kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Открываем Толстого:аргументы для сочинения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время обучающиеся сталкиваются с большим количеством информации, которую необходимо запомнить и усвоить за короткий период времени. Вследствие этого многие из них чувствуют усталость. Из-за потери читательского интереса у подростков объемные произведения, к сожалению, не прочитываются.  Однако использование текстов литературы в процессе подготовки к ЕГЭ может помочь ученикам не только бороться со скукой, но и повысить их результаты на итоговой аттестации.

Произведения Л.Н. Толстого помогают ученикам качественно и интересно готовиться к ЕГЭ. Ведь в своем творчестве писатель поднимает огромное количество тем, которые попадаются 11-классникам на Едином Государственном Экзамене.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Открываем Толстого:аргументы для сочинения"»

«Открываем Толстого: аргументы к сочинению»







Лев Толстой – русский писатель, просветитель и мыслитель, внесший огромный вклад в русскую литературу и историю. Его работы – это мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала и закономерностей бытия, а его мировоззрение дало начало новому религиозно-нравственному течению — толстовству.

Ещё при жизни его признали главой русской литературы. Работы Толстого экранизируются и инсценируются по всему миру. А его произведения полны глубочайших жизненных наблюдений о счастье, любви, вечности и вере:

- Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.

- Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

- Сильные люди всегда просты.

- Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.

- У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье…

- Когда тебя предали — это всё равно, что руки сломали. Простить можно, но вот обнять уже не получается.

В наше время обучающиеся сталкиваются с большим количеством информации, которую необходимо запомнить и усвоить за короткий период времени. Вследствие этого многие из них чувствуют усталость. Из-за потери читательского интереса у подростков объемные произведения, к сожалению, не прочитываются. Однако использование текстов литературы в процессе подготовки к ЕГЭ может помочь ученикам не только бороться со скукой, но и повысить их результаты на итоговой аттестации.

Произведения Л.Н. Толстого помогают ученикам качественно и интересно готовиться к ЕГЭ. Ведь в своем творчестве писатель поднимает огромное количество тем, которые попадаются 11-классникам на Едином Государственном Экзамене.

Ю.В. Бондарев, русский советский писатель, ставит проблему актуальности произведений Л.Н. Толстого с его многотонными романами, с его подробнейшими описаниями состояния и чувств человека, с его детальнейшим исследованием души в «ее тончайших проявлениях».

Это очень актуальная художественная проблема современности, так как появилась теория, «ультрасовременной телеграфной краткости прозы» в силу того, что современному читателю некогда читать многотомные произведения.

Писатель, оценивая гениальную прозу Л.Н. Толстого, отмечает ее способность глубоко проникать в психологию человека, передавать красоту природы, ее связь с духовным миром человека. Чтобы выразить самые тончайшие движения человеческой души, создать запоминающиеся картины жизни людей, исторические полотна, требуется «мускулистый» точный язык.

«Невозможно объяснить, как достигает этого Толстой, но язык его настолько непосредствен, что как бы исчезает сама фраза, заслоняясь огромной мыслью». И это единство содержания мысли и языка художника Ю. Бондарев и считает гениальным. Автор убежден, что вопрос «современен ли Толстой» «смешон», так как «Толстой, не переставая, будет волновать современников и еще многие поколения», поскольку «гению Толстого свойственно проникать в глубины природы, а значит, в глубины человеческого сознания».

Не могу не согласиться с мнением Ю. Бондарева. Невозможно представить себе русскую литературу без произведений Л.Н. Толстого. Его тексты заставляют волноваться, сопереживать, следить за «диалектикой души» героев произведений, задумываться над истинной красотой человека, над настоящими ценностями человеческой жизни, духовными исканиями его героев. Они учат любить Родину, русскую природу, культуру.

Любимые герои Л.Н. Толстого, как и сам писатель, путаются, ошибаются, вечно борются и лишаются, так как уверены, что «спокойствие – душевная подлость». Узнав о них, хочется раз за разом встречаться с ними, стараться понять их. Это и благородный, честный, порядочный, принципиальный Андрей Болконский, и наивный очень добрый, искренний, замечательный друг Пьер Безухов. А непосредственность, широта души, эмоциональность Наташи Ростовой просто завораживает. Справедливо утверждение Ю. Бондарева: «И это свойство величайшего гения – искусство становится не отражением жизни, а самой жизнью».

Таким образом, Л.Н. Толстой – гениальный русский писатель, творчество которого современно сейчас и будет волновать до тех пор, пока человек ищет ответы на свои самые животрепещущие и важные вопросы, будет размышлять над философскими проблемами добра и зла, жизни и смерти, любви и поиска смысла жизни.

В своих произведениях Л.Н. Толстой отвечает нам многие вопросы, актуальные для сочинений:

Проблема

Аргументы

В чем заключается смысл жизни человека?

Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям.


Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что «нет величия там, где нет добра, простоты и правды». По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.

Какое влияние оказывает личность на ход истории?

Л.Н. Толстой отрицал возможность активного воздействия отдельной личности на историю, считая, что историю делают массы и её законы не могут зависеть от желания отдельного лица. Он рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из «бесчисленного количества людских произволов», то есть усилий каждого человека. Бесполезно противиться естественному ходу событий, напрасно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества.


Эта позиция писателя нашла отражение в романе «Война и мир». На примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона, Толстой доказывает, что именно народ – творец истории. Миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы бессознательно движут общество вперед,создают великое и героическое, творят историю.

Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом

Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе (Тушин, Тимохин, безымянные герои Бородина), которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг.

Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.

Проблема патриотизма


(Что такое патриотизм?)

Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение - наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму.


Примером истинного патриотизма служат любимые герои Толстого, например, Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона.

Проблема народного духа в трагические моменты истории

Мысль о народном характере войны лежит в основе романа-эпопеи Л.Толстого «Война и мир».


Вспомним знаменитое сравнение двух фехтовальщиков. Поединок между ними поначалу вёлся по всем правилам фехтовального боя, но вдруг один из противников, почувствовав себя раненым и поняв, что дело это нешуточное, а касается его жизни, бросает свою шпагу, берёт первую попавшуюся дубину и начинает “гвоздить” ею. Толстовская мысль ясна: ход военных действий зависит не от правил, придуманных политиками и военачальниками, а от некоего внутреннего чувства, объединяющего людей. В войне — это дух войска, дух народа, это то, что Толстой называл “скрытой теплотой патриотизма”.

Проблема человеческого поступка

Героям Л.Н. Толстого в высшей степени свойственно ощущение необходимости соответствия своей жизни определённым нравственным критериям, гармонии своих действий и убеждений, отсутствие разлада между поступками и собственной совестью. Несомненно, это позиция автора, который зачастую намеренно проводит своих героев через сложные жизненные испытания, чтобы они могли осознать свои действия и выработать в своей душе стойкие нравственные принципы. Эти убеждения, выстраданные сердцем, в дальнейшем не позволят героям пойти вопреки тому, что они сознательно вынесли из житейских трудностей. Особенно показательным примером единства мысли и поступка становится Пьер Безухов — один из любимых героев писателя. Находясь в разладе с женой, чувствуя отвращение к той жизни в свете, которую они ведут, переживая после своей дуэли с Долоховым. Пьер невольно задаётся вечными, но такими важными для него вопросами: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я?» И когда один из умнейших масонских деятелей призывает его изменить свою жизнь и очистить себя служением добру, приносить пользу своему ближнему, Пьер искренне поверил «в возможность братства людей, соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели». И для достижения этой цели Пьер делает всё. что считает необходимым: жертвует деньги братству, устраивает школы, больницы и приюты, пытается облегчить жизнь крестьянок с малыми детьми. Его поступки всегда в ладу с его совестью, а ощущение правоты даёт ему уверенность, в жизни.

Проблема нравственного выбора, проблема долга

Образы князя Андрея и Пьера Безухова.

Проблема истинной и ложной красоты

Образы Наташи Ростовой, княжны Марьи в противопоставлении Элен

Душевная глубина, духовность

Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.

Нравственная деградация, низость

Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе «Война и мир» не раз писал о нравственных качествах человека. Так, например, для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена с мозаиковым портфелем).


Семья Курагиных: князь Василий, Элен, Анатоль Курагин

Сострадание, любовь к ближнему

Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, любовно жил со всеми: с французами, с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь.



.

Использование литературы в подготовке к ЕГЭ может не только помочь вам написать хорошую работу - сочинение-рассуждение, но и способствовать развитию мышления и критического анализа информации. Произведения Л.Н. Толстого – наши лучшие помощники в подготовке к ЕГЭ. Размышления великого писателя о жизни формируют твердую опору, от которой легко оттолкнуться при написании сочинения. Знание произведений Л.Н. Толстого обеспечивает умение аргументировать свои мысли и подкрепить их знаменитыми цитатами гениального писателя. Толстой – наш Учитель!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Открываем Толстого:аргументы для сочинения"

Автор: Трунова Инна Александровна

Дата: 11.10.2023

Номер свидетельства: 637869


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства