«Проблемно-диалогическое обучение (преемственность и перспективность в обучении русскому языку в «Образовательной системе 2100»).
Технология проблемно-диалогического обучения – здоровье сберегающая технология, так как обучение строится с учетом интересов ученика.
Она разработана на основе проблемного обучения ( И.А. Ильницкая, В.Т.Кудрявцев,М.И. Махмутов) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин и др.)
Проблемно-диалогическая технология опробована и реализуется в образовательной системе «Школа 2100» в начальной школе. Соблюдая преемственность и перспективность обучения и воспитания учащихся в среднем звене, я использую эту технологию, работая в 5 классе по программе и учебникам, составленным следующими авторами: Р. Н. Бунеевым, Е.В.Бунеевой, Л.Ю. Комисаровой, И.В. Текучевым.
Используя диалог, работаю над развитием логического мышления, творческие способности учащихся, используя такие деятельностные шаги, как самоопределение к деятельности, актуализацию знаний и фиксацию затруднения в деятельности, постановку задачи, построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление в речи, самостоятельную работу с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний и повторение, рефлексию деятельности.
Учебная проблема существует в двух основных формах: тема урока, не совпадающий с темой вопрос, ответом на который являются новые знания.
Поставить проблему – значит помочь сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой урока вопрос для исследования. Например, после чтения сказки «Умные спорщики», где употреблены неопределенные и отрицательные местоимения, а дети знакомы уже с неопределенными местоимениями, в результате диалога приходят к выводу, какая будет тема урока и записывают ее. Тема урока «Отрицательные местоимения».
Тема урока «Имя существительное в роли обстоятельства» Не сходный с темой урока вопрос «Как отличить обстоятельства от дополнений?»
Существует три основных метода постановки учебной проблемы: 1) побуждающий от проблемной ситуации диалог; 2) подводящий к теме диалог; 3) сообщение темы с мотивированным приемом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог состоит из следующих действий: 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к формированию учебной проблемы; 3) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Пример. Фрагмент урока русского языка «Неопределенные местоимения-существительные».
Этапы урока |
Анализ |
Учитель |
Ученики |
Постановка проблемы. |
Постановка проблемы через побуждающий диалог. Прием: столкновение мнений. |
Чтение текста «Умные спорщики» учителем. Задание: запишите местоимения, знакомые вам. -О чем эта сказка? Что вас удивило?
-Какие местоимения вы выписали? -Какие местоимения вы знаете? -Как называются эти местоимения? -А еще какие местоимения есть в тексте?
Учитель открывает образец записи отрицательных местоимений. -Что они выражают?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Записываем тему урока.
|
Ученики на обратной стороне доски и в тетрадях записывают местоимения.
-Спорщики глупые, спорить им было не о чем.
Называют местоимения.
-Некто, нечто, кто-то, как-то, кого-то. Неопределенные.
Одни ученики затрудняются ответить, но будут и такие, которые назовут: «некто», «нечто» Дети читают: - Никто, нечего, не о чем.
Отрицание или отсутствие предмета или лица.
Отрицательные местоимения. |
Решение проблемы. |
Проблема не сходный с темой урока вопрос. |
-Как пишутся отрицательные местоимения – существительные с приставками НЕ и НИ? -Какие есть идеи?
-Когда отрицательные местоимения пишутся в три слова? Давайте изменим по падежам слово НИКТО.
-Кто видит ошибку?
-Почему? Что такое О?
-Заключите предлог в треугольник. Подчеркните пробелы. |
-Пишутся слитно, как в образце учителя, так же, как неопределенные местоимения.
Учащиеся склоняют местоимений на обратной стороне доски, затем проверяют друг у друга. - В.п. ниоком, а нужно писать НИ О КОМ. -Это предлог. Он разделяет приставку и местоимение. Записываем местоимения с предлогами (исправленный на доске вариант) в тетради: НИ С КОГО, НИ К КОМУ, НИ С КЕМ. |
Использовала подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивированным ответом.
Положительное: диалог «учитель-ученик» снижает перегрузку монологической речи. Темп обучения не убыстряется, самооценка учащихся не снижается, навыки, полученные в начальном звене, не теряются. Формируя универсальные учебные действия, можно использовать алгоритм, план, схему понятия, проговаривание алгоритма вслух за учителем. Очень важны самоанализ, самооценка.