kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия. В данной статье проведено исследование современных песен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия"»

«Поэзия (греч. «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.

Писателей, сочиняющих стихи, зовут поэтами. Отсюда, вероятно, и возникло свойственное многим людям неверное убеждение, что поэзия— это и есть стихи. Причём любые стихи. Немало есть на свете стихов, в которых присутствует и правильный стихотворный размер, и хорошие звучные рифмы, а поэзии в них, как говорится, нет и в помине. И немало есть произведений, написанных прозой, о которых можно с полным правом сказать: вот истинная поэзия!

Если есть поэзия, значит, существует что-то прямо противоположное ей. Поэзия воспевает самое доброе, близкое, чаще всего Любовь и Добро. А антипоэзия - это «что вижу, то пою», и, чаще всего, видят такие «поэты» какие-то простые вещи, ничего не значащие, и говорят о них не литературным языком, а жаргоном. Поэзия возвышает, делает нас лучше, а антипоэзия отупляет, делает посредственными и глупыми. В широком смысле слова поэзия - это украшение, воспевание возвышенного. Антипоэзия - это, таким образом, украшение и воспевание низости и мерзости, опошление и унижение возвышенного [5].

Исследовав научную литературу по данной теме, изучив опыт анализа поэзии современных песен, мы решили провести собственный научный эксперимент и выбрали путем анкетирования пять современных песен на русском языке. Стиль в музыке: поп-музыка и реп. Тексты всех песен находятся в приложении [cм. приложение 1]. Мы не стали исправлять орфографические и пунктуационные ошибки и оставили всё так, как было на сайтах в Интернете. В тексте каждой песни попытались определить тему, основную мысль, определить основное содержание, найти изобразительно-выразительные средства, понаблюдать за построением стихотворения.

Песня Тамада (Исполнитель песни – рэпер Эндшпиль, Сослан Бурцев) [см. приложение 1.1.]

Тема: знакомство молодого человека и девушки в ночном клубе.

Основная мысль: «Если ты тамада, то все девушки, а точнее «тёлки» - твои».

Сразу же обратим внимание на то, что исполнитель-рэпер и, поэтому не претендует на высокую оценку своего непоэтического текста, ведь музыка рэп сама по себе незатейлива, и её создание не требует серьёзных навыков [7].

Ни к чему хорошему песня нас не призывает, написана жаргоном («Движняк мой, пожеланий лес, рой!»), неоправданно использованы заимствования из английского языка («baby», «party») присутствует бранная лексика, нарисованы картины разврата, антипропаганда здорового образа жизни.

Песня «Кружит» (исполнитель – рэпер Монатик, Дмитрий Сергеевич Монатик, жанр - рэп) см. приложение 1.2.]

Тема: любовь.

Основная мысль: «Ты так особенна, что вокруг тебя весь мир кружит»

Эту песню многие музыкальные каналы считали лучшей и одной из самых романтичных. В отличие от предыдущей песни «Тамада», в ней есть отголосок высокого чувства. Но, опять же, характерная для рэпа разговорная лексика («Оу, как жить?»), всё время повторяется строка «Так особенно».

Ничего криминального в песне нет, есть метафоры, игра слов:
«Эндорфины пошли, фантазия пошлит. 
Я что ли чувствами залит, что глаза мозолю»

В словах много экспрессии, которая достигается путем повторов.

Песня «Импульсы» (исполнитель: Лена Темникова, жанр – поп-музыка) [см. приложение 1.3.]

Тема: беспощадная ночь.

Основная мысль: «Импульсы города накроют опять…»

Лена Темникова поёт о том, что беспощадная и сильная ночь никого не отпустит. Метафора «Я сквозь мембраны впускаю звук», олицетворение – «ночь не отпускает», повторяется на протяжении всей песни.

Рифма где-то есть, но неточная, где-то её нет совсем. Есть риторический вопрос: «На какой высоте унесет небо нас?». Избыточная образность и недосказанность, видимо, являются основным достоинством песни.

  1. Песня «Внеорбитные» (исполнитель: Юлианна Караулова ) [см. приложение 1.4.]

Тема: любовь

Основная мысль: Мы с тобой внеорбитные.

Влюбленные в песне противопоставлены всему миру, который на них смотрит, но они защищены. Самая лирическая песня из пяти, но лирические герои то накрыты волнами, то давно убиты током, остается надеяться, что у них всё хорошо.

Миллионы глаз смотрят на нас,
Делят на Венеру и на Марс. 
Мы наденем солнцезащитные - 
Мы с тобой внеорбитные. Хорошо заметны пропуски слов, например «очки», не совсем понятен глагол «делят».

Строфа: Пусть нам не узнать из книжек 
Или новостей, каким же будет новый день, ветром по воде. 
И мир, даже не посмеет поставить под сомнение 
Этот терпкий вкус, наших - светлых чувств...

Показывает, что над рифмой авторы не работали, видимо, важна была идея.

  1. Песня «Выпускной» (исполнитель рэпер Баста, Василий Вакуленко) [см. приложение 1.5.]

Тема: любовь

Основная мысль: Первая любовь навсегда остается в памяти

Песня со всем знакомым сюжетом, который основан на классической истории школьной любви: в выпускной класс приходит новая ученица, и все мальчики тут же теряют от нее голову. Главный герой пытается конкурировать с одноклассниками за внимание красавицы и приходит к ее подъезду с цветами, но там ее уже ожидает другой кавалер.

Из-за несчастной любви парень забрасывает учебу, несмотря на все увещевания родителей готовиться к экзаменам. Правда, для него, похоже, все благополучно заканчивается: аттестат об окончании школы ему все же дают.

На выпускном вечере он решается исполнить песню, на которую вдохновила муза-одноклассница.

Опять же перед нами незатейливый текст, тут и «И Купидон мне в сердце не стрелою дал, а пулею», и игра слов, сравнения, образность выходит за грани:

И вот, я словно тень плетусь за Юлей - Амурный хлюпик. 
Подойти боюсь я к Юле, вдруг меня она не любит; 
А вдруг другого любит Юля, любит не меня? 
Ведь в мечтах на двоих у меня с Юлей одна фамилия. 
Выводы:

  1. Тексты песен большей частью о любви (3 из 5).

  2. Очень трудно точно определить тему, основную мысль и смысл некоторых песен.

  3. Гипотеза подтвердилась: в современных песнях действительно больше антипоэзии, чем поэзии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Статья "Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия"

Автор: Василенко Лариса

Дата: 12.03.2020

Номер свидетельства: 542595


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства