Просмотр содержимого документа
«Веб-квест как средство повышения познавательной активности учащихся.»
Из опыт применения технологии веб-квеста на уроках русского языка и литературы.
Технология веб-квеста применима на самых разных типах урока, при изучении любых тем и произведений.
Выделим несколько.
При обобщении изученного материала.
Например, при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» можно провести веб-квест «В гостях у помещиков», где учащиеся углубленно поработают с текстом и сделают выводы о важности художественной детали для создания образов помещиков.
Учащиеся делятся на несколько групп: «Ландшафтные дизайнеры», «Дизайнеры интерьера», «Кулинары», «Экономисты», «Психологи». Каждая из групп получает задание выбрать из текста произведения детали при описании помещиков, относящиеся именно к их теме. Кулинары собирают цитаты, связанные с угощениями в доме у каждого помещика, экономисты – детали сделок по покупке мертвых душ и т.д.
Подобная работа располагает к более тщательной работе с текстом, вниманию к каждому слову, каждой детали. Причем, происходит это в игровой форме и без активного вмешательства учителя.
При комплексном анализе небольшого произведения, когда есть необходимость рассмотреть особенности произведения с разных сторон: своеобразие композиции, сюжета, выразительных средств, художественной детали.
Например, при изучении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» учащиеся получают роли психологов (изучают психологический портрет мужика), портретистов (изучают связь внешнего облика генералов с их характерами), художников-иллюстраторов (изучают иллюстрации разных художников к сказке), кулинаров (изучают роль еды в повести), литературоведов (ключевые понятия, важные для понимания сатирического произведения: ирония, гипербола, сарказм).
При изучении биографии писателя.
Основой для веб-квеста служат сайты, посвященные писателям. Учащиеся делятся на группы: этнографы (особенности быта в эпоху жизни писателя), биографы (детали биографии писателя), пейзажисты (изучают природу родного края писателя) и т.д.
Так, при изучении биографии В.П.Астафьева можно использовать сайт, посвященные его родной деревне
При изучении произведения, требующего от учащихся широких общекультурных и исторических знаний и представлений. Например, при изучении романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Знакомство с традициями, бытом пушкинской эпохи, воспроизведенной в романе, организуется с помощью веб-квеста «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».
Учащиеся делятся на группы «Дуэлянты», «Гурманы», «Модники», «Театроведы» и другие.
По ссылкам, подобранным учителем, каждая группа изучает материалы, относящиеся к их теме и делают отчет о своей работе.
Таким образом организованная работа помогает решать сразу несколько задач, стоящих перед нами при проведении уроков литературы:
- стимулирует учащихся к внимательной, кропотливой работе с текстом произведения, учит вчитываться в текст
- знакомит с теоретико-литературными понятиями
- формирует аналитические навыки
- расширяет кругозор
Что же касается уроков русского языка, то и тут есть множество вариантов провести урок нестандартно, обратив внимание учащихся не на работу с учебником и тетрадью, а к ресурсам интернета.
Так, каждому учителю знаком чрезвычайно полезный и информативный сайт грамота.ру. Но как познакомить с ним учащихся, показать хотя бы часть тех материалов, которые на нем размещены, «приучить» учащихся активно обращаться к нему в трудных случаях?
При изучении лексики в предлагаем учащимся веб-квест: «Фразеологизмы».
Этимологи изучают происхождения фразеологизмов по «Справочнику по фразеологии» на портале Грамота.ру, литературоведы исследуют отрывки их художественных произведений, подобранных учителем и выясняют их роль в художественном тексте. При необходимости обращаясь к тому же разделу Грамоты.ру, иллюстраторы отгадывают зашифрованные в рисунках фразеологизмы или, наоборот, создают собственные рисунки, теоретики работают над исправлениями ошибок в построении фразеологизмов, лингвисты изучают фразеологизмы из другого языка (например, английского) и находят им соответствие им в русском, активно работая с «Справочником по фразеологии» на грамоте.ру.
Уроки русского языка могут быть обогащены взаимодействием с ресурсами интернета в формате веб-квеста именно благодаря большому количеству словарей-онлайн и авторитетных порталов, посвященных изучению языка.
Хотелось бы несколько слов сказать о необходимости соблюдать все этапы в организации веб-квеста:
Любой веб – квест должен включать в себя:
• Ясное вступление , где четко описаны главные роли участников.
• Центральное задание , которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
• Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания.
• Описание процедуры работы , которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
• Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
• Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию).
• Заключение , где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Последний этап чрезвычайно важен.
Каждая группа должна представить и защитить результат своей работы. Именно этот этап помогает учащимся увидеть полную картину изучаемой проблемы, сделать выводы, оценить свою работу и работу своей группы.
Результаты работы каждой группы могут быть представлены самым разнообразным способом. Для уроков русского языка и литературы совершенно не обязательно завершать веб-квест созданием собственной страницы или сайта в интернете. Это достаточно сложно, трудоемко и не всегда отвечает задачам филологического образования. Мы пришли к выводу, что письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация, плакат на бумаге или в графическом редакторе, кроссворд – любой продукт, созданный по результатам поисковой деятельности можно считать результатом работы группы в веб-квесте.
Придумав интересные поисковые задания с использованием ресурсов интернета и объединив их одной темой, учитель достигает сразу нескольких целей: активизирует познавательную деятельность учащихся, стимулирует взаимодействие учащихся с полезными сетевыми ресурсами, реализует основные принципы ФГОС в построении урока: деятельностный подход, самостоятельность ученика в поисках знания, развитие коммуникативных и творческих компетенций обучающихся.