Просмотр содержимого документа
«Статья"Обновление системы образования как основная инновационная стратегия опережающего развития"»
ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ
Исакулова Гульмира Мырзагельдиевна
Юко,с.Казыгурт,школа-гимназия Болашак учитель русского языка и литературы
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Большинство современных стран мира признали необходимость модернизации образования в качестве одной из приоритетных задач,которую им предстоит решить для дальнейшего социально-экономического прогресса.В это число входит и Республика Казахстан,признанная в настоящее время мировым сообществом как страна с рыночной экономикой.За короткий исторический период обретения независимости Казахстан,определив перспективы социально-экономического развития страны,сделал прорыв в экономике.Сегодня страна интегрируется в мировую цивилизацию,активно использует новые прогрессивные технологии.
Произошедшие в Казахстане перемены обусловили процесс проектирования и внедрения новой модели образоваия на основе современных информационных и педагогических технологий.Сегодня акцент ставится на создание благоприятных условий для формирования высокообразованной,конкурентоспособной личности с этическим отношением к миру,творческим типом мышления,развитой мировоззренческой культурой,сохраняющей при этом свою уникальность,неповторимость,одаренность в различных сферах науки и искусства.
Наследие от системы образования бывшего СССР бесценный умственный капитал, необходимо развивать и создавать все новые и более цивилизованные условия для его развития. Нашим Президентом, Нурсултан Абишевичем Назарбаевым поставлена задача создания ядра национального интеллекта :эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне. Это обусловлено несколькими причинами :во-первых, система образования - это одна немногих отраслей экономики, которая затрагивает интересы всех членов общества, во-вторых, система образования является важным фактором роста экономики и национальной безопасности государства.
В настоящее время система образования и уровень гуманитарных знаний выпускников высшей и средней школы далек от требований, диктуемых современных развитием общества. Очевидны плохое владение литературным нормативным языком, неумение грамотно и логично выражать свои мысли, слабое знание истории, культуры и ее ценностей, экономическая, политическая и юридическая безграмотность, примитивное знание иностранных языков. Отсутствие должного уровня образования означает утрату гуманитарных ценностей, погружение в тотальную бездуховность.
Учитывая эти внешние и внутренние вызовы, система образования проходит период глубокой и поэтапной стратегической модернизации. И так как ядром и основной образовательного процесса является учебно-воспитательный процесс, его перестройка всегда играет ключевую роль.
Модернизация затрагивает все уровня образовательного процесса, Основная работа по модернизации характеризуется следующими направлениями:
-развитие функциональной грамотности учащихся: в Казахстане впервые на постсоветском пространстве разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы, который предусматривает развитие у школьников навыков компетентности, способности успешно применять полученные знания в реальной жизненной ситуации;
-апробирование электронного обучения.
-переход на 12-летнее обучение;
-внедрение английского языка в образовательный процесс по всем уровням от школы до университетов,
Воспитательная работа, в рамках Национального плана, направленного на формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, способного творчески мыслить, уметь выбирать профессиональный путь и готового обучаться в течение всей жизни:
В наше стремительное время научно-технического прогресса перед учителем также стоит непростая задача – научить детей учиться, то есть самостоятельно и осознанно добывать знания. В течение всей педагогической практики при построении уроков я стремилась воплотить в жизнь эту истину не только с помощью традиционных методов обучения, но, и, внедряя в планирование различные инновации, информационные технологии, интеграцию предметов, проводя уроки в нестандартных формах: путешествие, викторина, Клуб Веселых Математиков, уроки-сказки. Однако было видно, что знания получаемые детьми в «готовом виде» не могут быть использованы в жизни, забудутся при выходе из школы, либо сразу после получения оценки.
В том, что по старому работать нельзя я убедилась при прохождении курсов по новой трёхуровневой программе переподготовки педагогов, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджского университета. Программа основана на конструктивистской теории обучения, реализуется по средствам семи модулей, основана на трудах педагогов, психологов, философов, процесс обучения рассмотрен с различных сторон. Поэтому, при подготовке к практике, я была полна идеями, с нетерпением ждала, когда их можно будет воплотить в жизнь.
В основе программы лежит конструктивистская теория обучения. Она базируется на утверждении о том, что развитие мышления у учащихся происходит во взаимодействии уже имеющихся знаний с новыми знаниями, полученными от учителя, во время общении со сверстниками либо во время взаимообучения на уроке. В связи с этим учитель должен быть сосредоточен на ученике и организовывать занятия таким образом, чтобы они способствовали развитию у ученика знаний, идей и навыком. Каждый ученик на таких уроках должен быть способен продемонстрировать свои знания, выдвинуть предположения, изменить уже сформированные убеждения либо сформулировать новые знания, Одним словом уметь применить свой знания на практике.
Таким образом, перед учителем устанавливаются обязательства быть восприимчивым к личности ученика, оценка постижения смысла изученного учеником. В связи с этим очень актуальна аналогия с теорией Шульмана, согласно которой компетентный учитель должен обладать тремя помощниками: головой ( т е обладать необходимым объемом теоретическими навыками) и сердцем ( т е должен придерживаться этических и моральных ценностей). А ученик, в свою очередь должен быть активен в обучении и ответственен за него.
Таким образом, в современном мире в совершенствовании деятельности школ ключевой фигурой является учитель, так как именно мы должны «зажигать» в детях искорки интереса к обучению и стремление к самостоятельному получению знаний. Применяя на практике стратегии семи модулей Программы, я увидела, насколько важен для детей сам процесс добычи информации и синтеза знаний, осознание своей важности и значимости в ходе диалога с одноклассниками и учителем, при взаимооценивании и самооценивании. Это подстегивает работать на уроке всех учеников, объединяет класс, способствует развитию интереса к обучению, поскольку весь процесс обучения построен в новой, непривычной форме, когда наряду с серьезной исследовательской работой можно было поиграть с одноклассниками в веселую игру. Новые формы планирования зажгли во мне огонек интереса к работе, планированию на будущее, открыли для меня новые горизонты в профессиональной деятельности. Я хочу передать все это своим ученикам на уроках, которые уже никогда не будут, как прежде.