kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«внутренняя и внешняя интеграция при изучении дисциплин гуманитарного цикла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный доклад об анализе и определении роли интегративного подхода при изучении дисциплин  гуманитарного цикла

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««внутренняя и внешняя интеграция при изучении дисциплин гуманитарного цикла»»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА»



Автор: С.Н. Туйлиева - учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 43 Каттакурганского района, тел.: +998949152934































ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в педагогической литературе поднимается вопрос о разносторонности знаний школьников, о необходимости воспитания у них полной картины мира. Человек воспринимает окружающую действительность, как единое целое, раздробленное на элементы.

В обучении различные предметы расчленяют это единое целое, части изучают отдельно друг от друга. Это дает возможность более глубокого изучения предмета, однако нарушает целостность картины мира.

Интеграция (от греческого «цельный», «слитный») возникает из межпредметных связей. Полное их обоснование в классической педагогике дает К. Д. Ушинский. В обучении оно осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе элементов различных учебных предметов.

Интегрирование предметов гуманитарного цикла способствует формированию единства логического и образного мышления учащихся, рациональное и эмоциональное в обучении, это также способствует и в первую очередь требованиям международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA.

Цель данного доклада заключается в анализе и определении роли интегративного подхода при изучении дисциплин гуманитарного цикла.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Понятие внутренней и внешней интеграции

  • Положительные моменты внутренней и внешней интеграции при изучении дисциплин гуманитарного цикла



2

Методом исследования в данном докладе послужил теоретический анализ педагогических опытов. Для решения выше указанных задач были изучены специальные источники и литература по данной теме исследования.



  1. ПОНЯТИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ИНТЕГРАЦИИ

В педагогическую науку понятие интеграции пришло из философии, где интеграция рассматривается как часть процесса развития, связанная с объединением неоднородных частей и элементов в целое. Сегодня принцип интеграции является инновационным в образовании и призывает к перестройке процесса обучения на объединение различных общностей в одном образовательном пространстве. И как результат, получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности ребенка, а также способствующего гармоническому вхождению ребенка в социум и развитию у него профессиональных компетенций.

При изучении дисциплин гуманитарного цикла в образования детей наиболее характерны два вида интеграции: «внутренняя интеграция» и «внешняя интеграция». Предметом «внутренней интеграции», т.е. интеграции, проходящей внутри образовательной организации, являются образовательные и дополнительные общеразвивающие программы, культурно-досуговые мероприятия, взаимоотношения с семьями и многое другое. Предметом «внешней интеграции», является применение методических приёмов самопознания на любом уроке (позитивный настрой, рассказывание притчи, завершающая минутка урока и др.).

Интеграция необходима в современной системе образования. В современных условиях проблема интеграции приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Задача школы - формирование самостоятельной творчески активной личности, адаптированной к жизни в демократическом обществе. Интегрированный подход к обучению предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроках русского языка идёт работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке на уроке литературы, например, в связи с изучением эпох творчества писателей и поэтов. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, видеоролики или же слайды, описывающие картины эпох в творчестве определенного писателя. Базой для формирования личности является широкое гуманитарное образование. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, и прежде всего предметов гуманитарного цикла. Идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику. Сегодня уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых происходит объединение разных предметов. Сегодня школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центре внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Межпредметные связи в учебном процессе - это конкретное выражение интеграционных процессов, происходящих сейчас в обществе. Науки объединяются, образуя межнаучные комплексы, для изучения сложных комплексных проблем современности. А в связи с реформой образования и введением компетентного подхода, когда ключевые компетентности объединяют знание, навыковую и интеллектуальную составляющую, актуальность межпредметных связей очевидна.

Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она призвана воспитать всесторонне развитого человека, активизировать мыслительную деятельность учащихся, формировать обобщенные знания и умения, воспитать эстетически подготовленную личность. Решить все эти задачи поможет интеграция предметов: и элективные курсы, и внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла, и интегрированные уроки.

Делая выводы о внутренней и внешней интеграции при изучении гуманитарных дисциплин, можно сказать следующее. Если во «внутренней интеграции» учащиеся узнают о литературе, как о науке, разрабатываются читательские навыки, приходит опыт сочинительства, то во «внешней интеграции» они узнают о межпредметных связях, где язык связан не только к правилам русского языка, но и к литературе, истории, музыке, изобразительному искусству и т.д..

  1. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Внутренняя и внешняя интеграция при изучении дисциплин гуманитарного цикла развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся, на таких уроках учащиеся становятся более активными, самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументировано ее отстаивать. В своем выступлении я попытаюсь обобщить опыт интеграции на уроках литературы.

Законы одного предмета помогают глубже понять и постигнуть законы другого предмета и усвоить общие закономерности развития отражённой в ней действительности. Например, важные исторические события, осознать и понять произведения литературы, живописи, музыки. Мы знаем много примеров, как независимо друг от друга писателей, поэтов, художников, которые создавали похожие образы разными средствами литературных мотивов, например, мотив сознательной гибели героя из-за женщины:
Самоубийство Вертера в романе «Страдания молодого Вертера» Гёте,
гибель Владимира Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»,
смерть Ромашова в романе Куприна «Поединок».
По-видимому, этот мотив можно рассматривать как трансформацию древнего мифологического мотива: «бой за невесту».
Очень популярен мотив чужеродности героя окружающему миру.
Это может быть мотив изгнания (Лермонтов. Мцыри) или  мотив чужеродности героя пошлости и заурядности окружающего мира (Чехов. Скучная история). Проводить уроки интегрированного цикла достаточно сложно. Это требует прежде всего творческого переосмысления программы, вовлечение других педагогов (ИЗО, МХК, истории, литературы) в эту деятельность. Уроки, предполагающие межпредметные связи несколько проще приготовить. Межпредметные связи присутствуют на каждом уроке литературы. На такой урок можно привлечь и не программные произведения смежных предметов, главное что бы они были высокохудожественными и отвечали требованиям возрастных особенностей.

Интегрированный урок предлагает синтез различных учебных дисциплин, поэтому нужно обратить внимание на корректирование программы, выбор учебного материала, написание плана – конспекта.

Интегрированные уроки проводят два или три учителя. При этом каждый из них решает свою учебную задачу, подчиняя её общей теме урока. Это может быть цикл уроков.

С чего начать подготовку?

1. Найти единомышленников, заинтересованных этой идеей;

2. Необходим правильный анализ программ. Выявление общего, подбор материала;

3. Составление совместно плана урока и его подготовка.

Конечно, такие уроки требуют большой предварительной работы от учителей и учащихся, но становятся праздником и запоминаются надолго.



Интегрированный урок - особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы, явления.

Внутренняя интеграция реализуется и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей имеют много общего, например, обе сферы ориентированы на развитие личности ребенка, у них схожие направления деятельности, формы организации (кружки, секции, клубы, факультативные и индивидуальные занятия, элективные курсы …), обе сферы связаны с учебным процессом и социально-культурной деятельностью образовательной организации. 3 Однако есть и существенные различия. Внеурочная деятельность — это целенаправленная образовательная деятельность, нацеленная для достижения личностных и межпредметных результатов. Дополнительное образование — особая сфера образования, которая осуществляется вне рамок основных образовательных программ. Предоставление обучающимся возможности изучения программ дополнительного образования в различных направлениях позволяет создать оптимальные условия для удовлетворения многообразных интересов и познавательных потребностей, которые не могут быть реализованы в рамках предметного обучения. Внешняя интеграция обеспечивает развитие ребенка в выбранном им самим направлении, создает ситуацию успеха, развивает ребенка с разным уровнем способностей и подготовленности.

В заключении этой главы хотелось бы сказать о положительных моментах внутренней и внешней интеграции при изучении гуманитарного цикла:

  • Во – первых, у учащихся вырабатываются и закрепляются универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные, т.е., вносить порядок во что - либо).

  • Во – вторых, у учащихся предоставляется возможность посмотреть на смежные предметы с другой стороны. Это приводит к повышению интереса учащихся.

  • В – третьих, в процессе таких занятий у учащихся формируется целостное видение мира, которое проявляется в необходимости изучения предметов, составляющих школьную программу.



  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прогресс человеческого развития, усложнение общественных отношений, повышения требования к воспитанию подрастающего поколения приводит к необходимости изменения, дополнения творческого подхода обучения младших школьников. Изменения в учебном процессе должны быть направлены на более эффективное всесторонне и гармоническое развитие личности детей.

"Педагогика, - по словам К.Д. Ушинского, - это искусство, и в теории этого искусства есть очень много такого, что совершенно необходимо узнать людям, берущимся за практику воспитания и обучения". Интегрированные уроки можно назвать творческим дополнением в процессе обучения, способ осуществления межпредметных связей.

Образование переживает сейчас знаменательный период, связанный со стремлением и необходимостью всю учебно-воспитательную работу поднять на качественно новый уровень.

Метод интеграции можно заметить при изучении русских грамматических тем в школах с не русским языком обучения, где параллельно ведётся изучение смежных грамматических тем родного языка. Это очень удобный способ, учащийся более легко усваивает темы другого языка на основе сопоставления двух предметов. Интегрированные уроки развивают потенциал у учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Интеграция при изучении гуманитарного цикла помогает учащимся самостоятельно сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения.




ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:


  1. Омельченко С.В. Понятие интеграции в педагогическом процессе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2007. - № 1. // http://jurnal.org/articles/2007/ped1.html

  2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебном процессе, его совершенствование. – М.: Просвещение, 1984.- 155с.

  3. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции. -СПб.: Образование, 1998.- 47 с.

  4. Коложвари И., Сеченникова Л. Как организовать интегрированный урок. // Народное образование. –1996г.- №1.-С.87-89 .

  5. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Вологда, 1988,-202 с.

  6. Ващенко В. Инновационность и инновационное образование.//-М., 2000.- "Вестник высшей школы" №6, 23 с.

  7. Головинская Е., Лазарев Д. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук.// Перспективы.-1986.- №8.-С.25-28.

  8. Грищенко Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам // Начальная школа. -1995.- №11.-С. 21-28

  9. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система// Педагогика. .-1997.- №4.-С. 24-28.

  10. Дик Ю.И., Пинский А.А. Усанов В.В. Интеграция учебных предметов// Советская педагогика.- 1987.- №9.-С.42-47.

  11. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/07/22/doklad-integratsiya-predmetov-gumanitarnogo-tsikla

  12. https://infourok.ru/statya_integraciya_predmetov_gumanitarnogo_cikla-465193.htm




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«внутренняя и внешняя интеграция при изучении дисциплин гуманитарного цикла»

Автор: СОХИБА НИЗОМОВНА ТУЙЛИЕВА

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565885


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства