Творческие работы малой формы (мини – изложения, мини – сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся
Творческие работы малой формы (мини – изложения, мини – сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся
Сегодня школа уделяет большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, а потому практически всё время и все силы затрачивают учителя на проведение работы по усвоению детьми определённой информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческие работы малой формы (мини – изложения, мини – сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся»
Выступление
на тему:
«Творческие работы малой формы (мини – изложения, мини – сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся»
Трегубова О.С
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ№1»
г. Валуйки. Белгородской области
2016 год
Где мало слов, Там вес они имеют. В. Шекспир
Сегодня школа уделяет большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, а потому практически всё время и все силы затрачивают учителя на проведение работы по усвоению детьми определённой информации.
А ведь совершенствование связной речи учащихсяявляется неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом. Для школьников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, потому подростки испытывают огромную потребность в общении друг с другом. И кто, как ни школа, учитель должны тщательно организовывать коммуникативное обучение, помогать ученику преодолевать этот барьер , решать вопрос о снижении дефицита общения учащихся в социальной среде.
Как научиться пользоваться несметными богатствами русского языка? Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых, незатейливых (но искренних!) рассказов, сказок, стихов?
Наконец, какими приемами, методами работы со словом побудить наших учащихся пойти навстречу этому творческому вдохновению?
Это малые формы работ, они могут быть использованы оперативно и в соответствии с грамматическими темами. Учащимся часто трудно соотнести разделы лингвистики и нормы, у них достаточно сложно формируется системный взгляд на различные языковые понятия.
Использование текстов малых форм позволяет учителю быстро и доступно «донести» до ученика самые сложные теоретические понятия, а детям усвоить эти сведения и успешно применять в процессе свободного письма.
Тексты малой формы таят в себе неограниченные возможности для развития речи учащихся. Они относятся к типу тех упражнений, которые помогают комплексно решать многие задачи обучения, развивать духовные возможности, стремление к творчеству.
Если в конце ХХ века от учащегося требовалось осознание излагаемого учителем материала, проникновение в суть явлений и усвоение закономерностей, то в настоящее время этого недостаточно, сегодня важно научить ребенка «добывать» знания, проводить самостоятельные исследования. ( 3 слайд)
. На мой взгляд, наиболее эффективными являются следующие методы и приемы малых форм : сочинения-миниатюры, изложения-миниатюры, сочинения – этюды, портретная зарисовка, сочинение – письмо, сочинение – интервью, различные виды языкового анализа с элементами исследования, построение алгоритмов разрешения орфографических и грамматических задач, различные текстовые упражнения, работа со словарями и иной справочной литературой, совершенствование (редактирование) текста и т.д. При использовании текстов малых форм может быть повышена активность учащихся и их самостоятельность. Таким образом, использование текстов малых форм крайне необходимо для подготовки успешной коммуникативной деятельности ребенка.
(4 слайд ) В методике работы над созданием сочинений-миниатюр можно выделить несколько этапов: настрой на творческую работу – продуцирование текста – его прочтение («выступление на публику» - презентация) - слушание миниатюр товарищей – прочтение сочинения соседа по парте и рецензирование его работы. Восприятие текста на слух, зрительно, путём взаимооценки помогает осмыслить значение разных признаков и средств выразительности текста. Активность учащихся в порождении творческих текстов – показатель интеллектуального развития детей. Несомненно, сочинения – миниатюры способствуют формированию лингвистической компетенции, когда ученикам предлагается составить небольшой рассказ, сказку, описать иллюстрацию, используя в качестве сюжета орфографическое правило.
Сочинения – миниатюры играют важную роль в обучении учащихся. При изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» можно предложить учащимся списать предложения, вставляя тире, выделить грамматические основы, составить схемы. Затем надо выразительно прочитать, обращая внимание на паузы на месте тире. После этого можно предложить доказать, что данные высказывания являются афоризмами, по толковому словарю уточнить значение этого слова, письменно объяснить смысл одного из афоризмов. Таким образом, такие задания формируют навыки пунктуационной грамотности.
. В процессе создания готового письменного текста в зависимости от предложенной темы применяются различные формы работы со словом: индивидуальная, коллективная, парная и групповая, что способствует проведению факультативных занятий «в духе соревнования и сотрудничества». Такая организация взаимодействия совместной деятельности приводит к тому, что практически все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания, в котором знания добываются в совместной деятельности, через диалог. В условиях множества мнений дети учатся мыслить по поводу того, что они знают и не знают, востребован субъективный опыт учащихся, формируется их личностная оценка. Обычно учащиеся охотно читают, слушают, пересказывают, записывают, создают сами малые тексты. Небольшой объем не отягощает школьников. Важным стимулом в работе является результат: малый текст быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем), сопоставляется с исходным текстом (если это изложение), прочитывается вслух и сопоставляется с работами одноклассников (если это сочинение).
Для результативности подобных работ учителю следует учитывать мотивацию создания текста – желание детей высказаться, поделиться своими впечатлениями. Поэтому темы необходимо предлагать такие, которые были бы интересны для них, вызывали бы у детей эмоциональный отклик, давали бы возможность содержательного выбора: могу написать об этом, а могу о другом, но во всех случаях о том, о чём мне хочется сказать.
Создавая мини-текст, ученики, как правило, начинают лучше ориентироваться в теоретическом материале, учатся грамматически правильно строить предложения и четко излагать свои мысли. Такие задания, как показывает практика, формируют не только орфографическую зоркость, но и умение создавать текст.
(5 слайд) Следующая форма это- эссе – художественная форма размышления, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы, одним словом, «свободное письмо». В настоящее время эссе часто называют «потоком сознания, перенесенного на бумагу». Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Я остановилась на странице…», «Доброе слово В. Распутина», «Песня «добра и света» (по современной поэзии), «И все цветы живые…». Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос.
Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика. Эссе - способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. Синонимы: раздумья, авторская проза, наброски, записки, очерк, зарисовка.
( 6 слайд) Еще В. Г. Белинский отмечал, что искусство портрета — это раскрытие внутреннего облика человека. Это значит надо показать «душу оригинала»Следующая малая форма -Сочинение - литературный портрет — один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни. К литературному портрету примыкает портретная зарисовка. Она требует жесткого отбора материала: одной картины (например, «Чацкий на балу у Фамусовых», «Князь Андрей в Отрадном»), одного-двух фактов, немногих, но очень выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя или поэта.
( 7 слайд ) Очень близким к литературному портрету может быть сочинение-этюд.
В словаре : «Этюд — это небольшое произведение критического и другого характера, посвященное какому - либо отдельному вопросу». Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», и другие. Сочинение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья.
( 8 сдайд) Сочинение-письмо - это обращение к одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем (воспитание экологической совести, например), может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает («Письмо Аркадия отцу» - о встрече с Базаровым и об отношении к нему, о восприятии нигилизма в целом; «Письмо В. Маяковскому о сущности любви» - автор высказывает свое отношение к прочитанным стихам и проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо Родиону Раскольникову из XXI века» - об отношении пишущего к теории «разрешения крови по совести»). Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения - письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.
( 9лайд).Сочинение-интервью (диалог) воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении - интервью. То есть, иными словами, этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью.
При работе над текстом сочинений - миниатюр дети часто меняются ролями: пишут свою работу творцы - писатели; слушают сочинение товарища слушатели; читают произведение писателя читатели; рецензируют творческую работу одноклассника критики, излагающие свою оценку.
( 10 слайд) Мини – изложения – ещё один тип работы над развитием речи. В 6 – 7 – 8 –ых классах можно проводить следующие виды мини – изложений: 1) изложения – миниатюры с передачей авторского отношения к описываемому предмету; 2)изложения – миниатюры по прослушанному тексту с творческим заданием; 3)изложения – миниатюры с сохранением особенностей построения текста; 4)изложения – миниатюры с формулировкой темы текста (сформулировать узкую и широкую тему);
5) свободные изложения – миниатюры по сложному для запоминания текста.
Изложения – миниатюры можно использовать в качестве упражнений по грамматической стилистике для формирования правописных умений.
Выполнение таких заданий – важный шаг на пути к свободному владению речью в естественных условиях общения. Эти упражнения помогут детям проникнуться творческим настроением, испытать муки речевого творчества, станут для ребят праздником открытий, удивления и радости. В качестве источников для диктантов, сочинений и изложений (мини-текстов) лучше использовать художественные или публицистические тексты, в основном не входящие в школьную учебную программу. Тем самым расширяется круг произведений, с текстами которых будут работать учащиеся. Хорошо известно, что разного рода афоризмы, изречения, цитаты, высказывания – полезный и необходимый материал для сочинений, важное средство аргументации, подтверждения своей мысли. Таким образом, систематическая работа с текстами малых форм активно способствует формированию правописных и речевых умений учащихся средней школы.