Просмотр содержимого документа
«Статья«Формирование речевой культуры ученика в процессе обучения».Сборник «Слово.Словарь.Словесность.Материалы Всероссийской научной конференции.СПб."»
Формирование речевой культуры ученика в процессе обучения.
Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку. Коммуникативное воспитание играет особую роль в формировании социально активной личности.
Формирование речевой культуры ученика в процессе обучения – важная задача, стоящая перед учителями. Ещё в начальной школе проводится работа по развитию речи детей, в средней школе продолжается это важное, значимое и необходимое дело.
Речевая культура детей воспитывается как в повседневном, непосредственном общении учителя и ученика, так и в процессе обучения.
Большую роль в этом играют, конечно, специальные уроки развития речи, на которых ребята узнают об особенностях и возможностях разных языковых стилей, учатся правильно строить высказывания, выбирая нужный стиль и тип речи, оценивая речевую ситуацию.
Наиболее благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности, т.е. в условиях, приближенных к естественной коммуникации, обеспечивающих сознательность в построении высказывания. Различного вида ситуативные упражнения, моделирование речевого высказывания дисциплинируют мышление, обостряют чувство родного языка, приучают гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий к данным условиям речи. Ситуативные упражнения повышают речевую культуру учащихся и - через неё – культуру поведения в целом.
Говоря о речевой культуре ученика, необходимо отметить, что формирование её происходит непросто, т.к. очень часто приходится исправлять то, что ребенок слышит с первых дней в семье, от родителей и осознаёт как единственно правильное. Это касается особенностей произношения, ударения, образования форм слов, построения предложений. (Часто говорят: ложить, ехай, евоный, звОнит, красивЕй ит.п.) Не улучшают речь наших детей и так называемые слова-паразиты: как бы, это, вот, типа и т.п. – они ничего не добавляют с точки зрения содержания, а лишь загромождают, засоряют язык. К сожалению, мы нередко встречаемся и с грубым просторечием, которое также идёт из среды общения ребёнка.
Культура речи – это не только правильно подобранные слова и грамотно выстроенные высказывания. Это и интонация, и манера общения, внятность произношения звуков и слов. На это тоже обращается большое внимание.
Мы говорим о речевом этикете, о правилах общения, о том, что надо помнить, где говоришь, с кем и с какой целью, то есть оценивать речевую ситуацию. Например, урок в 5 классе "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова». (См. конспект урока).
Детям предлагаются жизненные ситуации, они должны выбрать соответствующие речевые обороты, этикетные слова («разговор по телефону»,
«в библиотеке», обращение к сверстнику, к старшему /близкому человеку/, незнакомому, знакомому /официальному лицу/).
Обсуждаются с учащимися формы выражения приветствия, прощания, благодарности, просьбы. Из нескольких предложенных вариантов выбираются нейтральные и стилистически окрашенные.
Такие уроки культуры речи проходят интересно, живо. В классе не остаётся равнодушных, все участвуют, стараются. Инсценируя какую-то ситуацию, получают возможность убедиться в том, насколько важна речевая культура. (См. конспект урока "Умеем ли мыупотреблять в речи этикетные слова»).
В программе М.М.Разумовской как раз и усилена речевая направленность курса. Здесь ставится задача развития умения говорить на лингвистические темы, строить высказывание, выбирая нужный стиль и тип речи, отбирая лексический материал, соответствующие грамматические формы и синтаксические конструкции. Предусматривается систематическая работа по орфоэпии. Почти на каждом уроке даётся задание на определение ударения в словах, правильного произношения.
Тип задания: найти слово, в котором правильно поставлено ударение ( досУг, квАртал, облЕгчить, звОнит); найти слово, в котором неправильно поставлено ударение ( тОрты, жалюзИ, бАнты, избАлованный); правильно произнести слова с орфоэпическими пометами (работа выполняется с орфоэпическим словарём).
В каждой теме предлагаются задания по словообразованию, формообразованию, расширению словарного запаса. Используются различные виды словарей, объясняются правила работы с ними (толковый, этимологический, синонимов, орфографический, словообразовательный).
Так, довольно много сложностей возникает в связи с употреблением в речи несклоняемых существительных, кратких прилагательных, прилагательных и наречий в формах степеней сравнения, числительных.
Предлагаются задания:
1. восстановить деформированный текст;
2. выбрать из группы синонимов наиболее подходящее слово;
3. найти и исправить ошибки в образовании форм слов (самый интереснейший,
более интереснее, новая тюль, с двадцать пятью книгами ит.п.);
4. образовать формы степеней сравнения прилагательных и наречий.
При изучении всех тем выполняются задания на отработку орфоэпических,
грамматических, речевых норм:
предлагаем найти ошибки в предложениях с тавтологией:
Вскоре в городе подпольщики организовали подпольную организацию.
Составить словосочетание с незнакомыми (малознакомыми) словами. Закрепляем знание, употребление слова.
Предлагаем работу с фразеологизмами:
а) подобрать фразеологизмы с заданным словом (рука, нос, нога…);
б) выяснить значение фразеологизма в словаре;
в) составить предложение (закрепление употребления);
г) подобрать фразеологизмы - синонимы, антонимы.
Изучая теоретический материал, стараемся предупреждать возможные ошибки в образовании слов и форм слова:
в образовании форм числительного:
задания:
просклонять числительное (особенно в творительном падеже);
составить предложение с ОБА,ОБЕ;
составить предложение с собирательным числительным;
найти ошибку в употреблении числительного;
в образовании форм существительных родительного падежа множественного числа:
задания:
поставьте в форму родительного падежа множественного числа;
вставьте окончания, проверьте по словарю ( профессор – профессора,
работа с текстом (выбрать нужную падежную форму местоимения);
пересказ от первого, третьего лица;
ошибки в согласовании и управлении:
задания:
составьте словосочетания;
подберите вопросы;
найдите ошибки;
поделиться (чем?) удивляться (чему?)
преисполнен (чего?) наполнен (чем?)
утверждать (что?)
В работе над культурой речи используется множество разнообразных заданий и примеров. Одни из них требуют времени целого урока, другие нескольких минут, но все играют большую роль в формировании коммуникативной культуры.
Работая над сочинениями, изложениями, устными высказываниями, обращаем внимание на речевые и грамматические ошибки, учим править текст с учётом тех помет, которые делаются при проверке работ.
Речевая культура – важная составляющая системы воспитания и образования. Формирование её не назовешь простым делом. Но мы понимаем, насколько это необходимо для того, чтобы дети научились осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка.
Использование разнообразных форм и видов работ по культуре речи, безусловно, даёт положительные результаты, хотя проявление их достаточно отдалено во времени. Но, как показывает опыт, кропотливая работа в этом направлении не проходит даром.