kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитиание духовности на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель современного образовательного процесса – не только сформировать необходимые компетенции, предоставить основательные знания по разным предметам, а и формировать гражданина, патриота; интеллектуально развитую, духовно и морально зрелую личность, готовую противостоять асоциальным влияниям, справляться з личными проблемами, создавать себя и окружающий мир.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитиание духовности на уроках русского языка»

Вступление

Цель современного образовательного процесса – не только сформировать необходимые компетенции, предоставить основательные знания по разным предметам, а и формировать гражданина, патриота; интеллектуально развитую, духовно и морально зрелую личность, готовую противостоять асоциальным влияниям, справляться з личными проблемами, создавать себя и окружающий мир.

Определено, что основы духовного развития личности закладываются в детстве. Именно в школьном возрасте происходит становление основных личностных механизмов, на основе которых формируется самосознание и духовные качества человека. В этом возрасте важно заложить «код» высокой духовности, то есть ту основу, на которой будет развиваться и усовершенствоваться духовная сфера личности на последующих этапах её жизни. Поэтому не случайно в последние годы в педагогической науке формируется новая парадигма образования и воспитания, направленная на создание педагогических условий, благоприятных для саморазвития, самоутверждения, самосоздания личности, её духовной самореализации.

Актуальность проблемы

  • Общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей

  • В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного, чаще всего негативного характера

  • Нравственные знания информируют ребёнка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм

Основой современного учебно-воспитательного процесса является человек как наивысшая ценность. Современное образование и воспитание должны стать способом развития духовной культуры, остановки социальной деградации, стимулом пробуждения высоких моральных качеств – совести, патриотизма, человечности, чувства гражданського и собственного достоинства, творческой инициативы и т.д.

Состояние духовной культуры и морали общества вызывает тревогу. Коррозия упроченных духовных ценностей является последствием прагматизации жизни, пропаганды насилия, пренебрежения правовых, моральных, социальных норм и по своим масштабам составляет глобальную социальную проблему.

Отсутствие у части молодёжи навыков конструктивного общения, общих принципов понимания сути простейших социальных процессов и явлений приводит к конфликтам, стрессовым ситуациям, неадекватному социальному поведению. Как следствие – «уход молодёжи от реальной действительности» в алкоголизм, наркоманию, виртуальную компьютерную среду.

Социальные условия, которые продуктируют меркантильность и цинизм, приводят к деформации системы ценностей у довольно большого количества молодых людей. Обесценивается вечное: любовь, семья, культурные ценности; гипертрофируется материальное и культивируются личные потребности и удовлетворения.

Описание собственного опыта

«Все мы родом из детства…» Неважно, кто сказал эти слова, важно, что сказаны они для многих из нас, которые забыли, откуда мы родом. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к тайным дверям в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснения их целей, неудач, побед. Именно в детстве может случиться такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребёнка. Вот почему важно чаще вглядываться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить ростки Зла или увидеть в них отображение наших неверных поступков. Вот почему чаще нужно обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли ми быть по-детски открытыми, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.

Основным содержанием духовного развития, воспитания и социализации есть базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём из поколения в поколение. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Какие ж они наши традиционные источники моральности? Это страна, наш народ, общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Духовное развитие гражданина государства – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирование способностей человека сознательно строить и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и идеалов, ценностных установок.

Мы с вами формируем человека, и нам хочется, чтобы наш ученик, выпускник был ближе к тому идеалу, который мы себе представляем с точки зрения нашей темы.

Обратим внимание на духовно-моральный идеал в понимании В.А.Сухомлинского:

  • Умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями

  • Гармоничное единство общественного и личного

  • Богатство духовного мира, интересов и потребностей

  • Потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей

  • Чувство человеческого достоинства

  • Любовь к труду

  • Открытость сердца радостям и горестям других людей

При определении направлений духовно-морального воспитания учащихся очень важно понять, как молодое поколения определяет характер и содержание будущого страны, насколько несет в себе дух нового времени. Для более полной картины усвоения учащимися общих моральных ценностей было проведено несколько исследований.

  1. Какие проблемы личного плана волнуют вас больше всего? (Расположите в порядке снижения важности проблемы)

Взаимоотношение в семье – 1

Здоровье – 2

Учеба – 3

Будущая карьера – 4

Любовь – 5

Взаимоотношения с одноклассниками – 6

Взаимоотношения с учителями – 7

Возможность заработка – 8

Проведение свобідного времени – 9

Покупка одежды и других вещей – 10

Нормальное питание – 11

Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, учеба.

  1. В процессе изучения особенностей усвоения моральных ценностей учащимися важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности. Учащимся был предложен перечень ценностей, чтобы они высказали своё отношение к ним методом ранжирования.

Справедливость – 1

Счастье – 2

Воля – 3

Добро – 4

Честь, достоинство, совесть – 5

Дружба – 6

Миролюбивость – 7

Патриотизм – 8

Милосердие – 9

Вера и идеалы – 10

Истина – 11

Коллективизм – 12

Обращает на себя внимание тот факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм, истина имеют достаточно низкий рейтинг.

  1. Чему жизненно важному учит вас школа?

Самостоятельности и уверенности в себе – 1

Умению общаться – 2

Уважению к людям, человечности – 3

Дружбе – 4

Самопознанию – 5

Доброте – 6

Творческому отношению к жизни – 7

Организаторским умениям – 8

Жизнелюбию – 9

Преданности – 10

Ничему не учит – 11

Затрудняюсь ответить – 11

Исходя из вышесказанного, ставлю перед собой задачи:

  • Воспитание уважения к Отечеству

  • Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию

  • Формирование ответственности за языковую культуру

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Теоретическая база методической системы:

  • Психолого-педагогические положения о закономерностях и особенностях духовного развития старшего школьного возраста (Л.И.Божович, Л.С.Выготский и др.)

  • Гуманистические, основанные на ценностном, культурологическом подходах к воспитанию педагогические концепции (Е.П.Белозерцев, С.И.Гессен, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.)

  • Лингвистические, психолингвистические положения о сущности языка как системы ориентиров в диалоге человека с миром, о взаимоотношениях языка, сознания, личности, общества и культуры (Ф.И.Буслаев, В.В.Виноградов, Л.С.Виготский, А.А.Потебня, Л.В.Щерба и др.)

  • Теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)

  • Теоретико-методические положения относительно закономерностей усвоения языка, языкового и литературного развития учащихся, целей и принципов руського языка как учебного предмета (М.Т.Баранов, О.Ю.Богданова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов и др.).

Направления:

  • Внедрение на уроках форм и методов работы с текстом, способствующих духовно-нравственному развитию учащихся

  • Подбор тематического текстового материала, транслирующего духовно-нравственные ценности, разработка способов практической работы с ними

  • Разработка методического материала, направленного на формирование ценностного отношения к здоровью

Педагогические условия, обеспечивающие развитие духовно-нравственных ценностей

  • Опора на ценностный потенциал содержания образования

  • Сочетание традиционных форм обучения с инновационными

  • Использование разнообразных форм, методов и средств внеурочной деятельности по предмету

  • Интеграция учебных и внеклассных форм деятельности


В основе формирования духовных ценностей методической системы лежит деятельный подход, который обеспечивается через основные виды деятельности:

  • Эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира учебной деятельности)

  • Интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью)

  • Познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий)

  • Творческий (создание творческих работ, проектов и т.д.)

  • Исследовательский (выполнение различных исследовательских работ)

Ожидаемые результаты:

  • Осознание себя гражданином своей страны на основе принятия общих национальных нравственных ценностей

  • Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке

  • Целеустремленность и настойчивость в достижении результата

  • Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни

  • Формирование чувства личной ответственности перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями

Для достижения цели использую такие формы и методы организации работы на уроке:

  • Комплексный анализ текста

  • Развивающие лингвистические упражнения

  • Различные виды диктантов

  • Сочинение-рассуждение, изложение

  • Лексические разминки

  • Работа с текстами-миниатюрами

  • Сопоставление двух текстов

  • Редактирование текста


Особенные условия для развития личности учащегося, раскрытия всех его духовных и интеллектуальных возможностей создает творческая работа по написанию сочинений как традиционных жанров, так и нетрадиционных: эссе, сочинение в жанре письма, в жанре рекламы, дневниковых записей и др.

Основу работы над текстами составляют художественные произведения, небольшие по объему.

Обучающий диалог является одним из главных условий духовного развития учащихся. Как особенная дидактико-коммуникативная среда обучающий диалог обеспечивает субъективно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает смену способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является общий поиск истины. Диалог – это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным; где главное не воссоздание информации, а размышления, обсуждение проблемы. Диалог – это природный энерго-информационный обмен, в процессе которого осуществляются важные проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сочувствие, сотворчество. В процессе обучающего диалога учащиеся овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия.

Использование следующих форм проведения уроков также помогает в решении поставленных задач:

  • урок – диалог;

  • урок – исследование;

  • урок – творческая мастерская;

  • урок – семинар;

  • урок – экскурсия;

  • урок – дискусия;

  • театрализованный урок.

Перед нами, филологами, проблема духовно-морального воспитания стоит особенно остро. Ведь у нас есть очень сильное оружие – слово, художественная речь, книга. А «книга, - по словам А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, сонет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, человеку, заступающему на его место».

Соприкасаясь каждый день с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец.

На уроках русского языка я использую тексты, которые несут информацию и влияют на понимание моральных ценностей в жизни. Для того, чтобы помочь ученикам осознать сущность любого морального понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При изучении тем «Синонимы», «Антонимы» использую способ, который позволяет раскрыть сущность морального понятия на основе сопоставления, сравнения его с другим, построить своеобразный ряд синонимов. Например: сочувствие, жалость, уважение, забота, послушание, чуткость, любовь, нежность, сердечность, добросовестность, благородство, стыд, обязанность, память, жертвования, чувство вины, порядочность и др.

Однако, вряд ли можно найти человека, которому присущи только позитивные черты, потому, объясняя учащимся ценности личности, которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, следует раскрывать и негативные стороны, объяснять, как их изживать.

Совместную работу с учениками строю двумя способами:

а) в более подготовленном классе предлагаю каждому ученику самостоятельно продумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, потом каждый знакомит всех с результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие понятия одно от другого;

б) в менее подготовленном классе совместно в процессе обсуждения строится ряд близких по значению моральных понятий, записывается на доске, потом каждый в тетради анализирует их смысловые оттенки.

Для того, чтобы подростки смогли понять суть человеческих отношений, которые мы называем дружбой, предлагаю построить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения», проанализировать, что они обозначают, чем отличаются, какие смысловые оттенки вкладываются в каждое из них.

В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личные качества человека, глубокое проникновение в их суть требует сравнительного анализа позитивных и негативных качеств, то есть идет поиск противоположных понятий. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» - хороший пример для рассмотрения таких моральных понятий, как «достоинство», то есть гордость, самоуважение, самолюбие, честь. Сравнительный анализ данных понятий (эгоизм, гордыня, самовлюбленность, тщеславие) помог ученикам понять, что позитивные качества человека способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры.

Работая на уроках над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значения слов, на смысл пословиц и поговорок, на поучительную сторону того или другого текста.

Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословиц.

Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.

На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.

Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете смысл пословицы?

2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)

3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)

4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:

Честность нечестность

Правдивость лживость

Искренность неискренность

5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и

различие.

6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.

7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?

Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность

Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность, необыкновенная жадность, жадность к деньгам.

Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность. Богатому жадность не дает покоя.

После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение-миниатюру. Темы могут быть разными, например: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии», «Добро должно быть с кулаками?», «Спешите делать добрые дела».

Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.

При изучении темы «Правописание приставок НЕ- и НИ- в наречиях» использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:

1. Нигде не дышится так легко, как на Родине. 2. На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 3. Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно. 4. Смелый человек нигде не пропадет.

Предлагаю учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Задание к этому тексту:

1. Определите тему и идею текста.

2. Определите стиль речи.

3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.

Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Я предлагаю учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия. Например, на уроке изучения правописания -тся и -ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного» и так далее.

На повторительно-обобщающих уроках использую прием «Лови ошибку»: даю возможность детям поработать с тестовыми заданиями, в которых намеренно допускаю ошибку. Во время ее поиска школьники могут рассуждать вслух, побуждая тем самым друг друга к поиску правильного решения.

На уроках русского языка все учителя-словесники обращают внимание на культуру речи, мы проводим внеклассные мероприятия по этой теме, предметные месячники, учим любить родной язык, раскрываем его красоту, призываем беречь её. И на занятиях дети с нами соглашаются, даже иногда очень интересно высказываются по этому поводу. А после занятий они общаются между собой СМСками или в «аське», перекручивая слова, а то и просто смайликами, забыв, что сами говорили о необходимости беречь культуру речи. И мы понимаем, что остановить это не можем, это - технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение. Вот еще одна проблема, можно ли общаться через Интернет и сохранить нормы языка.

Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, нужно самим учиться вместе с ними, подавать пример. На уроках русского языка и литературы просто необходимо показывать заботливое отношение к родному слову.

Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, моральное и духовное взаимообогащение детей и преподавателя.

Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все воспитательные возможности русского языка, то эффект от таких занятий значительно повысится. И русский язык не только сыграет большую роль в повышении грамотности и развитии речи, но и поможет в формировании морального облика личности ученика.

От развития речи зависит общее развитие ребенка.

Именно здесь уместно замечательное стихотворение нашей современной поэтессы Бельгалис Галины Алексеевны:

Говори красивые слова,

Чтобы губы стали еще слаще,

Чтоб от счастья кругом голова,

Чтоб хотелось видеть тебя чаще.

Хлебом ты с голодным поделись —

То души надежная подкова,

На людскую глупость ты не злись,

Ведь духовность — красоты основа.

Чтобы волос шелком отливал —

Прядями малыш пускай играет.

Боль других ты сердцем принимай —

Душу равнодушье обижает.

Человек нуждается в тепле —

Даже вещь оставленная плачет…

Души тонут лишь в холодном зле —

И судьбу оно переиначит.

Мы, старея, вдруг осознаем —

Две руки от Бога мы имеем:

Ближнему одной мы отдаем,

А другой — себя всю жизнь жалеем.

Красота в глазах отражена —

Значит, есть любовь в твоем сердечке,

Значит, эта дверь отворена,

И тепло струится, как из печки.

Легче станут к старости шаги,

Только тверже будут убежденья…

И прошепчешь внуку: «Сбереги

Ты в душе своей любви волненья.

Близких ты заботой напои,

Поднимайся без оглядки к звездам,

Чтобы пели в сердце соловьи,

И свивала чтоб удача гнезда.

Будь красивым с детства, и тогда

Красота души богатством станет…

К нам приходит в дом тогда беда,

Коль душа легко и смело ранит».

Вывод

Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».

Процесс формирования духовных ценностей – очень долгий, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитиание духовности на уроках русского языка

Автор: Куликова Светлана Викторовна

Дата: 13.04.2016

Номер свидетельства: 318312


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства