Технологическая карта урока русского языка в 9 классе. Тема: обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение».
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе. Тема: обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение».
Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде с применением приемов технологии критического мышления и развивающего обучения. Формирование универсальных учебных действий: коммуникативные (умение работать в группе); познавательные (умение формулировать проблему, задачу); регулятивные (решение задач); личностные (положительное отношение к изучению русского языка).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
обобщить знания и умения по теме «Сложноподчинённое предложение».
Задачи:
закрепить полученные знания о сложноподчиненном предложении;
тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
формировать умение определять вид придаточного предложения, строить схемы предложения;
развивать умение анализировать и оценивать собственную деятельность;
воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка.
Тип урока – комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения – урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учебного материала, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint; рабочие листы для индивидуальной работы.
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для восприятия нового материала.
Постановка темы и целей урока.
1) Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями мысли а не памяти. (Л.Н. Толстой)
Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу предложения, определите вид придаточной части.
2) Давайте назовем основные виды СПП по значению и союзам? Для этого мы с вами отгадаем кроссворд. (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны определить вид придаточного, а термин записать в кроссворд).
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
Работа в группе. Цифровой диктант.
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в таблице, если нет - "0".
Верно ли утверждение, что:
Союзы что, если, так как –подчинительные?
Придаточное определительное не отвечает на вопрос какой?
Предложение – это синтаксическая единица?
Где, куда, откуда – это союзные слова?
Союз однако – подчинительный?
В главном предложении не может быть указательных слов?
Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений.
Этап 3. Практикум.
3) Работа в паре.
Каждая пара анализирует текст на карточке.
Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.
Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного стилей.
Этап 4. Проверка полученных результатов.
4) Самостоятельная работа. Подготовка к ОГЭ. Тест.
В7. В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
1) Тут были и те,(1) кто откупил меня ценой собственной жизни от смерти,(2) мои товарищи,(3) не вернувшиеся с войны.
2) Сашка,(1) несколько рассеянно глядя на Варю,(2) замолчал,(3) но было видно,(4) что его всерьёз что-то волновало.
3) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом,(1) та самая музыка,(2) которую,(3) как вздох своей земли,(4) хранил в сердце человек,(5) никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.
4) Я вхожу в салон самолета,(1) беру в руки толстый журнал,(2) чтобы,(3) прочитав пару страниц,(4) спокойно уснуть.
5) И тут юный Шаров совершенно серьезно подумал,(1) что жизнь в доме остановится,(2) если бабушка не проснется.
Этап 5. Подведение итогов. Домашнее задание.
5) Итог урока. Рефлексия.
Подведем итоги урока. Удалось ли достичь цели, поставленной в начале урока?
Оцените ваши действия на уроке.
Мне было трудно – 3 балла
Есть над чем поработать – 4 балла
Могу себя похвалить! – 5 баллов
6) Лист самооценки.
Работа в группе
Работа в паре
Самостоятельная работа
Общая оценка своей работы на уроке
7) Домашнее задание.
1)Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».
2) Составить тест по теме «Виды придаточных в сложноподчиненном предложении».
3) Найти 10 примеров из художественной литературы с разными видами придаточных в сложноподчиненном предложении.
8) Литература.
1) Русский язык: Учеб. для 9 кл. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др., М.: Просвещение, 2011.
2) Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д : Легион, 2013.
3) И.В. Шустина. Кроссворды для школьников. Русский язык. Ярославль. «Академия развития», 1997.