kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка во 2 классе по теме"Правописание суффиксов -ек / –ик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка

Тема урока: Правописание суффиксов -ек / –ик

Цели урока:

Образовательные:

-создать условия для наблюдения над правописанием суффиксов –ек /–ик,

-организовать деятельность учащихся по составлению алгоритма с данной орфограммой,

-формировать навыки грамотного безошибочного письма,

-расширять кругозор учащихся.

Развивающие:

-развивать речевую деятельность,

-совершенствовать навыки самоконтроля,

-стимулировать любознательность,

-развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать уверенность в себе, в своих силах,

- умение работать в коллективе,

-любовь к родному языку.

УУД, формируемые на данном уроке:

  1. Личностные

-создать условия для развития собственной самооценки усеваемого материала

-отстаивать при необходимости свою точку зрения,

-выражать свое собственное мнение,

-адекватно воспринимать оценку учителя.

  1. Регулятивные

-создавать условия для постановки учебной задачи с учетом имеющихся знаний,

-умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей,

-умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности,

-умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

  1. Познавательные

–умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации,

-умение осуществлять логическое действие обобщение.

   

 

 4.Коммуникативные

       -умение сознательно строить речевые высказывания в соответствии с задачами учебной коммуникации,

- умение формировать точку зрения,

-умение аргументировать свою точку зрения,

-умение определять общую цель и пути ее достижения,

-умение адекватно оценить собственное адекватное поведения в ходе решения совместной задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок»

Урок русского языка

Тема урока: Правописание суффиксов -ек / –ик

Цели урока:

Образовательные:

-создать условия для наблюдения над правописанием суффиксов –ек /–ик,

-организовать деятельность учащихся по составлению алгоритма с данной орфограммой,

-формировать навыки грамотного безошибочного письма,

-расширять кругозор учащихся.

Развивающие:

-развивать речевую деятельность,

-совершенствовать навыки самоконтроля,

-стимулировать любознательность,

-развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать уверенность в себе, в своих силах,

- умение работать в коллективе,

-любовь к родному языку.

УУД, формируемые на данном уроке:

  1. Личностные

-создать условия для развития собственной самооценки усеваемого материала

-отстаивать при необходимости свою точку зрения,

-выражать свое собственное мнение,

-адекватно воспринимать оценку учителя.

  1. Регулятивные

-создавать условия для постановки учебной задачи с учетом имеющихся знаний,

-умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей,

-умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности,

-умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

  1. Познавательные

–умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации,

-умение осуществлять логическое действие обобщение.



4.Коммуникативные

-умение сознательно строить речевые высказывания в соответствии с задачами учебной коммуникации,

- умение формировать точку зрения,

-умение аргументировать свою точку зрения,

-умение определять общую цель и пути ее достижения,

-умение адекватн6о оценить собственное адекватное поведения в ходе решения совместной задачи.



















Ход урока:

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1 .Организационный момент. Психологический настрой.





2. Чистописание


















3. Словарная работа































4.Игра на внимание







5.Орфографическая минутка






































































6.Физкультминутка
























7.Фронтальный опрос







































8.Определение темы урока

Слайд1













Слайд2




9.Работа по теме урока

















10.Наблюдение над правописанием суффиксом – ек и -ик




























11. Работа над правилом









Слайд3



12.Упражнения в написании суффиксов ек и ик














13. Закрепление

Слайд4






















Слайд1


























14.Итог урока







Дети улыбаются друг -другу и гостям






-[ка]

Согласный звук[к]

Согласный звук[к’]

Они согласные, глухие, парные



Дети поднимают руки.



Дети пишут.



Дети подчеркивают.





Дети читают вслух.




Дети записывают. Один ученик читает, все проверяют.

(у кого нет ошибок, дети рисуют солнышко)


Непроизносимая согласная


чудесный, буквосочетание сн, проверим чудесен.

- во всех остальных непроизносимая согласная, непроверяемая.

-интересный, опасный, ужасный и т.д.



Дети составляют словосочетания:

Чудесный день, чудесная погода, чудесное утро, чудесный урок и тд.



Дети выполняют эти движения, если учитель называет слово «внимание», если не называет – не выполняют.



Один ученик записывает с комментированием у доски, остальные пишут в тетради. 5 человек работают по карточкам.(Приложение1)



Ученики анализируют предложение:

Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, одна грамматическая основа.


Ученик называет подлежащее и сказуемое.

Ученик называет.



Ранний

-окончание - ий

-основа - ранн

-корень - ран, суффикс - н.



Одна н – в корне, вторая н - в суффиксе


Ран-ние



Анализируют ответ.



Дети разбирают.



Дети называют очк


(ласковое, нежное)



Дети называют:

-очк-ечк

-оньк-еньк

-ушк-ышк



Для образования новых слов.




Приставка.




Показались



по



нет приставки па



под, от, о, про, на, над, за



Светит солнышко в окошко

Потанцуем мы немножко

Прыг-скок, прыг-скок,

Так танцует мой дружок


Светит солнышко в окошко,

Потанцуем мы немножко

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

Так танцует мой дружок


Светит солнышко в окошко,

Потанцуем мы немножко

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп,

Так танцует мой дружок


Дети выполняют упражнения.















Дети отвечают, что это не так (повествовательное, вопросительное и побудительное)



Это не так. Подлежащее – член предложения.



Это так.



Это не так.Предлог – это часть речи.




Это не так, они бывают в суффиксе и в окончании


Это не так, их нужно запомнить.



Дети называют.



Нет.










В суффиксах



Дети спорят, одни говорят е, другие и. Определить не могут.



Правописание суффиксов

–ек /-ик



Будем учиться писать суффиксы






















Открывают учебник. Дети читают и сравнивают пары слов 1 и 2 столбика.

Орешек – орешки,

овражек – овражки,

чулочек – чулочки,

птенчик – птенчики,

ежик - ежики,

кирпичик - кирпичики


Суффикс – ек, потому что, когда слово изменяем, буква е исчезает, а буква и остается, значит шапку-невидимку нашел суффикс ек, потому что когда слово изменяем, буква е исчезает, а буква и остается.


Дети читают пары слов и объясняют



Изменяем его форму.






Дети читают




  1. Изменяем форму слова(мн.ч.)

  2. Гласная исчезла –ек, осталась ик.














Дети по очереди выходят выставляют букву и проверяют пользуясь алгоритмом.







Слова обозначают маленький предмет.



Дети читают.







Дети читают слова и объясняют какие буквы вставлены, проверяя себя.






Проверка. Один читает.



















Дети повторяют алгоритм, записывают и рисуют человечков.

Человечек – человечки, суффикс ек.





















Ребята находят смайлики и приклеивают их к тетради.

Звенит, заливается школьный звонок. Вас ждет интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прекрасно дается ученье.

(Улыбнитесь, подарите друг другу и гостям хорошее настроение). Садитесь.



к км кн


Как называется буква?

Какие звуки она обозначает?

Что вы знаете про эти звуки?





У кого еще не совсем хорошо получается эта буква?



Напишите букву и соединения с ней.



Подчеркните самые правильные буквы



Прочитайте слова

[празник],[чувства],

[лэсница],[здраствуйти],[чудесный]


Запишите.

Проверим.

У кого нет ошибок? Оцените себя.





-Как называется орфограмма?


-Какое слово лишнее?

-Почему?




Какие еще слова с таким буквосочетанием знаете?




Составьте словосочетания со словом чудесный, форму слова изменить можно






Учитель показывает движения руками.







Запишите предложение


На лесной полянке робко показались ранние цветочки




Анализ предложения.







Подчеркни грамматическую основу.



Определи части речи.



Разбери по составу слово ранний








Почему в слове ранний две буквы нн?




Как можно перенести это слово?


Кто проанализирует ответ? Оценка 5. Молодец!


Разберите самостоятельно слово Цветочки по составу



Какой суффикс в слове?

Какое значение вносит в слово этот суффикс?


Какие еще суффиксы вносят в слово ласковое нежное значение?






Для чего служит суффикс?



Какая еще часть слова служит для образования новых слов?



В каком слове в предложении есть приставка?



Какая приставка?



Почему по?


Какие еще есть приставки с буквой о, с буквой а


























Игра: Это так – это не так.

Учитель читает высказывания, если это правильное высказывание, дети отвечают – это так, если неправильное – это не так.


По типу высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, восклицательные




Существительные, прилагательные, подлежащее, числительное – это части речи.

Молодец!


Основа – это часть слова без окончания.



Приставка, предлог, корень, окончание – это части слова


Молодцы!


Безударные гласные бывают только в корне и в приставке.


Безударные гласные в суффиксе надо проверять.



С какими суффиксами мы уже встречались?




Как вы думаете, все суффиксы вы уже знаете?




Точка, точка, запятая.

Минус рожица смешная.

Ручки, ножки, огуреч.к,

Получился человеч.к


В какой части слов пропущены буквы?


Какая буква пропущена?



Значит мы не пришли к общему мнению.

Кто может сказать какая сегодня тема урока?




Чему будем учиться?




Послушайте сказку.

Жили-были два брата суффикса. Одного звали ек, а другого – ик. Братьев этих все ребята постоянно путали, где должен был быть суффикс –ек, писали –ик и наоборот. Братьям это было очень обидно, но что делать они не знали.

Однажды один из них гулял по книжным полкам и нашел шапку невидимку. Иногда он прятал ее за спиной, а иногда надевал на свою гласную букву. Раз – и не видно букву, только была - и сразу нет. Когда ребята об этом узнали, они сразу перестали путать этих братьев. И братья суффиксы перестали волноваться. А какой из этих братьев нашел эту шапку-невидимку, вы мне скажите через несколько минут.


Откройте учебник на стр.125, упр.245. Прочитайте внимательно пары слов сначала в первом столбике, а потом во втором. Сравните. И скажите, какой из братьев суффиксов нашел эту шапку.








Какой из этих братьев нашел шапку?

Почему?











Как мы изменяем слово?






Прочитайте.

Прочитайте 1 часть.

Прочитайте 2 часть.

Что нужно сделать, чтобы правильно выбрать букву е или букву и?


на доске слова

мяч.к

корабл.к

листоч.к

звоноч.к

щеноч.к

торт.к




Молодцы!


Прочитайте слова и скажите, какое значение вносят в слово суффиксы – ек и -ик



Учебник стр.125. Прочитайте правило самостоятельно!



Записать выделенные слова, правильно вставив суффиксы –ек и –ик




Вдруг откуда-то летит маленький комар . к

И в руке его горит маленький фонар . к


Я ждал пока хватило сил.

Потом кусоч . к откусил.

Когда же гости подошли,

То даже крош . к не нашли.


У кого есть ошибки?










Кто помнит, с какого стихотворения мы начали изучать тему урока?


Кто теперь из вас сможет правильно вставить пропущенные гласные в суффиксах?


Что для этого нужно сделать?


Запишите самостоятельно


Проверка.

Оцените свою работу на уроке. (шкала)


Кто поставил снежинку в самом верху? А кто пониже? Почему?


Конечно ребята, это очень трудная тема, нужно еще тренироваться. Кто хочет еще дома потренироваться?



Домашнее задание стр.126 №243




Как выдумаете, в ваших тетрадях братья суффиксы будут волноваться? Кто научился правильно писать суффиксы? Вы молодцы! Я вами горжусь. Вы очень активно работали, старались и я вашу работу оцениваю вот так



Братья суффиксы очень довольны и благодарят вас, приготовили вам подарки, они в тетрадях.

Спасибо за урок!

























Просмотр содержимого презентации
«?? ? ??»

Ручки, ножки, огуреч.к,  получился человеч.к

Ручки, ножки, огуреч.к,

получился человеч.к

Правописание суффиксов –ек и -ик

Правописание суффиксов –ек и -ик

Алгоритм Изменяем форму слова (мн.ч. нет) Гласная исчезла пишу – ек  гласная осталась -ик

Алгоритм

  • Изменяем форму слова (мн.ч. нет)
  • Гласная исчезла пишу – ек

гласная осталась -ик

Вдруг откуда-то летит маленький  комар.к  И в руке его горит маленький фонар.к

Вдруг откуда-то летит маленький комар.к

И в руке его горит маленький фонар.к

Я ждал пока хватило сил. Потом кусоч.к откусил. Когда же гости подошли, То даже крош.к не нашли .

Я ждал пока хватило сил.

Потом кусоч.к откусил.

Когда же гости подошли,

То даже крош.к не нашли .

Ручки, ножки, огуреч.к,  получился человеч.к

Ручки, ножки, огуреч.к,

получился человеч.к


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка во 2 классе по теме"Правописание суффиксов -ек / –ик"

Автор: Атнагулова Физалия Валиулловна

Дата: 24.12.2014

Номер свидетельства: 147499


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства