Статья на тему «Специальные принципы обучения русскому языку в полиэтнической среде»
Статья на тему «Специальные принципы обучения русскому языку в полиэтнической среде»
Статья рассказывает о теории и практике обучения русскому языку в условиях полиэтнической среды. Будет интересна всем педагогам, работающим в средней школе, в классах с многонациональным составом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Специальные принципы обучения русскому языку в полиэтнической среде»»
Статья на тему «Специальные принципы обучения русскому языку в полиэтнической среде»
Специальные методические принципы:
1. Коммуникативность
2. Функциональность, устная основа обучения, опора на родной язык учащихся, взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, ряд других.
Принцип коммуникативности и функциональности означает, что обучение должно быть организовано в условиях, максимально приближенных к естественным, в связи с этим на занятиях используются учебные, в том числе проблемные, ситуации, коллективные формы работы;
Принцип концентрической организации материала предполагает его распределение по циклам-концентрам; в каждом последующем концентре предусматривается расширение материала на основе изученного и овладение новым
Именно принцип учета родного языка свидетельствует о такой организации учебного процесса (система упражнений; отбор материала, предупреждающего интерференцию), при которой учитывается опыт учащихся в родном языке. Важно помнить, что языковые явления в родном и изучаемом языках могут совпадать полностью, частично либо не совпадать. Наибольшую учебную проблему представляют частично совпадающие явления. Явное или латентное, скрытое сопоставление в таком случае необходимо, поскольку анализ воспринятой «неродной» речи происходит на категориальной основе родного языка, равно как и высказывание на «новом» языке строится по модели родного языка или языка-посредника;
Принцип минимизации ограничивает содержание и объем учебного материала в соответствии с целями, задачами, этапом, профилем обучения. Минимум учебного материала представляет собой функциональную систему, адекватно отражающую систему языка в целом;
Принцип комплексности и дифференцированности реализуется в параллельном усвоении фонетики, лексики, грамматики и развитии устной речи, чтения, письма с самого начала обучения; при этом учитывается специфика работы над каждым отдельно взятым языковым или речевым аспектом.
Перечисленные методы обучения русскому языку как неродному целесообразно использовать при изучении тем «Устаревшая лексика» и «Имя существительное как часть речи» .Например, в 6 классе:
Комбинированный метод, при условии, что учитель в совершенстве владеет русским языком и знает особенности родного языка учащихся.
сознательно-практический метод;
аудиовизуальный метод, если сроки ограничены;
активных и интерактивных методов;
Например, слово учителя, беседа, наблюдение над языком, групповая работа с иллюстративным материалом,обсуждение видеофильмов, картинок в презентации.
На уроке необходимо работать с текстом. В обучении русскому языку как неродному реализуется личностно-ориентированный подход, онпредполагает признание обучаемого как субъекта учебного процесса, развитие личности с индивидуальными особенностями, возможностями. Например, удачно уметь задать вопросы к фрагменту текста.
1. Сколько регионов включает край?
2. Назовите столицу края, порчему она так называется?
3. Расскажите о географических особенностях края.
4. Какими водоемами богат край?
5. Почему СК можно назвать поликультурным?
6. Определите основную мысль текста.
7. Перескажите отрывок о животном и растительном мире края.
8. Каков стиль текста?
9. Найдите предложения с однородными членами.
10. Обьясните знаки препинания в 5-м абзаце…
Текст- важнейшая единица в обучении русскому языку как неродному. На его основе осуществляется познание грамматических категорий, языковых явлений, вырабатывается система лингвистических понятий, формируются языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая компетенции.
Таким образом, специальные методические принципы позволяют эффективно строить обучение русскому языку в полиэтнической среде.