Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности и практических навыков учащихся с ОВЗ на уроках русского языка.
Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности и практических навыков учащихся с ОВЗ на уроках русского языка.
Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самым интересным предметом в школе. Поэтому необходимо еще в начальной школе развивать у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности и практических навыков учащихся с ОВЗ на уроках русского языка.»
«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности и практических навыков учащихся с ОВЗ на уроках русского языка»
Учитель начальных классов
Ковнер Екатерина Викторовна
В младших классах одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Применение игры способствует не только повышению интереса к учению, но и улучшает качество самого обучения, усиливает прочность полученных знаний.
Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самым интересным предметом в школе. Поэтому необходимо еще в начальной школе развивать у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках.
Речевое недоразвитие детей с ОВЗ, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным преподавание русского языка в школе-интернате. Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Поэтому дидактические игры выступают главным моим помощником при обучении детей с ОВЗ.
При использовании игр на уроке необходимо не забывать о некоторых правилах их проведения:
-отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. В противном случае игра становится для ребят утомительной;
-не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель продолжает помогать им в процессе игровой ситуации. Однако, эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия;
- для того чтобы при неоднократной использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования или введения новых правил.
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания, возможно провести игру « Кто вернее и быстрее»?». Учащимся дается время для прочтения по тетради слов, в которых дома нужно было вставить пропущенную орфограмму, подчеркнуть и проверить ее. Затем по команде учителя ребята, по одному с каждого ряда, на доске записывают столбиком слова в порядке их следования в упражнении. Осуществляется перекрестная проверка записанных слов, выявляются ошибки, определяется ряд победитель.
В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению нового материала. Например, изучение звука предваряется его узнавание в стихотворении, в названиях картинок.
Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым будут работать школьники.
Если какое-то задание требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего упражнения, используя для этой цели игру, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесет определенную разрядку в общий ход урока.
В случае вялости класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы.
При излишней возбудимости учащихся игре лучше отвести заключительную часть урока, если ее проводить в виде соревнования, и любую его часть, если каждый ученик совершает игровые действия самостоятельно, вне зависимости от окружающих детей.
Дальше я хочу познакомить вас с дидактическими играми, которые использую на своих уроках.
«Вставь слово»
Цель: Дифференциация имен собственных и нарицательных.
Оборудование: на доске написаны предложения с пропуском в каждом из них по два слова.
У учащихся на полосках восемь слов – по два слова к каждому предложению: Василек, василек; Поля, поля; Арбузов, арбузов; Скворцов, скворцов.
Ход игры. Ученики читают предложения, а затем по команде учителя выкладывают на парте по два слова к каждому предложению в том порядке, в каком они записаны на доске. Выигрывают первые 3ученика, верно выполнившие задание.
Примерный материал.
1.Маленький….сорвал синий….
2. Тетя ……вернулась с ……вечером.
3.Коля…… привез пять спелых ……
4. Толя ……мастерил домик для……
«Пять ответов на одну букву»
Цель: расширение словаря; развитие умение правильно писать имена собственные и нарицательные.
Оборудование: Плакат или запись на доске:
«М» «К»
Имя мальчика. Имя девочки.
Название города. Название деревни.
Фамилия писателя. Название инструмента.
Название цветка. Название учебной вещи.
Название растения. Кличка животного.
Ход игры. Представители каждого ряда одновременно записывают название предмета согласно заданию. Выигрывает тот ряд, который правильно и быстрее других закончил работу. Дополнительно оценивается оригинальность подобранных названий предметов.
«Где галчонок»
Цель: развитие умения правильно употреблять предлоги и словоформы после них.
Оборудование: набор картинок: галчонок, деревья различных пород, скамейка, дорожка и т.п.
Ход игры. Учитель рассказывает, что в парке живет галчонок. Он еще маленький, и ему хочется играть. Он все время перепрыгивает и перелетает с места на место. Мы покажем, куда галчонок перелетает, а другие ответят, где находится галчонок.
Один ученик передвигает фигурку галчонка, а другие составляют предложения о нем. Например: Галчонок сел на ветку. Он поскакал под лавку.
«Кто правильней»
Цель: развитие навыка словообразования; наблюдение за единообразным написанием гласных в корне родственных слов.
Оборудование: карточки с рисунками и буквами.
Ход игры. Учитель вывешивает для каждого ряда по две карточки так, чтобы число рисунков соответствовало количеству детей. Ученики должны записать слова на доске, подчеркнув в них общую часть. В конце игры они отмечают, чем похожи слова каждой группы, и составляют предложение с любым из слов, указанных соперником.
(стол), (стол) ик, (стол) яр, (стол) овая, на (стол) ьная.
(винт), (винт) овой, за (винт)ить, вы (винт) ить, (винт) ик.
«Волшебный домик»
Цель: развитие умения определять последовательность букв в слове.
Оборудование: картонный домик с вырезанными окошками, буквы.
Ход игры. Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны отгадать, какие слова «живут» в этом домике.
«Помощники библиотекаря»
Цель: закрепление знания алфавита, его практическое применение.
Оборудование: карточки с заглавными буквами; наборное полотно с тремя длинными кармашками для букв, расположенными в один ряд.
Ход игры. Учитель говорит: «Ребята, мы с вами в новой библиотеке. Нужно помочь библиотекарю правильно и быстро расставить книги по полкам. На первой полке будут стоять книги авторов, чьи фамилии начинаются на А-И, на второй полке на К-У, на третьей на Ф-Я. Давайте заполним пропуски между буквами». В заключение ребятам предлагается назвать фамилии писателей и поэтов, чьи книги можно поставить на первую, вторую и третью полки.
«Аквариум»
Цель: развитие умения объяснять орфограмму.
Оборудование: аквариум, сделанный из картонной коробки; плоские фигурки рыбок, с обратной стороны которых написаны слова с пропущенной буквой соответственно изучаемой орфограмме; удочка с магнитом.
Ход игры: Ученики по порядку выходят к доске, ловят удочкой рыбку из аквариума и объясняют правописание слова, написанного на ней. Если ответ правильный, ученик забирает рыбку. В противном случае рыбку опускает обратно в аквариум.
«Отрицай»
Цель: Закрепление правописания слов с сочетаниями ча-ща.
Оборудование: слова, записанные на доске в три столбика. В каждом столбике столько слов, сколько человек в одной группе.
Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик слов. Ученики по порядку выходят к доске и записывают очередное словосочетание со словом нет, например: плащ - нет плаща.
Цель: закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.
Оборудование: две плоские фигурки лодок с парусами; на парусе одной лодки написана буква б, на другой – буква п ( или д-т, з-с, ж-ш). На доске записаны столбиком слова с пропущенными оппозиционными согласными.
Ход игры. Играющие, по порядку выходят к доске. Каждый ученик работает с одним словом. Он должен выбрать лодку с нужной согласной, подвести ее к данному слову, доказать правильность своих действий подбором проверочного слова и вписать букву на место пропуска.