«Воспитательный аспект на уроках русского языка.Технология двойного воздействия»
«Воспитательный аспект на уроках русского языка.Технология двойного воздействия»
В моей педагогической практике не было ни одного дня, когда я работала бы учителем, дающим знания по языку или литературе, но не воспитывающим обучающегося. Ведь рядом всегда дети, которые нуждаются в поддержке или совете учителя, поэтому не соглашусь с теми коллегами, которые упорно отстаивают свое мнение о том, что школа должна стать обучающим рычагом сложной педагогической системы, а воспитанием детей должны заниматься родители. Давайте честно посмотрим на современные реалии: часть детей воспитываются родителями, которым нельзя, по законам морали, находиться с детьми; есть родители, которые приоритетным считают не воспитание ребенка, а улучшение своего качества жизни или скоплением материальных благ. Можно продолжать список социальных и психологических проблем, с которыми сталкивается современный ребенок. Конечно же, есть семьи, в которых царят любовь и забота, но мы думаем о тех, у кого таких семей нет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Воспитательный аспект на уроках русского языка.Технология двойного воздействия»»
Название статьи: «Воспитательный аспект на уроках русского языка. «Технология двойного воздействия»
План
I. Проблемы современного школьника как рычаг к действию педагога.
II. Воспитательная направленность уроков русского языка:
1. Формирование нравственных качеств личности.
2. Помощь в определении возможностей и потребностей современного ученика.
3. Необходимость введения тематических уроков.
4. Особенности и роль «технологии двойного воздействия».
5. Модули в работе.
III. Роль системной воспитательной работы.
В моей педагогической практике не было ни одного дня, когда я работала бы учителем, дающим знания по языку или литературе, но не воспитывающим обучающегося. Ведь рядом всегда дети, которые нуждаются в поддержке или совете учителя, поэтому не соглашусь с теми коллегами, которые упорно отстаивают свое мнение о том, что школа должна стать обучающим рычагом сложной педагогической системы, а воспитанием детей должны заниматься родители. Давайте честно посмотрим на современные реалии: часть детей воспитываются родителями, которым нельзя, по законам морали, находиться с детьми; есть родители, которые приоритетным считают не воспитание ребенка, а улучшение своего качества жизни или скоплением материальных благ. Можно продолжать список социальных и психологических проблем, с которыми сталкивается современный ребенок. Конечно же, есть семьи, в которых царят любовь и забота, но мы думаем о тех, у кого таких семей нет.
Поэтому учитель, по моему мнению, должен подумать о методах в своей работе, которые помогли бы ребенку не только приобрести определенные знания, но и помогли бы ему познать себя, определить свои сильные и слабые стороны, научиться самому главному – жить в гармонии со своими возможностями и потенциалом. Соглашусь с Ж.Ж. Руссо, который утверждал: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
Уроки литературы дают возможность в большей мере, чем русский язык, направить детей в нужное русло: литературные герои ответят на многие вопросы современного школьника. Но уроки русского языка также имеют возможность влиять на формирование личности обучающегося.
Хороший урок воспитывает всегда: своим содержанием, посылом, организацией работы детей.
Воспитание – это процесс целостный и непрерывный. Научиться грамотно писать – это, безусловно, важно, но после каждого урока у школьника должен остаться некий жизненный опыт; должны появиться духовный подъем и стимул меняться в лучшую сторону. Исходя из данного видения задач урока, я пришла к выводу, что воспитательный аспект на уроках русского языка может проходить по такому принципу: есть учебная тема, над которой учитель работает весь урок, но параллельно он может выбрать и воспитательную тему, над которой также будет проводиться работа в течение урока.
Такие уроки я называю тематическими, потому что отслеживаются учебная и воспитательная темы. Они переплетаются, дополняя друг друга. Технология, по которой я работаю, имеет название «технология двойного воздействия», поскольку учитель целенаправленно воздействует на приобретении учащимися учебных навыков, а также получении сильного воспитательного посыла. Приведу пример использования данной технологии на уроке русского языка в 6 классе. На последнем уроке по теме «Глагол» учитель готовит разнообразные виды работ, которые смогли бы систематизировать все полученные знания по данной теме. Он может провести различные диктанты, разборы, используя возможные приемы и методы. Но вся эта работа может быть проведена с учетом единой воспитательной цели, то есть все учебные задания будут подчиняться одной воспитательной теме, например, теме «Качества человека, которые будут цениться всегда» или «Познай самого себя – и ты познаешь жизнь».
Подобные тематические уроки имеют сильное воздействие на детей, поэтому проводить их на каждом уроке нецелесообразно. Воспитательные темы выбираю, исходя из возрастных особенностей обучающихся и их уровня восприятия материала. Для старшеклассников рекомендую проводить их с учетом подготовки детей к самостоятельной жизни. Для этого я использую определенные модули, которые логически связаны друг с другом.
Модуль 1 «Я обучаюсь ради своего будущего»
Тема 1. «Обучение не наказание, а награда».
Тема 2. «От качественных знаний – к заветной профессии».
Тема 3. «Как успеть все?»
Тема 4. «Формула успеха в обучении».
Модуль 2 «Мой путь к успешному общению»
Тема 1. «Я и МЫ - коллектив.
Тема 2. «Жить в обществе –значит, общаться».
Тема 3. «Толерантность? Интересное слово…».
Тема 4. «Как общаться продуктивно?»
Модуль 3 «Шагом марш к жизненному успеху»
Тема 1. Какого человека будут уважать?»
Тема 2. Роли, которые может сыграть мое «Я».
Тема 3. «Я учусь планировать».
Тема 4. Мои помощники – учителя и родители».
Тема 5. Успех приходит к настойчивым».
Подобные модули учитель может составить, опираясь на темы, которые нужны детям на данном этапе. Если все проблемы, которые появляются у обучающихся, будут решаться не назидательно, а с помощью учебного материала, то такой способ воспитания будет эффективнее. Главное, чтоб ученики смогли использовать знания в качестве инструмента решения своих жизненных задач, целенаправленно реализуя свой потенциал в профессиональном и личном пространстве. Занимаясь самореализацией, они смогут принести пользу не только себе, но и обществу, в котором эти цели будут реализованы.