kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СтатьяРРАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА – один из путей повышения языковой культуры учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предлагается учителю русского языка и литературы, который активно работает над развитием речи учащихся, начиная с 5 класса.В ней приведены интересные тектсы из литератукрных произведений, даны интерсные виды работы по тексту.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СтатьяРРАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА – один из путей повышения языковой культуры учащихся.»

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА –

один из путей повышения языковой культуры учащихся.


Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой всё выражается на нём – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», негодования, искрящаяся шалость, и потрясающая страсть.

(А.Герцен)

Текст представляет собой такую структуру, в рамках которой объединяются все элементы языка, все его единицы. Следовательно, при изменении единиц языка в школе целесообразно раскрыть их свойства и функциональные возможности с помощью текста, на текстовой основе.

Кроме того, текстообразующая функция языковых единиц проявляется и на композиционном уровне: они способны придавать тексту определенную структуру, необходимую композиционную форму, связывать воедино, с учетом коммуникативного намерения, общего замысла и цельного смысла, характеризующего текст, отдельные предложения и части высказывания.

Читая и анализируя образцы, учащиеся осознают, какие средства языка (почему именно они) позволяют добиться нужных качеств текста, какую роль в нем играет изучаемое понятие.

Текст является тем дидактическим материалом, который цементирует всю работу по усвоению грамматических явлений, придает ей коммуникативную направленность, обеспечивает формирование у школьников речевых умений в естественных условиях.

Как правило, текст является дидактическим материалом, иллюстрирующим особенности употребления изученных единиц. При этом в большинстве случаев текст используется на этапе обобщения и закрепления изученного.

В последние годы всё больше количество учителей, методистов, авторов учебников активнее обращают внимание на работу с текстом. Важнейшим звеном подобного изучения языковых единиц становится:

1) овладение определенной системой знаний об основных признаках выразительности речи;

2) овладение способами образного высказывания;

3) работа с образцами русской речи; специальный анализ которых помогает ученикам оценить выразительность высказывания на базе осознанного восприятия языковых средств.

Знания о тексте накапливаются у школьников постепенно, начиная с 5 класса.

В 5 классе, на основании представленного материала по теме «Текст», предлагаем при комплексном анализе текста (в конце учебного года) выполнить еще и элементарные «упражнения на узнавание». В связи с этим целью 1 этапа анализа текста могут быть такие задания:

  • определить стиль текста,

  • определить тип речи,

  • определить вид связи предложений в тексте,

  • определить лексические средства языка (антонимы, синонимы и т.д.),

  • выполнить элементарные упражнения на узнавание.

Предлагаю несколько вариантов текстов для анализа по русскому языку в 5 классе для комплексного повторения в конце учебного года (можно и в течение учебного года):

. Прочитать текст, озаглавить. Списать, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

В л…су торжествен.. т..шина. Кусты (под) высок.. д..ревьями дру.. перед другом выставляют(?)ся: кто больше сохр..нил на себе з..лотых монеток?

На г..ре ст..ит лес за лесом со..нце в..сходит. И каждое ч..рное дерево укладыва..т на белую от мороза землю г..лубую тень. А белые просветы между д..ревьями сюда врыва..тся пуч (?)ками светлые лучи и последн.. з..лотые листики горят, как и вправду золотые.

На р..ке еще, у самого бер..га, нет ни стёклышка.

(По М.Пришвину)

Грамматические задания:

  1. Определите тему и основную мысль данного текста. Как связаны между собой предложения.

  2. Подберите к слову лес однокоренные слова, 2-3 из них разберите по составу.

  3. Произвести синтаксический разбор предложения: И каждое черное дерево.. .

  4. Выписать сложное предложение, составить его схему.

  5. Выписать из текста 3-4 слова, в которых звуков меньше, чем букв:

Образец: больше – 6б, [бол’шэ] – 5 звуков. Произвести фонетический разбор одного слова.

  1. Выпишите из текста слова, которые приобрели переносное значение.

  2. Выписать имена существительные в три столбика: женского, мужского, среднего рода.

  3. Выписать словосочетания «прилагательное + существительное», обозначить окончание прилагательных, определить их падеж.

  4. Выписать глаголы, обозначить окончания, определить спряжение.

  5. Произвести морфологический разбор существительного, прилагательного и глагола.

.Прочитать текст, озаглавить. Списать, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Р..бята соб..рали лекарственные травы и заб..ли в вековой ельник. Всюду цв..ли ландыши. Крохотные белые к..локольчики и (с,з)пускали уд..вительно неж.. аромат. Р..бята сели на п..нёк и затихли.

Вдруг из?за куста выскочили л..сица и выбежали на луговину. Плутовка понюхала одну кисточ(?)ку ландышей другую и пов..лилась на бок. Она к..талась поднимала под себя ландыши нат..ралась ими потом перевернулась на спину подняла лапы и замерла. Пол..жала лиса села столбиком опять она понюхала ландыши и поб..жала своей д..рогой.

Р..бята уд..влялись: «Неужели лисица захотела, чтобы её шубка пахла ландышами?»

(Из журнала «Юный натуралист»)

Задания:

  1. Определить тему и основную мысль текста.

  2. Как связаны между собой предложения в тексте?

  3. Выписать из текста словосочетания: «глагол + существительное», «прилагательное + существительное», «существительное + существительное». Разобрать словосочетания.

  4. Произвести синтаксический разбор предложения: Крохотные белые колокольчики… .

  5. Выписать сложное предложение, составить его схему.

  6. Выписать 3-4 слова, в которых букв больше, чем звуков (н-р: каталась [каталас’] – 8б, 7зв). Произвести фонетический разбор одного слова.

  7. Выпишите синонимы к слову лиса. Есть ли еще в тексте слова – синонимы?

  8. Выпишите глаголы, в которых есть приставки, 3-4 разберите по составу, один – морфологически.

  9. Выписать прилагательные, обозначив окончания, произвести морфологический разбор одного прилагательного.

  10. Выписать существительные единственного числа, произвести морфологический разбор одного имени существительного.

. Прочитать текст, озаглавить. Списать, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

В норк.. у бурундука две комнатки. В одной он ж..вёт а в другую уб..рает з..пасы на зиму.

Вот ранн.. летн.. утром выб..гает бурундук из норки взб..рается на п..нёк и нач..нает умыват(?)ся. В лучах утренн.. со..нца блестят ч..рные п..лоски на его спик.. .

Пора за работу! Бурундук рыска..т по лесу под..рает поч(?)Ки орехи и унос..т к себе в кладовую. Здесь у него уже много з..пасов.

Но вот наступа..т з..ма зам..рает жиз(?)нь в лесу.Бурундук спосойно засыпа..т в норке. Иногда он проснёс(?) переб..рет(?) из комнатки в кладовую поест и опять спать.

(По В.Брагину)

Задания:

  1. Определить тему и основную мысль текста.

  2. Как связаны между собой предложения в тексте?

  3. Выписать из текста словосочетания: «глагол + существительное», «прилагательное + существительное», «существительное + существительное».

  4. Произвести синтаксический разбор предложения: В лугах утреннего солнца… .

  5. Выписать сложное предложение, составьте его схему.

  6. Найти и выписать слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Произвести фонетический разбор слова живёт.

  7. Выписать из текста 2-3 многозначных слова. С одним из слов составить словарную статью, два слова разобрать по составу.

  8. Выписать глаголы 3-го лица ед. и мн. Числа, определить их, спряжение, выделить окончание. Произвести морфологический разбор одного из глаголов.

  9. Выписать имена прилагательные, определить их разряд. Произвести морфологический разбор одного прилагательного.

  10. Выписать имена существительные в три колонки:

а) 1-ое спряжение,

б) 2-ое спряжение,

в) 3-е спряжение, определить их падеж. Произвести морфологический разбор одного из существительных.

IY.Прочитать текст, озаглавить. Списать, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Л..сных зверей половодье гон..т на возвышенные места. Мыши спасают(?)ся на корягах и птичьих гнёздах. Лисы заб..рают(?)ся на деревья и Сид..т там в одидан.. спада в..ды. Зайцы спасают(?) от в..ды бегством или соб..рают(?)ся большими группами на бугорках которые ещё не зат..пила в..да.

На островке суетят(?)ся зайцы становят(?)ся столбиком зам..рают. Среди ушаст.. зверей вдруг зам..чаешь лисицу барсука. Б..да всех прим..рила.

Появлен.. лодки встречает(?)ся со страхом. Зайцы начина..т кидат(?)ся в воду, но они вынуждены быстро возвращат(?)ся.

(По В.Пескову)

Задание:

  1. Определить тему и основную мысль текста.

  2. Как связаны между собой предложения в тексте?

  3. Выписать из текста словосочетания: «глагол + существительное», «прилагательное + существительное», «существительное + существительное». Выписанные словосочетания разобрать.

  4. Произвести синтаксический разбор предложения: Лесных зверей половодье.

  5. Выписать сложное предложение, составьте его схему.

  6. Выписать 3-4 слова, где звуков больше, чем букв (н-р: ёж[йош]- 2б, 3 зв.). Произвести фонетический разбор одного слова.

  7. Найти и выписать 2-3 группы форма слова. 2 – слова разобрать по составу.

  8. Выписать имена существительных на –ЬЕ, ИЙ, ИЕ, ИЯ определить падеж. Произвести морфологический разбор существительного.

  9. Выписать имена прилагательные множественного числа, определить их падеж. Произвести разбор прилагательного.

  10. Выписать глаголы на –ТСЯ, -ТЬСЯ, обозначить окончания. Произвести морфологический разбор имени существительного.

Y.Прочитать текст, озаглавить. Списать, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Лес уже сбросил л..ству. Дни наступа..т пасмурные но тихие. Ре..ко бл..снёт солнечный луч(?). В такую пору х..рошо надеть тепл.. куртку высок.. сапоги взять ружьё и отправит(?)ся на охоту.

Пробираеш(?)ся по у..кой тр..пинке среди м..лодых б..рёзок дубов осинок. Мя..кий к..вёр из лист(?)ев уст..лает землю. Как тихо кругом! Только перепрыгнет с ел.. на ель упадёт т..жёлый ж..лудь.

Пр..рода зам..рла в ожидан.. зимы. Скоро пушистые хлопья снега укро..т всю землю она засн..т и (не) проснё(?)ся до самой весны.

(По Г.Скребицкому)

Задания:

  1. Определите стиль речи. Ответ аргументируйте.

  2. Определите тип речи.

  3. Определите тему и основную мысль текста.

  4. Как связаны между собой предложения в тексте?

  5. Определите синтаксические средства языка (антонимы, синонимы и т.д.)

  6. Выписать из текста словосочетания: «глагол + существительное», «существительное + существительное». Выписанные сложные предложения разобрать.

  7. Произвести синтаксический разбор предложения: Мягкий ковёр из листьев… .

  8. Выписать сложное предложение, составьте его схемы.

  9. Выписать слова, где буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука, произвести фонетический разбор одного из них.

  10. Выписать однокоренные слова к слову ЛЕС, подобрать ещё однокоренные слова, 3-4 слова разобрать по составу.

  11. Выписать глаголы, выделить окончания, определить время. Произвести морфологический разбор глагола.

  12. Выписать имена прилагательные единственного числа, выделить окончания, указать падеж. Произвести морфологический разбор имени прилагательного.

  13. Выписать имена существительные мн.числа, выделить окончания, обозначить падеж. Произвести морфологический разбор имени существительного.

(Продолжение следует)

Черная Евгения Александровна,

учитель русского языка и литературы высшей категории, средней школы №7

города Каражал Карагандинской области,

рабочий телефон 310-2-63-89,

дом.телефон 310-8-2-67-01




ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.А.Чеснокова, Р.А.Блюмберг. Сборник диктантов с подготовительными упражнениями по русскому языку (5 класс). М., «Просвещение», 1978.

  2. Л.А.Виноградова. Сборник диктантов по русскому языку. 5 класс. М., «Просвещение», 1985.

  3. Ипполитов Н.А. «Работа с текстом при изучении синтаксиса». (Тема «Сказуемое»), с.16-23, «Русский язык в школе», №3-1991.

  4. Сабынина О.И. Лингвистический анализ текста в классе с углубленным изучением русского языка, с.33-36 РЯШ -№3-1991.

  5. Никитина Е.И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста, с.15-27, (РЯШ-4-2000).

  6. Зотина Т.В. Готовимся к комплексному анализу текста на экзамене, с.39-42 РЯШ-6-2001.


















РАБОТА С ТЕКСТОМ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА –

один из путей повышения языковой культуры учащихся.



Учитель русского языка и литературы

ЧЕРНАЯ Е.А.


12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чёрная Евгения Александровна

Дата: 02.06.2017

Номер свидетельства: 420125


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства