Просмотр содержимого документа
«Влияние инновационных технологий на повышение качества знаний в рамках проведения занятий по русскому языку и литературе»
ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к учебному процессу. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учащимся определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность учащегося, направляемая преподавателем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
В основе концепции современного литературного образования завтрашнего дня лежит идея гуманизации, обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая поиску человека смысла жизни в познании самого себя и окружающего мира.
Большинство преподавателей понимает, что качество преподавания русского языка и литературы заключается не только в передаче учащимся определенного объема знаний, а, прежде всего, в выработке умений анализа и оценки многочисленных проблем, поставленных в произведениях художественной литературы XIX – XX веков, в развитии возможностей и способностей личности.
Применение инновационных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится интересным, повышается активность учащихся, развиваются навыки самостоятельного получения знаний в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет формирование коммуникативных и лидерских качеств личности.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:
1) ассоциативный ряд;
2) опорный конспект;
3) мозговая атака;
4) групповая дискуссия;
8 синквейн;
9) эссе;
10) ключевые термины;
11) перепутанные логические цепочки;
12) дидактическая игры;
13) лингвистические карты;
14) лингвистические задачи;
15) исследование текста;
16) работа с тестами;
17) задания поискового характера;
18) нетрадиционные формы домашнего задания.
Остановлюсь лишь на некоторых из них.
Начало урока - один из его важнейших моментов - требует от преподавателя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы.
«Мозговой штурм» позволяет активизировать учащихся, помогает разрешить проблему, формирует нестандартное мышление, где ребята могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Для выступления во время «мозгового штурма» я разработала ряд правил:
- на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты;
- высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать;
- все ответы фиксируются на доске;
- записанная на доске информация анализируется;
- совместно отбираются наиболее оптимальные решения.
Например,
1.«Мозговой штурм».
ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ
(на интерактивной доске)
Составить схему- таблицу
а) Что такое преступление? Обратите внимание на состав слова. Через что переступает преступник?
-Почему человек совершает преступление?
-Какие бывают преступления, приведите примеры;
-Кто способен совершить преступление? Какой это человек?
-Против кого бывают преступления?
-Какое, по-вашему, преступление можно считать самым страшным?
-О каких преступлениях в нашем мире вы слышали? Прокомментируйте свои примеры с точки зрения только что высказанных нами мыслей.
- А война? А терроризм – это преступление?
-б) Что такое наказание? Какие бывают виды наказаний?
-Как преступник может принять наказание? Понять наказание?
-Какое наказание, по-вашему, самое действенное, самое существенное и дает большую пользу?
-Какие примеры наказаний в нашем мире вам известны? Прокомментируйте их.
Пере-ступил через что? ПЕРЕСТУПИТЬ – через кровь, совесть, родных, через самого себя, если не серийный убийца.
2. Задавлен бытом, живет в жутких условиях, одиночество
3.Должостное, политическое
Убийство, воровство, насилие, взятка, травля человека человеком, обман, подкуп,
4.Преступник – жестокий, бессердечный, проблемы жизни,
5.Против одного человека, против своего народа, против нации
6.УБИЙСТВО – право лишить жизни другого человека. Такого права нет ни у одного человека.
В чем будет выражаться? Как его переносит нормальный человек?
2 прием «Ассоциативная цепочка»
Какие ассоциации у вас вызывает слово семья? (Учащиеся называют ассоциации и записывают на доске. Примерные ответы: любовь, доверие, уважение, равенство, тепло, дети, уют, надежность, верность). С какими семьями мы уже познакомились в процессе чтения романа? (Ростовы, Болконские, Курагины, Безуховы)
Преподаватель: И сегодня мы должны будем ответить на вопрос, какие из этих семей можно назвать настоящими Семьями. Какую семью Л.Н.Толстой считает счастливой?
I вариант-Ростовы, Курагины
II вариант-Болконские, Безуховы
(Например, Болконские: служение Отечеству, трудолюбие, геометрия, мемуары, порядок во всем, сердечность;
3 Высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока.
Например, начало урока при изучении лирики А.К.Толстого, в этом году поэту исполнилось 200 лет со дня рождения, начинаю с высказывания французского писателя Виктора Гюго: « Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во всё наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца». Находим ключевые слова, подтверждаем их, анализируя стихотворение Алексея Константиновича «Средь шумного бала. Случайно..»
4. Обсуждение домашней творческой работы
Например, перед изучением творчества Маяковского даю задание прослушать стихи Маяковского в исполнении самого автора, Смоктуновского, Аверина, и написать какие эмоции появляются после прочтения стихотворений «Левый марш» и «Стихи о советском паспорте». Одна группа учащихся подготовила чтение и анализ стихотворения «Левый марш», которое является ярким примером агитационной поэзии 1918 года. Каждая строчка произведения — это призыв к действию, и автор напрямую заявляет о том, что пришло время принимать решительные меры. Вторая группа должна раскрыть патриотическую мысль о гражданской принадлежности Маяковского: Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза. Но, несмотря, казалось бы, на устаревшее содержание, стихотворение наполнено такой гордостью за свою страну, что аналогов в современной поэзии, к сожалению, найти невозможно. И звучат вопросы в конце обсуждения творческой работы: Сможет ли кто-нибудь из ныне живущих мастеров пера создать столь мощное по силе любви к своей родине стихотворение? Напишет ли кто-нибудь с гордостью о своем российском гражданстве?
20.03.2015 года Пешков Артем уч-ся гр. 206 на конкурсе «Я вхожу в мир искусств» был награжден дипломом Краевого центра развития творчества детей имени Ю.А. Гагарина за художественное чтение стихотворения «Стихи о советском паспорте »
Смысловая часть – подача нового материала (построение и реализация проекта, закрепление)
Часто использую на уроках для изучения или закрепления новой темы прием «Кластера» - это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда». При этом между всеми «гроздьями» должна быть чёткая логическая связь. В любом «кластере» есть отправная точка, вокруг которой мы будем разветвлять «гроздь».
Приведу примеры кластеров на уроках литературы и русского языка
Игровые приемы имеют развивающее значение, активизируют учебный процесс, пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.
Примерные вопросы игрового характера:
1. В эпилоге «Отцов и детей» спрятана пушкинская аллюзия. Найдите ее и прокомментируйте.
2. Придумайте алгоритм, помогающий отличать стихи Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.
3. «Накройте праздничный стол» блюдами, которые упоминались в художественных произведениях.
4. В качестве новогодних «подарков» используйте предметы, которые являются важными художественными деталями в произведениях Чехова.
На завершающей стадии урока применяю следующие методы: синквейн, незаконченное предложение, эссе.
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой раскрываем образ героя следующим образом:
1. Существительное, отражающее главную идею
2. Прилагательных два (допускаются причастия), описывающие основную мысль
3. Глаголов три (допускаются пояснения)- действие в рамках темы
4. Предложение из четырех слов. Что автор думает о теме.
5. Существительное (вывод, обобщение).
Например, Синквейн на тему Лексика
Лексика
Нормативная, богатая
Говорит, развивается, меняется
Лексика – это раздел филологии
Слова
Синквейн на тему Русский язык.
Русский язык коммуникативный, нормативный. Обучает, тренирует, развивается. Государственный язык Российской Федерации. Родина.
По пьесе Горького «На Дне»
Сатин
Умный, дерзкий
Играет, спорит, думает
Не герой дела, а герой ума
правдолюбец
Любовь Базарова.
Глубокая, страстная.
Терзает, пытает, ранит
Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил.
Испытание
Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Его использую как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Ребята, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. 5-минутное эссе обычно применяю в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для меня – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Например, Почему Ионычу живется скучно и грустно? или Почему причастия и деепричастия - особые формы глагола? Или неожиданный вопрос: К какой категории людей по теории Раскольникова вы себя отнесете?
Большое значение для раскрытия творческого потенциала учащихся имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса. Я использую следующие типы для домашних заданий:
- творческая работа;
- лингвистическое исследование текста;
-подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
- художественное чтение;
- инсценировка художественного произведения;
- исторический комментарий к произведениям (слайд-шоу);
- продолжение неоконченных произведений;
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
- письмо по памяти.
Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Именно поэтому все вышеперечисленные виды уроков я с удовольствием применяю в своей работе.
Подсчитано, что в среднем учащийся в течение пяти уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что преподавателей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи преподавателя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей “изюминкой”. Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это могут быть и лексический диктант или диктант-кроссворд, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с “вагоновожатым”. Другое действенное средство - это дидактические игры, способные вызвать интерес к занятиям по русскому языку. Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Я использую большое количество дидактических лингвистических игр: это и задание по типу “Исключи лишнее”, “Узнай меня”, “Виртуальное справочное бюро” и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.
Литературе принадлежит важная роль в формировании высоких духовных потребностей человека. А духовные потребности – это, прежде всего стремление к самовыражению в сфере чувств, творческого воображения и активной мысли.
Особое внимание при изучении романа «Отцы и дети» Тургенева уделяю словам Павла Петровича Кирсанова: «Личность, милостивый государь – вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится». Вот слова для обсуждения современной личности учащегося, что делает ее сильной, как скала, выясняем с ребятами, анализируя высказывания Базарова и Кирсанова, соотносим с нашим временем, нашими проблемы. Как остаться сильной личностью, какие нравственные, духовные и эстетические качества определяют её? Моральные. И постепенно подвожу к тому, что, оказывается, можно решить проблему отцов и детей – не нужно скрывать чувств, так как они основа человеческого общения.
Чтобы на уроке по- настоящему зазвучала поэзия Сергея Есенина, на первом уроке останавливаюсь на ранних стихах поэта, которые близки частушкам, находим сходство и различие.
Обязательно, останавливаюсь на стихотворении «Письмо матери», так как нахожу в нем свидетельство тому, что все его творчество – это одно целое произведение о Родине, о своей боли и радости, о своей жизни на земле.
«Для него мать, - писал Николай Рыленков, - олицетворение совести, мерило нравственной чистоты. Пред ней Есенин исповедуется во всей своей жизни, как перед Родиной:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Подвожу ребят к главным нравственно-этическим понятиям в лирике Есенина: «Я сердцем никогда не лгу».
Звонок. Все урок окончен, но мысль продолжает напряженно работать, ведь вопросы непосредственно касаются их, не дают успокоиться, ведь на уроке работали мысли, чувства, память и сердце.
А после урока открывает свои гостеприимные двери литературный клуб «Алый парус», где мои ученики развивают свои творческие способности.
Сея разумное, не забывать о добром и вечном!
Литературный клуб «Алый парус» был организован в 2001 году. Цель занятий в клубе – развивать творческие возможности учащихся, помочь им раскрыть «скрытые таланты», учить декламировать поэтические и прозаические тексты художественной литературы.
За время работы литературного клуба нами проведена большая и интересная работа. Наиболее яркими и запоминающимися были следующие: Ко дню рождения М.И.Цветаевой поставлена литературно – музыкальная композиция «Безмерность в мире мер…», театрализованные мероприятия «Небо в алмазах» или играем Чехова, «Женщины в судьбе С.А.Есенина»; поем романсы Ф.И.Тютчева и А.С.Пушкина: «Я встретил вас...» (вечер подготовлен совместно с музыкальным работником); члены клуба помогли мне и при проведении конкурса «Преподаватель года» колледжа, «цыгане» в их исполнении поразили членов жюри, а молодежная интермедия «Однажды в студеную зимнюю пору…», разыгранная «парикмахерами», вызвала ряд громких аплодисментов и взрывы хохота.
Интеллектуальный марафон, интерактивная игра, литературный круиз, «Своя игра», праздник, посвященный Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг – вот далеко не весь перечень мероприятий клуба.
Завершить хочется стихотворением «Обращение к ученику»
Ученье - свет внутри души
Ты этот свет в себе ищи.
Иди со мной, мой ученик,
Ведь мир познания велик!
Еще ты молод, одинок,
Найти свой чудный островок
Построй там дом из тишины,
Где будет храм твоей души!
Ступеньки выложи добром,
Уменье расстели ковром,
Цветами радости укрой
Свой дом заботливой рукой.
Строитель ты своей судьбы
Не пропадут твои труды,
Когда ученья яркий свет
В другой душе найдет ответ:
Твори, дерзай, ищи себя
Уже ты отрок, не дитя,
Бесцельной жизнью не живи
На крылья совести лети!
Авторы: Творческая группа «Алый парус» под руководством Коробкиной С.В.
Список литературы
Виктор Чалмаев, Сергей Зинин «Русская литература XX века» Москва «Русское слово» часть II 2013 г. 11 класс
Виктор Чалмаев, Сергей Зинин «Русская литература XX века» часть I Москва. Русское слово 2013 г. 11 класс
В. И. Сахаров, С. А. Зинин «Литература XIX века» в 2-х частях , часть II Москва «Русское слово» 2014 г. 10 класс
В. И. Сахаров, С. А. Зинин «Литература XIX века» в 2-х частях , часть I Москва «Русское слово» 2014 г. 10 класс
О. Ю. Богданова С. А. Леонов, В. Ф. Чертов «Методика преобразования литературы» Москва ACADEMIA 2010 г.
А. М. Семенов, В. В. Семенова «Русская литература XX века в вопросах и заданиях» в 2-х частях, часть II Москва Владос 2001 г. 11 класс
Л. И. Луговая, В. Б. Иванова «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведениях письменных работ и проверки тетрадей» 2003 г. Методические рекомендации Ставрополь СКИПКРО
Марина Мещерякова «Литература в таблицах и схемах» Теория, история, словарь. Москва Айрис Пресс 2012 г.
«Классному руководителю о классном часе Технология приготовления и проведения личностно-ориентированного классного часа» Под редакцией Е. Н. Степнова, М. А. Александровой Творческий центр «Сфера» Москва 2005 г.
«Личностно - ориентированны поход к работе педагога: разработка и использование» Под редакцией Е. Н. Степанова Творческий центр «Сфера» Москва 2010 г.
Г. К. Селевко «Технологии развивающего образования» Москва НИИ школьных технологий 2015г.