"Внедрение в гуманитарное образование современных методик и технологий" доклад
"Внедрение в гуманитарное образование современных методик и технологий" доклад
Учителю сегодня очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к ученику и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и ученики: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора инновационных методик. Нужно меняться вместе с миром, чтобы быть интересным, креативным, успешным учителем.
Цель моего доклада – это познакомить слушателей с аспектами современных педагогических технологий, с уровнями и критериями технологичности, определить разницу технологий и методов обучения. По возможности применять на практике инновационные методики и технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Внедрение в гуманитарное образование современных методик и технологий" доклад »
ВНЕДРЕНИЕ В ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ
Н.И.Жайсангалиева
учитель русского языка и литературы первой категории
ОСШ №4 города Аксай Бурлинского района
Западно-Казахстанской области
Учителю сегодня очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к ученику и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и ученики: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора инновационных методик. Нужно меняться вместе с миром, чтобы быть интересным, креативным, успешным учителем.
Цель моего доклада – это познакомить слушателей с аспектами современных педагогических технологий, с уровнями и критериями технологичности, определить разницу технологий и методов обучения. По возможности применять на практике инновационные методики и технологии .
«Образование должно давать
не только знания,но и умение
их использовать в процессе
социальной адаптации. »
Н.А.Назарбаев
Внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Существует мнение, что педагогика - это искусство. Но ведь искусство посильно не каждому, а только мастеру своего дела, обладающему определенными личными способностями. Не все преподаватели, к сожалению, обладают педагогическим мастерством, но овладеть педагогической технологией сможет каждый, ибо "искусство основано на интуиции, а технология - на науке". Овладеть этой наукой - значит стать хорошим преподавателем. Нельзя не согласиться с В.П. Беспалько, что "хорошая, научно обоснованная технология обучения и воспитания - это и есть педагогическое мастерство".
Педагогическая технология – это специфический инновационный подход к обучению.(слайд 1) Само слово "технология" (от гр. techne - "искусство, ремесло, наука" + logos - "понятие, учение") означает "совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ и т.д.".
В отличие от метода обучения, технологией может являться только то, что поддается точному описанию и алгоритмизации.
Можно перечислить следующие педагогические технологии: программированное обучение; проблемное обучение; деловые игры; модульное обучение; интегральное обучение; компьютерное обучение; информационные технологии; технология учебного проектирования.
Для технологии характерны: (слайд 2)
системность (системный способ организации деятельности);
воспроизводимость (она может быть воспроизведена другими педагогами);
результативность (адекватность результатов педагогического процесса поставленным целям, что требует постановки диагностичных целей и разработки соответствующих способов диагностики результатов).
Понятие «Педагогическая технология» может быть представлена 3 аспектами: (слайд 3)
Научным: педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
2. Процессуально-описательным: описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.
3. Процессуально-действенным: осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, методологических и педагогических средств.
Понятие «Педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях: (слайд 4)
1.Общепедагогический (общедидактический) уровень: технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении на определенном этапе обучения.
2.Частнометодический(предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика» т.е. реализуется в рамках одного предмета, класса, учителя.
3. Локальный (модульный) уровень: представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса (технология урока, контроль знаний, технология самостоятельной работы).
Критерии технологичности (слайд 4)
Концептуальность. Каждой педтехнологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность. Педтехнология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью результатов.
Эффективность. Педтехнологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижения определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость. Подразумевается возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами.
Её источниками и составными элементами являются:(слайд 5)
- социальные преобразования и новое педагогическое мышление,
- передовой педагогический опыт,
- опыт прошлого: отечественный и зарубежный,
- народная педагогика ( этнопедагогика).
В практике работы педагогов иногда понятием «педагогическая технология» обозначает давно освоенные, пусть даже полезные, но не технологически построенные методы обучения.
Между тем педагогическая технология – это специфический инновационный подход к обучению. Она ставит иные задачи.
Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык понятия «гуманный подход», «личностно-ориентированное обучение», «субъект – субъектные отношения», «педагогика сотрудничества».
Личность воспитанника творит себя.
Гуманистическое воспитание – всегда партнерство воспитателей и воспитанников, взаимодействие активных деятельных и действующих сторон.
К основным принципам современного подхода гуманистического («очеловеченного») образовательного процесса относятся(слайд 6)
А) Ценностное отношение к личности ребенка и подростка: признание за ним права на собственную позицию, на возможность высказать это мнение без последующих дисциплинарных наказаний.
Б) Субъект – субъектное межличностное взаимодействие педагога и воспитанника в образовательном процессе,
В) Признание за ребенком прав:
на творческий поиск тех областей жизнедеятельности, в которых могут наиболее полно реализоваться способности и потенциальные возможности ребенка;
на ошибку, без которой невозможно стать творческой личностью, иначе весь процесс познания станет обычной репродуктивной деятельностью;
признание за собой и за ребенком обязанностей: «Чтобы я ни делал, количества добра в мире должно увеличиться».
И так необходимо:
А) По-новому переосмыслить роль учащегося в обучении, принять его как субъекта: инициативного, ответственного соучастника образовательного процесса.
Б) Новые подходы от педагога требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений соответствующих современному уровню обучения, постоянного самообразования.
Личностно-ориентированное образование
Образование, ориентированное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создает ситуацию востребовательности личности, ее сил саморазвития.
Личностные функции – это в данном случае не характерологические качества ее, а те проявления, которые собственно и реализуют социальный заказ «быть личностью».
В качестве таковых функций выделим следующие:(слайд)
Ответственность: принятие и обоснование деятельности; критика в отношении предлагаемых извне ценностей и норм; обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира.
Рефлексивность: конструирование и удерживание определенного образа «Я»; определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного – сути жизни.
Самореализация: стремление к признанию своего «Я» окружающими, обеспечение творческого характера любой личностно-значимой деятельности; обеспечение уровня духовности жизнедеятельности.
Каким же образом нужно построить обучение, чтобы личность саморазвивалась, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога, и для учащегося?
В истории педагогики для этого предлагались различные пути: воспитание ответственности, внедрение различных методик, в т.ч. и активных, построенных на учебных диалогах.
Активные методы – это:
Методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Это: беседа, диспут, тематический семинар, деловая игра, тренинг.
Сегодня появляется новый подход – интерактивное обучение.
Интерактивный от лат. inter (между) + actio (действие).(слайд )
Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Интерактивность, понимаемая как непосредственный диалог, обретает в наши дни особое значение, связанное с развитием техники, особенно диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером.
Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс научения происходит в совместной деятельности.
Чем разнообразнее методы и средства, тем больше у преподавателя возможностей найти неформальный контакт с классом, что способствует не только успешному учению, но и росту самого педагога.
В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, это такие как:(слайд)
Слушатели садятся в два ряда друг за другом (работа в парах)
Последним двум слушателям из двух рядов даются на просмотр картинки. Задание: по цепочкам передаётся информация о том, что нарисовано на картинах.
Первые должны нарисовать то, что им передали.
Сравнение какие рисунки были показаны с теми, которые нарисовали. Обсуждение: Что сохранилось, что было утрачено? Почему так произошло? Что развивает эта техника?
2)Технология «Зиг-Заг»
Деления на группы: 1, 2, 3, 4, 5. (работа в группах)
1-е садятся за стол № 1… и т.д.
Каждой группе даются технологии интерактивного обучения, которые они должны изучить, обсудить, применить к определённой теме урока(если повторяется тема «Части речи», каждой команде дается название частей речи, команда должна подготовить рекламу той части речи ,которую выбрали):
Кластер
Уголки (дебаты)
Синквейн – пятистрочный стих.
Диаграмма Венна
Кубики «Стратегия»
Возвратившись обратно в свои группы, необходимо обучить друг друга приобретенным технологиям и применить их к определенным темам урока. Группы презентуют разработки, обсуждают их практическое применение, делают выводы, что дает эта технология:
Переход из группы в группу развивает социальные навыки отношений, коммуникации, общения.
Развивает внимание, запоминание информации.
Ответственность за обучение своих коллег новой информации.
3) Дебаты устные и дебаты письменные. (работа в командах)
Цель участника дебатов – убедить других в том, что его подход к решению проблемы правилен.
Проведение дебатов является эффективным средством обучения слушателей умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение или изменить проводимую политику.
Методические рекомендации:
Подготовительная работа. Тема формулируется в виде резолюции, например: Внедрение интерактивных методов повышает эффективность обучения.
Распределение ролей. Разделить слушателей на две группы.
3.Подготовка участников занятия. Представьте участникам достаточно времени для подготовки «конструктивных аргументов».Помогите понять масштаб проблемы. Попросите их предсказать, какими будут доводы противной стороны и подготовиться опровергнуть эти доводы.
4. Проведение дебатов: За Против
1)Аргумент
Ответ:
2) Аргумент
Ответ:
Каждому участнику предоставляется возможность опровергнуть доводы противной стороны и ответить на их критику. Полемику всегда начинают представители группы, выступающей против резолюции. Процедура ее проведения аналогична процедуре проведения предыдущего этапа.
5. Участники могут на этом этапе изложить причины, по которым они занимают ту или иную позицию в отношении резолюции.
6. Все должны указать на те аргументы, которые, несмотря на то, что противоречат их взглядам, заставили задуматься или звучали особенно убедительно.
7. Обсудить пользу, приносимую участием в дебатах.
Итоги занятия подводятся через технологическую карту ЗХУ:
Знаю / З
Хочу узнать/Х
Узнали/У
1 5
2 6
3 7
4 8
На уроках русского языка я широко использую элементы критического мышления: диаграмма Венна, тема «Сложныепредложения»; (слайд)
синквейн,
темы «Причастие», «Местоимение».
Причастие
Действительные, страдательные,полные и краткие
Обособляются, не обособляются
Причастия делают нашу речь выразительной.
Особая форма глагола
Местоимение
Личные, возвратные, притяжательные
Указывают, но не называют
Местоимения заменяют имена существительные, прилагательные, числительные.
Самостоятельная часть речи
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Итак, в технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.
Желаю здоровья и творческих успехов! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Современные педагогические технологии
Адаптивная система обучения – АСО.
Коллективный способ обучения – КСО.
Блочное обучение.
Модульное обучение.
Поэтапное формирование умственных действий.
Технология включенного обучения.
Педагогическая система Дальтон-план.
Технология полного усвоения.
Дифференциация обучения на основе теста учебных стилей.
Теория решения изобретательных задач – ТРИЗ.
Интеграция предметного преподавания.
Технология укрупненных дидактических единиц – УДЕ.
Разноуровневое обучение.
Программированное обучение.
Компьютерное обучение.
Технология обучения чтению, письму, счету Н. Зайцева.
Технология индивидуализации обучения.
Система развивающего обучения.
Система, основанная на гуманно-личностной основе (рук. Ш.А.Амонашвили).
Система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе
Личностно-ориентированное обучение.
Технология развития критического мышления (интерактивные технологии).
Литература.
Закон «Об образовании»
Государственная общенациональная программа развития школьного образования на 2010г.
Трехмерная методическая система обучения. Ж.У.Кобдикова. А,2009
Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию, Париж 1998г.
Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Кобдикова Ж.У. А,2011
Кобдикова Ж.У.. Инновации в обучении: метафоры и модели. ,А,2008
Караев. Разноуровневые задания по русскому языку. Интерактивное обучение: новые подходы. А, 2010г.
Мусина Р.Г. Методические рекомендации по проектированию и реализации педагогических технологий (часть1). –2009г.