kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вариант исследовательского проекта_Энциклопедия одного слова_

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант исследовательского проекта_Энциклопедия одного слова (для учащихся)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вариант исследовательского проекта_Энциклопедия одного слова_»

Вариант исследовательского проекта

"Энциклопедия одного слова"

(на 2-3 урока)



«Лучше рассмотреть один предмет с десяти разных сторон, чем десять предметов с одной стороны».

А. Дистервег



Наш язык - это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов. Р.А. Будагов в книге «Человек и его язык» говорит: « Выражают мысли и чувства с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих людей, усваивают новые или незнакомые слова, изучают слова других языков, вспоминают забытые слова родного языка». Вот почему словарная работа занимает важное место в общей системе работы по развитию речи.

Словарная работа в школе охватывает усвоение новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально - экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, активизацию словаря, включение в число постоянно используемых учеником слов, очищение словаря, то есть устранение из активного словаря учащегося диалектных, просторечных, вульгарных слов.

В словарной работе используются различные словари: толковые, этимологические, словари синонимов, антонимов, паронимов, а также различные справочники и пособия по русскому языку.

Организуя словарную работу, учитель должен ориентироваться на уровень развития речи учащихся, на их затруднения в области словоупотребления и слововосприятия, на затруднения, выражающиеся в словарных недочётах, наличие или отсутствие которых является показателем уровня развития речи.

Почему данный проект актуален для реализации в инклюзивном классе? Во-первых, групповая работа способствует дополнительному общению, сплочению ребят внутри коллектива, поскольку они объединены общей идеей, общим делом. Во-вторых, учащемуся с ОВЗ можно поручить выполнять вполне посильное для него задание, не ущемляя тем самым его значимость и роль в группе. Ребенка будет чувствовать свой вклад в общее дело. Одаренному ребенку мы можем поручить наиболее сложные аспекты данного проекта, которые позволят ему не просто внести большой вклад в общую работу, но смогут продемонстрировать анализ неохваченных ранее аспектов того или иного слова. Не менее и актуален данный проект при наличии в классе детей-инофонов, поскольку одним из пунктов при создании «энциклопедии одного слова» - это «Написание и произношение данного слова на других языках». Инофон может продемонстрировать реализацию данного на своем языке: написание, произношение, употребление в других предложениях, демонстрация различий между пониманием представленного понятия в российской культуре и его родной культуре.


(У меня есть опыт реализации данного проекта на базе класса, в котором обучается мальчик, который несколько лет назад переехал из Таджикистана. Его задачей было при презентации проекта продемонстрировать, как данное слово звучит на другом языке, примеры предложений с данным словом и то, как оно пишется. Класс внимательно слушал и был удивлен, что их товарищ владеет еще одним языком, ведь раньше у него не было возможности продемонстрировать свои знания)



Организация проекта «Энциклопедия одного слова»



Класс: 5

Цели:

  • создать комплексное представление о слове;

  • пробудить интерес к русскому слову как величайшей ценности языка;

  • проиллюстрировать достоинства словарей и их использование в практической деятельности

Оборудование: проектор, доска

  1. Вступительная часть + мотивация

(на данном этапе учащиеся приходят к осознанию важности данного проекта. Приходит понимание, что у каждого слова есть своя история, познакомившись с которой мы можем расширить границы понимания данного термина)



Лингвистическая разминка. Решение творческой задачи.

Слово учителя

Ребята, в давние времена, когда наши предки хотели поблагодарить кого-либо, употребляли следующее: спаси (тебя) Бог!

Давайте теперь с вами постараемся отгадать, какое известное вам всем слово употребляют для того, чтобы выразить благодарность? Учтите кол-во клеточек (спасибо)








Замечательно! Теперь чуть сложнее: из каких двух слов образовалось одно слово, которое значит "дарю добро"






+





Молодцы! И последнее: вставь пропущенное слово:

  1. ТИШЬ ДА ГЛАДЬ, ДА БОЖЬЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь



Слово учителя

Посмотрите, мы столкнулись с добрым словом, пришедшим к нам из глубокой древности. Как же рождаются слова, когда и кем создаются?

Нужно ли доискиваться до ответов на эти вопросы? Конечно, нужно.

Как этого добиться?

Секрет прост: прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну. Правда, некоторые слова не сразу раскрывают свои тайны. А чтобы узнать всё о слове, нужно обратиться к словарям, нашим верным помощникам. Сегодня мы с вами приступим к реализации проекта под названием «Энциклопедия одного слова», в ходе которого вы познакомитесь со всем, с чем связано предложенное слово.



2. Этап деления на группы и знакомство с планом предстоящей работы

На данном этапе происходит формирование учителем детей на группы, все ребята садятся по группам. Учитель дает возможность классу самостоятельно выбрать капитана команды, который будет отвечать за организационные моменты, контролировать поведение и взаимодействовать с учителем в случае возникновения вопросов.

Далее происходит фиксация плана, в котором отражен план работы над словом.

Схема-план содержания ученической работы:

  1. Слово и его лексическое значение (в толковом словаре)

  2. История происхождения слова (в этимологическом словаре).

  3. Слово и слова-родственники (однокоренные слова)

  4. Слово и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов)

  5. Слово и его «враги-антонимы» (в словаре антонимов)

  6. Слово во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре)

  7. Слово и слова (сочетания) – рифмы.

  8. Слово на других языках (пишется и произносится)

  9. Слово в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах, легендах, сказках; в русских народных песнях.

  10. Слово в названиях произведений литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе)

  11. Слово в названиях газет, журналов, в рекламе.

  12. Слово в названиях картин художников.

  13. Слово в названиях художественных фильмов.

(Желтым цветом выделен пункт, который выполняет ребенок-инофон. Акцент, безусловно, делается на родной язык. Инофону следует показать, как произносится и пишется данное слово, какие у него особенности и есть ли какие-либо различия в употреблении. Голубым цветом выделены те пункты, которые рекомедованы к выполнению детям с ОВЗ(к примеру, ЗПР), поскольку они являются наиболее легкими и отвечают особым образовательным потребностям. Розовым цветом выделены пункты, рекомендованные к выполнению одаренным детям, поскольку они имеют повышенную степень сложности)

Далее происходит распределение слов. Капитан каждой группы выходит к учителю и вытягивает бумажку с индивидуальным словом, над которым группа будет работать. Возможны следующие примеры слов:

  1. Жизнь

  2. Человек

  3. Сон

  4. Вода

  5. Земля

  6. Огонь

Форма выполнения – творческая. Учащиеся могут оформить проект в виде презентации или же (более предпочтительный вариант) на плакате (примеры работ моих учеников будут представлены ниже).

На выполнение работы отводится 2 урока:

  • В ходе 1 урока участники знакомятся с целями проекта, с планом анализа (со всем тем, что представлено выше), распределяют задания (учитывая рекомендации учителя по выполнению заданий для детей с ОВЗ, одаренных и детей-инофонов), определяются с тем, в какой форме будет представлен проект. Делают наброски того, что должно получиться в итоге. Поиском информации ребята занимаются дома, поскольку не у каждого есть доступ к интернету и к словарям в ходе урока

  • На втором уроке ребята объединяют всю собранную дома информацию, оформляют её и занимаются репетицией презентации.

  • 3 урок дается отводится для презентации проектов. По окончании выступления каждой группы, учащиеся задают вопросы или же просто отмечают наиболее интересные моменты исследования.













Заключение

Работа по созданию энциклопедии одного слова позволяет развивать у учащихся ключевые компетенции по русскому языку. Знакомясь с лексическим значением слова в толковом словаре, учащиеся одновременно узнают об орфоэпических нормах и грамматических формах данного слова, об употреблении в речи.

Работа со словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов, со сборниками пословиц и поговорок обогащает словарный запас учащихся, формирует навыки точного и правильного употребления слова в той или иной ситуации, позволяет избегать речевых ошибок и недочетов, делают их речь яркой и выразительной. Всё это формирует лингвистическую компетенцию.

Использование различных источников информации, Интернет-ресурсов позволяет формировать культуроведческую компетенцию.

Такая форма работы не только формирует различные компетенции, но и развивает познавательный интерес, воспитывает любовь к родному языку, к его истории.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Вариант исследовательского проекта_Энциклопедия одного слова_

Автор: Ефремова Александра Владимировна

Дата: 31.08.2022

Номер свидетельства: 612436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства