kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья«Формирование речевой культуры ученика в процессе обучения».Сборник «Слово.Словарь.Словесность.Материалы Всероссийской научной конференции.СПб."

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В статье рассматриваются различные формы и виды деятельности обучающихся по развитию речи, представлены разнообразные практические материалы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья«Формирование речевой культуры ученика в процессе обучения».Сборник «Слово.Словарь.Словесность.Материалы Всероссийской научной конференции.СПб."»

Формирование речевой культуры ученика в процессе обучения.


Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку. Коммуникативное воспитание играет особую роль в формировании социально активной личности.

Формирование речевой культуры ученика в процессе обучения – важная задача, стоящая перед учителями. Ещё в начальной школе проводится работа по развитию речи детей, в средней школе продолжается это важное, значимое и необходимое дело.

Речевая культура детей воспитывается как в повседневном, непосредственном общении учителя и ученика, так и в процессе обучения.

Большую роль в этом играют, конечно, специальные уроки развития речи, на которых ребята узнают об особенностях и возможностях разных языковых стилей, учатся правильно строить высказывания, выбирая нужный стиль и тип речи, оценивая речевую ситуацию.

Наиболее благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности, т.е. в условиях, приближенных к естественной коммуникации, обеспечивающих сознательность в построении высказывания. Различного вида ситуативные упражнения, моделирование речевого высказывания дисциплинируют мышление, обостряют чувство родного языка, приучают гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий к данным условиям речи. Ситуативные упражнения повышают речевую культуру учащихся и - через неё – культуру поведения в целом.

Говоря о речевой культуре ученика, необходимо отметить, что формирование её происходит непросто, т.к. очень часто приходится исправлять то, что ребенок слышит с первых дней в семье, от родителей и осознаёт как единственно правильное. Это касается особенностей произношения, ударения, образования форм слов, построения предложений. (Часто говорят: ложить, ехай, евоный, звОнит, красивЕй ит.п.) Не улучшают речь наших детей и так называемые слова-паразиты: как бы, это, вот, типа и т.п. – они ничего не добавляют с точки зрения содержания, а лишь загромождают, засоряют язык. К сожалению, мы нередко встречаемся и с грубым просторечием, которое также идёт из среды общения ребёнка.

Культура речи – это не только правильно подобранные слова и грамотно выстроенные высказывания. Это и интонация, и манера общения, внятность произношения звуков и слов. На это тоже обращается большое внимание.

Мы говорим о речевом этикете, о правилах общения, о том, что надо помнить, где говоришь, с кем и с какой целью, то есть оценивать речевую ситуацию. Например, урок в 5 классе "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова». (См. конспект урока).

Детям предлагаются жизненные ситуации, они должны выбрать соответствующие речевые обороты, этикетные слова («разговор по телефону»,

«в библиотеке», обращение к сверстнику, к старшему /близкому человеку/, незнакомому, знакомому /официальному лицу/).

Обсуждаются с учащимися формы выражения приветствия, прощания, благодарности, просьбы. Из нескольких предложенных вариантов выбираются нейтральные и стилистически окрашенные.

Такие уроки культуры речи проходят интересно, живо. В классе не остаётся равнодушных, все участвуют, стараются. Инсценируя какую-то ситуацию, получают возможность убедиться в том, насколько важна речевая культура. (См. конспект урока "Умеем ли мыупотреблять в речи этикетные слова»).

В программе М.М.Разумовской как раз и усилена речевая направленность курса. Здесь ставится задача развития умения говорить на лингвистические темы, строить высказывание, выбирая нужный стиль и тип речи, отбирая лексический материал, соответствующие грамматические формы и синтаксические конструкции. Предусматривается систематическая работа по орфоэпии. Почти на каждом уроке даётся задание на определение ударения в словах, правильного произношения.

Тип задания: найти слово, в котором правильно поставлено ударение ( досУг, квАртал, облЕгчить, звОнит); найти слово, в котором неправильно поставлено ударение ( тОрты, жалюзИ, бАнты, избАлованный); правильно произнести слова с орфоэпическими пометами (работа выполняется с орфоэпическим словарём).

В каждой теме предлагаются задания по словообразованию, формообразованию, расширению словарного запаса. Используются различные виды словарей, объясняются правила работы с ними (толковый, этимологический, синонимов, орфографический, словообразовательный).

Так, довольно много сложностей возникает в связи с употреблением в речи несклоняемых существительных, кратких прилагательных, прилагательных и наречий в формах степеней сравнения, числительных.

Предлагаются задания:

1. восстановить деформированный текст;

2. выбрать из группы синонимов наиболее подходящее слово;

3. найти и исправить ошибки в образовании форм слов (самый интереснейший,

более интереснее, новая тюль, с двадцать пятью книгами ит.п.);

4. образовать формы степеней сравнения прилагательных и наречий.

При изучении всех тем выполняются задания на отработку орфоэпических,

грамматических, речевых норм:


  1. предлагаем найти ошибки в предложениях с тавтологией:

Вскоре в городе подпольщики организовали подпольную организацию.

  1. Составить словосочетание с незнакомыми (малознакомыми) словами. Закрепляем знание, употребление слова.

  2. Предлагаем работу с фразеологизмами:

а) подобрать фразеологизмы с заданным словом (рука, нос, нога…);

б) выяснить значение фразеологизма в словаре;

в) составить предложение (закрепление употребления);

г) подобрать фразеологизмы - синонимы, антонимы.

Изучая теоретический материал, стараемся предупреждать возможные ошибки в образовании слов и форм слова:


  1. в образовании форм числительного:

задания:

  • просклонять числительное (особенно в творительном падеже);

  • составить предложение с ОБА,ОБЕ;

  • составить предложение с собирательным числительным;

  • найти ошибку в употреблении числительного;

  1. в образовании форм существительных родительного падежа множественного числа:

задания:

    • поставьте в форму родительного падежа множественного числа;

    • вставьте окончания, проверьте по словарю ( профессор – профессора,

слесарь - слесари, шофёр – шофёры, кучер – кучера,

директор – директора, договор – договоры);


  1. в употреблении местоимений:

задания:

  • работа с текстом (выбрать нужную падежную форму местоимения);

  • пересказ от первого, третьего лица;

  1. ошибки в согласовании и управлении:

задания:

  • составьте словосочетания;

  • подберите вопросы;

  • найдите ошибки;


поделиться (чем?) удивляться (чему?)

преисполнен (чего?) наполнен (чем?)

утверждать (что?)


В работе над культурой речи используется множество разнообразных заданий и примеров. Одни из них требуют времени целого урока, другие нескольких минут, но все играют большую роль в формировании коммуникативной культуры.

Работая над сочинениями, изложениями, устными высказываниями, обращаем внимание на речевые и грамматические ошибки, учим править текст с учётом тех помет, которые делаются при проверке работ.

Речевая культура – важная составляющая системы воспитания и образования. Формирование её не назовешь простым делом. Но мы понимаем, насколько это необходимо для того, чтобы дети научились осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка.

Использование разнообразных форм и видов работ по культуре речи, безусловно, даёт положительные результаты, хотя проявление их достаточно отдалено во времени. Но, как показывает опыт, кропотливая работа в этом направлении не проходит даром.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Винюкова Татьяна Васильевна

Дата: 08.11.2020

Номер свидетельства: 562813


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства