Уроки русского языка и литературы – основа духовно-нравственного развития личности ребенка
Уроки русского языка и литературы – основа духовно-нравственного развития личности ребенка
Русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает. Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в средствах массовой информации и политической жизни общества, но и в жизни учебных заведений. Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уроки русского языка и литературы – основа духовно-нравственного развития личности ребенка»
Мохова Елена Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №27» г. Норильск
Учитель русского языка и литературы; первой квал. категории.
mohovaen@mail.ru
Уроки русского языка и литературы – основа духовно-нравственного развития личности ребенка
Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное.
В.Г.Белинский
Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается, прежде всего, в слове.
«Через родное слово,- отмечал К.Ушинский,- отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей" национальной культуры. Веками миллионы талантливых безымянных людей в бесконечной цепи поколений трудились над переработкой словесного "сырья", пропуская его через фильтры таланта, ума, вкуса, практического применения. Знание родного языка, умение пользоваться его "золотым" фондом укрепляет души детей, помогает противостоять духовному тлену, нравственному распаду.
Талантливый русский писатель А.И. Куприн утверждал: "Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной потребностью". Такая потребность сегодня является очевидной. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит там, куда раньше вход ему был "строго воспрещен". Речевой цинизм стал модным. Снижается духовность речи, происходит вульгаризация языка. Наши дети "в совершенстве" овладели ненормативной лексикой, их словарный запас невелик.
В последнее время произошло снижение воспитательной роли школьного образования, и причины тому разные… Гуманистическая идея свободного развития личности начала подменяться установкой на спонтанное воспроизводство человеческой природы.
Проявления духовного кризиса в обществе возвращают понимание того, что "образование без воспитания - дело ложное" (И.Ильин). В связи с этим актуальной становится задача ориентации учащихся на традиционные духовные ценности, заостряется вопрос о соотношении в педагогических устремлениях общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей, особенно в отношении "образа" школы в регионах русского этноса.
Русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает. Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в средствах массовой информации и политической жизни общества, но и в жизни учебных заведений. Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».
К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.
Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.
Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся, особенно тех, которые приходят в школу из не совсем благополучных семей, да и сами не всегда являются благополучными.
Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная с колыбельной песни и потешек, заканчивая Тургеневым, Чеховым, Буниным - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только в области внешнего общения, но и их души, которая, как сказал поэт, «обязана трудиться и день и ночь».
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, всегда обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое и осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях православно-христианские добродетели.
При подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Например, при изучении темы «Признаки глагола у причастий» в 7 классе провожу выборочный диктант по тексту: «Сколько стоит хлеб? Копейки? Рязанскому жителю Анатолию Мерзлову, спасшему от огня хлебные поля, он стоил жизни. Широко известны имена школьников, пренебрегающих опасностью и вступавших в борьбу за хлеб со стихией. Пал на обуглившейся ниве калининский школьник Гена Воронов. Газета, рассказывавшая о делах ребят, писала об отважном поступке школьника из Смоленской области Васи Богомолова, поднявшем на борьбу с огнем за хлеб все село. Нет ничего горше и обиднее, чем боль, нанесенная хлебу. Нельзя уважать человека, не ценящего хлеб. К каждому колоску, подобранному в поле, к булке в школьной столовой должно быть бережное отношение».
Сначала читаем этот текст, затем беседуем по вопросам:
1. Определите тему текста, главную мысль.
2. Озаглавьте текст.
3. Почему мы должны бережно относиться к хлебу? Что значит «относиться бережно к хлебу»?
4. Как достается хлеб людям, работающим на полях, выращивающим его?
5. Всегда ли бережно вы относитесь к хлебу?
Затем уже учащиеся должны выбрать в этом тексте словосочетания с причастиями.
При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Задание к этому тексту: определите тему и идею текста, стиль речи, найдите предложения с однородными членами, назовите их.
Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести.
Велика в духовном воспитании роль литературы. Она всегда несла нравственные, духовные идеалы. Русская литература – основа воспитания и всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева, Носова и Белова. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить. Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам – в русских сказках всегда побеждает добро! В былине «Илья Муромец»- странники наставляют Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Поучения Владимира Мономаха. Вот лишь некоторые высказывания - ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь; - лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело;
Русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна. Её высшее назначение по Пушкину - бессмертие. Идея бессмертия души: « ..душа в заветной лире мой прах переживет и тленья избежит ..» «Евгений Онегин»:Семейное воспитание. Русское национальное воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина).
Тема семейных отношений нашла отражение в творчестве Толстого, Тургенева, Гончарова, Шолохова. Семья, где нет духовности, – распадается. А в наше время процветает пропаганда свободной любви.
А.П.Чехов. Рассказ «Припадок» - главный герой – Васильев, обладает особым талантом - человеческим, умеет отражать в своей душе чужую боль. То, что Чехов назвал талантом человеческим, и является основой нашей учительской профессии – понимание человека.
Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
На уроках русского языка и литературы все учителя-словесники обращают внимание на культуру речи. Мы проводим внеклассные мероприятия на эту тему, предметные недели, занимательные беседы, учим любить родной язык, раскрываем его красоту, призываем беречь его. И на занятиях дети с нами соглашаются, даже иногда очень интересно высказываются по этому поводу. А после занятий они общаются друг с другом СМС сообщениями или в чате, искажая слова, забыв, что сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы понимаем, что остановить это не можем, это - технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь, заменяет живое общение. Вот еще одна проблема, возможно ли совместить общение через Интернет и сохранение норм речи.
Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самим учиться вместе с ними, показывать пример. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение.
Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности.
Словесник в школе – одна из главных фигур. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм «великих» нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят «великие», но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, смысл ее цивилизации.
Список используемой литература
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1995.- 254с.
3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1996- 361с.
4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1993.- 376с.
5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12