Тезисы статьи "Урок-практикум как эффективная форма подготовки к ЕГЭ"
Тезисы статьи "Урок-практикум как эффективная форма подготовки к ЕГЭ"
Данная статья пошагово раскрывает этапы работы со старшеклассниками при подготовке к написанию части С ЕГЭ по русскому языку.
Все виды компетенции, сформированные у обучающихся, проявляются при сдаче ЕГЭ. Особое, ведущее место в системе обучения русскому языку по развитию языковой компетенции обучающихся на современном этапе занимает работа над сочинением-рассуждением (часть С).
Формирование опыта организации подготовки учащихся к написанию собственной творческой работы эффективно происходит во время проведения уроков-практикумов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тезисы статьи "Урок-практикум как эффективная форма подготовки к ЕГЭ" »
«Урок-практикум как эффективная форма подготовки к ЕГЭ»
Скороходова Е.Н.,
МКОУ «СОШ №2», г. Щучье,
учитель русского языка и литературы
Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, даёт нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую,
в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надпись, а в ящиках пусто.
К.Д. Ушинский
Все виды компетенции, сформированные у обучающихся, проявляются при сдаче ЕГЭ. Особое, ведущее место в системе обучения русскому языку по развитию языковой компетенции обучающихся на современном этапе занимает работа над сочинением-рассуждением (часть С).
Формирование опыта организации подготовки учащихся к написанию собственной творческой работы эффективно происходит во время проведения уроков-практикумов. Обозначим условно основные этапы:
1 шаг. «Знаю, за что получаю «заветные» баллы».
Подготовка к выполнению части С начинается с изучения требований, предъявляемых к этой части. Каждый ученик должен знать содержание «Критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом» (К1-К12). На этом этапе использую примеры из сочинений выпускников, тщательно анализирую их (использую материалы ФИПИ, различные памятки). Целесообразно на этом этапе ознакомить учащихся с технологией заполнения бланков ответов.
2 шаг. «Самостоятельная работа в группах».
Технология формирования состава малых групп учитывает межличностные отношения, уровень знаний и подготовленности по данной теме, развития речевых умений и навыков. В конструировании модели сочинения-рассуждения участвует группа из 4-5 человек, то есть 4 группы, следовательно, - 4 модели сочинения. Обучающиеся пишут сочинение по прочитанному тексту и, прежде чем сдать работу учителю на проверку, сами оценивают свою работу в соответствии с содержанием критериев оценивания, что позволяет им логически выстроить свое рассуждение, увидеть достоинства и недостатки работы. Учитель вторично выставляет баллы по К1-К12 после проверки сочинения ученика.
3 шаг. «Межгрупповая работа «Защищаю своё – учусь у других».
Следующий этап работы над частью С – защита каждой из групп своей модели сочинения по 12-ти параметрам критериев оценивания. Ответ - это и есть конструирование текста: ученики осмысливают объем содержания и границы темы высказывания, структурируют его в соответствующем стиле речи, корректируют, то есть приводят в соответствие с литературной нормой. Таким образом, уже межгрупповая учебная деятельность учащихся поднимает их умения по выполнению части С на новый качественный уровень. Можно использовать и такой вариант: учащиеся пишут сочинение самостоятельно, затем каждый в группе читает свою работу, после чего выбирают лучшую работу. Она-то и зачитывается вслух перед классом. Остальные учащиеся выставляют баллы по критериям, после чего проводится обсуждение написанного.
4 шаг. «Творю сам» (обычно это домашнее задание).
И только после вышеназванных этапов учащийся, переосмыслив собственное отношение к написанию сочинения, приступает к последнему контрольному варианту своего сочинения. Учитель, оценивая работу по критериям, письменно комментирует выставленные баллы.
5 шаг. «Коррекция».
Индивидуальная работа с обучающимися.
При аргументации своей позиции в части С ЕГЭ по русскому языку встаёт вопрос о специальном повторении литературного материала к ЕГЭ по русскому языку, потому что выпускники обязаны опереться на собственный читательский опыт. Безусловно, таким повторением нельзя подменять изучение литературы, но необходимо понять: старшеклассникам действительно трудно сориентироваться в поисках нужного и в объёмном романе, и в россыпях рассказов. Тем более что на экзамене текстов не дают. На занятиях элективного курса «От анализа художественного текста- к технологии написания сочинения-рассуждения», ознакомившись с материалами открытых КИМов, вместе создали «банк проблем», которые чаще всего встречаются в текстах ЕГЭ:
Тема любви к Родине
Тема памяти о своих истоках, о своём детстве
Проблема исторической памяти
Тема добра и сострадания
Тема дружбы и взаимопонимания
О роли родителей в формировании личности ребёнка
Проблема воспитания (роль наставника в становлении личности)
Проблема смысла жизни
Проблема нравственного выбора, долга, совести
Проблема неразрывной связи поколений
О роли чтения в жизни человека
Проблема выбора профессии
Проблема интернационализма
На следующем этапе работаем с таблицей. Чтобы её заполнить, нужно вспомнить произведения, изученные с 5-го по 10-й класс.
В таблицу можно внести и дополнительную информацию по теме: пословицы, высказывания известных личностей, компилятивный материал из СМИ. Готовясь к урокам литературы, параллельно подбирала для спецкурса фрагменты текстов внепрограммных произведений изучаемого писателя, небольшие по объёму рассказы, отрывки из мемуаров. Результат работы в течение года фиксируется в портфолио обучающихся. Одновременно в кабинете находится "копилка литературных аргументов”, доступ к которой имеет каждый ученик. В процессе работы в ней накапливаются и материалы учителя, и переработанные (пересказанные) статьи из СМИ, и удачные, на наш взгляд, сочинения.
Данная система работы способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся, позволяет им набрать высший балл при написании части С.
Применение языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.