kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Изучение морфемики и словообразования»ния»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не секрет, что при усвоении раздела «Морфемика и словообразование» школьники испытывают огромные затруднения. Поэтому, помимо ставшего уже привычным внимания к речеведению

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Изучение морфемики и словообразования»ния»»

Тема: «Изучение морфемики и словообразования»


УМК «Русский язык. 5–9 классы»


Не секрет, что при усвоении раздела «Морфемика и словообразование» школьники испытывают огромные затруднения. Поэтому, помимо ставшего уже привычным внимания к речеведению, к значению слов и различных грамматических структур, особое место в УМК под редакцией М.М. Разумовской отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве.

Поиск наиболее эффективных приемов активизации языкового чутья, внимания к внутренней форме слова, его морфемному строению нужно проводить с учетом современных исследований в области психолингвистики. Результаты этих исследований позволяют глубже осмыслить некоторые традиционные методические проблемы, найти новые подходы к их решению. Так, например, установлено, что морфемный канал восприятия слова активно включается в нестандартной речевой ситуации, когда требуется понять незнакомое слово, опираясь на его внутреннюю форму. Следовательно, одним из ведущих приемов обучения может стать создание необычной учебной ситуации, требующей повышенного внимания к структурно-семантическому анализу слова, что происходит в процессе работы со словами-окказионализмами, неологизмами, детскими неузуальными образованиями, а также с редко употребляющейся лексикой (диалектизмами, архаизмами, историзмами и т.п.).

Задание. Объясните, что означают следующие названия людей по роду их деятельности:

кашевар, дровосек, следопыт, трубочист, зверобой, свинопас, брадобрей, костоправ, мореход, рыболов, полководец, воевода, летописец, водовоз, стеклодув, солевар, каменотес, сталевар, мукомол, звездочет, воздухоплаватель.

У

каш

вар

чащиеся делают словообразовательный разбор нескольких слов по выбору:

Кашевар – у + ит повар


С

свин

пас

винопас - ей + ет пастух

бородддд

бре


Брадобрей – ы + ет парикмахер


- Замените данные слова современными синонимами. Чем отличаются значения синонимов?

Учащиеся приходят к выводу, что слова правого столбика имеют более широкое значение, а слова левого столбика очень конкретны.

Предыдущее задание рождает вопрос: всегда ли составляющие слова (производящие основы) определяют его значение. Проводим эксперимент.

Выполним аналогичное задание со словами

лежебока, лизоблюд, домосед, лоботряс, белоручка, дармоед, живодер, тугодум, молокосос, водохлеб, сладкоежка, живоглот, пустомеля, буквоед, душегуб, зубоскал, верхогляд, крючкотвор, губошлеп, крохобор, очковтиратель, щелкопер, чистоплюй, сорвиголова, вертихвостка.

сид

дом


Домосед – а + ит



Б

бел

ручка

елоручка – ая +


даром

ест


Дармоед - +


Учащиеся приходят к выводу, что слова белоручка и дармоед в современном русском языке имеют переносное значение - бездельник.

- А как появилось такое значение?

Ответ на этот вопрос заставляет учащихся вспомнить, что такое прямое и переносное значение, виды переноса.

- Так как же рождается слово?

Задание. Объясните слово, учитывая его этимологию.

ЧАРОДЕЙ - это по происхождению также сложные слова с общей основой -дей-, производной от глагола деть – «делать». От него произошли также слова действие, дело, деяние. Чародей – буквально «делающий чары», т.е. колдовство, волшебство. Особые гадальные чаши на Руси назывались чары

РОТОЗЕЙ – образовано из основы -рот- и основы -зей-, которую производят от не сохранившегося зети – «зиять, раскрываться», от которого произошли зев, зевать. Ротозей буквально значит «тот, у которого раскрывается рот».

ТУНЕЯДЕЦ – первоначально сложное слово, образованное сращением не- сохранившегося наречия туне – «напрасно, даром» (сравните: втуне) и существительного ядец – «любитель поесть» от яд – в значении «еда». Тунеядец означает то же, что и дармоед – «даром едящий, любитель даром поесть».

Учащиеся работают со словами, которые достаточно редко встречаются им в повседневной жизни (устаревшими, разговорными). А могут ли «удивить» общеупотребительные слова?

Задание. Выделите морфемы в словах

Мусор, улица, обуть

Как правило, учащиеся допускают ошибки при выделении корня слова. Просим их подобрать однокоренные слова.

Мусор – сор, насорить. Корень –сор –

Улица – переулок, улочка. Корень -ул –

Обуть - разуть, обувь. Корень -у-

Подобные задания не только вызывают интерес к трудной теме, но и заставляют учащихся внимательно относиться к «знакомым» словам, к морфемному членению слова.

Программой по русскому языку автора М. М. Разумовской на изучение словообразования в 5 – 7 классах отводится 37 часов. Основная задача обучения морфемике и словообразованию в 5 - 6 классах заключается в том, чтобы сформировать у школьников представление о системе языковых значений, которые передаются с помощью морфем, умение учитывать морфемные значения при проведении языкового анализа.

Задание. Чем отличается слова?

барабанщик и барабанчик

умный – безумный

болотный - болотистый

Ответ очевиден: лексическим значением.

- Что придает словам разные лексические значения?

Учащиеся легко отвечают на этот вопрос: приставки, суффиксы.

Определяем значение суффиксов, просим привести примеры слов, в которых суффиксы имеют аналогичные значения. Здесь же возможен шуточный вопрос

- Как сделать зайца большим, а волка маленьким?

Итогом такой работы может быть лингвистическое сочинение «Что может рассказать о слове суффикс (приставка)?» Казалось бы, простое задание, напоминающее больше игру, выводит в дальнейшем на осмысление различия значений паронимов, что необходимо как при сдаче ГИА, так и ЕГЭ

Достаточно эффективным приемом, формирующим умение "выхватывать" в словоформе наиболее яркие структурные особенности, правильно интерпретировать их смысловое наполнение и использовать полученную информацию в процессе языкового анализа, является анализ словообразовательных моделей слов. Лингвистической основой такой работы является понимание словообразовательной модели как "аффиксального окружения корня". В связи с этим в процессе обучения структурно-семантическая схема словоформы представляет собой образец построения слов (словообразовательную модель), имеющих сходство в лексическом значении, в словообразовательной судьбе, грамматических признаках и некоторую общность в орфографическом облике, определяющуюся одинаковым составом и расположением в словоформе служебных морфем, сходством фонетических явлений на стыке морфем:

Зрительно словообразовательную модель учащиеся воспринимают в виде графической схемы морфемного состава словоформы без указания корня.


+ н относящийся к данному предмету

+ин принадлежащий животному

+ян сделанный из названного материала


Заполнение корневого пространства подходящей морфемой окончательно формирует лексическое значение словоформы, но при этом грамматико-словообразовательные признаки остаются общими для всех слов анализируемой словообразовательной модели.

З адания типа расскажите о значении, грамматических признаках, словообразовательных особенностях слов, соответствующих данным моделям,

яг а; изм ом; лив ый; нича ть

позволяют учащимся развивать логическое мышление, опознавать часть речи по морфемному признаку. Неслучайно словообразование изучается как словообразование частей речи. Обращаем внимание на связь словообразования и орфографии. Предложенные авторами учебника таблицы суффиксов, при помощи которых образуется та или иная часть речи (например, прилагательное), акцентируют внимание на морфологическом принципе орфографии. При этом обращаем внимание на то, что от правильного деления слова на морфемы зависит его написание.

Задание. Объясните различия в написании суффиксов прилагательных.

Обидчивый – обида +чив

Тюлевый - тюль +ев

П омогут этому не только упражнения учебника

(например, выпишите слова, образованные по той же модели. + иц (а)

Волчица, советчица, писательница, девица, царица, газетчица, водица, чтица, резчица, тряпица, заказчица, пепельница, хищница, яичница, курица, обидчица, ящерица, птичница, ослица, тигрица, тупица, спица, падчерица, лестница, горница, единица, таблица, но и задания типа:

1.Лингвистическое сложение

Найдите второе слагаемое. Объясните значение суффиксов, приставок, приведите примеры слов с таким суффиксом (приставкой).

Образец:

Собака + Х = собачонка (Х= суффикс –онк- со словообразовательным значением «уменьшительно-ласкательный», ср. бумажонка)

озеро + Х = озерцо

сторонка + Х = сторона

2.Лингвистическое вычитание: определите значение разности.

Образец:

Сеялка - сеять = Х (Х = суффикс –лк- со значением «то, чем..»)

Подорожник – дорога = Х

Салатница – салат = Х

3 Распределите суффиксы, учитывая часть речи, которую они образуют

Чат, лив, ист, тель, нича, изм, ев, ян, ыва, еньк, ость.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

ист, тель, изм, еньк, ость

чат, лив, ист, ев, ян, еньк

ыва, нича

- Почему суффикс –ист- оказался в обоих столбиках? Может, это ошибка?

Доказывая свою точку зрения, учащиеся приводят примеры слов с данным суффиксом

(лучистый, лицеист) и проходят к выводу о разных значениях суффикса.

- Как называются такие суффиксы?

- Можно ли подобным образом объяснить, почему суффикс –еньк- тоже записан дважды?

4. От слов чай, зависть, помощь, весть, вопрос, задача, слово образуйте новые слова по схеме


+ -ник

Одинаково ли в них значение суффикса?

Вывод: -ник- имеет разные значения (указывает на лицо; указывает на предмет)

5.Определение лексического значения слова через анализ словообразовательной модели.

Спишите, дополняя собственными примерами.

«вид мяса, рыбы»: баранина,…

«огромный ..» (разг.): домина, …

-ина «отвлеченный признак» (от прилагат.): седина,…

«предмет как результат действия» (от глаг.): царапина, …

«единичный предмет, выделенный из совокупности предметов»: горошина,…

Подобные задания подводят учащихся к пониманию того, что морфемный анализ слова должен опираться на семантико-словообразовательный его разбор, в результате которого осмысляются значимые части слова.

Парашютистка – парашютист женского пола, т.е. способ образования суффиксальный, суффикс –к- указывает на лицо женского рода.

Подорожник - растет вдоль дороги, т.е. способ образования приставочно-суффиксальный.

Необходимо сделать акцент на практической значимости данного навыка, указав на связь словообразования и орфографии. Например, орфограмма «о-а на конце наречий».

Задание. Объясните различия в написании наречий изначально и издавна.

Изначально – изначальный (способ образования суффиксальный)

Издавна - давний (способ образования (приставочно-суффиксальный)

Учащиеся делают вывод, что в данной орфограмме выбор буквы определяется и способом образования слова.

Совершенствуются навыки проведения морфемно- словообразовательного анализа слова прежде всего на основе обобщения изученных ранее морфологических способов словообразования и углубления представления школьников о словообразовательной модели. Особое внимание при этом уделяется анализу словообразовательных отношений между однокоренными словами. В связи с этим вводятся такие понятия, как словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо.

Учащиеся устанавливают словообразовательные отношения между однокоренными словами, восстанавливают все звенья словообразовательной цепочки, учитывая последовательность образования слова, чтобы правильно выделить в нем все морфемы.

Здесь уместны задания типа

-- Восстанови пропущенное звено словообразовательной цепи

Мазать –смазать -- …… - смазочный

Мороз – морозить - ….. - ……. – замораживание.

-- Восстанови словообразовательную цепочку

Море – по-моряцки

Вводя понятие словообразовательное гнездо, учащимся предлагается задание по группам:

Составить словообразовательную цепочку

1 группа

Вода ----- водянистость

2 группа

Вода -----водичка

3 группа

Вода ----наводнение

Поверяя задания, учащиеся приходят к выводу, что все составленные цепочки имеют одно исходное слово, но соединить их в одну нельзя.

Умение правильно составлять словообразовательные цепочки, видеть морфемный состав слова поможет объяснить правописание трудных случаев и ответить на многие вопросы

-- Объясните написание слов

Ночевка, сгущенка, тушенка, ветреность. (ночевка – ночевать; сгущенка – сгущенный; тушенка – тушеный; ветреность – ветреный)

-- Почему причастие не может иметь суффикса ан?

Обобщающим заданием по морфемике и словообразованию может быть микроисследование, к которому учащийся уже подготовлен предшествующими заданиями. (например, «Портреты суффиксов», «Унификсы русского языка», «Корни-омонимы», конструирование словообразовательного гнезда и т.п.)

Опыт работы школы со словообразовательными моделями (этот подход реализован в учебниках 5 - 9 классов под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта) показывает, что такое обучение активизирует языковое чутье, развивает его, обостряет языковую интуицию, которая многими учеными понимается как "связующее звено между бессознательным и сознанием. Она - тот момент в процессе выражения, который хотя сам и не осознается, но приводит к осознанию бессознательного".







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Изучение морфемики и словообразования»ния»

Автор: Гаджиева Мариям Усмановна

Дата: 03.12.2019

Номер свидетельства: 529972

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства