Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Использование дистанционных образовательных технологий на уроках словесности"»
Использование дистанционных образовательных технологий на уроках словесности
Е. А. Аверкиева, учитель русского языка и литературы
МОУ «СШ № 59 города Макеевки»
Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность
Бернард Шоу
Новые образовательные стандарты ориентируют нас на выявление и развитие природной одаренности ребенка с целью его успешной социализации в будущем. При этом векторе развития образования выстроить образовательный процесс возможно только на основе максимальной индивидуализации обучения, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения.
Использование дистанционных образовательных технологий – это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися.
Современное общество требует активную личность, способную ориентироваться в бесконечном информационном потоке, нацеленную на непрерывное саморазвитие и самообразование. В подобной ситуации на педагога ложится новая функция – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знание уже выступает не как цель, а как способ развития личности.
Современная реальность позволяет реализовывать образовательные программы, используя дистанционные образовательные технологии, которые включают в себя разнообразные электронные информационные и образовательные ресурсы, телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические средства, дающие возможность обучающимся освоить программы в полном объеме независимо от места нахождения.
Применяя дистанционные образовательные технологии, педагог решает следующие задачи:
Повышение учебной мотивации.
Развитие у обучающихся познавательной активности посредством развития умения работать с различными дополнительными источниками информации, которые требуют использования технических возможностей компьютера и сети Интернет.
Развитие у обучающихся самостоятельности в учебном процессе.
Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий являются:
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе электронная почта, видеосвязь, Интернет-конференции, on-line - тесты);
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; позволяющий использовать ученику необходимые учебные ресурсы для реализации индивидуальных учебных интересов;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.
В процессе преподавания русского языка можно использовать презентации, видео и аудиофайлы, тесты по различным темам, электронные учебники и тренажеры, звуковые диктанты и изложения, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д.
В последнее десятилетие созданы цифровые платформы, имеющие широкие функциональные возможности, образовательный контент и методические материалы, покрывающие бόльшую часть основной программы общего образования. Они могут быть использованы как в деятельности общеобразовательного учреждения, так и для организации индивидуального образовательного процесса в рамках дистанционного обучения.
Учителю – словеснику можно использовать следующие ресурсы:
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://www.gramota.ru/
Videouroki.net
Образовательный сайт Инфоурок
Сайт Кабинет русского языка и литературы Русский язык.-URL:5-11http://ruslit.ioso.ru/
Электронная библиотека - тексты русской литературы http://public-library.narod.ru/
Образовательный портал для подготовки к экзаменам.-URL:http://rus.reshuege.ru/
Уроки литературы позволяют организовать просмотр видеоматериалов как иллюстративный материал к изучаемым произведениям, помогающие сопоставить авторскую и режиссёрскую интерпретацию, сравнить фрагменты художественного текста и видеофрагмента, выполнить задания на восстановление сюжетной линии произведения, проанализировать поэтический текст, а также организовать беседы по просмотренному эпизоду.
Результатом просмотра таких лекций становится конспект просмотренного материала.
Самоконтроль знаний, умений, навыков учащиеся могут осуществлять с помощью дистанционных технологий:
Методы дистанционного обучения обязательно должны включать в себя традиционные виды деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: работа с учебником, письменные работы в тетрадях, устный опрос, выполнение иллюстраций, чтение, пересказ, анализ текста, чтение наизусть, выполнение различных творческих работ и многое другое.
Таким образом, дистанционное образование не может заменить в полном объеме непосредственное сотрудничество ученик – учитель, но при грамотном использовании становится хорошим помощником в реализации образовательных программ.
При рациональном сочетании дистанционных и здоровьесберегающих технологий процесс обучения дает очевидные результаты, главным из которых становится повышение учебной мотивации.
Бесспорным является тот факт, что использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении помогает создать атмосферу взаимного сотрудничества, позволяет учащемуся чувствовать поддержку со стороны преподавателя, может способствовать установлению более доверительных отношений между участниками образовательного процесса и, таким образом, индивидуализации обучения.
Опыт применения дистанционных технологий дает право говорить о ряде преимуществ такого обучения:
Для обучающихся становится доступной «перекрестная» информация, так как открывается возможность обращения к альтернативным источникам информации при использовании технических возможностей компьютера, ресурсов сети Интернет.
Индивидуализация процесса обучения, которая предполагает организацию разнопланового сопровождения и поддержки учащихся со стороны педагога.
Повышение качества и доступности образовательного процесса ввиду возможности использования автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля и т.п.
Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся за счет повышения самоорганизации, взаимодействия с современной компьютерной техникой.
Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, так как предполагает следующие умения и навыки:
Вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах.
Организовывать хранение информации, ее анализ и выбор адекватных форм ее представления с помощью современных мультимедийных технологий.
Использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
Время не стоит на месте. С развитием новых технологий развивается мир. Прогресс приходит во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование.
Но пока еще все только начинается, на пути возникает множество вопросов и проблем в использовании дистанционных образовательных технологий, которые всем нам предстоит решать.
Список литературы
1.Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2007.
2.Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 307-315.
3.Ибрагимов И. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Академия, 2017.
4.Методические рекомендации по изучению учебных предметов «Русский язык», «Литература» в 2020 -2021 учебном году/сост. Мельникова Л. В., Король Г. Н., Рубинская Н. О.- ГОУ ДПО «ДонРИДПО».-Донецк: Истоки, 2020.- 144с.
5.Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практическое пособие /Н. В. Никуличева.-М.: Федеральный институт развития образования, 2016.-72с.
6.Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006.
7.Романов А, Торопцев В. Технология дистанционного обучения: Юнити-Дана, 2020.
8.Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36. – С. 26-30.
9. Экспресс – анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционном формате/И. А. Карлов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт, Д.О. Шонов; Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики», Институт образования. - М.:НИУ ВШЭ, 2020.- 56с.