Клименко Л.В.
Типы упражнений
для герменевтического анализа текста,
которые можно представить в виде таблицы:
Таблица № 2
Аналитические упражнения
Аналитико-
синтетические
упражнения
Синтетические упражнения
Коллективная коммуни-
кация с автором текста.
Школьники учатся
понимать текст, занимать
позицию адресата,
стараются восстановить коммуникативную задачу автора, его замысел.
Такие упражнения
развивают способности
детей анализировать,
сопоставлять, сравнивать, классифицировать.
В них дается псевдотекст,
составленный из разных
источников. Части такого
псевдотекста объединены
или темой, или случайными
деталями текстопостроения.
Задача ученика -
проанализировать его,
пользуясь всеми освоенными
техниками работы с
текстом, выделить
смысловые и стилистически
отрывки единых текстов и
тем самым обнаружить
первоисточники, из
которых был компилирован
псевдотекст. Такие
упражнения помогают
отрабатывать
коммуникативные позиции
слушателя (читателя),
критика, организатора,
управляющего коммуни
кацией. Обнаружению
разностилевых отрезков
речи - хорошая тренировка
языкового чутья
школьника. Это
упражнения для тренировки
практического умения
учеников определять типы и стили речи.
Развивают умственные
способности к синтезу, с
помощью которого ученик
продолжает тренировать
навык сочинять текст
самостоятельно. Данные
задания решают проблему
мотивации к сочинению
учениками собственных
произведении, помогают закреплять у учащихся умения писать свои текст