kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ 9.3 на тему "Что такое выбор?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ 9.3 на тему "Что такое выбор?"»

Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ 9.3 на тему "Что такое выбор?"

I. Организационный момент

Давайте на минутку перенесёмся в будущее. Итак, начало июня 2017 года. Экзамен по русскому языку.

- Наш урок сегодня – продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ.

- Мы будем готовиться к написанию сочинения - рассуждения на тему, связанную с анализом текста - задание 9.3

- Что нам нужно знать и уметь, чтобы хорошо написать сочинение?

(знать композицию (строение) сочинения-рассуждения по лексическому значению слова, знать понятия «тезис», «аргументы», «вывод», способы толкования значения слова, уметь аргументировать свой тезис, логично строить работу) (слайд 4)

- Этим мы и займёмся сегодня на уроке: повторим теоретические сведения и попробуем вместе написать сочинение.

II. Запись даты, темы урока в тетрадь

- В своих тетрадях по подготовке к экзамену запишите дату и тему «Подготовка к сочинению-рассуждению». Тему сочинения вы запишете чуть позже.

III. Расширение словарного запаса учащихся. Актуализация знаний

  • Давайте повторим композицию сочинения-рассуждения по заданию 9.3. С чего начинается сочинение? (Со вступления).

  • О чём мы будем писать во вступлении? (дадим определение предложенного в задании слова, т.е. напишем тезис - положение, утверждение, которое требуется доказать.) 

  • Что значит определить значение слова? (значит определить смысл слова, раскрыть понятие, дать характеристику тому или иному предмету.)  (щелчок)

  • Какие способы толкования слова вы знаете? Приведите примеры

(Описательный – толкование (объяснение) через описание признаков с опорой на толковый словарь. Н-р: Доброта - это нравственное качество человека, которое заключается в душевном расположении к людям, в стремлении сделать что-то хорошее.

Подбор синонимов и антонимов – через слова с близким или противоположным значением. н-р: ревностный – старательный, усердный, исполненный рвения к чему-либо.

Опора на состав слова, однокоренные слова – через значения частей слов – приставок, корней, суффиксов. н-р:честность – честный

Способ отрицательного определения - путем указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют. Н-р: азот – газ без цвета и запаха, не поддерживающий горения; суша – часть земли, не покрытая водой. 

- Что пишем дальше в сочинении" (Комментируем определение)

- Что значит прокомментировать определение? (показать наши размышления в соответствии с заявленным тезисом, которые должны быть логически связаны с дальнейшими аргументами и примерами из текста и нашего жизненного опыт, другими словами - это пояснение данного определения с опорой на текст) 

- Что далее пишем в сочинении? (Аргументы - это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Приводим примеры из текста и из жизненного опыта). 

- Вы должны помнить, ни в коем случае нельзя пересказывать текст!

- Последний абзац сочинения - вывод - это заключение, итог проведённого рассуждения (щелчок)

- Так сколько же абзацев будет в вашей работе? (5 или 4, если тезис и комментирование объединить в один) (щелчок)

IV. Работа с текстом при написании сочинения -рассуждения

Шаг 1. Возьмите в руки раздаточный материал и внимательно прочитайте задание. 

9.3 Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Значение какого слова нам предлагают определить?

  • На какую тему вы будете писать сочинение?

  • Так о чём будет ваше сочинение?

Шаг 2. Читаем текст. (1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.
(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, – говорила бабушка. – (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба – в твоих руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, – добродушно соглашался Олег. – (23)Вот я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте, говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!
(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:
– Всё он!.. (29)Своими руками!

(30)И потом во всеулышание, чтобы слышал Олег, восклицала:
– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

(По А.Г.Алексину)

______________

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

- Какова тема этого текста? (выбор профессии)

- Назовите стиль данного текста. (Художественный)

- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование)

- Какой выбор стоял перед героем текста?

- Кто влиял на этот выбор?

- Как вел себя главный герой по отношению к бабушке?

- Можно ли понять, в пользу какой профессии сделает свой выбор Олег?

- Какова же основная мысль текста? (выбор профессии зависит от самого человека: от его увлечений, таланта, привязанности)

В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово «выбор». А вы помните, что в сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.

Шаг 3. Пишем сочинение.

А) Определение понятия

- В тексте для изложения вы отметили фрагменты, которые дают понятие слову «выбор» и прочитали текст А.Алексина. А теперь вы должны сформулировать определение слова «выбор». На основе текстов Вы должны представить своё понимание этого понятия. Поработаем  над определением, используя один из способов толкования слова. На экзамене не будет словарей, но сегодня он может нам.

- Как вы понимаете слово «выбор»? Каким словом вы могли бы его заменить, объяснить? (принятие одного решения из нескольких)

- Давайте посмотрим в словарь, чтобы проверить, не потеряна ли какая-либо часть толкования слова.

(словарь С.И.Ожегова

ВЫ́БОР, -а, муж.

1. см. выбрать.
2. То, из чего можно выбрать. Большой в. товаров.
3. О том, кто (или что) выбран (выбрано). Одобрить чей-н. в.

На выбор с возможностью выбрать по своему вкусу, усмотрению. Продавать яблоки на выбор.

По выбору чьему по усмотрению. Взять помощников по своему выбору.

ВЫ́БРАТЬ, -беру, -берешь; -анный; совер.

1. что. Отобрать, извлечь. В. соринки из крупы.
2. кого (что). Взять, отобрать, определить для себя нужное, предпочитаемое. В. книгу для чтения. В. себе хороших помощников. В. профессию.
3. кого (что). Избрать голосованием. В. профком, председателя профкома.
4. что. Извлечь откуда-н. всё без остатка. В. все запасы.
5. что. Вытянуть, поднять (якорь, снасть). В. невод.
6. что. О времени: найти, освободить для какой-н. цели. В. свободную минутку.

- Итак, мы выбираем второе значение и формулируем определение понятия «выбор». (выбор – осознанное принятие одного решения из нескольких предложенных)

Б) Комментарий

- А теперь давайте прокомментируем наш тезис, опираясь на текст А.Алексина.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, когда мы сталкиваемся с ситуацией выбора? (слайд 14) (Я думаю, многие согласятся с тем, что жизнь - это череда выборов. Мы делаем их ежедневно, ежеминутно, даже порой ежесекундно. Начиная с не очень значительных, бытовых (выбор между чаем или кофе к завтраку, темы для размышления, книги, фильма) и заканчивая судьбоносными, как, например, выбор профессии или спутника жизни.)

(Что съесть? Что надеть? Что посмотреть? Что почитать?
Как поступить?
Куда пойти учиться?
Где работать?
С кем связать свою жизнь (спутник жизни)?

- Жизнь - это череда выборов. Кем-то сказаны слова: «Делайте выбор с умом, и судьба улыбнется вам. Но если выбор неудачный, никогда не знаешь, какую цену придется заплатить». Действительно, на протяжении всей своей жизни мы ежедневно сталкиваемся с неизбежностью какого-либо выбора. Начиная от бытовых мелочей и заканчивая жизненно важными ситуациями. Часто от сделанного выбора зависят дальнейшее развитие событий и вся последующая жизнь.

1. Выбор касается также наших увлечений, интересов. Мы решаем, что для нас приятно, а что противно. Это все тоже очень важно, ведь увлечения иногда перерастают в род занятий, в профессию, например, как у художника или скульптора. И этот выбор связывает жизнь с хобби.

- В тексте, как вы уже сказали, говорится о выборе профессии. Эта тема для вас актуальна? 

- Итак, из содержания текста мы понимаем, что в комментарии и втором аргументе будем идти в этом направлении. Помним, что в определении понятия, комментарии, отталкиваемся от содержания текста.

- А теперь соберите воедино все, о чем мы с вами сейчас сказали, запишите ответ на вопрос «Что такое выбор?» и выскажите свою точку зрения по этому поводу, что и будет вашим комментарием.

(работа над первым абзацем – 3 минуты)

Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

(чтение своих вариантов комментария)

Выбор  означает принятие правильного решения, исходя из нескольких вариантов. Я считаю, что свобода выбора заключается в том, что ты ставишь перед собой несколько вариантов, а затем принимаешь тот вариант за истину, который считаешь нужным. Уверен, что не стоит на этот процесс оказывать внешнее воздействие: ведь тогда выбор будет не верным.

2. Выбор - это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Выбор - дело ответственное, особенно если он касается будущей профессии. Очень часто родители навязывают своим детям собственную волю, но это, на мой взгляд, неправильно, ведь сердце не обманешь.

3. Как часто в своей жизни мы сталкиваемся с таким понятием, как ВЫБОР. Это принятие одного решения из нескольких, стоящих перед человеком.

Трудный, но важный выбор стоит и перед нами, выпускниками, - выбор профессии. Он должен быть основан на нескольких факторах: на собственном желании (личных целях, интересах), на возможностях (способностях, состоянии здоровья) и, конечно же, на потребностях рынка труда. Его правильность является залогом счастливой жизни в будущем, потому что если человек занимается любимым делом, то он будет удовлетворён как духовно, так и материально.

В) Аргументируем определение.

1-й аргумент - вы возьмёте из текста. (ни в коем случае нельзя пересказывать, нужно анализировать.)

- Какой(-ие) из примеров можно использовать в качестве аргумента в нашем сочинении?

1. В тексте Алексина А.Г. «Говорит седьмой этаж» говорится об отсутствии свободного выбора у мальчика. Бабушка в своей молодости хотела стать пианисткой, «но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку». Внук не хотел расстраивать её, и он согласился, хотя у мальчика были совсем другие таланты. Олег  мечтал идти по стопам  отца, который работал инженером, однако выбор был уже сделан. И сделан не им! Кто знает, будет ли он правильным?!

2. В подобных условиях оказался герой текста А.Алексина. Бабушка Олега мечтала, чтобы её внук стал музыкантом, а отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и выучился на инженера. Однако у мальчика были совсем другие интересы: ему нравилось мастерить собственными руками различные предметы мебели. И мне кажется, что герой давно уже сам определился с выбором будущей профессии.

3.В качестве доказательства обращусь к предложениям 12-18 из текста известного писателя и драматурга А.Г.Алексина. В этом фрагменте рассказывается о том, как Олег, хотя и послушался бабушку и начал учиться музыке, всё же «часто по вечерам держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы». Всё это свидетельствует о том, что выбор профессии зависит все-таки от нас самих, а не от мнения родных и близких.

2-й аргумент - из жизненного опыта.

- А что такое жизненный опыт?
- примеры из читательского опыта;
- исторические факты;
- статьи и СМИ;
- высказывания специалистов какой-либо области;
-результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).

- Что же влияет на выбор профессии? (слайд 16) Прежде всего – ответ на вопрос: что для меня работа? Это деньги? Карьера? Творчество, то есть удовольствие от работы? Далее – в каком направлении я буду успешным, кто я? (техник, гуманитарий, творческий человек и т.д.)

- Дома вы работали над вторым аргументом. Но прежде, чем вы их зачитаете, я бы хотела обратиться к нашим гостям. Перед ними тоже когда-то стоял вопрос о выборе будущей профессии. И мы сейчас попросим рассказать нам о том, как они делали этот выбор, что повлияло на этот выбор, чем они руководствовались. А вы, послушав эти рассказы, можете строить потом на них свои аргументы. Вот он – жизненный опыт.

(второй аргумент зачитывают учащиеся)

Вывод - завершает ваши рассуждения, а, следовательно, представляет собой возвращение к тезису, необходимое для подтверждения правильного толкования значения слова. К какому же выводу вы пришли в своем сочинении? Запишите вывод и зачитайте его. 

(учащиеся читают вывод к сочинению)

- Итак, работа над сочинением завершена. Вы обязательно проверяете сочинение. Следите за логичностью изложения мысли, наличием всех составляющих частей сочинения и, конечно же, грамотностью. Помним, что критерии грамотности складываются из грамотности изложения и сочинения. Каким же получилось ваше сочинение? Давайте послушаем несколько работ. 

(чтение работ)

15.3 Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Варианты вступления.

1.Выбор  означает принятие правильного решения, исходя из нескольких вариантов. Я считаю, что свобода выбора заключается в том, что ты ставишь перед собой несколько вариантов, а затем принимаешь тот вариант за истину, который считаешь нужным. Уверен, что не стоит на этот процесс оказывать внешнее воздействие: ведь тогда выбор будет неверным.

2.Выбор - это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Выбор - дело ответственное, особенно если он касается будущей профессии. Очень часто родители навязывают своим детям собственную волю, но это, на мой взгляд, неправильно… 

3.Как часто в своей жизни мы сталкиваемся с таким понятием, как ВЫБОР. Это принятие одного решения из нескольких, стоящих перед человеком.

Трудный, но важный выбор стоит и перед нами, выпускниками, - выбор профессии. Он должен быть основан на нескольких факторах: на собственном желании (личных целях, интересах), на возможностях (способностях, состоянии здоровья) и, конечно же, на потребностях рынка труда. Его правильность является залогом счастливой жизни в будущем, потому что если человек занимается любимым делом, то он будет удовлетворён как духовно, так и материально.

Варианты первого аргумента (из текста)

1. В тексте Алексина А.Г. «Говорит седьмой этаж» говорится об отсутствии свободного выбора у мальчика. Бабушка в своей молодости хотела стать пианисткой, «но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку». Внук не хотел расстраивать её, и он согласился, хотя у мальчика были совсем другие таланты. Олег  мечтал идти по стопам  отца, который работал инженером, однако выбор был уже сделан. И сделан не им! Кто знает, будет ли он правильным?!

2. В подобных условиях оказался герой текста А.Алексина. Бабушка Олега мечтала, чтобы её внук стал музыкантом, а отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и выучился на инженера. Однако у мальчика были совсем другие интересы: ему нравилось мастерить собственными руками различные предметы мебели. И мне кажется, что герой давно уже сам определился с выбором будущей профессии.

3. В качестве доказательства обращусь к предложениям 12-18 из текста известного писателя и драматурга А.Г.Алексина. В этом фрагменте рассказывается о том, как Олег, хотя и послушался бабушку и начал учиться музыке, всё же «часто по вечерам держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы». Всё это свидетельствует о том, что выбор профессии зависит все-таки от нас самих, а не от мнения родных и близких.

Варианты вывода

1. Таким образом, выбор заключается в правильном решении из предоставленных вариантов самостоятельно, без помощи окружающих.

2. Человек сам творит свою судьбу, и то, как сложится его жизнь, зависит от его собственного выбора.

3. Думаю, я доказала, что к выбору профессии стоит подходить обдуманно, учитывая личные интересы и оценивая собственные способности. И закончить свою работу я хочу четверостишием из стихотворения «Кем быть?» русского поэта В.В.Маяковского: «Книгу переворошив, намотай себе на ус – все работы хороши, выбирай на вкус!»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Елизавета Андреевна

Дата: 09.03.2021

Номер свидетельства: 575039


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства