kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние технологии личностно-ориентированного обучения на развитие познавательных интересов учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мечта любого учителя - подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех. В этом помогает технология личностно - ориентированного обучения. Её цель - создание условий для познавательной активности учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние технологии личностно-ориентированного обучения на развитие познавательных интересов учащихся »

Влияние технологии личностно-ориентированного обучения на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


Мечта любого учителя - подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех.

   В этом помогает технология личностно - ориентированного обучения. Её цель   - создание условий для познавательной активности учеников.

На протяжении нескольких лет стремлюсь применять в своей профессиональной деятельности личностно-ориентированный подход. Меня привлекает в этой современной технологии то, что ученик из объекта превращается в субъект учения. Не секрет, что прочно усваивается то, что становится предметом деятельности самого ученика.

Основная идея моего опыта заключается в том, что «исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка». Уроки русского языка и литературы призваны развивать индивидуальные способности учащихся в овладении навыками грамотного письма, культуры речи, в воспитании ученика как вдумчивого читателя.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Например, сообщив тему и цели нашего урока, я могу задать вопрос: чему мы должны сегодня научиться?

Также одним из самых важных элементов является интрига. Интригой может быть одно или несколько предложений, содержащих в себе основную проблему урока, но не раскрывающих ее.

Например, урок русского языка по теме “Морфемика” в 5 классе начинается чтением стихотворения П. Чеснокова:

Друзья! Моя задача такова –

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

Такой стихотворный текст является и иллюстрацией к изучаемому материалу и создает положительную мотивацию.

Формирование мотивации и целеполагание обеспечивают яркий текст, сказка, стихотворение. Например, урок в 6 классе по теме «Правописание корней с чередованием -гар//-гор» начинается с чтения сказки.

Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа – Гор и Гар. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.

И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: “Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден”.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над А. да так и осталось навсегда.

С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж Гар, а без ударения – Гор.

Затем ученики отвечают на вопросы:

– какое орфографическое правило зашифровано в данной сказке?

– какой закономерности подчиняется правописание корней -гар-, -гор-?

Интерес к изучаемому предмету может быть вызван неожиданной для учащихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации. На уроке ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. В игровой форме предлагаю повторить некоторые лингвистические понятия и узнать тему урока.

А) какая буква пишется на конце слова, имеющего значение “Кладь сена неопределенной меры”? (стоГ)

Б) часть речи, которая обозначает признак предмета (приЛагательное)

В) какая гласная пишется в корнях слов “рАстение”, “излАгать”?

Г) назовите четвертую букву алфавита. (“Г”)

Д) какая буква пишется в корне слова “мОрской?

Е) как называется буква, обозначенная [л] в слове “колодец”?

Полученное слово – глагол.

Создаём проблемную ситуацию. Предлагаю учащимся игру «Верю – не верю» (нужно найти неверные утверждения)

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.

Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам.

Глаголы в предложении обычно бывают сказуемым.

Важным является решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся. Так при изучении темы “Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья желтели – Листья стали желтеть – Листья стали желтыми. Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы:

– На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку? Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему?

– Чем различаются сказуемые второй группы? Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным? Почему?

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся. Особого внимания требуют также учащиеся, которым с трудом дается овладение навыками грамотного письма. Это дети с кратковременной памятью, неустойчивым вниманием, с трудом воспринимающие письменную речь. Терпение учителя, более простые упражнения позволяют если не повысить их грамотность, то не вызвать отвращение к предмету, к школе.

Использую творческие дифференцированные задания. Например, подготовка сообщения на определенную тему, описание, «оживление» картины» (На доске записан текст. В каждое предложение вставить глаголы. Какие слова оживили картину? Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.)

Можно попросить учащихся проанализировать эпизод, подготовить рассказ от лица героя произведения, выразительно прочитать самостоятельно выбранное произведение с обоснованием своего выбора. Зная способности, склонности, таланты учащихся, прошу нарисовать иллюстрацию к какому-либо произведению или эпизоду с последующей защитой своего рисунка, подготовить инсценировку басни или чтение по ролям. Такие задания помогают самореализации личности ученика, проявлению и развитию его творческих способностей, дают ребенку возможность выразить свое «я», продемонстрировать собственное отношение к миру

Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, составление таблиц обобщающего характера. Данный вид работы я тоже часто использую на уроке. Например, изучаем тему «Буквы о-а в корне –кос- - -кас-Детям, даже слабоуспевающим, совсем не трудно составить алгоритм или таблицу к данной орфограмме. Затем мы обсуждаем. При работе над пунктуацией сложных предложений в 9 классе, в начале урока учащимся предлагается “слепая” схема, заполняя которую школьники отрабатывают монологическое высказывание на грамматическую тему и формулируют цели урока.

Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся. В области искусства, как ни в одной другой области познания, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека. А это значит, что в процессе усвоения художественных произведений нельзя не учитывать личный опыт человека, ведь это эмоционально окрашенный, личностно-значимый опыт. Произведение художника необходимо нам именно потому, что в нём есть ответ на наши вопросы. Например, при изучении отрывков из «Отрочества» Л.Толстого мы беседовали на такие нравственные темы, как «Дружба», «Предательство», оценка данных критериев в среде подростков. После прочтения «Детство» М.Горького мы обсуждали вопрос «Можно ли применять физическое наказание в семье?» При изучении романа «Война и мир» - «В какой семье ты хотел бы жить – в семье Ростовых или Болконских?»

Важно выслушать мнение каждого из детей, как бы ни были мы ограничены во времени. Ведь на уроках литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Научить детей жалеть, негодовать, радоваться, сопереживать, правильно оценивать события, описанные в произведении, открыть им богатый, разнообразный мир человеческих переживаний через художественное слово – вот одна из самых трудных задач. Важно, чтобы на уроке не осталось безучастных. Некоторым учащимся трудно сделать обобщения, вывод, но они могут зачитать эпизод, найти нужное место в тексте.

Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока обращаю на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом носить творческий характер. Например: Каждый из вас создаст небольшой мини-проект «Портрет одного слова», дайте слову толкование, изучите его происхождение, подберите синонимы, антонимы, если это возможно, включите в свое предложение для синтаксического разбора на уроках русского языка. Оформите свою работу в виде презентации, ежеурочно мы будем знакомиться в течение нескольких минут с вашими трудами.

Составьте словарь антонимов(5 слов) и словарь синонимов(5 слов)

Тематика словарей:

1) Словарь любимых слов

2) Спортивный словарь

3) Школьный словарь

4) Словарь добрых слов

5) Словарь вежливых слов и т.д.

Я убеждена, что личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка и литературы способствует развитию умений и навыков каждого учащегося в той мере, в какой позволяют это сделать его природные задатки.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Злоба Елена Михайловна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226619


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства