать, насколько хорошо усвоены отдельные темы курса, и позволяет более точно скорректировать работу по повторению и закреплению правописных и коммуникативных навыков, подготовить учебный материал.

Педагог, проводя тестирование и анализируя его результаты, выявляет как усвоены определенные темы курса в процентном отношении, устанавливает средний процент выполнения требований стандарта по классу, по параллели.

Систематическое тестирование – это и получение информации, и обратная связь, и возможность сравнения реально полученных результатов с ожидаемыми. Это важная составляющая в планировании образовательного процесса.

Выводы

Правильно выстроенная система диагностики и контроля реализует концепцию развивающего обучения

При диагностических исследованиях учитель своевременно получает необходиую информацию об уровне усвоения учебного материала. Качество информации о процессе развития школьника можно улучшить, если контроль носит развивающий характер. При таком виде диагностики школьникам, нуждающимся в помощи, одновременно с получением информации об их проблемах и оценки, оказывается помощь, реально учитывающая индивидуальные особенности школьника и уровень его развития.

Учащиеся не только узнают результаты своей работы, но и получают комментируемые объяснения решения проблем для предотвращения повторных ошибок. Диагностика должна указать ученикам реальные направления приложения своих возможностей.

Данные диагностики должны быть оперативно обработаны, а результаты использованы для коррекции развития.

Школьник должен осознать, что итоги диагностики не несут карающей функции, а помогают исследовать проблемы, возникшие в процессе обучения, и своевременно их решить.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Введение стандарта второго поколения во многом изменяет школьную жизнь ребенка.

Автор: Любовь Николаевна Зубко

Дата: 16.04.2017

Номер свидетельства: 409502


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства