kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Видеозапись на уроках русского языка и литературы как способ развития речи учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье ставится задача рассмотреть такой  способ развития речи учащихся, как видеозапись. В результате анализа автор показывает актуальность применения данного приема на уроках русского языка и литературы. Работа интересна постановкой проблемы, не менее важной в проведении уроков. Связь теории с практикой заметна по методике исследования: анализ, систематизация, выводы, оценка мотивации в деятельности. Материал систематезирован одним учителем. данная тема актуальна, так как направлена на развитие словарного запаса и творческих способностей учащихся. Статья рассчитана на широкого читателя, а также - в помощь педагогам, воспитателям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Видеозапись на уроках русского языка и литературы как способ развития речи учащихся »

Метод, используемый на уроках русского языка и литературы

Видеозапись как средство обучения, как эффективный способ развития речи учащихся, уже активно практикуется учителями русского языка и литературы. Возможности видеозаписи велики и нуждаются в глубоком осмыслении.

Видеозапись имеет несомненные преимущества перед ставшими традиционными презентациями, представляя материал в «живой», меняющейся ситуации, что расширяет представление о предмете развития речи, вызывает интерес к нему, удерживает внимание учащихся.

Создавая видеофильм, нужно учитывать, что видеозапись должна не только вводить определенную информацию, знакомить с предметом речи, но и способствовать решению методических проблем (расширение словарного запаса учащихся, актуализация определенных грамматических форм, синтаксических конструкций, употребление выразительно-изобразительных средств языка, реализация различных видов речевой деятельности). Видеозапись должна стать очень сильным эмоциональным стимулом к высказыванию, создать психологические и дидактические предпосылки активной речевой деятельности.

Создавая замысел видеофильма, необходимо найти впечатляющие средства подачи информации, средства художественного воздействия и эффективные приемы введения образцов высказываний, создающих необходимую речевую атмосферу.

При планировании видеофильма необходимо предусмотреть методическую направленность каждого кадра, а также, что содержание и построение фильма определяют и ограничивают возможности его применения. Видеозапись изначально нужно готовить так, чтобы он мог быть представлен вариативно (т.е. подан в измененной последовательности, выборочно) в зависимости от уровня подготовки учащихся, конкретной задачи и этапа обучения, творческих стремлений учителя.

Рассредоточенная работа над выбранной темой на уроках русского языка должна не только пополнить запас знаний учащихся, но и подготовить их к высказыванию в жанре художественного описания, обогатить речь школьников выразительно-изобразительными средствами, свойственными поэтической речи. В дидактический материал уроков, предшествующих уроку развития речи, необходимо включать предложения на ту тему, которая изучается и на которую снят видеофильм, а также миниатюрные тексты-образцы, которые должны содержать интересные факты и приемы употребления новых слов и оборотов в речи. В домашних заданиях рекомендуется использовать редактирование текста (исключение элементов делового описания) и творческий диктант (к указанным существительным подобрать определения).

Итоговый урок подготовки к сочинению на основе видеоматериала можно построить так: обязательна повторная демонстрация определенных кадров, сопровождаемая устным рассказом одного из учащихся. Рассказ учащегося должен строиться на фактическом материале, который давался на уроках русского языка и развития речи. Как продолжение этого рассказа можно использовать прием – описание. Описание может состоять из двух текстов – отредактированного текста делового описания и текста творческого диктанта с подробными определениями.

Работа над жанром и стилем продолжается в процессе совершенствования сочинений-миниатюр описания. На экране учащимся можно вновь показать описываемый предмет, учащиеся сопоставляют сделанные описания с изображением на экране, отмечаются успехи, исправляются недочеты. Речь идет об ошибках при построении высказывания в жанре художественного описания.

Ситуации, меняющиеся на глазах, побуждают учащихся к деятельности, к проявлению речевой активности. Учитель, приглашая к работе, сам участвует в обмене впечатлениями, первый начинает описывать необходимый предмет.

Опыт показал, что учащиеся охотно, весело, как бы играя, вступают в общение с учителем и друг с другом, соединяя монологи между собой, даже стараются выдержать единый стиль. Но не все высказывания получаются полными - не все учащиеся успевают за убегающим кадром. Учитель дает оценку сочинениям (высказываниям), учащиеся могут коллективно отметить достоинства (интересное содержание, богатство, точность, выразительность речи) и недостатки (неполнота описания, пропуск важных деталей, нарушение связности текста или его стилевого единства).

Если проанализировать использовать видеоматериалов на уроках развития речи, то можно увидеть, что привлечение видеозаписи дает положительный эффект, если она (видеозапись) органически включается в общую подготовку, помогает усилить практическую направленность обучения русского языка как средства общения.

А удовольствие, полученное учащимися от работы и её результатов, является важным стимулом совершенствования их речи в общении с учителем и окружающим миром.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Видеозапись на уроках русского языка и литературы как способ развития речи учащихся

Автор: Кисс Ирина Игоревна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136288


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства