kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вопросы морфологии в трудах Н.В. Крушевского

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье "Об аналогии и народной этимологии" ("Русск. Филол. Вестник", 1879, т. II) Крушевский развивает мысль о роли морфологической ассимиляции (аналогии) в систематизации морфологических элементов и отмечает, что этот фактор развития языка находится в антагонизме с фонетическими законами. По мнению Крушевского, исторический процесс систематизации языковых элементов протекает в двух направлениях - в физиолого-акустическом и семасиологическом (психическом). Оба эти процесса систематизации протекают автономно, но нередко препятствуют друг другу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы морфологии в трудах Н.В. Крушевского»

Крушевский Николай Вячеславович

(Николай Хабданк) (1851-1887), лингвист. Поляк по происхождению, писал на русском языке. Родился 6 (18) декабря 1851 в Луцке на Украине. В 1875 окончил Варшавский университет, где получил хорошую философскую, но слабую лингвистическую подготовку. Не имея возможности получить работу в Польше, где после подавления восстания 1863 проводилась активная русификаторская политика, стал учителем гимназии в глухом городе Троицке (ныне - Челябинская область, на границе с Казахстаном), в 1878 переехал в Казань. Сумел восполнить недостаток лингвистической подготовки самообразованием и консультациями у И.А.Бодуэна де Куртенэ, с которым работал в тесном сотрудничестве до отъезда последнего из Казани в 1883. С 1880 преподавал в Казанском университете

2. Вопросы морфологии в трудах Н.В. Крушевского. Идея взаимосвязи фонетических и морфологических явлений в языке

В статье "Об аналогии и народной этимологии" ("Русск. Филол. Вестник", 1879, т. II) Крушевский развивает мысль о роли морфологической ассимиляции (аналогии) в систематизации морфологических элементов и отмечает, что этот фактор развития языка находится в антагонизме с фонетическими законами. По мнению Крушевского, исторический процесс систематизации языковых элементов протекает в двух направлениях - в физиолого-акустическом и семасиологическом (психическом). Оба эти процесса систематизации протекают автономно, но нередко препятствуют друг другу.

Позднее, в 1881 году, Крушевский, основываясь на положении о взаимосвязи между фонетическими и морфологическими элементами структуры языка, дал блестящий анализ звуковых чередований. В основу своей теории он положил мысль о взаимосвязи между различными категориями чередований в историческом плане, а различие между ними усматривает в большей или меньшей закрепленности за определенными морфологическими категориями. Он показывает, каким образом возникшее на фонетической основе чередование со временем становится достоянием морфологии в качестве вспомогательного средства выражения грамматических значений или средством словообразования. Одновременно с этим Крушевский развивает мысль о взаимосвязи и противопоставленности фонетических законов и аналогии и их влиянии на динамические процессы системы языка. Идея о языке как динамической системе наиболее полно и последовательно реализуется Н.В.Крушевским в «Очерке науки о языке» (1883 г.).

Словообразование он квалифицирует как стройную систему одинаково организованных типов слов, соотносящихся с типами обозначаемых ими понятий, Им различались два вида структурных отношений между языковыми единицами -- ассоциации по сходству и ассоциации по смежности (ассоциативные и синтагматические отношений у Ф. де Соссюра, парадигматические и синтагматические отношения у Л. Ельмслева, отношения селекции и отношения комбинации у Р.О. Якобсона).

Крушевский Н.В. Очерк науки о языке.- Казань, 1883.

  • В магистерской диссертации К вопросу о гуне. Исследования в области старославянского вокализма (1881; гуна - это санскритский термин, обозначающий среднюю ступень чередования гласных) впервые в мировой науке дал классификацию чередований, отграничив фонетически обусловленные от фонетически не обусловленных и предвосхитив идеи фонологии. По свидетельству И.А.Бодуэна де Куртенэ, именно Крушевский предложил использовать термин "фонема" в значении, близком к современному.

  • Главный труд Крушевского - докторская диссертация Очерк науки о языке (1883). В ней автор определил лингвистику как науку, выявляющую общие законы, которые управляют явлениями языка. Если его современники либо отрицали существование законов языка, либо сводили их к законам языковых изменений, то Крушевский наряду с историческими законами выделял "статические законы", определяемые закономерностями человеческой психики. Его формулировка основного закона развития языка как "закона соответствия мира слов миру мыслей" созвучна идеям активной грамматики Л.В.Щербы и современным подходам к описанию языка "от значения к форме".

  • Посмертно, в 1993 в Варшаве был издан еще один значительный труд Крушевского - Очерки по языковедению. Антропофоника. Идеи Крушевского, частично отраженные в не переиздававшихся более ста лет работах, а частично дошедшие до нас благодаря И.А.Бодуэну де Куртенэ, не получили в 19 в. широкой известности, но позднее повлияли на развитие концепций Р. Якобсона, Е.Куриловича и др.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Вопросы морфологии в трудах Н.В. Крушевского

Автор: Чернов Дмитрий Александрович

Дата: 24.08.2016

Номер свидетельства: 340560


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства